22.04.2120:18

Выступление Постоянного представителя Российской Федерации при ОБСЕ А.К.Лукашевича на онлайн-заседании Постоянного совета ОБСЕ на отчеты cпецпредставителя Действующего председателя ОБСЕ по Украине и в Контактной группе Х.Грау и главы СММ ОБСЕ на Украине Я.Х.Чевика, Вена, 22 апреля 2021 года

782-22-04-2021

Уважаемый господин Председатель,

Уважаемые послы Х.Грау и Я.Х.Чевик, приветствуем вас в Постоянном совете. Ценим возможность провести откровенный обмен мнениями.

С момента ваших предыдущих докладов в ОБСЕ ситуация в урегулировании внутриукраинского конфликта, к сожалению, в лучшую сторону не изменилась. Увеличилась лишь печальная статистика новых обстрелов, жертв, разрушений в Донбассе. 13 апреля ознаменовало седьмую годовщину начала карательной операции Киева против жителей Донбасса, которые не согласились с итогами февральского государственного переворота 2014 года. Операции, у которой есть дата начала, но до сих пор не видно конца.

Текущую ситуацию вокруг Минских соглашений, решений Контактной группы и договоренностей в «нормандском» формате едва ли можно назвать процессом по их реализации. Из всех положений «Комплекса мер» от 12 февраля 2015 года, одобренного резолюцией 2202 Совета Безопасности ООН, полноценно не выполнен ни один пункт. И это несмотря на многолетние усилия ОБСЕ и, в частности, ваши личные старания по обеспечению прогресса в имплементации упомянутой резолюции.

Положительный эффект от мер по усилению режима прекращения огня, вступивших в силу 27 июля 2020 года, уходит. За девять месяцев с момента их согласования Киевом, Донецком и Луганском в Контактной группе эти меры так и не смогли придать импульс субстантивному продвижению на треке долгосрочного урегулирования внутриукраинского кризиса. Власти Украины намеренно заводят ситуацию в тупик, продолжают подрывать Минские соглашения, всё активнее пытаются дискредитировать минскую переговорную площадку. Так, 5 и 6 апреля глава украинской делегации в Контактной группе Л.Кравчук и его первый заместитель, вице-премьер по реинтеграции А.Резников заявили, что украинская делегация категорически отказывается от дальнейшего участия в очных встречах Контактной группы в Минске.

13 апреля А.Резников в выступлении перед комитетом по иностранным делам Европейского парламента сделал очередное заявление о том, что Минские соглашения будто бы «должны быть модернизированы, поскольку некоторые их пункты сегодня не могут быть выполнены». Более того, он взял на себя смелость утверждать, что положения Минских соглашений якобы «противоречат стандартам ОБСЕ».

К сожалению, на эти деструктивные тезисы представителей Украины так и не прозвучало никакой публичной реакции и оценок ни от Действующего председательства ОБСЕ, ни от вас, уважаемые послы Х.Грау и Я.Х.Чевик. Не слышно ее и сейчас. Вместе с тем именно в нынешних условиях обеспечение приверженности букве Минских соглашений и сохранение площадки для очных контактов сторон конфликта – Киева, Донецка и Луганска – имеет определяющее значение для урегулирования.

Представители Украины являются единственными участниками переговорного процесса, упорно оспаривающими юридическое значение и содержание Минских соглашений, а, следовательно, резолюции 2202 Совета Безопасности ООН. При поддержке внешних кураторов и своих политических спонсоров Киев уклоняется от предусмотренного «Комплексом мер» прямого диалога с представителями отдельных районов Донецкой и Луганской областей. Именно на основе такого диалога должен выстраиваться переговорный процесс и вырабатываться решения по вопросам политики и безопасности, в социально-экономической и гуманитарной сферах. Вместо этого в ущерб диалогу украинские власти настырно пытаются перенести все дискуссии по урегулированию в «нормандский формат», безосновательно выставляя конфликт на востоке Украины в качестве межгосударственного.

Уважаемые послы Х.Грау и Я.Х.Чевик,

Осознаём, что вы находитесь под давлением, в том числе со стороны принимающего государства. Вместе с тем рассчитываем, что в своей работе вы будете руководствоваться исключительно принципами беспристрастности и объективности. Это касается, в том числе, необходимости рассылки в Контактной группе документов, распространяемых представителями Донецка и Луганска. К сожалению, так происходит не всегда – несмотря на их настоятельные требования.

Важно также не допускать отступления от своих полномочий. В этом контексте нам, к примеру, непонятно, по какой причине СММ взялась изучать содержание и осуществлять анализ внутреннего законодательства Российской Федерации, на что содержится ссылка в представленном сегодня послом Я.Х.Чевиком отчете. Предостерегаем от любых попыток выйти за рамки мандата Миссии, наделяющего ее функциями исключительно в контексте происходящего на Украине. Обращаем внимание на принципиальное решение России поддержать в марте продление мандата СММ на очередной год без каких-либо его изменений.

Что на деле востребовано – так это пристальное внимание к последствиям введения украинскими властями дискриминационного законодательства в области языка, образования и других сферах. Ведь СММ в соответствии с мандатом наделена и задачей осуществлять поддержку соблюдению прав и основных свобод человека на Украине. Востребовано более активное и результативное взаимодействие Миссии с профильными институтами ОБСЕ – БДИПЧ, Представителем по вопросам свободы СМИ и Верховным комиссаром по делам национальных меньшинств.

