28.04.0001:00

ЕВРО И СТРАНЫ-КАНДИДАТЫ НА ВСТУПЛЕНИЕ В ЕС

(справочная информация)

28-04-2000

В результате заметного улучшения макроэкономической ситуации в большинстве стран ЦВЕ и Балтии, претендующих на членство в ЕС, некоторые из них рассматривают возможность одностороннего введения евро до формального вступления в Евросоюз либо одновременного присоединения к ЕС и зоне евро. Наиболее активные дискуссии по этому вопросу ведутся в Эстонии, где по решению премьер-министра создана специальная рабочая группа экспертов для детального изучения этого вопроса. Сторонники такого шага полагают, что ускоренное введение евро будет способствовать более быстрому вхождению в ЕС, облегчению интеграции в единый рынок.

В Комиссии ЕС и Европейском центральном банке (ЕЦБ) скептически воспринимают возможность одностороннего введения евро. Здесь подчеркивают, что процесс вхождения в зону единой европейской валюты носит прежде всего коллективный характер, т.е решение об этом принимается единогласно странами-ее участниками. Введение евро представляет собой заключительный этап более широкого процесса участия в Экономическом и валютном союзе (ЭВС), основой которого является координация экономической политики стран-членов. Основанием для принятия решения о вхождении в зону евро является выполнение критериев Маастрихтского договора о создании ЭВС и обеспечение сближения экономического развития государства, вступающего в зону евро, с экономическим развитием стран, уже участвующих в ней.

В КЕС признают, что по определенным макроэкономическим показателям ряд стран ЦВЕ приближаются к выполнению условий Маастрихта, которые предусматривают:

1. средний уровень годовой инфляции не должен превышать 1,5% от усредненного уровня инфляции трех стран зоны евро с наиболее низкими ее темпами;

2. среднегодовой уровень долгосрочных процентных ставок не может превышать их уровень в трех странах с наиболее низкими темпами инфляции более, чем на 2 процентных пункта;

3. дефицит госбюджета не должен превышать 3% от ВВП в рыночных ценах;

4. государственный долг должен составлять не более 60% от ВВП или же демонстрировать четкую тенденцию его снижения (около 2% в год).

Однако выполнение этих критериев должно носить систематический характер, не может быть связано с единовременными мерами правительства либо благоприятной экономической конъюнктурой, что предполагает лишь временное соблюдение вышеуказанных требований.

Помимо этого существует еще и пятый критерий Маастрихта, предусматривающий участие в механизме совместного регулирования колебаний валютных курсов (European Exchange Rate Mechanism - ERM-II для стран-членов, остающихся за пределами евро зоны) в течение двух лет. Однако ряд стран-кандидатов на вступление в ЕС оказывают давление на КЕС для отмены применения в отношении них данного критерия, исходя из того, что их валюты в более или менее жесткой форме уже привязаны к евро.

В настоящее время в странах-кандидатах ЦВЕ действуют следующие режимы регулирования валютного курса:

*Болгария - валютный совет, фиксированная привязка к евро/нем.марке;

*Венгрия - <ползучая> привязка к евро с фиксированными пределами колебаний 2,25%;

*Латвия - фиксированный курс по отношению к СДР;

*Литва - валютный совет, фиксированная привязка к ам.доллару (ЦБ Литвы объявил о намерении привязать валюту к евро во второй половине 2001 г.);

*Польша - <ползучая> привязка к корзине валют (евро - 55%, ам.доллар - 45%) с пределами колебаний 15%;

*Румыния, Словакия, Словения, Чехия - управляемое <плавание> с ориентацией на евро.

Несмотря на намерение ряда стран-кандидатов <совместить> вступление в ЕС с введением евро, экономисты КЕС считают, что вхождение в зону евро является более сложным и длительным процессом. чем достижение членства в ЕС. Для этого необходимо обеспечение не формального (учитывая только макроэкономические показатели), а реального сближения экономического развития будущих членов ЕС и стран зоны евро, а на это потребуется определенное (для некоторых стран-кандидатов длительное) время. Прежде всего необходимо завершить переходный процесс к становлению конкурентоспособной рыночной экономики, проведение структурных реформ (приватизация, улучшение правовой и институциональной систем регулирования экономики, укрепление банковской системы и развитие внутренних финансовых рынков). Ожидается, что эти процессы будут ускорены в ходе присоединения к ЕС.

