18:16

Стенограмма выступления Министра иностранных дел России С.В.Лаврова по итогам переговоров Президента Российской Федерации Д.А.Медведева с Президентом Сирии Б.Асадом, Сочи, 21 августа 2008 года

1231-22-08-2008

Мы обсудили весь комплекс наших двусторонних связей – торгово-экономические с упором на энергетику, связи по линии военно-технического сотрудничества, гуманитарные связи, в том числе и религиозный аспект, учитывая важную роль, которую православие играет в жизни и россиян, и сирийцев. Договорились о том, как мы будем дальше сотрудничать по всем двусторонним договоренностям, находящимся в стадии реализации. Основной сигнал, который президенты послали всем ведомствам России и Сирии – это необходимость ускорить выполнение данных договоренностей.

Что касается региональной проблематики, то особое место, безусловно, занял палестино-израильский конфликт, являющийся сердцевиной всех проблем на Ближнем Востоке, да и за его пределами, в том числе в контексте межцивилизационных отношений.

Мы приветствовали те тенденции, которые в последнее время проявились в палестино-израильских отношениях. Это, прежде всего, продолжение прямых переговоров между Премьер-министром Израиля Э.Ольмертом и Председателем Палестинской национальной администрации М.Аббасом, их решимость выходить на конкретные договоренности. Безусловно, это – сложный процесс, он пока еще не увенчался даже промежуточным успехом, но то, что он продолжается, вселяет надежду на последовательное и поступательное продвижение к каким-то конкретным результатам. Проблемой на этом пути является сохраняющееся отсутствие палестинского единства. Однако, и президент России, и президент Сирии твердо высказались в поддержку предпринимаемых при посредничестве Египта и при поддержке России и других государств усилий по нахождению компромисса между ФАТХ и ХАМАЗ. Обсуждались и конкретные варианты, которые могут позволить восстановить единство палестинцев.

Сирийская сторона сообщила о своем намерении продолжать непрямые контакты с Израилем в целях нормализации сирийско-израильских отношений. В этой связи сирийцы высоко оценивали нашу позицию в данном вопросе. Они рассчитывают, что на этапе, когда и Израиль, и Сирия смогут перейти уже к конкретным, прямым переговорам, Россия вместе с целым рядом других спонсоров могла бы сыграть важную роль в обеспечении успеха.

Обсуждалась ситуация в Ираке, где, как согласились президенты, ключом к урегулированию остается переход к реальному межнациональному диалогу с целью установить межнациональное согласие, примирение и обеспечить такое развитие событий, которое позволит иракцам взять свою судьбу в собственные руки. Неотъемлемой частью этого процесса является скорейшее определение временных пределов пребывания иностранных войск на территории Ирака.

И Россия, и Сирия разделяют необходимость исключительно политического мирного урегулирования ситуации вокруг ядерной программы Ирана. Обменялись оценками тех предложений, которые европейские страны, Россия, Китай и США передали иранской стороне. Общее мнение сводится к тому, что необходимо на основе этих предложений постараться выйти на начало переговоров.

У нас с Сирией подписан уже целый ряд контрактов, и они успешно осуществляются. Мы готовы, и это Президент России сегодня подтвердил, рассматривать предложения сирийской стороны относительно закупок новых видов вооружений. Наша позиция ясна, и сегодня Д.А.Медведев ее четко подтвердил – мы будем готовы поставлять Сирии вооружение, которое, прежде всего, носит оборонительный характер и которое ни коим образом не нарушает стратегического баланса сил в регионе.

Российский флот регулярно осуществляет походы в Мировой океан и Средиземное море. Это район, где в целях получения информации в режиме реального времени крайне важно наладить объективное наблюдение за тем, не используются ли международные воды террористами, теми, кто пытается осуществлять контрабанду оружия массового уничтожения или его компонентов. Российский флот начал на регулярной основе нести дежурство в Средиземном море и в целом в Мировом океане и будет продолжать осуществлять эту свою миссию и в будущем. В тех случаях, когда это вызвано практической необходимостью, мы используем и будем продолжать использовать порты дружественных государств в целях логистического обеспечения работы нашего флота в Мировом океане.

