31.07.2015:00

Совместный всеобъемлющий план действий по урегулированию ситуации вокруг иранской ядерной программы

Совместный всеобъемлющий план действий (СВПД) по урегулированию ситуации вокруг иранской ядерной программы (ИЯП) стал результатом дипломатических переговоров в рамках «шестерки» (Россия, США, Китай, Великобритания, Франция, Германия) и был окончательно согласован и принят на уровне министров иностранных дел 14 июля 2015 г. в Вене при участии Высокого представителя ЕС Ф.Могерини.

20 июля 2015 г. СБ ООН единогласно принял одобряющую СВПД резолюцию 2231. 15 декабря 2015 г. внеочередная сессия Совета управляющих (СУ) МАГАТЭ приняла резолюцию по Ирану, которая закрывала досье по «предполагаемым исследованиям» Тегерана военно-ядерной направленности, отменила действие всех предыдущих резолюций СУ по иранскому вопросу, определяет четкую перспективу полного закрытия данной темы в Агентстве, а также заложила юридическую основу проверочной деятельности МАГАТЭ в Иране на период реализации СВПД.

СВПД базируется на прочном фундаменте международного права, прежде всего, Договоре о нераспространении ядерного оружия, а также Соглашении о всеобъемлющих гарантиях МАГАТЭ и Дополнительном протоколе к нему.

План действий продемонстрировал, что политико-дипломатическое урегулирование проблем в области ядерного нераспространения действительно возможно. Договоренности были тщательно выверены и опирались на баланс интересов. Российская сторона изначально, еще на этапе разработки Плана действий настаивала на том, что его устойчивость и долгосрочная эффективная реализация может быть обеспечена исключительно на основе поэтапности и взаимности. Данная формула была выдвинута Президентом России В.В.Путиным.

СВПД оказался весьма действенным и позволил купировать запредельное напряжение вокруг ИЯП. Все имевшиеся у МАГАТЭ вопросы к Тегерану были сняты. Иранская сторона добровольно взяла на себя серьезные обязательства по приостановке и ограничению целого ряда аспектов своей ядерной программы, прежде всего, в области обогащения урана. При этом договоренности подтвердили право Ирана развивать мирную ядерную деятельность под контролем со стороны МАГАТЭ. Со всех точек зрения «ядерная сделка» была оптимальным сочетанием обязательств и преимуществ, которые получали участники, а главным бенефициаром оказалось международное сообщество.

 Помимо основной части СВПД содержит пять развернутых технических приложений:

  • обязательства Тегерана в рамках его ядерной программы;
  • порядок отмены антииранских санкций СБ ООН и односторонних рестрикций США и ЕС;
  • перечень сфер возможного сотрудничества с ИРИ в области мирного использования атомной энергии;
  • модальности функционирования Совместной комиссии «шестерки» и Ирана;
  • последовательность взаимных шагов «шестерки» и Ирана.

Начало практической реализации СВПД состоялось 16 января 2016 г. после того, как МАГАТЭ выпустило доклад, подтверждающий, что Тегеран привел свою ядерную программу в соответствие с Планом действий.

Для этого Иран сократил свои уранообогатительные мощности на предприятии в Натанзе до 5060 центрифуг и уровень обогащения урана до 3,67 процентов, демонтировал все остальные центрифуги и связанную с ними инфраструктуру, поместив их на хранение под наблюдением МАГАТЭ. Запасы обогащенного до 5 процентов урана сведены до уровня в 300 кг, а излишки вывезены в Россию. Иранские НИОКР в области обогащения урана будут развиваться в соответствии с согласованной в рамках СВПД ограниченной программой. Два каскада центрифуг на бывшем уранообогатительном предприятие в Фордо при содействии России будут перепрофилированы под производство стабильных изотопов. Другая часть данного объекта должна быть переоборудована под ядерный, физический и технологический центр.

Иран также демонтировал активную зону недостроенного тяжеловодного реактора в Араке. Международный консорциум в составе «шестерки», Ирана и, возможно, третьих стран займется реконфигурацией реактора таким образом, чтобы исключить потенциальную возможность наработки в нем плутония оружейного качества. Все излишки производимой в Иране тяжелой воды, которые будут превышать потребности перепроектированного Арака в объеме 130 тонн, должны продаваться Ираном на международном рынке. Тегеран отказался на 15 лет от развития мощностей по переработке отработавшего ядерного топлива и проведения НИОКР в данной области.

Иран начал применять Дополнительный протокол к Соглашению с МАГАТЭ о гарантиях и модифицированный Код 3.1 (заблаговременное информирование МАГАТЭ о сооружении новых ядерных объектов), которые являются ключом к подтверждению исключительно мирной направленности ИЯП. Кроме того, увеличился штат инспекторов Агентства, которые на постоянной основе находятся на иранских ядерных объектах. У них в распоряжении имеются передовые технологии мониторинга и верификации, такие, например, как электронные печати и электронные системы непрерывного контроля уровня обогащения. В рамках СВПД также сформирован эффективный механизм урегулирования спорных вопросов относительно доступа Агентства на те или иные объекты Ирана, где гипотетически может осуществляться деятельность, не соответствующая СВПД.

