25.11.1917:28

Выступление и ответ на вопрос СМИ Министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Лаврова в ходе совместной пресс-конференции с Министром иностранных дел Непала П.К.Гьявали, Москва, 25 ноября 2019 года

2437-25-11-2019

  • de-DE1 en-GB1 es-ES1 ru-RU1 fr-FR1

Уважаемые дамы и господа,

Переговоры были весьма содержательными. Это наша первая встреча. Мы придаем ей особое значение. Предыдущий полноформатный визит главы внешнеполитического ведомства Непала в Россию состоялся в 2005 г.

Переговоры подтвердили, что нынешняя встреча была весьма своевременной с точки зрения полноценного развития всех направлений наших отношений. Непал – наш давний партнер в Южной Азии. С момента установления дипломатических отношений в 1956 г. наше взаимодействие неизменно основывалось на принципах взаимного уважения, доверия, учета интересов друг друга.

В очередной раз узы дружбы, связывающие наши народы, прошли проверку на прочность в 2015 г., когда после разрушительного землетрясения в Непале Россия оперативно направила в зону стихийного бедствия сводный отряд спасателей, медиков, гуманитарную помощь. Мы активно способствовали оперативному принятию на Генеральной Ассамблее ООН резолюции о мобилизации срочной дополнительной помощи Непалу.

Сегодня мы отметили устойчивое развитие политического диалога, в т.ч. по парламентской линии. В этом году состоялся обмен визитами Председателей Верховных судов России и Непала. Констатировали позитивную динамику товарооборота, хотя абсолютные цифры пока еще не впечатляют. Объемы торговли можно увеличивать, как наращивая обмен традиционными товарами, так и стремясь найти пути диверсификации торгово-экономических и инвестиционных связей. В этой связи мы обратили внимание на хорошие перспективы в энергетической сфере.

В прошлом месяце Российскую Федерацию посетил Министр энергетики, водных ресурсов и ирригации Непала Б.Пун. Он участвовал в Международном форуме «Российская энергетическая неделя», а также провел двусторонние встречи, которые показали перспективность рассмотрения проектов совместного освоения гидроэнергетических ресурсов Непала. В условиях непальского высокогорья хорошо зарекомендовала себя российская авиационная техника. В Непале работают поставленные ранее вертолеты МИ-17. Есть планы на развитие взаимодействия в этой сфере на будущее. Хорошие перспективы и у военно-технического сотрудничества. Мы условились подписать соответствующее соглашение.

Из других вопросов, которые касаются укрепления нашей договорной базы, отмечу согласованные сегодня подходы к ускорению работы над документами в правоохранительной сфере, в области миграции, реадмиссии, реагирования на чрезвычайные ситуации, а также о сотрудничестве между телевизионными каналами России и Непала.

Особое внимание мы уделили необходимости ускорить согласование двусторонней консульской конвенции, которая позволит решить возникающие вопросы о выравнивании режима пребывания российских граждан в Непале и непальских граждан в России, особенно в ситуациях, когда они образуют совместные семьи.

Непал пользуется популярностью у российских туристов. Их число относительно невелико – всего 11 тыс. человек по статистике прошлого года, но оно устойчиво растет. Мы выразили признательность нашему непальскому коллеге за информацию о мерах по дальнейшему развитию национальной туристической индустрии в рамках программы «Посети Непал - 2020». Мы постараемся в ответ на приглашение наших друзей направить российских представителей по официальной, спортивной и культурной линии для участия в соответствующих мероприятиях.

Удовлетворены нашим взаимодействием по линии внешнеполитических ведомств. С 1995 г. весьма продуктивно работает механизм межмидовских консультаций. Мы координируем наши действия на многосторонних площадках, в первую очередь, в ООН и в ее специализированных учреждениях. Этому способствует совпадение наших подходов к ключевым, принципиальным вопросам региональной и глобальной повестки дня, прежде всего, в том, что касается укрепления принципов многосторонности на прочной основе Устава ООН и при сохранении и укреплении центральной роли ООН, при уважении самобытности народов мира, их права самим распоряжаться своей судьбой.

