13.03.2014:15

Выступление Постоянного представителя России при ОБСЕ А.К.Лукашевича на заседании Постоянного совета ОБСЕ о ситуации на Украине и необходимости выполнения Минских договоренностей, Вена, 12 марта 2020 года

478-13-03-2020

Уважаемый господин Председатель,

Кризис на Украине по-прежнему далек от разрешения. Причина – отсутствие политической воли Киева к выполнению имеющихся обязательств. К сожалению, помимо патетической риторики о стремлении к миру, от украинского руководства пока не видно практических мер по выполнению Минских соглашений.

Пока что Киеву и Донбассу не удалось полноценно перезапустить и активизировать диалог в соответствии с поручениями декабрьского «нормандского» саммита в Париже – как по вопросам безопасности, так и по политическим и гуманитарным аспектам. Однако некоторую надежду дает вчерашнее заседание Контактной группы в Минске, в ходе которого согласовано решение об учреждении консультативного совета для обсуждения политических и правовых аспектов реализации минского «Комплекса мер». Призываем партнеров по «нормандскому» формату подключиться к содействию работе этого совета.

К сожалению, в Донбассе все еще продолжают стрелять. Наблюдаются всплески военной активности – 18, 23 и 26 февраля, а также 9-10 марта, что подтверждают отчеты СММ. Со стороны ВСУ огонь зачастую ведется по жилым кварталам, причем не только из легкого стрелкового вооружения. Вспомним недавние обстрелы из 73 мм орудий в Золотом-5/Михайловке (там, кстати, СММ подтвердила направление обстрела, прямо указывающее на причастность ВСУ) или повреждения пулеметным огнем жилого дома и действующей школы в донецкой Александровке. Обратили внимание и на вчерашние сообщения ряда СМИ о повреждениях жилых домов в Саханке в результате обстрела из крупнокалиберной артиллерии, а также в Гольмовском, по которому применялись зенитные установки. Замечено размещение вооружений и военной техники ВСУ в непосредственной близости от пункта пропуска «Марьинка».

Растет список жертв обстрелов, которые сложно назвать неизбирательными – это прицельный огонь по гражданским лицам. 28 февраля в пункте пропуска «Еленовка» пулевое ранение получил житель отдельных районов Донбасса, возвращавшийся домой на автомобиле. Другой автомобиль с гражданскими лицами был обстрелян 4 марта в Докучаевске, в результате чего ранена семейная пара. Призываем СММ тщательно фиксировать все последствия применения вооружений по жилым кварталам и систематизировать данные о гражданских жертвах и разрушениях.

ВСУ продолжают нагнетать напряженность вблизи линии соприкосновения. Озабоченность вызывают проведение украинскими военными танковых учений с боевой стрельбой в поселке Спорное Донецкой области, а также перемещения зенитных ракетных комплексов, например, ЗРК С-300 вблизи пос. Мангуш или размещение ЗРК «Оса» в жилом районе пос. Возрождение в Донецкой области.

Ценим усилия СММ, работающей на Украине в непростых условиях. Напоминаем, что мониторинг в зоне конфликта в Донбассе должен быть сбалансированным по обе стороны линии соприкосновения. Призываем Миссию перестать делить препятствия на «активные» и «пассивные» и возобновить практику указания в отчетах количества запретов доступа, которые она испытывает под предлогом минной угрозы. Как известно, на подконтрольной Киеву территории от наблюдателей закрыты обширные районы.

На фоне неспокойной военной обстановки «застыл» политический трек урегулирования. Кадровые перестановки в Киеве, безусловно, отвлекают внимание от первоочередных политических шагов, которые Киеву необходимо осуществить в рамках «домашней работы» по выполнению поручений «нормандских» саммитов. Они хорошо известны – достичь согласия в прямом диалоге с представителями Донецка и Луганска относительно всех правовых аспектов особого статуса Донбасса, придать закону об особом статусе постоянный характер с отражением этого в конституции Украины, ввести в действие закон об амнистии, согласовать с представителями Донбасса модальности проведения местных выборов и т.д.

Кстати говоря, можно вспомнить, с каким рвением украинские представители в Контактной группе отстаивали тезис о том, что для продвижения по согласованной на «нормандских» саммитах «формуле Ф.-В.Штайнмайера» нужны некие «дополнительные инструкции» от «нормандского» формата. Абсолютно четкие указания на этот счет даны на парижском саммите 9 декабря 2019 г. – формулу необходимо интегрировать в украинское законодательство в том виде, в каком она согласована в «нормандском» формате и в Контактной группе 1 октября. Однако этого до сих пор не сделано.

Украинские власти продолжают потворствовать действиям национал-радикалов, выступающих с расистских и ксенофобских позиций. На днях министр инфраструктуры Украины Владислав Криклий принял участие в совместной с ультраправыми националистическими организациями акции на главном железнодорожном вокзале Киева. Как сообщалось, их «рейд» был направлен против лиц, промышляющих воровством. Вместе с тем акция носила ярко выраженный ксенофобский характер, поскольку к числу таких лиц устроители отнесли исключительно цыган. Показательно, что там был и координатор украинской националистической организации «С14» Сергей Мазур, участвовавший в погроме лагеря цыган в Киеве на Лысой Горе в апреле 2018 года. В очередной раз призываем украинские власти отмежеваться от радикальных националистов и их разжигающих ненависть лозунгов. Ожидаем от СММ пристального внимания к этой теме, включая подготовку тематического доклада о проявлениях на Украине агрессивного национализма, неонацизма и ксенофобии.

Уважаемый господин Председатель,

В недавнем интервью изданию «Гардиан» Президент Украины В.Зеленский выступил с весьма неоднозначным заявлением о необходимости, как он выразился, «передвинуть» ряд пунктов Минских соглашений. При отсутствии прогресса по урегулированию он пригрозил выйти из минского процесса через год. Хотелось бы напомнить, что «ключи» от урегулирования кризиса в Донбассе находятся в Киеве. Руководству Украины следует перестать призывать выполнить Минские соглашения тех, кто никаких обязательств по ним не имеет, или пытаться переписать их отдельные положения.

Нужно отойти от нагнетания военной напряженности и активизировать прямой и ответственный диалог с представителями Донецка и Луганска. Кризис на востоке Украины не имеет военного решения и должен быть урегулирован политико-дипломатическим путем на основе скорейшей реализации положений минского «Комплекса мер», одобренного резолюцией Совета Безопасности ООН 2202 от 12 февраля 2015 года, во всей их полноте и взаимосвязи.

Благодарю за внимание.

Совет Европы (СЕ)

НАТО

Европейский союз (ЕС)

Отображение сетевого контента

x
x
Дополнительные инструменты поиска