26.03.0416:10

ВЫСТУПЛЕНИЕ ЗАМЕСТИТЕЛЯ МИНИСТРА ТРАНСПОРТА И СВЯЗИ РОССИИ Ч.Ш.ИЗМАЙЛОВА НА 9-ОЙ МЕЖДУНАРОДНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ ПО ТРАНСПОРТУ И ЛОГИСТИКЕ «ТРАНСРОССИЯ 2004» «О ПЕРСПЕКТИВАХ СОТРУДНИЧЕСТВА МЕЖДУ РОССИЕЙ И РАСШИРЯЮЩИМСЯ ЕВРОСОЮЗОМ В ОБЛАСТИ ТРАНСПОРТА», МОСКВА, 24 МАРТА 2004Г.

2004-03-25

Как известно, транспорт является одним из ключевых факторов политического, социального и культурного развития общества.

Развитие транспортных связей направлено на обеспечение потребностей внешнеторгового товарооборота и ориентировано на нужды каждого конкретного человека, на реализацию в полной мере его прав на свободу передвижения.

Для этих целей разработана Транспортная стратегия Российской Федерации до 2025 года. Этот документ одобрен Правительством Российской Федерации.

В Транспортную стратегию включены, помимо государственной политики, которая является ее первой составляющей, еще две основные компоненты - программа реформ на транспорте и план развития транспортной инфраструктуры.

Государственная транспортная политика направлена, прежде всего, на либерализацию рынка, развитие конкуренции. Вместе с тем, государство обязано обеспечить стратегическое планирование развития транспорта и участвовать в финансировании транспортной инфраструктуры, при этом непреходящей сферой его ответственности останется обеспечение безопасности на транспорте и снижение вредного влияния на окружающую среду, причем указанные приоритеты должны рассматриваться наравне с экономической эффективностью.

Отрадно отметить, что формировалась Транспортная стратегия в условиях, когда российский крупный бизнес уже в состоянии разделить с государством ответственность за благополучие общества и доктрина социальной ответственности бизнеса, развиваясь, превращается в концепцию корпоративного гражданства. При этом хочется подчеркнуть, что именно в транспортной отрасли, при создании новых объектов инфраструктуры, мы имеем реальные примеры успешного частно-государственного партнерства.

Вторая составляющая Транспортной стратегии России – пакет программ развития структурных преобразований на отдельных видах транспорта. Это программы реформирования федерального железнодорожного транспорта, системы организации воздушного движения, управления внутренними водными путями.

Третья составляющая Транспортной стратегии России – перспективный план развития национальной транспортной инфраструктуры. Перспективный план развития национальной транспортной инфраструктуры также увязан со сценариями развития производительных сил страны и будет реализован на основе концепции развития евроазиатских транспортных коридоров.

Говоря о развитии национальной транспортной инфраструктуры, хотел бы кратко остановиться на основных итогах работы транспортного комплекса России в 2003 году. Подробно эти данные были представлены в материалах Коллегии Минтранса России, прошедшей 3 марта 2004года и опубликованы в отраслевых СМИ.

Отмечу, что в последние годы транспорт работает и развивается на фоне позитивных изменений в экономике. Рост объемов производства, торговли и внешнеторгового оборота, повышение реальных доходов населения предопределили рост спроса на транспортные услуги. За последние четыре года объемы перевозок грузов выросли на 23%, подвижность населения - на 12%. Объемы инвестиций - без учета дорожного хозяйства - увеличились почти вдвое.

При общем увеличении подвижности населения наибольший рост объемов перевозок наблюдался в гражданской авиации, которая продолжает восстанавливать свои позиции важнейшего для России магистрального вида транспорта.

На речном транспорте получили дальнейшее развитие социально-значимые пассажирские перевозки в северных регионах и туристические перевозки в европейской части страны, спрос на которые устойчиво растет.

Вырос грузооборот на автомобильном транспорте, на промышленном железнодорожном транспорте. Почти на 9 процентов увеличился объем переработки грузов в морских портах, на 14 процентов - транзит через российские коммуникации.

В полном объеме было осуществлено бюджетное финансирование транспортного комплекса. Объемы инвестиций в рамках ФЦП "Модернизация транспортной системы России" на 21 процент превысили уровень прошлого года в сопоставимых ценах. Значительную часть прироста обеспечили средства российских инвесторов.

Введено в действие более двух тысяч восьмисот километров автомобильных дорог общего пользования, а также мосты и путепроводы общей протяженностью 25 тысяч погонных метров.

В морских портах Восточный, Мурманск, Усть-Луга, Владивосток, Оля, Приморск, Калининград и других введены в строй перегрузочные комплексы общей мощностью более 29 миллионов тонн. Завершена реконструкция взлетно-посадочных полос в аэропортах Архангельск, Пулково, Якутск, Томск, Пермь и в ряде других.

