3.02.0416:10

СОСТОЯНИЕ РОССИЙСКОГО ФЛОТА И ЕГО ГОТОВНОСТЬ К РАБОТЕ В УСЛОВИЯХ НОВЫХ МЕЖДУНАРОДНЫХ ТРЕБОВАНИЙ (СПРАВОЧНАЯ ИНФОРМАЦИЯ)

2004-01-29

На 50-й Сессии Комитета по защите морской среды ИМО, резолюцией МЕРС 111(50) от 4 декабря 2003 г. были приняты поправки к Приложению «Правила предотвращения загрязнения нефтью» (136) к Международной конвенции по предотвращению загрязнения с судов 1973 г., измененной Протоколом 1978 г. (МАРПОЛ 73/78), касающиеся ускоренного вывода из эксплуатации однокорпусных танкеров и правил перевозки нефти тяжёлых сортов. Принятые поправки вступают в силу 5 апреля 2005 г. и сводятся в основном к следующему.

1. Танкеры категории 1, т.е. дедвейтом 20000 тонн и более должны быть выведены из эксплуатации не позднее, чем 5 апреля 2005 г. Данная категория начинается с судов, поставленных до 4 апреля 1982 г.

2. Танкеры категории 2 и 3, т.е. дедвейтом от 5000 тонн до 20000, объединены в одну группу и начнут выводиться из эксплуатации, начиная с 5 апреля 2005 г. и должны быть выведены из эксплуатации не позднее 2010 г.

При этом Администрация флага может продлить срок эксплуатации танкеров данной группы судов после этой даты, если судно прошло успешно Систему оценки состояния, при условии, что эксплуатация не продолжится после 2015 г., либо после достижения возраста 25 лет после даты его поставки, в зависимости от того, какая дата наступит ранее.

Администрации государства порта могут не разрешать заход нефтяным танкерам, получившим от Администрации флага указанное выше разрешение, в свои порты или удалённые терминалы, находящиеся в водах под их юрисдикцией.

Таким образом, для однокорпусных танкеров дедвейтом 5000 тонн и более (до 20000 т.) 25 лет становится максимальным сроком эксплуатации.

3. Принято новое Правило ИМО-13Н «Предотвращение загрязнения нефтью с нефтяных танкеров, перевозящих в качестве груза нефть тяжёлых сортов».

Согласно данному Правилу с 5 апреля 2005 г. запрещается использовать однокорпусные танкеры дедвейтом 5000 тонн и более для перевозки нефти тяжелых сортов. Для целей настоящего правила нефть тяжелых сортов означает:

сырую нефть плотностью при температуре 15°С более 900 кг/м3, либо жидкое топливо плотностью при 15°С более 900 кг/м3 или с кинематической вязкостью при 50°С более 180 мм.кв/С, либо битум, смолу и их эмульсии.

Российская

сырая нефть, идущая на экспорт, с учётом вышеуказанных критериев, не относится к тяжёлым сортам нефти.

С 5 апреля 2008 г. запрещается использовать однокорпусные танкеры дедвейтом 600 тонн и более, но менее 5000 тонн для перевозки нефти тяжёлых сортов. При этом Администрация флага может давать таким судам изъятия из этого положения, при условии, если танкер:

выполняет рейсы исключительно в пределах района, находящегося под её юрисдикцией или эксплуатируется в качестве плавучего хранилища нефти тяжёлых сортов, расположенного в пределах этого же района;

выполняет рейсы в порты другой Стороны при условии, что Сторона согласна (даёт разрешение на заход) с эксплуатацией такого танкера.

Факт

выдачи такого изъятия должен немедленно сообщаться в ИМО.

4. Применение Системы оценки состояния (САS - Соndition Аssesment Scheme). С 5 апреля 2005 г. танкеры дедвейтом 5000 тонн и более и возрастом 15 лет и старше должны проходить оценку состояния.

Состояние танкерного флота членов Союза российских судовладельцев и меры по обеспечению выполнения международных требований.

В настоящее время под флагом Российской Федерации находится всего 303 нефтеналивных судна общим дедвейтом 2042,9 тыс.тонн.

В число членских организаций СОРОССа входит 5 морских судоходных компаний, эксплуатирующих танкерный флот суммарным дедвейтом 8148,1 тыс.тонн, в т.ч. под российским флагом 1127,3 тыс.тонн.

ОАО «Мурманское морское пароходство» владеет 6 танкерами общим дедвейтом 93,7 тыс.тонн. Плавают под флагом РФ. 4 судна относятся к категории 3, 1 - к категории 1 и 1 - менее 5000 dwt.тонн. Все танкеры имеют двойной корпус и двойное дно.

