Публикатор

2.11.0720:00

Комментарий ДИП МИД России в связи с некорректными высказываниями старшего заместителя Госсекретаря США Н.Бернса

1719-02-11-2007

  • en-GB1 ru-RU1

Находившийся на днях в Вене старший заместитель госсекретаря США Н.Бернс, выступая перед прессой по итогам встречи с директором БДИПЧ К.Штрохалом и генсекретарем ОБСЕ П.Перреном де Бришамбо, допустил, ряд бестактных высказываний в отношении России, упрекая ее в попытках чинить препятствия деятельности международных наблюдателей на предстоящих 2 декабря выборах в Государственную Думу.

Подобные высказывания, не имеющие под собой никаких оснований, говорят лишь об аллергии определенных кругов на Западе в связи с суверенным характером российской демократической системы, развивающейся не по сценариям, написанным за океаном, а по внутренним законам, соответствующим свободному выбору, сделанному российским народом в начале 90-х годов. При этом Россия строго соблюдает все международные обязательства, взятые на себя в электоральной сфере. Как известно, эти обязательства зафиксированы в документе Копенгагенского совещания по человеческому измерению СБСЕ 1990 г. и ряде других единогласно принятых решений ОБСЕ. Они заключаются в соблюдении таких принципов, как всеобщее и равное избирательное право, обеспечение тайного голосования, разумная периодичность выборов, их состязательный характер.

Что же касается вопроса о модальностях наблюдения за выборами, то они прописаны во внутреннем регламенте Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ), который не имеет статуса международного договора и поэтому не создает для стран-членов ОБСЕ никаких юридических обязательств. Таким образом, сами страны-члены ОБСЕ имеют полное право по собственному усмотрению определять число приглашенных наблюдателей и сроки их пребывания. Собственно говоря, с этим согласен и сам Генеральный секретарь ОБСЕ П.Перрен де Бришамбо, заявивший в интервью газете "Коммерсант" 18 июня с.г. о том, что "у всех есть обязательство приглашать наблюдателей, но много или мало, решают сами страны".

Чтобы поставить вопрос о модальностях наблюдения за выборами на твердую юридическую основу, Российская Федерация последовательно добивается принятия в рамках коллективных органов ОБСЕ "Базовых принципов организации наблюдения за общенациональными выборами по линии БДИПЧ ОБСЕ".

Казалось бы, если господин Н.Бернс так радеет за российскую демократию, почему бы Соединенным Штатам не поддержать нашу инициативу? Увы! Ведь тогда и самим Соединенным Штатам пришлось бы придерживаться общих согласованных электоральных стандартов.

На самом деле, Соединенные Штаты до сих пор, в отличие от России, не привели свое национальное законодательство в соответствие с требованиями нормативных документов ОБСЕ. Американцы ограничивают число наблюдателей ОБСЕ, предлагая БДИПЧ самому уговаривать руководство штатов и отдельных графств принять свои миссии. Так, на президентские и парламентские выборы в ноябре 2004 г. США пригласили 92 представителя ОБСЕ, которые смогли охватить лишь столицу и 12 штатов. На ноябрьские (2006 г.) промежуточные выборы в Конгресс допустили лишь 18 международных наблюдателей, осуществлявших мониторинг в 14 штатах.

Немало изъянов у американцев и со списками избирателей из-за отсутствия обязательной регистрации по месту жительства. Выдаваемые "условные бюллетени" признаны наблюдателями ОБСЕ крайне неэффективной формой волеизъявления. В день голосования на президентских выборах 2004 г. ими вынуждены были довольствоваться 1,9 млн. чел., т.е. 2,56% от пришедших на избирательные участки, причем голоса более трети из них так и не засчитали под разными предлогами.

Есть нарекания и по части содержания бюллетеней для голосования: во многих штатах на одном и том же бланке, помимо имен соискателей на пост Президента США, фигурируют и многочисленные кандидаты на различные должности в местных органах власти. Наконец, организация выборов и подсчет голосов проводятся под контролем госсекретарей штатов, т.е. политических назначенцев губернаторов, формирующих свои команды по партийному принципу.

Словом, с точки зрения норм и стандартов ОБСЕ американская демократия далека от совершенства. Попытки же администрации США обвинять нас в несоблюдении произвольно наработанных БДИПЧ критериев по части мониторинга - не более чем попытка использовать всякую подвернувшуюся возможность оспорить факт демократичности России, создать "нужный" политический фон для продвижения собственных внешнеполитических целей.

2 ноября 2007 года

Дополнительные инструменты поиска