19.10.1713:21

Выступление и ответы на вопросы СМИ Министра иностранных дел России С.В.Лаврова в ходе совместной пресс-конференции по итогам 16-й министерской сессии Совета Баренцева/Евроарктического региона, Архангельск, 19 октября 2017 года

1990-19-10-2017

  • de-DE1 en-GB1 es-ES1 ru-RU1 fr-FR1

Уважаемые дамы и господа,

16-я министерская сессия Совета Баренцева/Евроарктического региона (СБЕР) стала заключительным мероприятием в рамках российского председательства, проходившего в 2015-2017 гг.

Сегодня мы подвели итоги деятельности Совета за последние два года. У нас общее мнение о том, что совместными усилиями удалось существенно продвинуться по целому ряду направлений практической работы Совета, который остается главным механизмом интеграции в этой части Европы.

Особое внимание мы уделили таким задачам, как совершенствование транспортно-логистической инфраструктуры региона, наращивание приграничной экономической деятельности, защита окружающей среды, адекватное реагирование на изменения климата, повышение привлекательности Севера для международного туризма, а также культурное сотрудничество, молодежные и научные обмены, совместное реагирование на чрезвычайные ситуации. Подтвердили практический, прагматичный, нацеленный на результат характер взаимодействия в рамках СБЕР, нацеленность на решение конкретных задач, отражающих реальные потребности стран-членов Совета.

Особое внимание уделяем вопросам защиты прав и интересов коренных народов. В апреле текущего года в Москве прошел первый Саммит коренных народов Баренцева региона, итоги которого, по общей оценке, внесли полезный вклад в выстраивание равноправного диалога между коренными народами и органами власти. Договорились постараться сделать так, чтобы эта работа встала на системную основу.

В будущем году мы отмечаем 25-летие СБЕР. Мы обсудили перспективы развития сотрудничества в связи с этой памятной датой и в контексте с той программой, которую представило шведское председательство на очередные два года. Российская инициатива о формировании своего рода «Баренцева Давоса» для предметного обсуждения всей повестки дня нашего региона была в целом воспринята позитивно. Рассчитываем, что она воплотится в жизнь. Так как мы активно поддержали намерение Швеции уделить особое внимание в предстоящие два года вопросам молодежной политики, Россия была бы заинтересована, чтобы в нашем Совете был сформирован еще один механизм – молодежный форум на уровне правительств и территориально-муниципальных образований.

По итогам заседания мы приняли совместную Декларацию, которая закрепляет достигнутые результаты, о которых я сказал, и определяет ориентиры для дальнейшего взаимодействия.

После пресс-конференции состоится первая церемония вручения Баренцевой стипендии в области культурного сотрудничества, учрежденной в ноябре прошлого года в Москве на встрече министров культуры стран-членов СБЕР. Премия будет присуждаться раз в два года молодым деятелям искусства и творческим коллективам из Норвегии, Финляндии и Швеции и России.

В заключение хотел бы еще раз пожелать Швеции успехов на посту председателя Совета, а норвежскому Финнмарку успехов на посту председателя в Баренцевом региональном совете.

Благодарю за внимание и передаю слово своему коллеге – министру иностранных дел Швеции госпоже М.Вальстрём.

Вопрос: Несколько недель назад газета «Коммерсантъ» написала, что Шпицберген является возможным конфликтным районом для России и Норвегии. Что Вы об этом думаете? 

С.В.Лавров: Я не читал, что написала газета «Коммерсантъ» по поводу Шпицбергена. Конечно, считаем, что ситуация вокруг нашего взаимодействия на архипелаге могла бы быть гораздо более конструктивной.

