the Republic of Lithuania
ИНТЕРВЬЮ ЗАМЕСТИТЕЛЯ МИНИСТРА ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ РОССИИ С.С.РАЗОВА ЖУРНАЛУ «VIP-PREMIER»», ОПУБЛИКОВАННОЕ В ОКТЯБРЬСКОМ НОМЕРЕ 2003 ГОДА ПОД ЗАГОЛОВКОМ «ЗАДАЧА МОМЕНТА - МИНИМИЗИРОВАТЬ ВОЗМОЖНЫЙ ДЛЯ НАС УЩЕРБ ОТ РАСШИРЕНИЯ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА НА ВОСТОК»
Вопрос: Сообщение Калининградской области с «большой Россией» и соседями осуществляется по-новому, действует визовый режим. Удовлетворены ли мы нынешней ситуацией?
Ответ: По законам диалектики вообще не бывает ситуаций, которыми можно быть абсолютно удовлетворённым. Надо учитывать принципиально новую политико-стратегическую ситуацию в регионе. Евросоюз расширяется на Восток. Соседи Калининградской области - Польша и Литва - с 1 мая 2004 года станут его членами. Кроме того, Польша с 1999 года - член НАТО, Литва в ближайшем будущем тоже станет участником этого военно-политического блока. Калининградская область как интегральная часть Российской Федерации оказывается как бы окружённой пространством расширяющегося Европейского Союза со всеми вытекающими отсюда проблемами в области экономического сотрудничества, транзита, взаимных поездок граждан и так далее. Что касается изменений режима торговли, то это предмет для экспертного анализа. По мнению специалистов, средняя ставка таможенных сборов на российские товары, поставляемые в Литву и Польшу после их присоединения к ЕС, может быть ниже, чем сейчас. Однако по критически важным для нас экспортным товарным позициям (это, прежде всего, сырьё) ожидается их повышение. В связи с переходом энергосистем Польши и Литвы на стандарты Евросоюза не исключены проблемы в плане энергообеспечения Калининградской области. Прибавьте к этому новые условия сертификации, технической стандартизации, грузового транзита, квотирование рыболовства, которые в той или иной степени отразятся на России и Калининградской области в частности. Задача момента состоит в том, чтобы в рамках сотрудничества с ЕС, Польшей, Литвой минимизировать возможный для нас ущерб от расширения Евросоюза на Восток.
Вопрос: И во что выльется эта «минимизация»?
Ответ: Что касается, например, условий взаимных поездок граждан, то никакой альтернативы введению Польшей и Литвой визового режима с Россией просто не существовало. Это своего рода «обязательная программа» этих стран, как, впрочем, и других кандидатов на вступление в ЕС, для полноправного членства в этой организации. Но визы визам рознь. И Шенгенские соглашения, к которым через несколько лет присоединятся Литва и Польша как члены Евросоюза, предусматривают определённую гибкость. Подписанные недавно межправительственные соглашения об условиях взаимных поездок граждан и с Литвой, и с Польшей являются в этом смысле достаточно либеральными, льготными, удобными для людей. При том, разумеется, понимании, что само по себе введение визового режима - это уже большое неудобство. Например, в соглашениях зафиксировано, что граждане России, проживающие в Калининградской области, могут ездить в Польшу и Литву по годовым, многократным, бесплатным визам, выдаваемым польскими и литовскими консульскими учреждениями без каких-либо приглашений. Но само обращение в консульские учреждения, как вы понимаете, необходимо.
Вопрос: В визе могут и отказать?
Ответ: Могут. Согласно общепринятой практике, любая страна имеет так называемые запретительные списки. Есть они и у нас. Граждане, фигурирующие в таком списке, визу не получат. Однако это очень незначительная часть общего пассажирского потока.
Вопрос: Пока Литва и Польша не присоединились к Шенгенскому договору?
Ответ: Вступление этих стран в ЕС с 1 мая 2004 года не будет означать их автоматического присоединения к Шенгенскому режиму. На это может уйти ещё три-четыре года в зависимости от успеха этих стран в обустройстве своих границ, отлаживании всех систем контроля, соответствующих Шенгенским требованиям. Это даёт нам определённый временной лаг для работы по продвижению выдвинутой нашим Президентом идеи о переходе в перспективе на безвизовый режим взаимных поездок граждан России и ЕС. С Евросоюзом работа по этому вопросу у нас идёт. Рассчитываем, что Польша и Литва, уже в качестве членов этой организации, будут работать в её рамках в пользу идеи перехода на безвизовый режим. По крайней мере, в ходе недавнего визита в Польшу мои собеседники официально заявляли о готовности действовать именно таким образом.
Вопрос: Каковы в нынешней ситуации перспективы приграничного экономического сотрудничества Калининградской области?
Ответ: Сотрудничество Калининградской области с Польшей и Литвой развивается конструктивно и весьма динамично. В 2002 году товарооборот области с Литвой составил 180 миллионов долларов, по итогам этого года, видимо, превысит 200 миллионов долларов. Учитывая реальный экономический потенциал Калининградской области и Литвы, это весьма приличный результат. Литва вкладывает немалые (по литовским параметрам) деньги - по 10-15 миллионов долларов - в совместные предприятия по производству холодильников, телевизоров, крабовых палочек и так далее. Товарооборот Калининградской области с Польшей составил в прошлом году 370 миллионов долларов. В Калининградской области создано примерно по 500 совместных предприятий с участием и литовского, и польского капитала. Польская сторона передала нам список из 30 проектов в Калининградской области, в инвестировании которых (реконструкция, модернизация, строительство) могли бы участвовать польские фирмы. Другое дело, что за этим должно последовать реальное технико-экономическое обоснование этих проектов, определение источников финансирования. Ну а это, как вы понимаете, уже предмет сотрудничества хозяйствующих субъектов. Один из проектов этого списка - открытие авиационного сообщения между Калининградом и Варшавой - реализован.
Вопрос: В контексте тезиса превращения Балтийского моря в "море мира" что необходимо сделать, в том числе со стороны Калининградской области?
Ответ: Если вы имеете в виду сокращение в регионе военного, в том числе военно-морского присутствия, то за последние годы в этом плане сделано немало. Многие объекты пунктов базирования нашего Балтийского флота (например, причалы) стали сейчас по существу объектами двойного - и гражданского, и военного - использования. Растёт степень доверия и взаимодействия наших военных с военными структурами прибалтийских государств, в том числе по линии НАТО. Россия активно участвует в работе Совета государств Балтийского моря, объединяющего 10 стран региона. В июне в Финляндии прошла очередная встреча Совета на уровне министров иностранных дел. В рамках этой региональной организации действуют рабочие группы по ядерной безопасности, экологии, экономическому сотрудничеству и так далее.
Вопрос: Как складываются взаимоотношения федерального центра и региональных властей?
Ответ: В рамках действующего законодательства о разделении компетенции между федеральным центром и субъектами Федерации. В переводе на общепонятный язык это означает, что мы работаем здесь в тесном сотрудничестве по принципу сообщающихся сосудов. Например, на всех этапах переговорного марафона с ЕС и Литвой по отработке схемы калининградского пассажирского транзита официальные представители администрации Калининградской области участвовали в них в составе российской делегации. Так что никаких проблем в формировании нашей собственной «федерально-областной» переговорной позиции не возникало. Калининградские коллеги, в свою очередь, информируют нас о работе в рамках советов сотрудничества Калининградской области с Литвой и Польшей.