Публикатор

28.04.2115:00

Вопросы резолюции СБ ООН 1540

Резолюция СБ ООН 1540 от 28 апреля 2004 г. (принята при соавторстве России) остаётся ключевым универсальным юридически обязывающим документом в области нераспространения ОМУ.

Основная цель резолюции – создать на национальном уровне эффективные барьеры, предотвращающие попадание ОМУ и средств его доставки в руки негосударственных субъектов, включая террористов, обеспечив скоординированное противодействие «чёрным рынкам» ОМУ-материалов. Все обязательства по резолюции несут государства, которые самостоятельно определяют, какие меры по укреплению своей законодательной базы и правоприменительной практики должны быть приняты во исполнение её положений.

В целях мониторинга выполнения резолюции – первоначально сроком на 2 года – был создан вспомогательный орган СБ ООН (Комитет 1540), в состав которого вошли все члены СБ ООН. Решения принимаются на основе консенсуса, в случае невозможности которого вопрос выносится на рассмотрение Совета Безопасности. Председателем Комитета с января 2021 г. является постпред Мексики при ООН Х. де ла Фуэнте.

Принятая 20 апреля 2011 г. резолюция СБ ООН 1977 продлила мандат Комитета 1540 на 10 лет, предусмотрев проведение в этот период двух всеобъемлющих обзоров хода осуществления резолюции 1540. Введена практика годовых обзоров выполнения резолюции (готовятся Комитетом). Создана Группа экспертов (ГЭ, включает и российского представителя) и учрежден пост её координатора.

Резолюцией СБ ООН 1540 предусмотрена подготовка странами первоначальных национальных докладов о выполнении резолюции, а также предоставление ими на добровольной основе дополнительной информации.

В последние годы Комитет 1540 активизировал свои усилия в области оказания нуждающимся странам, по их запросу, технического содействия в выполнении резолюции, сотрудничая в этих целях с профильными международными и региональными организациями. Принята стандартная форма запроса об оказании техсодействия, а также процедура его «сопряжения» с имеющимися предложениями государств и организаций-доноров. Российским приоритетом на этом направлении являются страны СНГ.

15 декабря 2016 г. по итогам обзора единогласно принята резолюция СБ ООН 2325. В ней больше внимания уделено формированию национальных контрольных списков, осуществлению мер по предотвращению распространения химического и биологического оружия и относящихся к нему материалов, контролю за «неосязаемыми» передачами технологий и информации. Подчёркнут добровольный характер содействия, в том числе по двусторонним каналам, через международные и региональные организации или трастовый фонд ООН. Предусмотрено расширение сотрудничества Комитета с международными и региональными организациями, отражена роль гражданского общества, включая научные и деловые круги в содействии осуществлению резолюции, там, где это применимо.

В 2019 г. были определены модальности нового обзорного процесса, который должен был пройти в 2020 г. и завершиться принятием итогового доклада. В связи с пандемией коронавируса Комитетом решено отложить основные мероприятия обзора до 2021 г.

22 апреля 2021 г. СБ ООН принята резолюция 2572 о техническом продлении мандата Комитета (на период обзорного процесса) до 28 февраля 2022 г.