30.06.0412:36

Выступление главы делегации Российской Федерации, заместителя Министра иностранных дел России Ю.В.Федотова на заседании «круглого стола» в рамках сегмента высокого уровня основной сессии ЭКОСОС 2004 года по теме «ведет ли существующая практика разоружения, демобилизации и реинтеграции к стабильности и развитию в Африке», Нью-Йорк, 29 июня 2004 года

1493-30-06-2004

 

 

Африканские страны особенно уязвимы перед угрозами, связанными с региональной нестабильностью, конфликтами и чрезвычайными гуманитарными ситуациями. ООН и ее Совет Безопасности активно вовлечены в африканскую проблематику. Именно ООН в силу уникального опыта урегулирования конфликтов, а также постконфликтного восстановления способна мобилизовать международное сообщество, различные региональные и субрегиональные механизмы для комплексного решения проблем африканских стран.

Важным элементом такой работы является разоружение, демобилизация и реинтеграция (РДР) экс-комбатантов. Опыт Анголы, Сьерра-Леоне и Афганистана показывает, насколько РДР может оказать решающее влияние на весь ход мирного процесса. В мандаты ОПМ, которые санкционируются СБ ООН, все чаще оправданно включаются задачи обеспечения РДР. Их решение требует четкого разграничения ответственности между всеми участниками мирного процесса, включая правительство принимающей страны, стороны в конфликте, миротворцев, а также «профильные» учреждения и программы ООН.

Развал экономики, деградация хозяйственной инфраструктуры порой не оставляют ниши для возможной реинтеграции бывших комбатантов. И здесь встает задача подготовки и создания условий занятости и спроса на услуги, которые она может обеспечить. Такая работа не по плечу какому-то одному органу или стороне в конфликте. Требуется координация усилий.

Позитивный опыт более плотной координации главных органов ООН, в частности, Совета Безопасности ООН и ЭКОСОС, спецучреждений и программ - важное подспорье в этой работе. Вместе с тем деятельность в указанной сфере должна проходить при четком соблюдении границ компетенции этих органов, их автономных мандатов. Важно, чтобы не размывались прерогативы СБ ООН, в частности, на стадии перехода от собственно миротворчества к миростроительству, а также применительно к выявлению «проблемных» с точки зрения наличия угрозы международному миру и безопасности государств. С другой стороны, не следует нагружать Совет функциями, не входящими в сферу его непосредственной компетенции.

Следует различать добровольный процесс РДР и принудительные действия с целью разоружения элементов, угрожающих срывом мирного процесса. В зависимости от ситуации - задачи, средства и подбор ответственных за мероприятия РДР - должны различаться. Мы приветствуем разработку в Департаменте операций по поддержанию мира конкретных параметров для раннего этапа подготовки, планирования и эффективного осуществления программ разоружения, демобилизации и реинтеграции в миссиях по поддержанию мира.

Как правило, успех разоружения и демобилизации значительно опережает возможности государств, выходящих из конфликтов, реинтегрировать бывших комбатантов в мирную жизнь, что создает риски повторного разгорания конфликтов.

Интеграция возможна в реорганизованную, демократическую армию, стоящую вне политики, за счет осуществления программы реструктуризации вооруженных сил, как это происходило в частности в ЦАР, или воссоздание вооруженных сил, как в Сьерра-Леоне. Бывшие участники конфликта могут быть привлечены к созданию надежных местных полицейских сил и судебных органов, которым постепенно предстоит взять на себя ответственность за поддержание общественного порядка.

Социально-профессиональная интеграция в невоенную деятельность - другая альтернатива, для осуществления которой необходимо проводить профессиональную подготовку и создавать рабочие места, а также поощрять предпринимательскую деятельность местного населения, т.е. способствовать оживлению экономической деятельности.

Вместе с тем необходимо, чтобы сами страны, выходящие из конфликта, стремились к более активному участию в процессе национальной реабилитации, включая задачи РДР, беря на себя свою весомую часть ответственности за эффективное приложение международных усилий, обеспечение безопасности персонала ООН, повышение справедливого и транспарентного распределения помощи.

 

30 июня 2004 года

x
x
Дополнительные инструменты поиска