Мы за то, чтобы положения договора о Шпицбергене соблюдались неукоснительно всеми его участниками. Тем не менее, периодически у нас с нашими соседями возникают проблемы, в том числе касательно ограничений на использование вертолетов треста «Арктикуголь», разрешительного порядка научных исследований, доступа в районы, представляющие интерес с научной и туристической точек зрения, хотя такие разрешительные требования, по нашей оценке, не вписываются  в положения договора о Шпицбергене. Есть проблемы и с тем, что налоговые поступления, которые делают в том числе российские участники хозяйственной деятельности на Шпицбергене, не используются на нужды Баренцбурга. 

Мы несколько раз обращались к нашим норвежским соседям с официальными нотами, в том числе дважды в прошлом году, с просьбой ответить на наши озабоченности, объяснить пути их преодоления. До сих пор ответов на эти ноты не поступило. Мы не ощущаем встречного движения от норвежских коллег, чтобы хотя бы начать диалог по этим вопросам. Конечно, это не может радовать. Несколько раз мы предлагали такой диалог, но нам отвечали отказом. Считаю, что это не соответствует духу Северного сотрудничества.  

Вопрос: Сегодня последний день работы в должности Министра иностранных дел Норвегии Б.Бренде. Что Вы можете сказать ему в последний день его пребывания на этом посту?

С.В.Лавров: На новой, очень интересной должности главы Всемирного экономического форума я желаю ему проявить свои таланты, способности и поддержать традиции, которые сложились за период руководства этим форумом г-ном К.Швабом. 

Вопрос: Очевидно, что возрастание российского военного присутствия на Севере вызывает беспокойство людей в Баренцевом регионе. Есть опасения, что во всем регионе возрастет напряженность. Есть ли причина у людей на  Севере волноваться по этому поводу? Какова Ваша реакция на последнее решение Норвегии расположить еще больше войск в регионе Финнмарк?

С.В.Лавров: Вы тщательно зачитывали свой вопрос. Видимо, он небыстро формулировался. 

Конечно, мы озабочены развитием военно-политической ситуации на Балтике, в том числе наращиванием присутствия НАТО в этом регионе. Рассматриваем процессы, которые здесь происходят, как часть осознанной стратегической линии на сдерживание Российской Федерации. Эта стратегия не скрывается руководителями НАТО, прежде всего, США. Она реализуется последовательно, проявляется  в том числе в бурном наращивании усилий по созданию глобальной системы ПРО, не имеющей никакого отношения ни к Ирану, ни к Северной Корее, а связанной со сдерживанием России и КНР.

Мы видим, как наши шведские соседи регулярно участвуют в проводимых НАТО учениях. Мы слышим призывы и  обещания принять Швецию и Финляндию в ряды Североатлантического альянса. Каждая страна имеет суверенное право самой определять свою внешнюю политику, вступать в альянсы, выбирать способ обеспечения своей безопасности. Безусловно, на наш взгляд, нейтралитет Финляндии и Швеции был одним из завоеваний их внешней политики и по-прежнему вносит очень важный вклад в усилия по нормализации и поддержанию стабильности на европейском континенте. 

Если говорить о том, что происходило у наших границ, то буквально в прошлом месяце были многонациональные учения под названием «Аврора-17». Они были преподнесены как сугубо оборонительные, продиктованные якобы резким обострением ситуации в сфере безопасности. Впервые на этих учениях у наших границ была задействована тяжелая бронетехника США. Мы были озадачены тем, как развивалась ситуация вокруг реакции Запада на российско-белорусские учения «Запад-2017». Им приклеили ярлык наступательных, нетранспарентных, хотя Российская Федерация задолго до проведения этих учений вместе с Белоруссией пригласила, в том числе на полевые тренировки, наблюдателей из зарубежных стран, включая страны НАТО. Они приехали и с удовольствием все это наблюдали. Но эта идеологическая атака, попытка вбить в мозги тезис об агрессивности Российской Федерации продолжается. Практически никто из СМИ по-честному не написал, что же на самом деле происходило с транспарентностью вокруг этих учений. 

