31.05.1617:35

Выступление заместителя Министра иностранных дел России О.В.Сыромолотова на антитеррористической конференции ОБСЕ, Берлин, 31 мая 2016 года

1041-31-05-2016

  • en-GB1 ru-RU1

Уважаемый г-н Председатель,

Уважаемые участники конференции,

Рад приветствовать вас  от имени Российской Федерации.

Как и год назад в Вене, хотел бы прежде всего подчеркнуть, что Россия последовательно поддерживает практику ежегодных антитеррористических конференций ОБСЕ. Из года в год эти форумы выводят нас на важные совместные решения, в том числе на уровне Совета министров иностранных дел ОБСЕ.

Не сомневаюсь, что так будет и в этом году – при уверенном лидерстве Германского председательства. 

Продолжаем считать работу ОБСЕ по продвижению международного сотрудничества в противодействии терроризму ключевым направлением в деятельности Организации и ее важнейшим вкладом в европейскую и глобальную безопасность. Это особенно очевидно сегодня – на фоне пробуксовки целого ряда других многосторонних форматов, прежде всего европейских.

Сохраняем надежду, что противостояние общей и нарастающей угрозе терроризма могло бы указать нам путь к преодолению проблем и кризисов в других областях международных отношений. Если, конечно, на то будет политическая воля государств.

Россия призывает всех зарубежных партнеров к формированию по-настоящему глобальной коалиции, «единого фронта» борьбы с международным терроризмом – при центральной координирующей роли ООН, на базе норм и принципов международного права, включая принципы равноправия и суверенитета государств, невмешательства в их внутренние дела.

Международное взаимодействие в борьбе против нынешних лидеров глобального «террористического интернационала» – против ИГИЛ и «Аль-Каиды» – внушает в этом плане определенную надежду.

При этом мы прекрасно понимаем, что окончательно победить терроризм можно только соединив его военное поражение – что, безусловно, необходимо в современных условиях – с недопущением распространения террористической идеологии, с эффективным пресечением материальной поддержки терроризма, которая, к сожалению, до сих пор идет с территорий конкретных государств. Вопреки обязательным к исполнению международным решениям по линии Совета Безопасности ООН.

Приветствуем особый акцент сегодняшней конференции на задачах противодействия насильственному экстремизму, то есть, по сути, на превенции экстремизма и терроризма. 

В последние два года мировое сообщество действительно старается обращать все больше внимания на эту комплексную проблематику – в том числе в интересах противодействия террористическому использованию Интернета и социальных сетей.

Россия давно сформулировала свои цели, организационно-политические и законодательные рамки работы в противодействии экстремизму – в эффективно действующем Федеральном законе 2002 года «О противодействии экстремистской деятельности», в утвержденной Президентом Российской Федерации в ноябре 2014 года «Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года». И это – лишь продолжение и актуальное видение нашего успешного исторического опыта.

Именно этот опыт позволяет нам видеть ошибки в некоторых постулатах начинаемого ныне международного сотрудничества на новом, «антиэкстремистском» направлении.

Во-первых, такое сотрудничество может основываться только на международном праве, Уставе ООН, оптимально – на имеющихся наработках в сфере контртерроризма, в частности, на соответствующих положениях Глобальной контртеррористической стратегии ООН, резолюций Совета Безопасности ООН, универсальных антитеррористических конвенций и протоколов.

Во-вторых, убеждены, что именно государствам должна быть отведена определяющая роль в противодействии «насильственному экстремизму» и, соответственно, в любом международном сотрудничестве на этом направлении.

При этом согласны с тем, что важная задача в современных реалиях для профильных госорганов заключается и в том, чтобы на фоне сохранения и укрепления правоохранительной составляющей борьбы с террористическими и экстремистскими проявлениями активно задействовать потенциал гражданского общества, различных общественных структур, бизнеса, СМИ и традиционных религиозных общин. 

В России важную роль на этом направлении, в частности, во взаимодействии с национальными и конфессиональными общинами, отныне призвано сыграть новое Федеральное агентство по делам национальностей, глава которого, Игорь Баринов, выступит на конференции завтра. В ведении Агентства находится выработка и реализация государственной национальной политики, осуществление мер, направленных на укрепление национального единства и обеспечение межнационального согласия, мониторинг в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений, а также взаимодействие с национально-культурными автономиями и иными институтами гражданского общества, профилактика любых форм дискриминации по признакам расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности.

