4.07.0319:07

ИНТЕРВЬЮ ЗАМЕСТИТЕЛЯ МИНИСТРА ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ РОССИИ А.Ю.МЕШКОВА АГЕНТСТВУ «ИНТЕРФАКС» В СВЯЗИ С ПРЕДСТОЯЩИМ ЗАСЕДАНИЕМ РОССИЙСКО-ФРАНЦУЗСКОГО СОВЕТА СОТРУДНИЧЕСТВА ПО ВОПРОСАМ БЕЗОПАСНОСТИ

1552-04-07-2003

  • ru-RU1 fr-FR1



Вопрос: Предстоящее заседание российско-французского Совета - второе по счету. Можно ли уже говорить о конкретных результатах в выработке совместных или скоординированных шагов по противодействию существующим в мире рискам и угрозам, в том числе в сфере нераспространения, о чем говорилось на старте работы Совета?

Планируется ли в этой связи, и если да, то в каком ключе, обсудить на московском заседании северокорейскую и иранскую ядерные проблемы?

Ответ: Российско-французский Совет сотрудничества по вопросам безопасности был создан в соответствии с решением президентов В.В.Путина и Ж.Ширака для углубления взаимодействия России и Франции как по вопросам международной безопасности, так и в области двусторонних отношений.

Основные темы в повестке дня Совета - проблемы глобальной и региональной безопасности, борьба с терроризмом, противодействие распространению оружия массового уничтожения. В его рамках сформированы совместные рабочие группы по нераспространению и по борьбе с новыми угрозами и вызовами. С подключением экспертов ведется проработка ряда конкретных направлений двустороннего сотрудничества и согласованных инициатив в этих областях.

Хотел бы привести также несколько примеров продуктивного российско-французского взаимодействия в многосторонних форматах.

При активном участии наших двух стран на саммите Россия-ЕС в Санкт-Петербурге и на международной конференции в Париже в мае с.г. приняты важные решения по координации международных усилий в борьбе с наркоугрозой, связанной с нелегальной транспортировкой наркотиков из Афганистана в Европу через Центральную Азию.

Россия конструктивно взаимодействовала с французским председательством при подготовке решений саммита «Группы восьми» в Эвиане, одним из которых стало принятие плана действий по укреплению антитеррористического потенциала третьих стран в тесной координации с Контртеррористическим комитетом ООН.

В рамках «восьмерки» достигнута договоренность о достаточно весомом финансовом вкладе Франции в реализацию программы Глобального партнерства - речь идет о проектах содействия утилизации снятых с вооружения российских ядерных подводных лодок и запасов химического оружия.

Что касается вопросов, относящихся к ядерным программам КНДР и Ирана, то речь идет о необходимости обеспечения безъядерного статуса Корейского полуострова, возвращения Северной Кореи в Договор о нераспространении ядерного оружия, открытости этих двух стран в ядерной области, их всемерного сотрудничества с МАГАТЭ.

Вопрос: Американская сторона продолжает выступать против идеи многополярного мира. Как на эту проблему смотрят Россия и Франция в контексте стратегического взаимодействия?

Ответ: Когда мы в России говорим о многополярности, то не считаем, что человечество обречено на повторение истории формирования враждующих союзов и коалиций, отличавших дипломатию XIX века. С нашей точки зрения, многополярность в эпоху глобализации - это, наоборот, механизм объединения усилий ведущих государств и центров влияния современного мира в интересах совместного поиска ответов на масштабные вызовы современности. Перед Россией, США, Европейским союзом, Японией, Китаем, Индией и другими странами стоят по существу общие задачи - противостоять подъему международного терроризма, распространению оружия массового уничтожения, наркотиков, преступности, массовых эпидемий, способствовать урегулированию региональных конфликтов. Именно понимание этой реальности лежало в основе создания широкой антитеррористической коалиции. Мы приветствуем последовательное восстановление ее единства после иракского кризиса, выступаем за ее укрепление. Эта неформальная коалиция может и должна стать одним из важнейших элементов будущего мироустройства, в основе которого должны быть принципы и нормы международного права, а главной опорой служить многосторонние институты, прежде всего ООН.

В то же время очевидно, что мир остается многообразным в культурном и цивилизационном смысле, да и во многих других аспектах. Приверженность демократическим ценностям и рыночной экономике не означает унылого однообразия, которое, как известно, губительно и для природы, и для человеческого общества. Поэтому управление сложнейшими процессами современного мира должно строиться не по модели «ведущих» и «ведомых» государств, а за счет выхода на качественно новый уровень гармонизации позиций и согласования действий международного сообщества.

Вопрос: Чем объясняется то обстоятельство, что в формате такого Совета Россия взаимодействует в Европе только с Францией?

Как в России относятся к мнению о том, что европейскую безопасность должны обеспечивать сами европейцы?

Ответ: Создание Совета - результат произошедшего за последние годы существенного расширения взаимодействия России и Франции в международных делах, в основе которого - сходство взглядов Москвы и Парижа на процессы мирового развития, близость или совпадение подходов к решению наиболее острых проблем в сфере международной безопасности.

Российско-французское партнерство не направлено против кого-либо, оно органично вплетается в ткань многогранного международного сотрудничества на благо безопасности и стабильности как Европы, так и других регионов мира.

Мы открыты к самому широкому сотрудничеству в сфере безопасности и с другими странами нашего континента, что, кстати, уже происходит.

Что касается второй части Вашего вопроса, то я бы сказал так: защита собственного дома, прежде всего, задача для нас самих, а Европа - общий дом для всех европейцев. Вместе с тем само понятие европейской безопасности не ограничено исключительно географическими рамками. Пример тому - состав участников, скажем, Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе.

4 июля 2003 года

x
x
Дополнительные инструменты поиска