22.04.1320:06

Выступление руководителя российской делегации, специального представителя Президента Российской Федерации по вопросам международного сотрудничества в борьбе с терроризмом и транснациональной организованной преступностью А.В.Змеевского на 22-й сессии Комиссии ООН по предупреждению преступности и уголовному правосудию (Вена, Австрия, 22 апреля 2013 года)

789-22-04-2013

Господин Председатель,

Прежде всего, от имени российской делегации хотел бы выразить соболезнования Правительству и народу КНР в связи с землетрясением в китайской провинции Сычуань.

Господин Председатель,

Позвольте поздравить Вас и других членов бюро с избранием. Уверен, что под Вашим руководством нынешняя сессия Комиссии выполнит поставленные перед ней задачи.

Господин председатель,

Криминальные вызовы не ослабевают и продолжают создавать серьезные угрозы стабильности и устойчивому развитию государств, а порой и их безопасности.

Российская Федерация последовательно выступает за консолидацию международных усилий при центральной координирующей роли ООН в борьбе с транснациональной преступностью. На ее глобальные вызовы должны последовать адекватные, основанные на строгом следовании международному праву ответы мирового сообщества. Важная роль в их подготовке принадлежит нашей Комиссии – главному руководящему органу ООН по борьбе с преступностью и уголовному правосудию. Это накладывает большую ответственность за принимаемые нами здесь решения.

Международный криминал – противник изощренный, хорошо подготовленный, в том числе в материально-финансовом отношении, без проволочек адаптирующийся к реалиям современной жизни. Он способен органично врастать в легальную экономику, быстро восполнять свои ряды, выстраивать гибкие партнерства с различными преступными сообществами, будь-то пиратские группировки, террористические или наркоструктуры. Преступность профессионально осваивает передовые технологии, в том числе киберпространство.

Наше совместное противодействие ей должно быть не только результативным, но и своевременным. Здесь важно действовать наступательно, по возможности, на упреждение, не уступать инициативу.

Одних только правоприменительных методов в борьбе с современным преступным миром недостаточно. Необходимо подкрепить правоохранительную составляющую усилиями по подрыву социально-экономических основ современного криминального бизнеса.

Важный импульс в работе на этом направлении задает состоявшаяся в ноябре 2012 г. в Лиме международная конференция, посвященная альтернативному развитию. Если смотреть на эту проблему широко, то речь должна идти о выработке и претворении в жизнь альтернативы любому криминалу, выбору в пользу устойчивого развития общества, уважении права человека на безопасное и достойное существование, на адекватное вознаграждение за честный труд. Реализация этой концепции предполагает запуск перспективных социально-экономических проектов с участием бизнес-сообщества, в том числе под эгидой профильных ооновских структур. Создание рабочих мест – серьезный удар по интересам криминала, направленный на сужение его социальной базы. Координатором этой работы под эгидой ООН, ее специализированных учреждений и структур (в т.ч. ЮНИДО, ФАО, Всемирной продовольственной программы, ПРООН) при участии международных финансовых институтов, могло бы выступить Управление ООН по наркотикам и преступности (УНП). Претворение в жизнь концепции альтернативного развития откроет новую страницу международного донорства в борьбе с преступностью. Российская Федерация намерена наращивать свой вклад в эти усилия.

Не менее важная сфера – отслеживание финансовых потоков криминала и возвращение активов от преступной деятельности.

По инициативе России в рамках Парижского Пакта начата работа по выявлению и перекрытию незаконных финансовых потоков от производства и оборота афганских наркотиков. К углубленному изучению этой проблемы по нашему предложению приступила ФАТФ, где готовится типологическое исследование на данную тему. Важно скоординировать эти усилия.

Считаем своевременной инициативу УНП ООН, которое совместно с Всемирным банком и Интерполом, готовит к публикации в ближайшее время всеобъемлющее исследование о незаконных финансовых потоках, связанных с пиратством у берегов Сомали.

Актуально задействовать механизмы ооновских конвенций против коррупции и транснациональной организованной преступности для совершенствования процедур возвращения активов, нажитых преступным путем. Исходим из того, что предметный разговор на эту тему предстоит в ходе 6-й конференции КПК, которая состоится в 2015 г. в Российской Федерации.

Господин Председатель,

Среди приоритетов международного антикриминального сотрудничества, вынесенных на рассмотрение нынешней сессии Комиссии – «угроза, создаваемая новейшими формами преступности, оказывающими существенное воздействие на окружающую среду, и пути эффективного противодействия ей». По оценкам Интерпола, финансовый объем незаконного оборота видов дикой флоры и фауны по своим масштабам уступает лишь незаконному обороту наркотиков.