Участие в европейском механизме регулирования обменных курсов является обязательным условием. В КЕС считают, что жесткая фиксация курсов национальных валют к евро не является необходимым в ходе подготовки к вступлению в зону евро. Напротив, предпочтительнее ограниченное колебание (максимально 15%) вокруг центрального курса к евро после вхождения в ERM-II. Предполагается, что в результате дальнейшего экономического развития стран ЦВЕ. сближения их экономик с экономикой стран зоны евро, что приведет к увеличению иностранных инвестиций и росту производительности труда, курс валют новых стран-членов будет расти по отношению к евро. Это потребует соответствующих изменений центрального курса к евро.

В целом процесс введения единой европейской валюты странами-кандидатами будет состоять из трех этапов:

1. Приведение в соответствие национального законодательства с единым законодательством ЕС (acquis communautaire), создающим юридическую базу для присоединения к ЭВС, что должно быть сделано в основном до момента вхождения в ЕС. Это касается прежде всего:

*законодательства о деятельности центральных банков: полная независимость ЦБ (институциональная, персональная и финансовая) в соответствии с Договором о создании и Уставом Европейской системы центральных банков, в том числе запрет какого-либо участия в финансировании государственного сектора; обеспечение стабильности внутренних цен должно стать основной целью ЦБ и др. После вступления в ЕС ЦБ новых стран-членов должны будут внести соответствующие изменения в свои уставы для обеспечения выполнения в будущем функций членов Евросистемы (центральные банки стран зоны евро и ЕЦБ), объединенных задачами проведения единой денежно-кредитной политики;

*законодательства, обеспечивающего либерализацию движения капитала (до вступления в ЕС);

*создания условий для функционирования устойчивой банковской системы и финансовой стабильности: выполнение директив ЕС в банковской и финансовой сферах (до вступления в ЕС).

2. Одновременно с вхождением в ЕС новые члены вступают и в ЭВС (но не в зону евро) со статусом неполного членства с обязательством последующего введения единой валюты. Это коренным образом отличает их статус от ситуации Великобритании и Дании, к примеру, которые пользуются правом оставаться вне зоны евро и войти в нее лишь после соответствующего волеизъявления их населения (референдум). ЦБ новых стран-членов присоединяются к Европейской системе центральных банков и становятся членами Общего совета ЕЦБ, объединяющего председателей ЦБ всех стран ЕС, в том числе не входящих в зону евро. На данном этапе новые члены ЕС должны будут присоединиться к системе регулирования валютных курсов ERM-II и участвовать в механизме координации и коллективного контроля за проведением национальной экономической политики в соответствии с Основными ориентирами в этой области, принимаемыми на есовском уровне. Новые члены ЕС представят программы экономического сближения, выполнение которых будет подвергаться ежегодному рассмотрению на заседаниях Совета министров экономики и финансов (ЭКОФИН).

3. Полное членство в ЭВС и введение евро. Выполнение на устойчивой основе критериев Маастрихта при условии реализации других требований, прежде всего правового и институционального порядка (по обеспечению проведения единой денежно-кредитной политики), достижения экономического сближения со странами зоны евро, проведения сбалансированной бюджетной политики в соответствии с Пактом стабильности и роста будет служить основанием для коллективного принятия решения о вхождении в зону евро.

Достижение реального экономического сближения в результате обеспечения конкурентоспособности национальной экономики имеет огромное значение, поскольку отказ от суверенитета в вопросах денежно-кредитной и курсовой политики лишает страну такого важного рычага в регулировании и стимулировании экономического развития, как валютная девальвация и самостоятельное изменение процентных ставок. Преждевременное, тем более одностороннее введение евро может иметь серьезные последствия для экономики стран-кандидатов и тем самым отодвинуть момент вступления в ЕС. Поэтому как КЕС, так и Европейский центральный банк не поддерживают такие инициативы. Более того, поспешные действия в этом направлении могут оказать негативное влияние и на международный имидж молодой европейской валюты.

ПОСТОЯННОЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО РОССИИ

ПРИ ЕВРОПЕЙСКИХ СООБЩЕСТВАХ

г.Брюссель