В настоящее время на базе положений Транспортной стратегии ведется корректировка ФЦП "Модернизация транспортной системы России". В ходе этой работы поставлена задача радикально повысить качество проектов, уровень экспертизы, а также оценки мультипликативного эффекта их реализации. В приоритете - проекты, которые способны обеспечить значительное повышение эффективности работы и качества транспортного сервиса.

Перспективные направления международной деятельности в области транспорта основываются на создании условий для интеграции экономических отношений России и ЕС. Это становится особенно актуальным в период расширения ЕС в связи с присоединением еще 10 стран. Евросоюз становится ближе к России: почти удваивается протяженность общей границы- с 1300 до 2200км, а доля ЕС в российском экспорте, которая уже сейчас составляет 35%, при этом превысит 50%.

На переговорах с ЕС главная тема: формирование в соответствии с решениями прошлогоднего Петербургского саммита РФ-ЕС четырех общих пространств: экономического, внешней безопасности, правосудия и внутренней безопасности, науки, образования и культуры.

Другим субстантивным наполнением этих целей мы полагаем:

· развитие транзитного транспортного сообщения между Азиатско-Тихоокеанским регионом и Западной Европой всеми видами транспорта: морем - по Севморпути, железнодорожным, автомобильным и воздушным;

· сотрудничество в области законотворческой деятельности, с учетом интеграции в европейские и мировые транспортные системы, гармонизация и унификация базовых документов, регулирующих деятельность транспорта;

· участие в работе международных организаций, в том числе Комитете по Внутреннему Транспорту Европейской Экономической Комиссии ООН, Международной Морской организации, Европейской Конференции Министров транспорта, Международной Организации гражданской Авиации;

· двустороннее сотрудничество в развитии МТК на территории стран –участниц с учетом национальных интересов, согласование технических параметров и условий функционирования участков МТК;

· поэтапное формирование Единого транспортного пространства государств-участников Евразийского экономического сообщества, а также объединенной транспортной системы Союзного государства Беларуси и России;

· выработка согласованных со странами СНГ позиций по наиболее важным вопросам транспортной политики в рамках деятельности международных организаций;

· формирование транспортной политики с государствами Прибалтики с учетом их вступления в ЕС, особенно в части транзита грузов в/из Калининградской области Российской Федерации.

Вопросам взаимодействия с ЕС, выработки условий вступления России в ВТО, гармонизации транспортного пространства в связи с расширением Евросоюза уделяется большое внимание, и мы ощущаем значительную поддержку со стороны МИД России, Минэкономразвития России.

Мы очень признательны коллегам за совместную работу.

Интенсивно идет совместная работа и с международным сообществом.

Так, в Брюсселе в мае 2003г. проходил международный симпозиум по Европейским транспортным сетям «К интеграции Трансъевропейских и Общеевропейских транспортных сетей», в сентябре в Санкт –Петербурге проведена III Международная Евроазиатская Конференция по транспорту, участники которых обменялись мнениями по проблемам эффективного объединения инфраструктурных и технических параметров Европейской транспортной системы.

Широкий круг вопросов, связанных с разработкой и внедрением передовых информационных технологий, систем телекоммуникаций на транспорте, формированием опорной телекоммуникационной сети, как основы единого информационного пространства транспортной системы России, СНГ и Евразии будет обсужден в период с 21 по 24 апреля с.г. на Второй международной научно-практической конференции «ТелекомТранс-2004» в г. Сочи.

Поиску путей сближения транспортных стратегий России и ЕС будет посвящен семинар, который состоится 12 мая с.г. в Москве.

Возвращаясь к основной теме своего выступления, хочу еще раз подчеркнуть, что развитие международных транспортных коридоров является особым приоритетом национальной транспортной политики России.

По нашему мнению, в ближайшее десятилетие картина европейских пассажирских и грузовых потоков будет существенно меняться. При этом важным аспектом останется рост взаимосвязей Европейского и Азиатского регионов.

Основная часть проектов развития международных транспортных коридоров связана с переоснащением, модернизацией, улучшением технического состояния инфраструктуры. Создание новых объектов предполагается только там, где радикальным образом меняется характер пассажирских или грузовых потоков. Технологическая модернизация должна быть подкреплена совершенствованием таможенных и пограничных процедур, а также заключением международных соглашений в области транспорта.

Формирование и развитие сети трансконтинентальных коридоров на территории России мы рассматриваем в контексте развития евроазиатской транспортной системы как одной из составляющих процесса мирового экономического развития. Это обусловлено, в частности, прогнозируемым ростом мировой торговли между странами Евросоюза и Азиатско-Тихоокеанского региона.

По территории России проходят основные евроазиатские коридоры «Запад-Восток» (Транссиб) и «Север – Юг», а также ряд дополнительных маршрутов, расширяющих зоны действия коридоров и повышающих их эффективность вследствие более полного охвата международных транспортных связей.

