6.03.2013:36

Выступление Постоянного представителя России при ОБСЕ А.К.Лукашевича на заседании Постоянного совета ОБСЕ о ситуации на Украине и необходимости выполнения Минских договоренностей, Вена, 5 марта 2020 года

435-06-03-2020

Уважаемый господин Председатель,

Продолжающаяся внутриполитическая турбулентность на Украине не добавляет динамики в урегулирование вооруженного противостояния на востоке страны. На линии соприкосновения продолжаются нарушения режима прекращения огня. Вновь все жертвы и разрушения гражданских объектов за прошедшую неделю - на территории отдельных районов Донбасса. Ранен мужчина, обнаруживший боеприпас в своем дворе в Донецке. Повреждены жилые дома и гараж в Золотом‑5/Михайловке. Из крупнокалиберного пулемета обстреляны действующая школа и частное домовладение в донецкой Александровке. По характеру повреждений вышеупомянутых объектов Спецмониторинговая миссия (СММ) установила направления обстрелов, свидетельствующие о ведении огня с позиций ВСУ. В очередной раз призываем Миссию систематизировать данные о гражданских жертвах и разрушениях в Донбассе.

СММ еще не успела в полной мере оценить разрушительные последствия диверсионной акции ВСУ 18 февраля в районе участка разведения в Золотом, как в Киеве решили вновь добавить напряженности в этом районе. 29 февраля Миссия видела 50 украинских солдат в полном боевом снаряжении в жилых районах в поселках Золотое‑2/Карбонит и Золотое-4/Родина. В тот же день поблизости проехали почти три десятка автомобилей, в которых находились порядка ста вооруженных украинских силовиков. Под предлогом учений они проезжали через территорию участка разведения в Золотом, где не должно быть присутствия техники и людей с оружием (отчет за 2 марта).

29 февраля и 1 марта в подконтрольных ВСУ районах вновь зафиксировано использование в нарушение Минских соглашений беспилотных летательных аппаратов.

Примечательно, что несмотря на объявление уже порядка двух десятков перемирий в Донбассе, ВСУ каждый раз избегают публикации приказов о запрете открывать огонь. Напомню, что прекращение огня, согласованное Киевом и Донбассом в июле 2019 года, было объявлено всеобъемлющим и бессрочным. Еще тогда ополченцы вновь, как и в предыдущие разы, обнародовали соответствующие приказы. Киев этого так и не сделал. Результат – продолжение военной напряженности, новые жертвы и разрушения.

Все это лишь подтверждает необходимость качественного усиления мониторинга СММ вблизи линии соприкосновения. Следует пристально отслеживать любые военные приготовления ВСУ. Решения требует и проблема систематического недопуска наблюдателей в подконтрольные украинским военным районы, закрытые для патрулирования СММ под предлогом минной угрозы.

Неутешительной остается ситуация в пунктах пропуска на линии соприкосновения. Сохраняющийся на ней контрольно-пропускной режим – следствие продолжающейся блокады украинскими властями жизнедеятельности населения Донбасса и невыполнения Киевом своих социально-экономических обязательств по Минским соглашениям. Как результат, затруднены и гуманитарные контакты между разделенными семьями. Сообщения о смертях украинцев в очередях на пересечение линии соприкосновения стали уже почти дежурными, но от этого не менее страшными. Очередной случай зафиксирован на украинском блокпосту в Марьинке, где 24 февраля скончался 80-летний пенсионер (отчет за 27 февраля). С начала нынешнего года это уже пятая смерть от естественных причин в пунктах пропуска, нашедшая отражение в докладах Миссии.

Вызывает вопросы размещение украинской техники вблизи пункта пропуска в Марьинке. СММ на прошлой неделе выявила рядом с ним противотанковый ракетный комплекс, нацеленный на ополченцев, а также боевую бронемашину ВСУ.