Сожалеем, что целый ряд событий, произошедших на остальной территории Украины и имеющих непосредственное отношение к мандату Миссии, не был включен в сводки наблюдений СММ и не отражен в представленном сегодня послом Я.Х.Чевиком отчете. Наши рекомендации обратить на них внимание Миссией услышаны не были. Речь идет, к примеру, о нападениях 12 и 16 января на клириков Запорожской епархии Украинской православной церкви, вандализме в отношении двух храмов УПЦ в Харькове 18 и 21 января, нападении 22 января членов «Правого сектора» в Ивано-Франковской области на журналиста Руслана Коцабу и его мать, а также на его адвоката и общественного деятеля Татьяну Монтян. В этих условиях может сложиться впечатление о выборочном подходе Миссии к реализации своего мандата. Призываем СММ устранить такие недоработки, впредь осуществлять тщательный мониторинг происходящего и отражать данные в отчетах. Нужно вести в том числе системную работу по фиксации всех случаев проявления агрессивного национализма, неонацизма и ксенофобии. Давно востребован соответствующий тематический доклад.

Понимаем трудности, с которыми Миссия сталкивается при пандемии коронавируса. В этих условиях призываем развивать контакты с местными властями всех уровней – опять-таки, в строгом соответствии с мандатом. Пока что, по всем признакам, немало сложностей в работе СММ обусловлены недостатком рабочего взаимодействия с властями в отдельных районах Донецкой и Луганской областей. Это касается установления фактов и своевременного реагирования на инциденты.

Необходимо отслеживать все последствия социально-экономической и транспортной блокады Донбасса, которая осуществляется властями Украины в нарушение пункта 8 «Комплекса мер». Призываем посла Х.Грау выстраивать работу Контактной группы с целью скорейшего снятия бесчеловечной блокады.

Важно использовать все возможности раннего предупреждения потенциальной эскалации напряженности на линии соприкосновения и вблизи нее. Тщательно отслеживать военные приготовления ВСУ и происходящее в тылах и на железнодорожных станциях, через которые осуществляется переброска украинских вооружений, техники и боеприпасов в Донбасс. Обратили внимание, что рядом с одной из таких станций, в Константиновке, с конца марта Миссия испытывает многочисленные препятствия мониторингу. Вблизи нее, в Степановке, регулярные сильные радиопомехи стал испытывать беспилотник СММ дальнего радиуса действия. 2 апреля украинские военные не позволили наблюдателям проследовать на станцию и осмотреть зону погрузки. Перемещения продолжаются на других станциях. Свежий пример – 19 апреля на ж/д ст.Зачатовка (Донецкая область) – выявлены 17 гаубиц 2С1 «Гвоздика» (калибром 122 мм) и 11 гаубиц 2С3 «Акация» (калибром 152 мм).

Следует добиваться добросовестного выполнения мер по усилению режима прекращения огня, вступивших в силу 27 июля 2020 года. Показательно, что Киев свыше восьми месяцев, до 7 апреля с.г., тянул с публикацией этих мер на сайте Минобороны Украины. К слову, приказ об их применении украинскими военными не обнародован до сих пор – в то время как Донецк и Луганск сделали это еще в июле 2020 года.

Крайне важно работать над эффективностью применения упомянутых мер – включая, в частности, конкретизацию параметров совместного механизма верификации нарушений и контроля за обеспечением перемирия при содействии Совместного центра контроля и координации в действующем составе. Важно также добиваться эффективного применения дисциплинарных взысканий к нарушителям. От всего этого представители Украины уклоняются, параллельно агитируя за подписание неких пустых политических деклараций о переподтверждении приверженности режиму прекращения огня. Но зачем это делать, если меры от июля 2020 года следует просто эффективно выполнять?

На этом фоне – со ссылкой на отсутствие «полной тишины» в Донбассе – в Киеве саботируют выполнение политических положений «Комплекса мер». Сорвано и выполнение призывов «нормандского» саммита 2019 года согласовать все правовые аспекты особого статуса Донбасса для обеспечения его действия на постоянной основе и интегрировать «формулу Ф.-В.Штайнмайера» в украинское законодательство.

Два года назад, 21 апреля 2019 года, Президент В.Зеленский одержал победу во втором туре президентских выборов. После вступления в должность он отвел себе один год для разрешения вооруженного конфликта на востоке Украины, намереваясь «достучаться до умов и сердец донбассцев». В том же году, на «нормандском» саммите в Париже, он подтвердил приверженность Минским соглашениям в качестве основы для мирного, политико-дипломатического урегулирования конфликта.

Однако спустя два года конфликт продолжается. «Достучаться» до донбассцев Киев пытается пока одними лишь снарядами и пулями. Согласно данным СММ, за почти двухлетний период президентства В.Зеленского по обе стороны от линии соприкосновения погибло свыше 40 жителей Донбасса (из них от обстрелов – 15), ранены более двух сотен. Населенные пункты в отдельных районах Донецкой и Луганской областей обстреливались свыше 150 раз, в их сторону выпущено более 70 тысяч украинских боеприпасов – и это только по подтвержденным СММ данным о направлении обстрелов. Всего же при президентстве В.Зеленского Миссия зафиксировала свыше 350 тысяч случаев нарушения режима прекращения огня. К сожалению, это продолжается и сегодня.

Уважаемые послы Х.Грау и Я.Х.Чевик,

Видим сложности, с которыми вам приходится сталкиваться на фоне отсутствия политической воли в Киеве следовать букве и духу Минских соглашений. При этом акцентируем – сейчас крайне востребованы, в том числе с вашей стороны, действенные сигналы украинским властям о необходимости вернуться к логике «Комплекса мер». Попытки – в том числе внешних кураторов – выгородить украинские власти, саботирующие «Минск», весьма вредны и опасны для всего процесса урегулирования.

В заключение хотим пожелать вам и вашим коллегам крепкого здоровья и успехов в работе.

Благодарю за внимание.

Совет Европы (СЕ)

НАТО

Европейский союз (ЕС)

Отображение сетевого контента

x
x
Дополнительные инструменты поиска