5.09.0122:59

Выступление Постоянного представителя Российской Федерации при ООН С.В.Лаврова на официальном заседании СБ ООН по вопросу о положении в Косово 28 августа 2001 года

1558-05-09-2001

 

Сегодняшняя дискуссия проходит на весьма важном этапе подготовки к проведению выборов в Косово. Приходится констатировать, что, хотя в этом процессе есть некоторые успехи, сумма отрицательных факторов, к сожалению, не уменьшается.

Наглядное тому свидетельство – ход регистрации представителей сербской и других неалбанских общин края. На 17 августа, т.е. за 3 месяца до выборов, в Косово зарегистрировалось чуть больше 2 тыс.чел. из числа сербов, цыган, турок и других меньшинств.

Причины этого во многом заключаются в том, что должным образом не решена проблема безопасности в крае. Не обеспечено возвращение беженцев, безопасность и свобода передвижения неалбанского населения. Без этого трудно говорить о действительно демократическом характере выборного процесса. Проведение в этих условиях выборов в ноябре с.г. может обернуться усилением косовского сепаратизма.

МООНК предпринимает определенные шаги для налаживания диалога с правительством СРЮ. Однако они не являются достаточными. В то же время глава Миссии принимает решения, которые создают дополнительные раздражители в отношениях между МООНК и Белградом. Я имею в виду, в частности, создание налоговых постов на административной границе с Сербией, введение 96-часового нотификационного режима на поездки в Косово официальных лиц и политических деятелей из СРЮ. МООНК пока не может наладить нормальные отношения с Комитетом правительства СРЮ по Косово.

Мы разделяем надежды, связанные с назначением Н.Човича руководителем Координационного центра СРЮ и Республики Сербии по Косово. Однако одно это обстоятельство не способно решить сохраняющиеся серьезные проблемы. В конечном счете главный залог успеха – это неукоснительное и всеобъемлющее выполнение всеми резолюции 1244 СБ ООН, которое может быть обеспечено только при надлежащем сотрудничестве Миссии ООН с Белградом.

Все участники процесса урегулирования должны проявлять максимальную ответственность. В этой связи не добавляет оптимизма решение главы Миссии ОБСЕ сертифицировать для участия в выборах экстремистскую партию "Народное движение Косово". Это – очевидная ошибка, и ее необходимо исправить. Иначе может сложиться впечатление, что ОБСЕ официально признает легитимность структуры, представляющей албанских экстремистов, и фактически их поощряет.

Положение в Косово нельзя рассматривать в отрыве от положения в регионе в целом. Налицо взаимосвязь между конфликтом в Македонии и ситуацией в Косово, которое фактически стало базой тылового обеспечения албанских вооруженных формирований в Македонии.

Все это со всей остротой вновь высвечивает нерешённость проблемы разоружения косовских боевиков и ликвидации их незаконных вооруженных формирований. Убеждены, что МООНК и Силы для Косово должны предпринять дополнительные энергичные шаги в этом направлении.

Не вызывает сомнений актуальность задачи пресечения "перекачки" экстремистов из одной части региона в другую и использования ими разных "крыш" для прикрытия своей террористической деятельности. Проиллюстрирую это на конкретном примере. 13 августа российские военнослужащие СДК арестовали двух косовских албанцев в районе Косовской Каменицы на административной границе с Сербией. Один из задержанных имел при себе автоматическое оружие, боеприпасы, бронежилет и форму НОА. Он признал, что входит в состав роты 111 бригады НОА, которая вела боевые действия в Македонии в районе Арачиново. В июне с.г. он был в числе боевиков, которым позволили уйти из блокированных македонцами автобусов в районе этого населенного пункта.

Как известно, в ходе операции "Основной урожай" НОА должна сдать имеющееся у боевиков оружие. Те, кто осуществляет эту операцию, обязаны обеспечить, чтобы она не повторила печальный косовский опыт, когда было торжественно объявлено о разоружении и расформировании ОАК, хотя эта незаконная армия сохранила и свою организационную структуру, и оружие, и доступ к новым поставкам вооружений, и способность дестабилизировать различные части балканского региона.

Кроме того, появилась информация об усилиях по формированию в Македонии "Албанской национальной армии", которая пытается объединить под своими знаменами наиболее воинственных боевиков и сохранить боеготовое ядро экстремистов. Этого нельзя допустить.

Российская делегация уже неоднократно высказывала свое мнение относительно необходимости отмены военного эмбарго, введенного резолюцией 1160 СБ в отношении правительства СРЮ. Подтверждая эту свою позицию, считаем необходимым вновь подчеркнуть, что одновременно международные присутствия в Косово должны будут принять решительные меры по перекрытию возможных потоков оружия, адресованных албанским террористическим группировкам.

Это необходимо, чтобы перекрыть каналы материальной и финансовой подпитки с территории Косово экстремизма, терроризма и сепаратизма на Балканах. Убеждены, что прочное урегулирование косовского, македонского и других очагов напряженности в регионе может быть достигнуто лишь в общебалканском контексте. На достижение этой цели направлена российская инициатива о заключении юридически обязывающего соглашения по укреплению безопасности и суверенитета всех стран региона и созыва с этой целью балканского саммита с международным участием.

Организация по безопасности сотрудничества в Европе (ОБСЕ)

Совет Европы (СЕ)

НАТО

Европейский союз (ЕС)

x
x
Дополнительные инструменты поиска