Отмечу тенденцию, что все активнее на международных площадках становится российское гражданское общество. Вот и на нашем форуме по важнейшей теме противодействия использованию Интернета в террористических целях выступит член Общественной палаты Российской Федерации, директор некоммерческого Фонда исследования проблем демократии Максим Григорьев. Особое ваше внимание обратил бы на работу его фонда в социальных сетях, на представляемые им материалы.

В крайне чувствительной сфере противодействия насильственному экстремизму нельзя навязывать другим шаблонные подходы. Необходимо избегать того, чтобы международные усилия в этой области воспринимались в качестве механизма вмешательства. Это лишь усугубит, в конце концов, экстремистские и террористические угрозы.

Российская Федерация первой на международной арене, причем именно на площадке ОБСЕ, выступила с предложениями по укреплению международного сотрудничества в противодействии феномену т.н. «иностранных террористов-боевиков» (ИТБ). Эта проблема для России, как и для многих стран Европы, стоит остро. В период с 2011 года по настоящее время на территорию иностранных государств, в первую очередь в Сирию и Ирак, для участия в деятельности международных террористических организаций (МТО) выехали порядка 3500 российских граждан.

Те из них, кто когда-нибудь вернутся в Россию, будут способны играть особо опасную роль в пропаганде и распространении экстремизма и терроризма. Поэтому такая деятельность должна быть эффективно пресечена. И у нас на этот счет уже есть позитивный опыт.

За последний период российскими органами предварительного расследования возбуждено около 1100 уголовных дел в отношении лиц, совершивших террористические преступления за пределами нашей страны, в основном, на территории Сирии. Многие осуждены.

Наше национальное законодательство постоянно совершенствуется.

В апреле с.г. в Государственную Думу Российской Федерации внесен новый антитеррористический пакет законопроектов, предлагающий дополнить Уголовный кодекс РФ рядом новых составов преступлений, в том числе установить ответственность за несообщение о преступлении террористического характера, содействие экстремистской деятельности и совершение «акта международного терроризма». Обсуждается введение такой меры, как лишение российского гражданства осужденных террористов со вторым гражданством.

Также законопроект предусматривает штраф до одного миллиона рублей или до 7 лет лишения свободы за публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публичное оправдание терроризма в Интернете. 

Эффективное противодействие терроризму невозможно без надежного перекрытия источников его финансирования, как того требуют резолюции Совета Безопасности ООН и стандарты Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ).

Наиболее актуальными на сегодняшний день являются задачи борьбы с финансовой подпиткой ИГИЛ и других крупнейших тергруппировок на Ближнем Востоке. Успешная работа на этом направлении возможна лишь на основе настоящего международного партнерства.

К сожалению, не все государства добросовестно относятся к своим обязательствам. Так, наибольший объем «экспортируемых» террористами углеводородов и других товаров по-прежнему реализуется через территорию Турции. Встречно проходит основной транзитный маршрут переброски боевиков и оружия. Надежную информацию на этот счет Россия представила в СБ ООН. Закрывая глаза на эту преступную активность, на очевидные факты пособничества террористам, мировое сообщество подрывает свою безопасность, нарушает права своих граждан на защиту от терроризма.

Повторю мною сегодня уже сказанное. Россия убеждена, что важный вклад в профессиональный анализ и объективную оценку новых уровней современной глобальной террористической опасности, а также в действительное объединение усилий мирового сообщества в отражении вызова международного терроризма призвана внести именно ОБСЕ.

Организация наработала значительное число важных документов, продвигающих комплексный подход к решению вопросов безопасности, включая задачи контртерроризма. На этой солидной основе и совместными, партнерскими усилиями мы можем пойти по этому пути дальше.

Россия к такой работе готова, в том числе с участием прибывшей в Берлин авторитетной делегации. Рассчитываем на ответную готовность наших партнеров. Время не ждёт.    

Благодарю за внимание.

x
x
Дополнительные инструменты поиска