8.05.2022:43

Выступление Постоянного представителя России при ОБСЕ А.К.Лукашевича на онлайн-заседании Постоянного совета ОБСЕ о ситуации на Украине и необходимости выполнения Минских договоренностей, Вена, 7 мая 2020 года

683-08-05-2020

  • en-GB1 ru-RU1

Уважаемый господин Председатель,

События последних дней в очередной раз заставляют содрогнуться от того, сколь высокую цену вынуждены платить жители Донбасса за продолжающуюся военную операцию Киева.

С кем воюет украинская армия, наглядно демонстрирует печальная статистика жертв и разрушений в Донбассе. За последнюю неделю все разрушительные последствия обстрелов, повлекшие жертвы, зарегистрированы исключительно на территории отдельных районов Донецкой и Луганской областей. Под пули и снаряды ВСУ вновь попали мирные жители и их дома, а также социальные объекты.

30 апреля СММ зафиксировала последствия очередного обстрела школы в Золотом-5/Михайловке – по ней произвели выстрелы из 120-мм миномета и крупнокалиберного пулемета.

1 мая в донецком поселке Спартак от обстрела погибла женщина. По сообщениям СМИ, пока что не нашедшим отражения в отчетах Миссии, 2 мая в Золотом-5/Михайловке близ Луганска обстрелян жилой дом, в котором находились пять малолетних детей. В результате этого варварского обстрела ранена девочка семи лет. Как сообщается, патруль СММ, прибывший для фиксации последствий, был вынужден покинуть поселок по соображениям безопасности в связи с возобновлением обстрела, который мог угрожать, в том числе жизни наблюдателей.

По уже подтвержденным Миссией данным, 4 мая в донецкой Александровке ранены четыре мирных жителя, среди которых также были дети – две девочки в возрасте семи лет и одна – десяти лет. Всем им потребовалась госпитализация. Наконец, сегодня утром поступила информация об обстреле поселка Саханка на юге отдельных районов Донецкой области, в результате которого получили ранения пять человек, среди них двое малолетних детей – мальчик и девочка.

Неоднократным обстрелам подвергается поселок Сигнальное под Донецком, который украинские военные не снимают с прицела. За прошедшие несколько недель СММ информировала о двух жертвах обстрелов в нем, включая одного убитого мирного жителя. По имеющимся сообщениям, 5 мая там зафиксирован новый обстрел, повреждены пять жилых домов.

Считаем абсолютно недопустимыми агрессивные действия, направленные на эскалацию напряженности и запугивание гражданского населения Донбасса, а также наблюдателей СММ.

Рассчитываем, что Миссия сможет должным образом оперативно уточнить все факты, относящиеся к вышеупомянутым обстрелам, в том числе направление огня и тип примененных вооружений, отразить их в отчетах. Призываем СММ активизировать усилия по содействию защите мирного населения Донбасса от последствий агрессивных действий ВСУ. Это важно и для авторитета ОБСЕ. Необходимым шагом и важной превентивной мерой стало бы возобновление Миссией практики публикации тематических докладов по гражданским жертвам.

Новые жертвы – результат отсутствия прогресса в минской Контактной группе по подтверждению приверженности режиму прекращения огня и введению мер в его поддержку. Донецк и Луганск давно выразили такую готовность, однако Киев по-прежнему медлит, обставляя прекращение огня всё новыми условиями.

5 мая своим указом Президент В.Зеленский внес изменения в состав переговорной команды, представляющей Украину в Контактной группе. Одну из ведущих позиций в ней занял небезызвестный вице-премьер по вопросам реинтеграции А.Резников, который в январе публично призывал к пересмотру Минских соглашений. Всё это выставляется как некое усиление представленности Киева в Контактной группе. При этом очевидно, что залогом успеха любых переговоров являются не регалии их участников, а субстантивная работа и готовность находить приемлемые решения.

В частности, неясно, как соотносятся кадровые нововведения украинской стороны с идеей создания в рамках Контактной группы Консультативного совета для обсуждения с Донбассом политико-правовых аспектов урегулирования. Напомним, что такая идея получила письменное закрепление в протоколе заседания Контактной группы 11 марта 2020 года, который был подписан главой Офиса Президента Украины А.Ермаком наряду с представителями Донецка и Луганска. Под ним также стоит подпись и спецпредставителя Действующего председателя ОБСЕ по Украине и в Контактной группе Х.Грау. Однако затем Киев фактически это дезавуировал, отказавшись утвердить уже согласованное решение.