А чего стоит сказка про российские войска, которые останутся в Белоруссии после учений! Самое смешное, что когда эти учения закончились и  российские войска, участвовавшие в них, давным-давно вернулись на базы постоянных дислокаций, некоторые до сих пор продолжают утверждать, что какие-то военнослужащие там все-таки остались. Печально, что взрослые люди занимаются таким оболваниванием своих избирателей. 

Если говорить конкретно о безопасности на Балтике, то когда Президент Финляндии С.Ниинистё в прошлом году на встрече с Президентом России В.В.Путиным предложил договориться, чтобы все военные самолеты летали с включенными транспондерами, мы восприняли это обращение всерьёз, внесли соответствующие предложения в Совете Россия-НАТО. Финляндия в нем не участвует, поэтому мы также согласились задействовать существующую в рамках ИКАО Проектную группу Балтийского моря, которая успешно заседает, работает и вырабатывает подходы, которые должны всех устроить. На данном этапе эта группа заседала в последний раз в мае. Все признали, что практически все полеты военной авиации России кроме специальных осуществляются с предварительным направлением полетных планов всем участникам этой группы ИКАО и со включенными транспондерами на тех самолетах, где они есть. В то же время, воздушные суда наших партнёров из НАТО, так же, как и Швеции, по большей части всегда летают с выключенными транспондерами.

Мы готовы к откровенному диалогу по всем этим вопросам. Кстати, после инициативы Президента Финляндии С.Ниинистё мы внесли упомянутые предложения в Совет Россия-НАТО не только по вопросам транспондеров. Там был целый набор мер безопасности, который позволит повысить уровень доверия в регионе Балтийского моря. До сих пор от НАТО ответа не поступило. 

Прежде, чем говорить как о доказанном факте о российской линии на нагнетание антироссийской напряженности, давайте посмотрим на статистику с начала текущего года. Воздушные и морские суда стран-участниц НАТО нарушали шведские границы девять раз. Российская сторона же была замечена в этом лишь один раз, когда два наших самолета в течение одной минуты находились в воздушном пространстве Швеции к востоку от острова Готланд. 

Вместо того, чтобы говорить с друг другом и ничего не слышать, надо сесть за стол переговоров (что мы давным-давно предлагали НАТО), положить на карту реальные факты, обменяться информацией о том, кто что развернул, на своей или чужой территории это было. Тогда будет понятно, какие у кого есть силы и на что они нацелены. 

А еще настоятельно Вам рекомендую посмотреть в интернете (я сейчас даже не буду вспоминать цифры) и сопоставить военные бюджеты на год стран-участниц НАТО и России. Даже можно сделать еще одно сопоставление– военный бюджет стран-участниц НАТО без бюджета США. Посмотрите, во сколько раз чисто европейский бюджет натовцев превышает военный бюджет России. Наверное, лучше садиться и разговаривать, как мы это давно предлагаем. Надеемся, что наши натовские коллеги когда-нибудь поймут необходимость такого диалога.  

Вопрос: Несколько лет назад в Киркенесе Вы подписали Соглашение о разграничении границ морских пространств в районе Варангер-фьорд. И тогда были самые разные вопросы и оттенки, но градус отношений в Киркенесе был достаточно высокий. Как Вы оцениваете градус отношений сегодня,  здесь на архангельской площадке?

С.В.Лавров: В Киркенесе у нас был факт подписания российско-норвежского двустороннего договора, который прекрасно работает и доказал свою жизнеспособность. Здесь все-таки у нас многостороннее мероприятие, и мы очень плодотворно поработали. Вместе с Министром иностранных дел Швеции М.Вальстрём мы постарались вам рассказать, чем сегодня занимались, подводя итоги очень многочисленных мероприятий. Я считаю, что это очень полезная работа. Архангельск недавно был столицей очередного форума «Арктика – территория диалога». Сейчас принимаем эту министерскую встречу. По-моему, эта площадка кажется очень комфортной. Еще раз благодарим областные и городские власти за гостеприимство.