Россия активно участвует в международных усилиях по противодействию этой угрозе. Подтверждение тому – участие высшего руководства страны в международном форуме по проблемам, связанным с сохранением тигра на земле в ноябре 2010 г. в Санкт-Петербурге, признание ключевой роли России в реализации принятой на форуме Глобальной программы восстановления тигра.

Тем не менее, остается много просто кричащих проблем в области криминального воздействия на окружающую среду. Еще в 1914 г. в Лондоне представители государств собрались на международную конференцию, чтобы обсудить вопросы охраны слонов и носорогов в Африке. Однако проблема по-прежнему ждет своего решения. По оценкам специалистов, только за последние полстолетия Африканский континент потерял, возможно, до 90% популяции слонов. Поступает информация, что часть доходов полученных от незаконной добычи бивней слонов и носорогов, идет на финансирование тесно связанной с «Аль-Каидой» группировки «Аль-Шабаб» и «Армии сопротивления Господня», других террористических структур.

Крайне важно перекрыть финансовые потоки и от иных видов преступного бизнеса, в том числе подпитывающих терроризм. Рассчитываем на поддержку внесенного совместно с делегацией ЮАР проекта резолюции, направленного на пресечение незаконного оборота драгоценных металлов и использования доходов от него на криминальные цели. Данную идею, получившую по инициативе России поддержку ведущих добывающих и перерабатывающих компаний-членов международной ассоциации по металлам платиновой группы, имеется в виду реализовать в формате государственно-частного партнерства. Желаем межрегиональному Научно-исследовательскому институту ООН в области преступности и правосудия (ЮНИКРИ) и УНП успеха в проведении углубленного исследования на эту тему.

Рассчитываем на продолжение работы под эгидой УНП с участием заинтересованных международных организаций и бизнес-структур в области усиления защиты туристического сектора от криминальных и террористических угроз. Подготовленный Управлением на эту тему доклад подтверждает заинтересованность государств продолжить ее изучение. На этот глобальный вызов необходимо выработать адекватный ответ мирового сообщества. Позитивно в данном контексте оцениваем подписание 5 апреля с.г. в Мадриде между УНП и Всемирной туристской организацией меморандума о сотрудничестве по запуску новой информационной кампании среди международных туристов с целью сокращения спроса на незаконные товары и услуги. Имеется в виду, что такая кампания начнется уже в текущем году и будет направлена на повышение осведомленности среди туристов о типах незаконных товаров и услуг, которые им могут предлагать во время международных поездок и которые прямо или косвенно приносят прибыль организованным преступным группам.

Необходимо формировать гибкие партнерства, в том числе с бизнес-сообществом, и по противодействию преступлениям в сфере информационно-коммуникационных технологий. По экспертным оценкам, прямой ущерб, нанесенный в 2012 г. пользователям сети Интернет от киберпреступлений, превысил 110 млрд. долл. США. От электронных краж в этот период пострадало порядка 556 млн. пользователей Интернета. Важно продолжать наращивать практическое взаимодействие в борьбе с этой стремительно набирающей обороты опасной разновидностью преступности, подвести под такое сотрудничество глобальную международно-правовую базу. Эти выводы, содержащиеся во всестороннем исследовании УНП, прошли апробацию в рамках Межправительственной группы экспертов открытого состава по киберпреступности. Полагаем, что Комиссия также могла бы поддержать их, одобрив внесенный на ее рассмотрение странами, входящими в БРИКС проект резолюции.

Господин Председатель,

Безусловно, борьба с криминалом - прежде всего обязанность государств. Но было бы ошибочно игнорировать потенциал гражданского общества в противодействии криминальным вызовам. Необходимо научиться выстраивать тесное взаимодействие с бизнесом, СМИ, НПО, религиозными организациями и деятелями культуры с тем, чтобы поставить надежные барьеры на пути терроризма, экстремизма всех мастей, наркоиндустрии, организованной преступности и коррупции, разъедающих современное сообщество. Так, в рамках финансируемого Россией проекта УНП ведется разработка Руководства по обеспечению честности и неподкупности частного сектора. В работе над ним учитывается и подписанная в сентябре 2012 г. в рамках XI Международного инвестиционного форума «Сочи 2012» Антикоррупционная хартия российского бизнеса и принятая там же «дорожная карта» по реализации ее положений. Имеем в виду распространить эти два документа в ходе нашей сессии.

Господин Председатель,

Гражданское общество – потенциальный союзник государств в борьбе за умы и сердца людей в противоборстве с преступностью. Совместными усилиями необходимо добиваться тотального отторжения любых криминальных проявлений, свести к нулю толерантность к ним в обществе.

Господин Председатель,

Нынешней сессии предстоит принять ответственные решения, которые способствовали бы урегулированию этих проблем. Российская делегация намерена всячески способствовать достижению этих целей.

Благодарю за внимание.

x
x
Дополнительные инструменты поиска