12.07.0416:31

Выступление главы делегации российской федерации, заместителя Министра иностранных дел России Ю.В.Федотова на основной сессии ЭКОСОС 2004 года по пункту 3 а) повестки дня «Оперативная деятельность ООН в области международного сотрудничества в целях развития: последующие меры в связи с программными рекомендациями генеральной ассамблеи и ЭКОСОС», Нью-Йорк, 9 июля 2004 года

1595-12-07-2004

  • en-GB1 ru-RU1

 

 

Господин Председатель,

Очередной трехгодичный обзор оперативной деятельности проходит на фоне возрастающей роли системы ООН в области развития. Закрепление в центре международной повестки дня целей развития на рубеже тысячелетия (ЦРТ) и ключевая роль программ и фондов ООН в содействии странам в их достижении во многом предопределяют растущий спрос на услуги оперативного сектора ООН.

В последние годы программами и фондами ООН достигнут существенный прогресс в осуществлении реформ Генсекретаря ООН. В то же время актуальной остается задача дальнейшей оптимизации их работы, прежде всего за счет слаженных и скоординированных усилий на страновом уровне.

Направления дальнейшей работы по упрощению и гармонизации правил и процедур должны быть определены с учетом результатов Программы работы на 2002-2004 гг. Эти направления должны реально способствовать снижению многообразия требований, уменьшению административного и финансового бремени программных стран, а также самих агентств, более эффективному освоению программами и фондами донорских средств, при сохранении их мандатной самостоятельности.

Общая страновая оценка (ОСО) и Рамочная программа ООН по оказанию помощи в целях развития (ЮНДАФ). Поддерживаем необходимость повышения качества общих программных документов системы ООН при обеспечении ведущей роли правительств стран-реципиентов в этом процессе. Отмечаем важность участия всех агентств системы OOН, включая спецучреждения, в процессах ОСО/ЮНДАФ. В то же время в отношении обязательности применения ОСО/ЮНДАФ во всех программных странах хотим подчеркнуть, что гармонизация программного цикла не является единственным условием для этого. Не менее важны и объемы осуществляемых в стране программ с учетом масштаба стоящих перед ней задач, а также мнение правительства относительно целесообразности составления ОСО/ЮНДАФ.

Система резидентов-координаторов. Удовлетворены работой по укреплению системы резидентов-координаторов, в том числе за счет совершенствования практики подбора кандидатур. Будущие резиденты-координаторы (помимо чисто профессиональных требований) должны соответствовать приоритетам сотрудничества той или иной страны с ООН, а также знать конкретные условия и специфику стран, в которых им предстоит работать.

Для укрепления системы резидентов-координаторов важное значение имеет адекватное финансовое и административное обеспечение координаторских функций. Одним из путей могло бы стать выделение ресурсов не только из бюджета ПРООН, но и других агентств системы ООН.

Совместное программирование учреждений системы ООН заслуживает поддержки как способствующее лучшей координации и взаимодополняемости их усилий на страновом уровне. Можно говорить о достигнутом в этом плане прогрессе, имея в виду, в частности, работу по ОСО, ЮНДАФ, участие в общесекторальных подходах, тематические группы в рамках страновых команд. В то же время следует проводить различие между этой работой и собственно подготовкой совместных программ, которые мы рассматриваем как полезный, но не единственный формат программной деятельности ООН на страновом уровне. Исходим из того, что модальности исполнения должны определяться прежде всего принимающими правительствами. Очевидно, что совместные программы следует оценивать по их воздействию на снижение административных расходов агентств ООН, упрощение: процедур и требований к принимающим странам, повышение эффективности содействия. Совместные программы пока далеко не во всем отвечают этим критериям. В этой связи требуется разумный и прагматичный подход, предполагающий их применение там, где это оправдано для доноров, агентств ООН и принимающих стран.

Взаимодействие с Всемирным банком и Международной ассоциацией развития должно оставаться одним из приоритетов для системы ООН. Необходима большая вовлеченность ООН в подготовку Документов о стратегиях снижения нищеты (ПРСП) в тех странах, где они реализуются. С удовлетворением отмечаем заметную активизацию шагов ООН на данном направлении, в т.ч. через систему резидентов-координаторов, их нацеленность на оптимизацию взаимодействия ООН и БВУ и взаимодополняемость их усилий на страновом уровне на основе их сравнительных преимуществ и в соответствии с приоритетами правительств стран-получателей помощи.

В то же время хотим еще раз подчеркнуть, что универсальное по своему характеру содействие ООН, которым охвачены и страны со среднем уровнем доходов, не должно ставиться в зависимость от наличия ПРСП, разрабатываемых исключительно для стран с низким уровнем доходов.

Одним из наиболее актуальных направлений работы оперативной системы ООН является постконфликтное восстановление и развитие. Считаем целесообразным сфокусировать усилия программ и фондов в этой области на повышении эффективности своей работы, на обеспечении скоординированного и своевременного ответа системы ООН на постконфликтные и посткризисные ситуации. Это одна из тех областей, где особо важно наладить эффективное взаимодействие с Бреттон-Вудскими учреждениями.

Господин Председатель,

В заключение - об архитектуре обсуждения оперативной деятельности. Считаем, что существующие межправительственные механизмы - индивидуальные исполсоветы оперативных программ и фондов, ЭКОСОС, Генассамблея - в целом вполне эффективны. В этой связи придание совместному заседанию исполсоветов формального статуса с правом принятия решений полагаем нецелесообразным. Такая формализация ведет к появлению новой структуры в цепочке принятия решений между ЭКОСОС и исполсоветами и порождает целый ряд системных и процедурных вопросов. «Сквозные» общесистемные темы, которые являются предметом совместного интереса программ и фондов, следует продолжать рассматривать в рамках ЭКОСОС, компетенция которого распространяется не только на ПРООН, ЮНИСЕФ, ЮНФПА и ВПП, чьи исполсоветы участвуют в совместных заседаниях, но и на все другие агентства системы ООН. Практическая ценность совместных заседаний, по нашему мнению, состоит в неформальном характере ведущихся дискуссий, который позволяет делегациям вести более открытый диалог и создавать задел идей и вопросов для дальнейшего обсуждения в ЭКОСОС.

Благодарю Вас.

 

12 июля 2004 года

x
x
Дополнительные инструменты поиска