Поддерживая военную и гуманитарную напряженность на линии соприкосновения в Донбассе, украинское руководство намеренно отвлекает внимание общества от своей неспособности предпринимать конкретные шаги по Минским соглашениям. Спустя почти три месяца после «нормандского» саммита 9 декабря 2019 года, до сих пор нет подвижек по «парижскому пакету» поручений Контактной группе. Киев продолжает упорно избегать прямого и результативного диалога с представителями Донецка и Луганска. Как следствие, «забуксовали» дискуссии по приоритетным мерам, включая согласование новых участков разведения сил и средств, открытие дополнительных пунктов пропуска на линии соприкосновения и другие. Проводимая в Киеве кадровая «встряска» явно не ускоряет и реализацию политических положений минского «Комплекса мер» – об амнистии, закреплении особого статуса Донбасса на постоянной основе, согласовании с Донецком и Луганском параметров проведения местных выборов.

При этом в руководстве Украины почему-то готовы сразу ехать на следующий «нормандский» саммит, не выполнив решения предыдущего, парижского. Складывается впечатление, что там заинтересованы в проведении этой встречи, скорее, ради поддержания темы «на плаву» в международной повестке дня, нежели в практическом продвижении в урегулировании. Призываем Францию и Германию повлиять на Киев с тем, чтобы «парижский пакет» был выполнен как можно скорее.

Не желая предпринимать усилия по урегулированию, Киев занялся «закручиванием гаек» внутри Украины. Очевидно, украинским властям становится все сложнее объяснять согражданам, почему их налоги идут не на школы, больницы или инвестиции в экономику, а на боезаряды, выпускаемые по мирным городам собственной страны. Говорить об этом в украинских СМИ, судя по всему, скоро вообще станет противозаконно. Рассматриваемый в Верховной Раде законопроект «О медиа» призван, очевидно, максимально сузить легальное поле для каких-либо дискуссий об урегулировании внутриукраинского кризиса и выполнении Минских соглашений. Любая критика властей может быть отнесена к так называемой «антиукраинской пропаганде» и запрещена к публикации. Очень удобная позиция, чтобы скрыть собственное бездействие. Но цена этого – вопиющий зажим свободы слова. Под лозунгом борьбы за якобы достоверность информации в стране хотят законодательно закрепить жёсткую цензуру. Предусмотренный законопроектом репрессивный инструментарий против несогласных журналистов широк – от блокировки изданий до тюремного заключения.

Отмечаем выпущенный на днях офисом Представителя ОБСЕ по вопросам свободы СМИ правовой анализ упомянутого законопроекта. Конкретные сопоставления его положений с международными стандартами дают неутешительную картину. Предлагаемые ограничительные меры признаны чрезмерными, а попытки оправдать их соображениями национальной безопасности – необоснованными для введения столь широких рестрикций. Призываем господина А.Дезира продолжать держать тему в фокусе внимания, добиваться от Киева выполнения обязательств по ОБСЕ. Факты, представленные в докладе, должны быть также учтены в работе СММ и офиса Координатора проектов ОБСЕ на Украине.

Уважаемый господин Председатель,

По прошествии шести лет с момента государственного переворота в Киеве в феврале 2014 года можно констатировать со всей очевидностью: каждый из этих свыше двух тысяч дней сопровождался проявлениями насилия, нетерпимости и ненависти. Каждая из этих больше трехсот недель в Донбассе омрачена жертвами развязанного «майданными» властями вооруженного противостояния. Установившаяся в регионе линия соприкосновения сегодня превратилась в своеобразный символ отсутствия политической воли у занимающих властные кабинеты в Киеве – воли к тому, чтобы на практике, а не только на словах, приблизить мир. Напоминаем, что единственной основой для его достижения является полное и добросовестное, на основе прямого и уважительного диалога, выполнение сторонами внутриукраинского кризиса – Киевом, Донецком и Луганском – обязательств по минскому «Комплексу мер» от 12 февраля 2015 года.

Благодарю за внимание.

 

Совет Европы (СЕ)

НАТО

Европейский союз (ЕС)

Отображение сетевого контента

x
x
Дополнительные инструменты поиска