Мы выступили за дальнейшую консолидацию усилий на равноправной, демократичной, многосторонней основе для противодействия многочисленным глобальным вызовам, включая терроризм, изменение климата и различные региональные конфликты.

Мы выразили высокую оценку роли Непала как страны, которая является одним из наиболее крупных поставщиков контингентов для миротворческих операций ООН. Будем поддерживать укрепление позиций наших непальских друзей в руководящих структурах Департамента операций по поддержанию мира ООН и в соответствующих миротворческих операциях «на земле» в различных регионах.

Я весьма удовлетворен итогами переговоров. Они продемонстрировали взаимную готовность сторон к расширению сотрудничества. Господин Министр передал приглашение представителям российского руководства посетить Непал. Мы будем рассматривать эти приглашения конструктивно. Согласуем возможные сроки визитов по дипломатическим каналам.

Благодарю Вас.

Вопрос: Как Вы оцениваете проведение второго заседания Конституционного комитета по Сирии? Дамаск видит основную угрозу Комитету во внешнем вмешательстве. Разделяете ли Вы эту озабоченность? Видите ли Вы предпосылки возможного срыва этого процесса из-за внешнего вмешательства?

Спецпосланник Генерального секретаря ООН по Сирии Г.Педерсен заявил о возможной встрече с Вами. Когда она может состояться? И какие темы могут на ней обсуждаться?

С.В.Лавров: Насколько я знаю, второе заседание Конституционного комитета готовится. Первое заседание как самого Комитета в пленарном составе (150 членов), так и редакционной комиссии (45 членов) прошло позитивно. Стороны согласовали на основе консенсуса все необходимые на данном этапе организационные аспекты своей деятельности. Готовятся ко второму заседанию. Важно, что оно пройдет в режиме, установленном и для полного состава Комитета, и для редакционной комиссии.

Что касается угроз срыва, то угроза есть всегда, так как немало сторонников того, чтобы этот процесс закончился провалом. Тогда можно будет обосновать какие-то действия, включая возможно интенсификацию силового вмешательства в сирийские дела, для того, чтобы реализовать пресловутую смену режима. Напомню, что чуть меньше года назад заседание Конституционного комитета было уже готово. Мы могли бы запустить все процессы, начавшиеся в октябре этого года, уже в декабре прошлого. Но наши западные коллеги из т.н. «малой группы» по Сирии напрямую грубо заставили руководство ООН отказаться от поддержки этого процесса. Это привело к затягиванию наших общих усилий почти на десять месяцев.

Тем не менее, мы руководствуемся не желанием срывать зло на ком-то, а исключительно стремлением содействовать выполнению резолюции 2254 СБ ООН. Надеемся, что и все остальные будут отныне и впредь руководствоваться только этим. В резолюции прямо сказано, что решение всех вопросов, касающихся урегулирования сирийского кризиса, включая подготовку конституционной реформы, должно быть решением самих сирийцев, что все группы сирийского общества – Правительство, все группы оппозиции – должны достичь между собой согласия. Угроза внешнего вмешательства, навязывания сирийским сторонам решений извне существует, но эти попытки прямо противоречат резолюции 2254 СБ ООН, и наши коллеги из ООН, включая Генерального секретаря и его Спецпосланника Г.Педерсена, обязаны жестко пресекать такие попытки.

Что касается нашей потенциальной встречи с Г.Педерсеном, то в начале декабря будет несколько многосторонних мероприятий, где мы можем с ним пересечься. Если у него будет заинтересованность во встрече, конечно, мы ее проведем. Говорить будем о том, о чем я только что упомянул, – что он должен строго руководствоваться своим мандатом, добиваться, чтобы все без исключения уважали принцип достижения договорённости между самими сирийскими сторонами, не допускали каких-либо попыток вмешиваться в этот процесс, тем более такие попытки не должны проистекать из самого офиса Спецпосланника. Тем важнее обеспечивать сбалансированный кадровый состав этого офиса, который должен опираться на закрепленный в Уставе ООН принцип справедливой географической представленности. Об этом мы тоже будем говорить с Г.Педерсеном.

Дополнительные материалы

Видео

Фотографии

x
x
Дополнительные инструменты поиска