ОАО «Новороссийское морское пароходство».

Флот состоит из 51 нефтеналивного судна и ОБО суммарным дедвейтом 3281 тыс.тонн, в т.ч. под российским флагом 17 танкеров суммарным дедвейтом 670 тыс.тонн, из них:

5 танкеров (340 тыс. dwt.тонн) категории 1, однокорпусных. Возраст 22-24 года. Срок вывода из эксплуатации 04 апреля 2005 г.;

4 танкера (68 тыс. dwt .тонн) категории 3, имеют двойное дно. Возраст 14-16 лет. Срок вывода из эксплуатации до конца 2010 года;

9 танкеров (260 тыс. dwt .тонн) имеют двойной корпус и двойное дно на всём протяжении грузовых танков.

ОАО «Приморское морское пароходство».

Владеет всего 43 нефтеналивными судами общим дедвейтом 959,4 тыс.тонн, в т.ч. под флагом Российской Федерации находится 16 танкеров общим дедвейтом 150,6 тыс.тонн. Все танкеры категории 3. Из них:

9 танкеров (278 тыс. dwt.тонн) каждый менее 5000 тыс. dwt.тонн, однокорпусные возрастом 13-15 лет. Требования Правила 130 на эти суда не распространяются, т.к. суда менее 5000 тыс. dwt.тонн каждое. Вступает в силу Правило 13Н в отношении этих судов не позднее, исполняющейся в 2009 г. годовщины;

1 танкер (17 тыс. dwt.тонн) имеет двойное дно, построен в 1985 г., категории 3. Срок вывода из эксплуатации согласно резолюции МЕРС 111 (50) -конец 2010 г.

Остальные 6 танкеров (105,2 тыс. dwt.тонн) имеют двойной корпус и двойное дно. Правило 130 к ним не применяется, т.к. двойные борта и двойное дно имеются на всём протяжении грузовых танков.

ОАО «Лукойл-Арктик-Танкер».

В состав флота входит 15 танкеров суммарным дедвейтом 213,0 тыс.тонн. Все танкеры двухкорпусные, имеют ледовый класс, плавают под российским флагом. Возраст составляет всего от 1 до 5 лет.

ОАО «Совкомфлот» является владельцем 39 танкеров различного класса и тоннажа общим дедвейтом 3601 тыс.тонн. Все танкеры двухкорпусные, оборудованные современными технологическими средствами и соответствуют самым высоким мировым стандартам. Все суда плавают под иностранными флагами.

Таким образом, анализ состояния российского танкерного флота членов СОРОССа показывает, что новые международные требования в виде поправок, принятых к Приложению 1 к конвенции МАРПОЛ практически не являются чувствительными и не повлекут каких-либо существенных негативных экономических последствий для российских судовладельцев. На смену выведенным из эксплуатации танкерам в соответствии с программами обновления флота, разработанными каждой судоходной компанией, приходят новые современные, оборудованные по последнему слову техники, двухкорпусные танкеры.

Остающиеся однокорпусные танкеры эксплуатируются российскими судовладельцами в полном соответствии с Международными договорами Российской Федерации, относящихся к торговому мореплаванию и российским законодательством о торговом мореплавании на высоком техническом и профессиональном уровне с приоритетным обеспечением норм безопасности и предупреждения загрязнения окружающей среды.

Во всех компаниях созданы системы управления безопасной эксплуатацией судов, разработаны и внедрены системы менеджмента качества, сертифицированные на соответствие требованиям ИСО-9001-2000. Экипажи российских танкеров укомплектованы высококлассными специалистами, получившими высшее морское образование в российских морских ВУЗах, имеющих безупречную репутацию и заслуженный авторитет в области международного морского образования.

Все танкеры находятся в классе Российского морского регистра судоходства, ведущего классификационного общества, члена МАКО, всемерно содействующего обеспечению высоких технических стандартов в судоходстве.

Безопасность и качество - главные принципы танкерного флота российских судоходных компаний, являющихся надёжными партнёрами на международных рынках перевозок нефти и нефтепродуктов. А заслуги такой компании как ОАО «Приморское морское пароходство» отмечены рядом международных наград, среди которых: Гранд-приз Америки - «За качество и сервис»; «Европейский класс качества»; Золотая медаль Российско-Швейцарского бизнес-клуба «За безупречную деловую репутацию».

Международные отраслевые и межведомственные связи

x
x
Дополнительные инструменты поиска