Публикатор

27.01.0400:00

Таможенная Конвенция о международной перевозке грузов с применением книжки МДП 1975 года

(КОНВЕНЦИЯ МДП, 1975 г.)

(Справочная информация)

27-01-2004

 

Работа над созданием упрощенной транзитной системы для международных дорожных перевозок (МДП) началась под эгидой Европейской экономической комиссии ООН (ЕЭК ООН) вскоре после окончания Второй мировой войны с целью уменьшить трудности, с которыми сталкиваются международные перевозчики. В 1949 г. несколько государств подписали первое Соглашение МДП, которое позволяло упростить процедуру перевозки грузов в международном товарообороте при сохранении необходимого уровня гарантий и таможенной безопасности. Положительный опыт существования новой системы предопределил принятие в 1959 г. Комитетом по внутреннему транспорту ЕЭК ООН первой редакции Конвенции МДП. В 1975 г. Конвенция была доработана с учетом технических достижений, изменений таможенных и транспортных процедур, а также опыта, накопленного в процессе ее использования.

На сегодняшний день уникальный международный режим МДП для автомобильных перевозок позволяет обеспечить транспортировку грузов от таможни страны отправления до таможни страны назначения без уплаты каких-либо сборов и без дополнительных досмотров на границах в транзитных странах, что значительно повышает эффективность экспортно-импортных операций и способствует развитию торгово-экономического сотрудничества между участвующими странами путем упрощения и гармонизации административных, в частности пограничных и таможенных, формальностей в области международных дорожных перевозок.

Договаривающимися сторонами Конвенции МДП являются 65 государств (страны Европы, Азии, Африки, Северной и Латинской Америки). Ряд государств из Юго-Восточной Азии изучают возможность присоединения к Конвенции. Таким образом, Конвенция МДП на сегодня уже имеет глобальный характер (охватывает практически все континенты кроме Австралии) и отмечается тенденция к постоянному увеличению числа Договаривающихся Сторон, а по своему содержанию и экономическому эффекту в международном масштабе она не имеет альтернативы.

Высшим органом управления Конвенции МДП, состоящим из официальных представителей правительств всех Договаривающихся сторон, является Административный комитет. Ежегодно он проводит 2 заседания под эгидой ЕЭК ООН, цель которых обсуждение и принятие поправок к Конвенции, а также обмен мнениями между компетентными государственными органами и международными организациями по проблемам функционирования системы МДП. Текущие вопросы прорабатываются группами экспертов стран-участниц. Председателем Административного комитета в настоящее время является г-н Рекай Шен (Турция).

Компетентным органом, ответственным за применение Конвенции МДП на территории России, в соответствии с решением Совета Министров СССР от 1974 года, является Министерство транспорта. МИД России подключился к работе по Конвенции МДП в качестве координатора осенью 1995 года на основании поручения Правительства АЧ-П2-24746 от 14.08.95г. и в сотрудничестве с Минтрансом России, ГТК России и Российской ассоциацией международных автомобильных перевозчиков (АСМАП) проводит на международных встречах согласованную и одобренную Правительством позицию.

С 1994 года в рамках Конвенции начались серьезные проблемы, связанные с проникновением в систему МДП криминальных структур, использующих льготный режим досмотра на границах (лишь внешний осмотр и сверка пломб) для провоза контрабандного товара. Резко возросло количество претензий таможенных администраций стран-участниц к международному гаранту, который должен покрывать финансовые потери участвующих государств, связанные с нарушениями процедуры МДП (по России ущерб составлял более 100 млн. долл.США). В этой ситуации Международный пул страховщиков, понесший также значительные непредвиденные финансовые расходы, расторг договор и отказался от дальнейшего покрытия потерь Договаривающихся Сторон по претензиям таможенных органов. Проблема осложнялась еще и тем обстоятельством, что управление международной процедурой и всей финансовой деятельностью в рамках Конвенции МДП, включая гарантийную систему, осуществляет "де-факто" неправительственная организация - Международный союз автомобильного транспорта (МСАТ), несвязанный с правительствами стран-участниц юридическими обязательствами и неподотчетный им. Данное обстоятельство показало несовершенство ряда положений Конвенции, их несоответствие сложившейся обстановке и неспособность МСАТ адекватно реагировать на возникшие проблемы.