Слышал, что НАТО приняло заявление, в котором содержаться угрозы, что если Россия не сделает того-то и сего-то, то Североатлантический альянс посмотрит, насколько он заинтересован в сотрудничестве с Россией. Могу сказать только то, что Россия нуждается во взаимном сотрудничестве не больше, чем НАТО. Думаю, что поддержка со стороны России в процессе осуществления операции в Афганистане нашим натовским партнерам необходима даже больше, тем более что в Афганистане по большому счету решается судьба Североатлантического альянса – способен ли он выполнять те цели, которые выдвигаются в рамках его трансформации или нет. И то, что помощь России является критической для НАТО, подтверждается тем, что уже после известного заседания Совета НАТО на уровне министров, где был принят достаточно резкий, хотя и малоконкретный документ, к нам обращались ведущие члены альянса и шептали на ухо: «Надеюсь, вы не прекратите сотрудничать с НАТО по Афганистану». Вот вам, пожалуйста, иллюстрация того, кто в чем заинтересован. Мы не собираемся хлопать дверью, но НАТО, как нам заявляют, держит дверь для сотрудничества с Россией открытой, в то же время нам угрожают, что в любую секунду она может быть захлопнута. Здесь, повторю, все зависит не от нас, а от тех, кто принимает решения о приоритетах лидеров Североатлантического альянса в их внешней политике и стратегической линии в мире. И если эти приоритеты ведут в сторону безоглядной поддержки обанкротившегося режима М.Саакашвили, и если цена, которую они готовы за это заплатить, включает разрыв отношений с Россией – это будет не наш выбор.

Южная Осетия и Абхазия не раз обращались к российской стороне с просьбой о признании их независимости. Сейчас эти просьбы возобновляются. Мы прекрасно понимаем чувства абхазского и югоосетинского народов, которые в последние 15 лет подвергаются с разной степенью интенсивности шовинистическому давлению со стороны Грузии.

Мы очень терпеливо, ответственно стремились все эти годы выполнять свои функции посредников и миротворцев. И если кто и ставил под сомнение территориальную целостность Грузии и нанес ей по сути дела серьезнейший удар, то это нынешний руководитель этой страны – Михаил Николаевич Саакашвили, который, как я уже имел возможность говорить, еще два с половиной года назад, отвечая на вопрос, использует ли он силу, клялся и божился, что никогда этого не сделает, поскольку, по его словам, кровь помнят не десятилетиями, а веками – именно поэтому он будет использовать исключительно мирные методы урегулирования своих отношений с теми народами, которые он считает частью грузинского государства.

Тем не менее он в очередной раз применил силу против них. Попытки такие уже были, в том числе и три года назад, но на этот раз масштабы и цинизм содеянного, конечно, переходят все границы. Так что Михаил Николаевич Саакашвили несет ответственность за то, как будет развиваться ситуация дальше.

Те базовые соглашения, которые действуют и ратифицированы парламентами двух стран, как уже не раз говорилось, не накладывают никаких ограничений на передвижение Черноморского флота, его судов из Севастополя в любые районы и обратно. В этих базовых соглашениях говорится, что по целому ряду вопросов стороны будут готовы заключить дополнительные, более конкретные договоренности, которые регулируют тот или иной аспект пребывания Черноморского флота Российской Федерации на территории Украины. Так вот, среди этих вопросов российская сторона, подчеркиваю не украинская, неоднократно предлагала обсудить и порядок передвижения Черноморского флота. Украинская сторона последовательно отказывалась это делать. По-моему, в октябре прошлого года российские переговорщики передали украинским коллегам пакет дополнительных проектов договоренностей, в том числе и по данному вопросу. И то обстоятельство, что украинцы почти год просто молчали и вдруг в ходе событий вокруг Южной Осетии заявили, что они будут эти вопросы решать в одностороннем порядке, это является нарушением базовых соглашений. В то же время они делают вид, что Россия никаких предложений на сей счет не представляла. Вы знаете, это вызывает, говоря дипломатическим языком, по меньшей мере, недоумение. Но вы должны знать, что кроется за этой дипломатической фразой.

Россия в полной мере выполняет те шесть принципов, которые были согласованы президентами Д.А.Медведевым и Н.Саркози в Москве 12 августа и которые, кстати, были позавчера одобрены в ОБСЕ. В этих принципах говорится, что российские миротворцы будут принимать дополнительные меры обеспечения безопасности. Эти меры предусматривают сохранение и уточнение границ зоны безопасности вокруг Южной Осетии. Эта работа ведется. Об этом Президент Д.А.Медведев говорил своим коллегам во время состоявшихся в последние дни телефонных разговоров. Она будет завершена завтра. И завтра же в соответствии с планами наших миротворцев будут оборудованы порядка восьми постов на внешней границе зоны безопасности. На каждом из этих постов будет развернут контингент миротворцев с таким расчетом, чтобы их, миротворцев, находилось в зоне порядка пятисот человек, не более того. Все остальные подразделения и части вооруженных сил Российской Федерации, которые были направлены в регион на подкрепление российских миротворцев, будут выведены в Южную Осетию – это касается миротворческих контингентов, и на территорию Российской Федерации – это касается всех остальных. Вывод, между прочим, начат несколько дней назад. Об этом всем хорошо известно. Но как в плохом детективе, некоторые наши западные партнеры не хотят этого замечать и пытаются представить дело таким образом, будто мы не выполняем свои обязательства по шести принципам.