Вопрос: Могут ли все-таки страны Баренцева региона вопреки затянувшемуся периоду похолодавших отношений между Россией и ЕС улучшить свои отношения? Как это отражается на жизни простых северян, жителях нашей области, например? 

С.В.Лавров: Сегодня мои коллеги в ходе комментариев говорили об этом. Как только что сказала М.Вальстрём, важно отгородить наш регион от колебаний геополитической конъюнктуры, которая, к сожалению, будет колебаться очень долго, потому что непросто приходит осознание у лидеров западного мира, что эра доминирования, которой они наслаждались столетиями, проходит, и необходимо с уважением относиться к другим странам, особенно к тем, кто обрел дополнительные экономические, политические и финансовые силы. Я рассчитываю, что это осознание когда-нибудь придет. 

Насчет финансов Министр иностранных дел Норвегии Б.Бренде упомянул, что военный бюджет с 2005 г. в Российской Федерации за 12 лет увеличился в два раза. Надо посмотреть объем всего бюджета – не только военного. Естественно бюджет растет. Если брать абсолютные цифры, вы не получите относительных сопоставлений. Я предлагаю еще раз обратить внимание на то, что я сказал – сравните военные расходы европейских членов НАТО и военные расходы Российской Федерации, и даже военные расходы ОДКБ. Там цифры в разы отличаются в пользу наших западных соседей.

Пользуясь случаем, хочу подтвердить, что мы уважаем заявления Норвегии о том, что она до последней запятой уважает и соблюдает договор по Шпицбергену. Я услышал то, что сказал Б.Бренде, однако я перечислил конкретные вещи, ограничения, которые мы испытываем на Шпицбергене, занимаясь деятельностью, разрешенной договором. Министр иностранных дел Норвегии Б.Бренде на своем посту не успел ответить на официальные ноты Российской Федерации, по крайней мере, две последние остаются без ответа. Надеюсь, что его преемники постараются соблюсти дипломатические правила и направят нам официальный ответ на вполне конкретный вопрос.

Насчет диалога в этом регионе. У нас, несмотря ни на что, с Норвегией, Швецией, Финляндией проходят очень регулярные контакты. Несмотря на то, что многие каналы, которые существовали между ведомствами и по парламентской линии, были, как в случае с Норвегией, немного подморожены, мы общаемся, мы не хотим никому навязываться. Я всегда с очень большим эмоциональным чувством вспоминаю участие в церемонии в Киркенесе по случаю очередной годовщины освобождения севера Норвегии от фашистов, и те памятники, которые там поставлены в честь павших бойцов, то, как за ними ухаживают, как относятся к нашей общей истории. У нас с Министром иностранных дел Норвегии Б.Бренде проходят регулярные контакты, между нашими министерствами идет диалог на уровне департаментов. Конечно, можно бы было работать друг с другом более насыщенно, учитывая, что мы соседи. С Финляндией у нас традиционно очень тесные отношения. Мы ценим ту откровенность и прямоту, с которой Президент Финляндии С.Ниинистё общается с Президентом Российской Федерации В.В.Путиным. Я уже упоминал  инициативу про обеспечение безопасности в воздушном пространстве над Балтийским морем, и мы поддержали ее. У нас хорошее сотрудничество со Швецией, хотя кто-то нас обвиняет в том, что мы будем вмешиваться в ваши выборы. Я уверен, что те, кто следит за реальной ситуацией, понимает, насколько это все смешно. Возобновляются контакты между парламентариями, по военной линии. Мы открыты к этому взаимодействию настолько широко и глубоко, насколько будет комфортно для наших соседей.

 

 

Дополнительные материалы

Видео

Фотографии

Организация по безопасности сотрудничества в Европе (ОБСЕ)

Совет Европы (СЕ)

НАТО

Европейский союз (ЕС)

x
x
Дополнительные инструменты поиска