Очень тревожат возобновившиеся попытки украинских властей не только «отыграть назад» уже достигнутые при участии представителей Донбасса договоренности в Контактной группе, но и вообще вытеснить Донецк и Луганск из переговорного процесса. Весьма показательны высказывания А.Ермака 4 мая, в которых он признал, что нынешние представители Донецка и Луганска на протяжении всех шести лет переговорного процесса в Минске «являлись единственными представителями» отдельных районов Донбасса, однако тотчас же заявил, что Украина «никогда не будет вести» с ними переговоры. Более того, он озвучил некие выдвигаемые Киевом критерии, в соответствии с которыми он ожидает замены представителей Донбасса в Контактной группе на более удобные фигуры. Возникает резонный вопрос – а с кем же тогда представители украинских властей имели дело в Минске все это время в рамках переговорного процесса, сидели за столом переговоров и согласовывали решения? И почему такие рассуждения зазвучали именно сейчас, когда из-за непоследовательной линии Киева едва ли не весь переговорный процесс оказался в тупике? Как воспринимать такие высказывания – как заявление о выходе из переговорного процесса с Донбассом, предусмотренного Минскими соглашениями? Стоит ли напоминать, что подписи представителей провозглашенных республик Донбасса стоят и под Минскими соглашениями, в частности, под одобренным СБ ООН минским «Комплексом мер» от 12 февраля 2015 года.

Неудивительно, что в ходе состоявшейся 30 апреля видеоконференции министров иностранных дел «нормандской четверки» констатирована неудовлетворительная ситуация практически на всех треках урегулирования кризиса на Украине. Это касается и реализации «парижского пакета» поручений саммита «нормандской четверки» от 9 декабря 2019 года, из нескольких задач которого стороны смогли реализовать, и то лишь частично, только одну, касающуюся обмена удерживаемыми лицами. Кстати говоря, рабочая подгруппа по гуманитарным вопросам минской Контактной группы оказалась едва ли не единственной, в которой наблюдался хоть какой-то прогресс в последнее время. Но и в ней, как подтвердил вчерашний брифинг ее координатора господина Т.Фриша, представители Киева демонстрируют отсутствие политической воли для дальнейшего продвижения по ряду направлений.

На этом фоне ситуация по стране в целом также неутешительна. Тяжелым остается положение Украинской православной церкви. Ее клир и прихожане продолжают находиться под беспрецедентным давлением. Помимо волны поджогов храмов и монастырей, прокатившейся по стране в апреле, не прекращаются попытки насильственных захватов приходов. К примеру, 4 мая около сорока радикально настроенных людей, многие из которых были в балаклавах, попытались завладеть храмом в честь архистратига Михаила в селе Задубровка Заставновского района Черновицкой области. Они избили и пытались запугивать мирных прихожан этого храма. В итоге как минимум трое госпитализированы, один получил ранение ножом в голову. Несмотря на это, прибывшие на место сотрудники правоохранительных органов не задержали зачинщиков штурма. Ожидаем, что СММ будет держать на контроле подобные инциденты и отражать их в отчетах. Необходимо также добиваться от украинских властей своевременной реакции и результативного расследования таких вопиющих случаев.

Кроме того, похоже, что линия прежних властей Украины на сокрытие правды о резонансных преступлениях, совершенных в политических целях, не изменилась и с приходом в 2019 г. новых властей. Показательно недавнее интервью активного участника государственного переворота в Киеве в феврале 2014 года В.Парасюка. Он открыто сознался, что вместе с группой соучастников совершил коллективное преступление, открыв огонь по сотрудникам правоохранительных органов в Киеве. Более того, он прямо указал на бывшего генпрокурора Украины Ю.Луценко, который в период своего пребывания на посту помогал всем им избежать уголовной ответственности за содеянное и «прятал папки» с делами. Отсутствие к нему вопросов у нынешней украинской правоохранительной системы также весьма показательно. Судя по всему, сегодня в Киеве также не заинтересованы в установлении правды о событиях на «майдане», сопровождавшихся массовыми расстрелами людей.

2 мая исполнилось шесть лет другой трагедии – чудовищного преступления в одесском Доме профсоюзов. Вместо того чтобы почтить память погибших в результате буйства радикалов, действовавших под лозунгами украинской национальной исключительности, киевские дипломаты прибегли к лживой демагогии, развернув целую кампанию по перекладыванию ответственности за это насилие на Россию. Мы не будем комментировать эти явно нездоровые измышления. Лишь констатируем факты: преступление до сих пор должным образом не расследовано, несмотря на многочисленные видеосвидетельства и показания очевидцев, прямо указывающие на вину радикалов. Никто так и не понес наказания. Стоит ли говорить, что низкопробное политиканство, к которому прибегают, чтобы отвлечь внимание от бездействия украинских властей и правоохранителей в деле расследования одесской трагедии, безусловно, не может восполнить родным и близким горечь утраты и необходимость знать правду о тех событиях.

Уважаемый господин Председатель,

Наше заседание предваряет празднование 75-летия Победы во Второй мировой войне. Эта дата – важный повод задуматься над уроками истории, в том числе недопустимости возрождения человеконенавистнической идеологии, основанной на рассуждениях о национальном превосходстве. К сожалению, современная реальность Украины отмечена многочисленными проявлениями агрессивного национализма и неонацизма. Вместе с тем, история свидетельствует, что лишь отказ от национал-радикализма и построение общества на основе равного учёта прав и интересов всех его социальных и этнических групп является залогом устойчивого мира и общественного согласия. Рассчитываем, что руководство Украины выберет именно такой путь развития страны.

Благодарю за внимание.

Совет Европы (СЕ)

НАТО

Европейский союз (ЕС)

Отображение сетевого контента

x
x
Дополнительные инструменты поиска