20.02.0923:52

О российской международной инициативе укрепления антитеррористического партнерства государств и бизнеса

(справочная информация)

20-02-2009

Российская Федерация предпринимает энергичные меры по реализации своей международной инициативы укрепления антитеррористического партнерства государств и бизнеса, направленной на налаживание скоординированного и эффективного сотрудничества в борьбе с терроризмом между государственными и частными структурами, которые рассматриваются в России естественными союзниками в деле отражения террористических угроз.

Инициатива была выдвинута под эгидой председательства России в «Группе восьми» в 2006 году и поддержана партнерами по «восьмерке». Соответствующие позиции закреплены в главных антитеррористических документах саммитов «Группы восьми» в Санкт-Петербурге и Хайлигендамме.

«Восьмеркой» было принято решение выработать главный политический документ инициативы – международную Стратегию партнерства государств и бизнеса в противодействии терроризму, которая была затем представлена мировому бизнес-сообществу и в итоге принята в ноябре 2006 года на московском Глобальном форуме, собравшем более

500 представителей государственных структур и частных компаний.

Стратегия заложила добротные политические и организационные основы для диалога и сотрудничества правительств и делового мира в отражении террористических угроз.

Ключевыми принципами партнерства, закрепленными в Стратегии, являются добровольность, взаимный интерес, равноправие партнеров и, одновременно, четкое понимание ими своих различных функций и ответственности в том, что касается вопросов обеспечения безопасности и, соответственно, противодействия терроризму.

Стратегией предусматривается создание неформальных государственно-частных международных рабочих групп по конкретным проектам сотрудничества государств и бизнеса. На настоящем этапе развития инициативы ее главным содержанием является выработка и продвижение заинтересованными государственными и негосударственными структурами таких конкретных проектов.

Среди проектов-лидеров в рамках инициативы – предложения российской горно-металлургической компании «Норильский никель», касающиеся международного взаимодействия государственных и частных структур в целях пресечения контрабанды сырья драгметаллов как средства финансирования криминальной и террористической деятельности.

По линии проекта состоялось несколько заседаний международной рабочей группы (последнее – 17-18 декабря 2008 г. в штаб-квартире Межрегионального научно-исследовательского института ООН по проблемам преступности и правосудия (ЮНИКРИ) в Турине), выработаны практические рекомендации, касающиеся, в том числе, укрепления мер пресечения контрабанды под эгидой Всемирной таможенной организации. Большой интерес к продвижению проекта проявляют Управление ООН по наркотикам и преступности и ЮНИКРИ.

Перспективными являются и предложения российской компании ЛУКОЙЛ по внедрению в российскую и международную практику совместного проведения заинтересованными государственными и негосударственными структурами антитеррористических учений на объектах критически важной инфраструктуры. Первые такие учения состоялись с участием представителей Шанхайской организации сотрудничества в начале

сентября 2008 г. в Волгоградской области на предприятии ЛУКОЙЛа и с подключением наблюдателей от стран «восьмерки», ряда международных организаций – в конце сентября 2008 г. на нефтеналивном комплексе компании в г.Высоцк Ленинградской области. Учения нацелены на выработку лучшей международной практики в контексте защиты критически важной инфраструктуры, в том числе в плане повышения эффективности взаимодействия структур безопасности государств и частных компаний.

В проработке заинтересованных государственных и частных структур находятся предложения российской компании «Международный центр консалтинга и маркетинга» в пользу определения эффективных международных схем антитеррористического страхования, а также американской корпорации «Ситигруп» по разработке схем упрощенных и законных схем денежных переводов (в целях сокращения использования таких переводов криминальными и террористическими структурами в своих интересах).

28 апреля 2008 г. в Риме состоялось первое заседание неформальной международной рабочей группы по проекту использования высокотехнологических средств обеспечения антитеррористической защиты энергетической инфраструктуры, продвигаемому итальянским концерном «Финмекканика».

Активны в рамках инициативы антитеррористического партнерства московские власти. На основе выдвинутого мэром Москвы Ю.М.Лужковым предложения о наращивании взаимодействия в борьбе с терроризмом по линии мировых мегаполисов проведено несколько обсуждений с иностранными партнерами, прорабатываются планы дальнейшего включения проблематики антитеррористического партнерства государств и бизнеса в повестку дня основных форматов сотрудничества крупных столиц, согласовывается программа возможных мероприятий в развитие дискуссий и наработок московской Международной конференции по антитеррористическому партнерству государств и бизнеса, проведенной

21 ноября 2007 г. в российской столице совместно МИД России и мэрией Москвы.

По совместному российско-американскому предложению в 2007 г. инициатива государственно-частного антитеррористического партнерства была выведена на общеевропейскую площадку ОБСЕ, а к числу участников партнерства были добавлены институты гражданского общества. В результате были приняты соответствующие основополагающие решения на уровне министров иностранных дел стран-членов ОБСЕ, проведены две масштабные конференции по тематике партнерства (в мае 2007 года и сентябре 2008 года в Вене).

В развитие указанных предложений России и США 4-5 ноября 2008 г. в Бишкеке состоялась региональная конференция ОБСЕ «Партнерство государств, гражданского общества и бизнеса в противодействии терроризму», организованная секретариатом ОБСЕ совместно с МИД и Государственным комитетом национальной безопасности Киргизии и посвященная обсуждению задач государственно-частного партнерства в отражении террористических угроз в регионе.

Прошедшие в Вене и Бишкеке конференции закрепили тематику антитеррористического государственно-частного партнерства в качестве важного и постоянного направления работы ОБСЕ, что, в свою очередь, способно существенно укрепить авторитет международного антитеррористического сотрудничества под эгидой общеевропейской организации.

Данная проблематика, нашедшая широкое отражение в тексте Глобальной контртеррористической стратегии ООН, активно обсуждается и в формате Всемирной организации. Так, 4 сентября 2008 г. в Нью-Йорке по инициативе Российской Федерации «на полях» заседания Генассамблеи ООН по обзору выполнения данной стратегии состоялось специальное мероприятие, посвященное вопросам реализации инициативы антитеррористического партнерства государств и бизнеса.

Тема антитеррористического партнерства государств и бизнеса в практических аспектах все активнее обсуждается в антитеррористических и антикриминальных экспертных структурах «восьмерки», дополнительные возможности для эффективного подключения к сотрудничеству прорабатываются при ведущей инициативной роли Российской Федерации в рамках ШОС, СНГ, Совета Европы, а также АТЭС, Азиатского регионального форума АСЕАН.

7-8 апреля с.г. Российская Федерация в рамках своего председательства в ШОС планирует провести в Москве заседание в формате «международного круглого стола» на тему «Государство и бизнес против терроризма» с участием представителей заинтересованных ведомств, торгово-промышленных палат и предпринимателей государств-членов ШОС и государств-наблюдателей при Организации.

В целом можно констатировать, что инициатива государственно-частного партнерства в противодействии терроризму заняла существенное место в повестке дня международного антитеррористического сотрудничества, все больше приобретает самостоятельную динамику. Конкретные проекты партнерства динамично собирают сторонников и, одновременно, нуждаются в дальнейшем укреплении и поддержке, в новых участниках и новых идеях.

x
x
Дополнительные инструменты поиска