В подобной ситуации по инициативе России и при поддержке других стран-участниц в 1994 году Административным комитетом было принято решение о пересмотре положений Конвенции МДП 1975 года с целью совершенствования системы управления международными дорожными перевозками, повышения требований к пользователям данного режима и усиления их ответственности за нарушения, а также для пересмотра существующей системы гарантий. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 5 сентября 1998 г. №1035 на МИД России возложена общая координация работы заинтересованных федеральных органов исполнительной власти по пересмотру Конвенции.

МСАТ со своей стороны заключил соглашение с новой страховой компанией и начал процесс в Арбитражном суде Франции с бывшим пулом страховщиков (обеспечивавшим гарантии по книжкам МДП до 1994 года, сумма претензий России по которому составляла порядка 80 млн. долл.США) о неправомерности досрочного расторжения контракта.

С целью создания более устойчивой, четкой и ясной системы глобального таможенного транзита Рабочая группа ЕЭК ООН по таможенным вопросам, связанным с транспортом, начала работу по пересмотру отдельных положений Конвенции МДП.

Этап I процесса пересмотра был завершен в 1999 г. Его результатом стал контролируемый доступ к системе МДП для перевозчиков, национальных гарантийных ассоциаций, выдающих книжки МДП, и МСАТ. Также была внесена ясность в работу международной системы гарантий и создан Исполнительный совет МДП.

Этап II процесса пересмотра вступил в силу в мае 2002 г. поправки ясно и однозначно определяют юридические и административные обязанности таможенных органов, перевозчиков и международной организации, на которую дополнительно была возложена ответственность за эффективную организацию и функционирование международной системы гарантий.

В 2000 г. началась работа над этапом III, основная цель которого внедрение в систему МДП современных технологий обработки данных.

В 1999 году был учрежден Исполнительный совет МДП (ИСМДП), который состоит из 9 представителей Договаривающихся Сторон, избираемых на двухгодичный срок с правом последующего переизбрания. На 34-ой сессии Административного комитета (февраль 2003 г.) состоялись выборы ИСМДП на 2003-2004 гг. Российскую Федерацию в Исполсовете представляет Начальник отдела Управления организации таможенного контроля ГТК России Н.Г.Рыбкина. Сессии Исполсовета МДП созываются по мере необходимости для оперативного решения возникших проблем, в том числе для осуществления контроля за деятельностью МСАТ в рамках Конвенции МДП (эмиссия, распространение и архивирование книжек МДП, функционирование централизованной гарантийной системы, страхование ответственности и безопасности автоперевозчиков и т.д.). Все принятые Исполсоветом решения должны утверждаться Административным комитетом.

Обеспечение работы Исполсовета и оказание содействия государствам-участникам Конвенции МДП, а также странам, которые изучают возможность присоединения к Конвенции, осуществляет постоянно действующий Секретариат МДП, состоящий из трех профессиональных сотрудников и нескольких технических работников. Численность Секретариата может изменяться в соответствии с выполняемыми функциями, в частности предполагается, что постепенно Секретариату будет передаваться часть функций, осуществляемых до сих пор МСАТом (в МСАТ проблемами МДП занимается около 80 человек различного уровня: от Директора департамента до архивариуса). В составе Секретариата работает представитель ГТК России - К.Г.Глухенький.

Очередная 106-ая сессия Рабочей группы Европейской экономической комиссии ООН по таможенным вопросам, связанным с транспортом, состоится 2-6 февраля 2004 г. в Женеве.

Департамент экономического

сотрудничества МИД России

 

Календарь

x
x

Архив

Дополнительные инструменты поиска