Не хочу даже вдаваться в детали того манипулирования, которое происходило и продолжает происходить с текстом этих шести принципов. Начну с того, что договоренность, положенная на бумагу президентами Д.А.Медведевым и Н.Саркози, поначалу, во время визита Президента Н.Саркози в Тбилиси, прошла редакцию М.Н.Саакашвили. Потом та же договоренность в рамках обсуждения в СБ ООН, где мы хотели ее утвердить, была препарирована таким образом, что все обязательства с Грузии по сути дела снимались и т.д. С этой бумагой работали очень творчески. Мы категорически против этого.

Чего стоит хотя бы такой пример, когда в одобренных Д.А.Медведевым и Н.Саркози шести принципах говорится о том, что грузинская армия, грузинские вооруженные силы обязаны вернуться в места своей постоянной дислокации, то есть казармы. В этом документе используется термин «постоянный». А когда в Совете Безопасности об этом зашел разговор, то резолюцию, одобряющую эти шесть принципов, текст этих принципов, пытались переписать и заменить словосочетание «постоянной дислокации» фразой «на свои обычные базы». «Обычные» - это не юридический термин. «Обычные» - может означать и те позиции, которые грузинская армия занимала, готовя агрессию против Южной Осетии и аналогичную операцию против Абхазии. Такие мелочи показывают, в общем-то, дипломатическую нечистоплотность некоторых наших партнеров, но мы, естественно, все эти игры видим. Мы спокойно, без истерики добиваемся очень простого решения, которое одобряло бы принципы, согласованные 12 августа в Москве без каких-либо изменений. Первый результат в этой работе достигнут в ОБСЕ, где именно это и произошло. Сейчас в ответ на попытки передернуть ситуацию – в общем-то в данном случае в Совете Безопасности происходило так называемое «наперстничество» - мы предложили, во-первых, их заблокировать, а, во-вторых, представили свой очень простой проект резолюции, который утверждает и одобряет шесть московских принципов и призывает все стороны их выполнять.

Additional materials

  • Video

  • General Information

    Diplomatic and consular missions of Russia

    Syrian Arab Republic

    Embassy of Russian Federation to the Syrian Arab Republic

    Address :

    Omar Ben Al Khattab str., Adauwi, Damascus, Syrian Arab Republic, P.O.Box 3153

    -

    -

    Phone :

    +963 11 442-31-55

    Hotline :

    +963 991-24-09-99

    Fax

    +963 11 442-31-82

    E-mail

    ruembsyria@mail.ru

    Web

    https://syria.mid.ru/

    Twitter 

    Facebook 

    Telegram 

    Syrian Arab Republic

    Consular Division of Embassy of Russia in Damascus

    Address :

    Omar Ben Al Khattab str., Adauwi, Damascus, Syrian Arab Republic, P.O.Box 3153

    -

    Phone :

    +963 11 442-31-65
    +963 11 442-20-11

    Hotline :

    +963 991-24-09-99

    Fax

    +963 11 442-20-11

    E-mail

    consdamascus@mail.ru

    Web

    https://syria.mid.ru/ru/consular-services/

    Facebook 

    Syrian Arab Republic

    Consulate General in Aleppo

    Address :

    El Mouhafazat, Aleppo, Syrian Arab Republic, P.O.Box 1050

    -

    Phone :

    +963 21 223-24-01
    +963 21 226-93-77

    Hotline :

    +963 21 223-24-01

    Telex:

    (492) 331818 GCALER SY

    Fax

    +963 21 222-08-56

    E-mail

    aleppocons@mail.ru

    Representative offices in Russia

    Syrian Arab Republic

    Embassy of Syrian Arab Republic to the Russian Federation

    Address:

    119034, г. Москва, Мансуровский пер., 4

    Phone:

    +7 495 695-10-48

    +7 499 766-95-13

    Fax

    +7 495 697-45-18

    E-mail

    embassy@syrembassy.ru

    Photo

    • Сирия
    • Сирия
    • Сирия