27.01.0421:22

Европейская Конференция Министров транспорта (ЕКМТ)

-27-01-2004

 

Европейская Конференция Министров транспорта (ЕКМТ) создана на основе протокола, подписанного правительствами 16 европейских государств (западноевропейские страны при активной роли Комиссии ЕС) в Брюсселе 17 октября 1953 года и вступившего в силу 31 декабря 1953 года.

ЕКМТ организована для предоставления органам стран-участниц, ответственным за принятие решений в области транспортной политики, необходимых сведений научно-исследовательского характера, а также для обмена информацией по новейшим транспортным технологиям и для прямых консультаций в области железнодорожного, автомобильного и водного видов транспорта.

Провозглашенными целями ЕКМТ являются:

- оптимизация использования и устойчивого развития европейского внутреннего транспорта международного значения в региональном и всеобщем масштабах;

- координация и содействие деятельности международных организаций, занимающихся европейским внутренним транспортом.

В настоящее время ЕКМТ объединяет министров транспорта 35 европейских государств, имеющих полноправное членство.

Ассоциированными членами Организации являются Австралия, Канада, США, Япония, Новая Зеландия.

Статус наблюдателя имеют Албания, Армения, Азербайджан, Марокко.

Штаб-квартира ЕКМТ - Франция, Париж, здание Организации экономического развития и сотрудничества (ОЭСР).

Высший руководящий орган ЕКМТ - Совет министров, состоящий из министров, ответственных за внутренний транспорт в составе правительств соответствующих стран.

Председатель Совета избирается сроком на 1 год, избираются также два заместителя Председателя. Совет делает свои заключения по проектам резолюций (постановлений, докладов), представляемых нижестоящими органами.

Комитет заместителей министров состоит из старших должностных лиц, представляющих министров. Комитет проводит 5-6 заседаний в год, в ходе которых рассматривает вопросы, порученные ему Советом; готовит соответствующие материалы для заседаний Совета; проводит мониторинг выполнения решений Конференции.

Исполнительным органом ЕКМТ является постоянно действующий Секретариат, которым руководит Генеральный секретарь.

Секретариат ЕКМТ состоит из двух отделов: организационный (подготовка и проведение конференций) и экономических исследований. Административно он подчиняется Организации по экономическому сотрудничеству и развитию (ОЭСР). Функционально Секретариат не зависит от ОЭСР, а выступает как ее деловой партнер - ОЭСР координирует свою деятельность с ЕКМТ при проведении исследовательских работ и при подготовке докладов, а также представляет ЕКМТ на международных форумах.

Принятие резолюций - наиболее распространенная форма решений Совета ЕКМТ (Резолюция может быть принята лишь частью стран-участниц, при этом остальные могут записать соответствующие оговорки по ним, которые могут быть сняты в любое время).

Постоянные органы ЕКМТ:

- Комитет по безопасности дорожного движения;

- Комитет экономических исследований;

- Группа по международным автомобильным перевозкам.

- Группа по транспорту и окружающей среде;

- Группа по инвестициям в транспортную инфраструктуру;

- Группа по вопросам комбинированного транспорта.

Существуют также органы, предназначенные для изучения некоторых специфических вопросов (группы "Ad-hoc"):

- техническая группа гармонизации и либерализации;

- группа по компьютерным технологиям и телекоммуникациям;

- группа по вопросам инвалидов.

ЕКМТ сотрудничает со многими международными организациями, занимающимися вопросами транспорта. В частности, с Европейской Экономической Комиссией (ЕЭК) ООН и Комиссией Европейских сообществ (КЕС) заключены договоры, позволяющие участвовать в некоторых сессиях на взаимной основе. С ОЭСР поддерживаются связи по программе исследований и сотрудничества в области автомобильного транспорта.

В соответствии с распоряжением Правительства № 2100-р от 16.11.92 г. функция головной организации по сотрудничеству с ЕКМТ возложена на Минтранс России.

В мае 1993 года (на 77-й сессии) Совет Министров ЕКМТ предоставил Российской Федерации статус ассоциированного члена в данной организации (право участвовать во всех заседаниях Совета в качестве наблюдателя, а также получать все документы Конференции).

В соответствии с постановлением Правительства от 17 апреля 1997 г. № 433 Генеральному секретарю ЕКМТ была передана нота МИД России о вступлении Российской Федерации полноправным членом в ЕКМТ. Указанным постановлением также предусмотрено, что ежегодный взнос России в ЕКМТ будет вноситься Минтрансом за счет средств российских перевозчиков.

Единогласным решением Совета Министров от 22 апреля 1997 года Российская Федерация принята в ЕКМТ в качестве полноправного члена с1 июля 1997 года. Все процедурные формальности завершены лишь 17 мая 1999 года - это является официальной датой присоединения России к ЕКМТ.

Вступление России в ЕКМТ означает появление новых возможностей для участия в интеграционных процессах, происходящих в Европе, и способствует формированию общеевропейского рынка транспортных услуг, освоение которого стало более доступным и для российских перевозчиков. Для ЕКМТ представляет интерес использование территории Российской Федерации как транзитной страны с точки зрения создания новых транспортных коридоров, связывающих страны Европы и Азии.

Участие в деятельности ЕКМТ позволяет Российской Федерации использовать разработанные этой организацией документы, статистические данные по транспортным потокам, учитывать инвестиционные транспортные программы других стран с целью координации развития российских транспортных сетей и повышения конкурентоспособности российских перевозчиков.

В практической плоскости значительный интерес для России представляет действующая в рамках ЕКМТ универсальная разрешительная система, основанная на квотной выдаче лицензий странам-участницам на многосторонние международные перевозки грузов в течение года в европейском регионе. Привлекательность указанных лицензий заключается в том, что перевозчик сам может оптимизировать маршрут движения между странами и внутри стран, сокращаются сроки для получения разрешений на каждую поездку, повышаются объемы перевозимых грузов и уровень сервисного обслуживания клиентов и, в конечном итоге, повышается эффективность осуществляемых Россией экспортно-импортных операций с применением данной разрешительной системы.

Важным представляется и экспертный потенциал ЕКМТ, который Россия заинтересована использовать как элемент технического содействия для перестройки отечественных отраслей машиностроения и совершенствования транспортной инфраструктуры. Контакты ЕКМТ с ОЭСР и, соответственно, с международными финансовыми институтами Европы позволяют рассчитывать на привлечение через Конференцию потенциальных инвесторов для реализации проектов в транспортном секторе России, а трибуна ЕКМТ используется информирования партнеров об условиях ведения бизнеса в России. Готовится ряд проектов в области транспортной экологии, которые обсуждаются в ЕКМТ. Российская делегация активно продвигает также вопрос о либерализации визового режима для профессиональных водителей.

В соответствии с правилами ротации в 2005 г. функции Председателя ЕКМТ перейдут к Российской Федерации.

 

Департамент экономического

сотрудничества МИД России

 

 

 

 

 

 

Международные отраслевые и межведомственные связи

x
x
Дополнительные инструменты поиска