В ответ на реализацию Ираном данных мер в ядерной области последовала отмена всех действующих резолюций СБ ООН в отношении Ирана (часть ограничительных мер сохраняется, но они вводятся через отдельное приложение к резолюции СБ ООН 2231), целого ряда односторонних санкций США (в основном финансовых, а также экстерриториального характера и затрагивающих интересы третьих стран) и всех рестриктивных мер со стороны ЕС.

Имелось в виду, что ограничения по линии СБ ООН на экспорт из Ирана всех вооружений и на поставки в Иран вооружений по семи категориям Регистра ООН обычных вооружений сохранятся до 2020 года. Вводился разрешительный порядок осуществления соответствующих поставок – после одобрения со стороны СБ ООН. Аналогичный механизм, но до 2023 года, должен действовать и в отношении поставок в Иран ракетных технологий.

До 2025 года будет функционировать специальный «канал поставок» в Иран товаров ядерного и двойного применения по соответствующим спискам Группы ядерных поставщиков. Осуществление данных поставок потребует получения разрешения со стороны СБ ООН, который будет ориентироваться на рекомендации профильной Рабочей группы Совместной комиссии СВПД. Действие резолюции СБ ООН 2231 продлится до 2025 года, после чего иранский вопрос уйдет из повестки дня Совета Безопасности.

Договоренности предполагали, что все вышеперечисленные ограничительные меры могут быть отменены досрочно в случае появления «расширенного заключения» МАГАТЭ об отсутствии в Иране незаявленных ядерных материалов и деятельности, в направлении разработки которого  Агентство планомерно продвигается.

В рамках резолюции СБ ООН 2231 был предусмотрен механизм возможного восстановления санкций в случае, если один из участников СВПД сочтет, что Иран не выполняет свои обязательства по Плану действий. Восстановление санкционного режима возможно лишь через процедуру, требующую предоставления весомых аргументов при рассмотрении вопроса в Совместной комиссии СВПД, что стало бы своего рода «фильтром» перед вынесением этой темы в СБ ООН, сохраняющим решающую роль в санкционном и других вопросах реализации договоренности. При этом в рамках СБ ООН исключалась возможность автоматизма в восстановлении санкций: участнику, добивающемуся их возобновления, пришлось бы поставить на голосование позитивную резолюцию СБ ООН о сохранении режима отмены санкций и самому же проголосовать против нее.

СВПД и резолюция СБ ООН 2231 также содержат специальные положения о том, что все меры Соглашения не создают каких бы то ни было прецедентов для других стран ни с точки зрения развития ЯТЦ, ни в плане привязки МАГАТЭ.

С приходом новой Администрации США в 2017 г. реализация СВПД столкнулась с серьезным вызовом. Д.Трамп сразу же после избрания президентом США взял курс на подрыв СВПД в рамках выполнения своих предвыборных обещаний. 13 октября 2017 г. в ходе программного выступления по стратегии в отношении Ирана он объявил, что не подтверждает Конгрессу добросовестное соблюдение Ираном СВПД. Тегерану вменялись в вину его политика на Ближнем Востоке, включая поддержку террористических, в понимании Вашингтона, групп, развитие баллистической ракетной программы и несоблюдение прав человека.

Используя приведенные обвинения в адрес Ирана в качестве аргументации, 8 мая 2018 г. Д.Трамп объявил о выходе США из СВПД и восстановлении всего «пакета» односторонних экстерриториальных антииранских санкций, которые отменялись Вашингтоном в рамках реализации всеобъемлющих договорённостей.

В своем докладе СБ ООН в декабре 2018 г. Генеральный секретарь ООН А.Гутерреш выразил сожаление в связи с действиями США по подрыву СВПД, квалифицируя их как «идущие вразрез с резолюцией СБ ООН 2231». и назвав «серьезным вызовом». Позиция Вашингтона вызывает широкое международное неприятие.

8 мая 2019 г. в ответ на деструктивные действия со стороны США и введённые ими санкции президент ИРИ Х.Рухани объявил о приостановке Ираном выполнения части добровольных обязательств по СВПД.

5 января 2020 г. на волне резкого обострения противоречий с США Тегеран объявил о финальном этапе приостановки своих добровольных обязательств по Плану действий. Иранская сторона также подтвердила полную техническую обратимость предпринятых шагов и готовность вернуться к полному соблюдению всех условий СВПД в том случае, если европейские страны устранят пробелы в выполнении своей части «ядерной сделки».

Вместе с тем Иран и по сей день остается самым проверяемым со стороны МАГАТЭ государством в мире и продолжает тесно взаимодействовать с Агентством, в том числе добровольно применяет Дополнительный протокол к Соглашению о всеобъемлющих гарантиях.

x
x
Дополнительные инструменты поиска