Наибольшее значение имеет железнодорожный маршрут, реализуемый через Транссибирскую магистраль, которая является ключевым звеном, связывающим транспортные системы Азии и Европы.

Транссибирская магистраль составляет основу международного евроазиатского маршрута, который берет свое начало в Японии и Южной Корее и заканчивается в странах Скандинавии, Центральной Европы, Центральной Азии, занимая ведущие позиции в перевозках транзитных и внешнеторговых грузов.

Инфраструктура Транссибирской магистрали постоянно модернизируется. Осуществлено необходимое развитие железнодорожных станций на границе с Монголией, Китаем и Кореей, усилены подходы к морским портам, проводится модернизация контейнерных терминалов в соответствии с мировыми стандартами.

И это уже принесло свои плоды. Объем перевозок по ТСКМ достиг 240 тыс ДФЭ, из которых 99 тыс – транзитные. При этом нельзя не упомянуть о той большой работе, которую проводит в целях привлечения грузов на мощности магистрали Координационный Транспортный Совет по Транссибирским Контейнерным Перевозкам, возглавляемый его Генеральным секретарем Г.М. Фадеевым и Первым заместителем Генерального секретаря Б.Е. Луковым.

Другим важным маршрутом является международный транспортный коридор «Север - Юг», который соединяет страны Северной Европы и Россию со странами Индийского океана и проходит через Центральную Азию.

Евроазиатский транспортный коридор «Север-Юг» может эффективно использоваться для перевозок транзитных грузов стран Центральной Азии в сообщении со странами Прикаспийского региона, Персидского залива и Южной Азии.

Северная ветвь коридора совпадает с участком коридора № 9 Москва – Санкт-Петербург – граница с Финляндией, где основу транспортной системы составляют транспортные узлы Санкт-Петербурга и Ленинградской области с развивающимися портовыми комплексами в Приморске, Усть-Луге, Высоцке. Так, в строящемся морском торговом порту Усть-Луга будут осуществляться не только экспортно-импортные операции с российскими грузами, но и перерабатываться грузы сопредельных стран, которые получат возможность для своих грузов прямого выхода в Европу и обратно.

Структурные изменения в транспортной системе России повысили роль автомобильных дорог, обеспечивающих международные перевозки, как основного звена грузопроводящей системы.

Одним из наиболее масштабных проектов, которые реализованы в полосе европейского коридора №2 и его продолжения – Транссибирского транспортного коридора, безусловно, является строительство автомобильной дороги Чита – Хабаровск, протяженностью свыше 2100 километров.

Ввод в строй этого объекта не только обеспечивает завершение строительства самой протяженной в мире национальной автомагистрали Москва-Владивосток, но и создает дополнительные возможности для связей восточных территорий России со странами Азии.

Проводимые работы по реконструкции и новому строительству отдельных участков автомобильных дорог, а также мостов и объектов дорожного сервиса, позволили уже сейчас увеличить на российских автомагистралях, входящих в коридоры, пропускную способность и среднюю скорость движения автотранспорта, повысить безопасность дорожного движения.

Говоря о наземном транспорте, используемом для транзита по территории России, нельзя не обратить внимания на магистральные трубопроводы, по которым осуществляется транспортировка такого жизненно важного для населения товара, как энергоносители.

Я имею в виду товары углеводородной группы.

В этой связи примером выхода на нефтяные мировые рынки транзитом по территории России является Каспийский Трубопроводный Консорциум (КТК), по системе которого прокачивается казахстанская нефть с месторождения Тенгиз.

Известно, что 87% российского экспорта нефти направляется в Европу, что обусловлено существующей транспортной инфраструктурой на побережьях Черного и Балтийского морей.

В то же время, введение турецкими властями ограничений для танкеров, следующих черноморскими проливами, действия Евросоюза по запрету использование однокорпусных танкеров, диктуют необходимость разработки альтернативных маршрутов экспорта нефти.

В этой связи прорабатываются новые маршруты трубопроводов на направлениях Восточная Сибирь - побережье Японского моря и Западная Сибирь - побережье Баренцева моря.

По предварительным оценкам, эти маршруты могли бы быть также использованы для транзита нефти странами, не имеющими выхода к морю.

Другим перспективным направлением развития международных транспортных коридоров являются воздушные, в частности, кроссполярные маршруты, осуществляемые над территорией России и связывающие Северо-Американский континент с Азиатскими государствами.

Следует отметить, что все процессы транспортной интеграции и развития евроазиатских транспортных сетей происходят на фоне начинающегося Нового раунда многосторонних торговых переговоров в рамках Всемирной торговой Организации (ВТО).

Безусловно, движение к свободе торговли приведет к увеличению объемов последней, а, следовательно, возрастут и потребности в работе транспорта, в том числе для обеспечения товарообмена между крупнейшими мировыми рынками сбыта.

Международные отраслевые и межведомственные связи

x
x
Дополнительные инструменты поиска