Публикатор

26.02.1020:09

Кимберлийский процесс

26-02-2010

(справочная информация)

Формирование Кимберлийского процесса.

В мае 2000 г. по инициативе ЮАР, Ботсваны и Намибии представители правительств стран - производителей и потребителей необработанных алмазов, а также торговых, ограночных компаний и ряда НПО провели в г.Кимберли (ЮАР) встречу для поиска путей решения проблемы "конфликтных" алмазов (за счет контрабандной продажи алмазов, нелегально добываемых на неподконтрольной официальным властям территории, нередко финансируются антиправительственные вооруженные группировки в Африке). Эта инициатива получила поддержку ООН, что выразилось в принятии ряда резолюций ГА ООН, призывающих к исключению "конфликтных" алмазов из международного торгового оборота.

Порядок функционирования Кимберлийского процесса.

Основным документом, регулирующим торговлю алмазами в рамках КП, является Схема сертификации КП (ССКП), принятая на министерской встрече в г.Интерлакен (Швейцария) в ноябре 2002 года. Ее цель - исключить проникновение в нормальный товарооборот нелегально добытых алмазов, в том числе в зонах вооруженных конфликтов.

Государства, присоединяющиеся к КП, в соответствии со своими национальными условиями, традициями и местом на алмазном рынке разрабатывают на основе ССКП и реализуют национальные схемы сертификации.

Главным инструментом ССКП призваны служить национальные сертификаты, сопровождающие и подтверждающие легальность каждой партии необработанных природных алмазов, пересекающих границы стран-участников КП. Другим важным элементом схемы является создание системы внутреннего национального контроля с целью недопущения «конфликтных» алмазов в цепочки «добыча - сортировка – экспорт» или «импорт - огранка – реализация». Еще одной важной составной частью является обязательное предоставление странами-членами КП ежегодных статистических данных по добыче, экспорту, импорту необработанных алмазов, сведений об изменениях в законодательстве, полномочиях и структуре органов, ответственных за осуществление положений настоящей Схемы, а также реквизитов Сертификатов КП, сопровождающих партии необработанных алмазов.

Согласно ССКП, все участники КП должны требовать и обеспечивать, чтобы каждая поставка сопровождалась Сертификатом КП, гарантировать, что ни одна партия необработанных алмазов не будет продана в страну, не участвующую в КП, обеспечивать доступность и сохранность оригиналов Сертификатов КП, как минимум, в течение трёх лет.

Сегодня КП продолжает набирать авторитет и влияние. В рамках Процесса обеспечивается контроль (в форме сертификации) экспортно-импортных операций, покрывающих до 98% объема мирового оборота алмазов. Фактически расширяется мандат КП: от конфликтных алмазов к регулированию мировой торговли этим товаром в целом. Можно ожидать постепенного «дрейфа» КП в сторону укрепления его организационной и финансовой основы, а также консолидации его основных участников по интересам. Например, в ноябре 2006 г. создана организация африканских стран-производителей алмазов.

Руководящие и рабочие органы Кимберлийского процесса.

Председатель КП избирается консенсусом на один год. В 2009 г. эти функции исполняла Намибия. В 2010 г. они перешли к Израилю. Председатель несёт ответственность за организацию работы по обмену информацией, подготовку документации, проведение межсессионных и пленарных встреч. Существенным элементом работы Председателя является контроль за выполнением странами-членами требований ССКП. Он организует инспекции по проверке в страны, где имеются существенные признаки несоответствия Схеме сертификации. Значительные функции отводятся Председателю в механизмах разрешения споров между участниками по вопросам осуществления ССКП и принятия решений о присоединении стран к КП или их исключении из его состава.

Секретариат Председателя – выполняет информационные, технические и организационные функции. Формируется и финансируется государством-Председателем. До настоящего времени страны-члены не выдвигали официально каких-либо инициатив по институциализации КП, возможного создания постоянного секретариата.

Вице-председатель – избирается консенсусом на один год и автоматически переизбирается на должность Председателя на следующий год. Вице-председателем КП в 2010 г. является Д.Р. Конго.

2 Комитета: по участию (текущий председатель - Индия), по правилам и процедурам (текущий председатель - Россия).

4 Рабочих группы: по мониторингу (текущий председатель - ЕС), по статистике (текущий председатель - США), по аллювиальной добыче (текущий председатель – Ангола; занимается специфической проблематикой стран с преобладанием россыпных месторождений и кустарных, старательских методов добычи), алмазных экспертов (текущий председатель – Всемирный алмазный совет).

Актуальные вопросы Кимберлийского процесса.

Членство в Кимберлийском процессе.

На сегодняшний день КП насчитывает 49 участников (включая Евросоюз, представляющий 27 государств) и объединяет 75 стран. Недавно к КП присоединились Турция и Мексика. Выразили намерение присоединиться к Процессу еще 17 государств, большинство из которых – африканские страны. В 2008 г. Венесуэла заявила о приостановлении своего участия в Процессе (на 2 года) в виду временной невозможности исполнять требования ССКП, однако (во многом благодаря поддержке России) номинально сохранила свое место в списке стран-участниц КП.

Всё более активную роль в КП стараются играть имеющие статус наблюдателей НПО («Global Witness», «Partnership Africa-Canada», «World Diamond Council»), делающие особый акцент на правозащитной тематике. Они пытаются выступать в КП генераторами идей, критическими аналитиками КП в целом и отдельных стран в частности, навязать Процессу несвойственные ему по сути функции осуществления контроля за соблюдением прав человека в мировой алмазной индустрии.

В работе КП принимают участие и крупнейшие отраслевые организации и объединения (например, представители ТНК «Де Бирс» - в составе делегации от Всемирного алмазного совета; АК «Алроса» - в составе делегации от России).

Обзорные визиты, контрольные миссии и проверки.

Организуются силами стран-участниц для проверки выполнения положений ССКП. Традиционно проводятся на добровольной основе по приглашению стран-участниц. На сегодня все страны–члены КП официально пригласили к себе кимберлийские обзорные миссии (кроме Венесуэлы, куда в октябре 2008 был осуществлен лишь рабочий визит представителей председателя Процесса).

Ряд участников уже пригласили к себе миссии КП по второму разу. Из числа последних обзорных визитов стоит отметить визиты КП в Анголу, ДРК, Либерию, Сьерра-Леоне, ЕС, Турцию, обзорную миссию в Зимбабве.

Формирование и анализ статистической базы данных по добыче и торговле необработанными природными алмазами - один из наиболее сложных вопросов в КП. Сохраняются значительные расхождения в подходах отдельных государств к предоставлению данных. Совершенствуются основные критерии и методика анализа предоставляемой странами первичной статистической информации. Основные предложения по этому вопросу сводятся к тому, чтобы на начальном этапе упростить методологию анализа и принять за точку отсчёта данные по торговле, содержащиеся в национальных сертификатах.

Оформление и использование Сертификатов КП.

В ССКП содержатся минимальные требования к национальным сертификатам (он должен иметь название, дату выдачи, срок действия, стоимость партии алмазов в долларах США и вес в каратах, данные об органе, выдавшем сертификат, содержать некоторые другие сведения и быть защищённым от подделки). Практика показала, что страны-участники с разных позиций подошли к вопросам выпуска и использования сертификата в следующих вопросах, не оговоренных в ССКП: возможность изменения маршрута поставки, наличие отрывного возвращаемого талона сертификата, обязательность подтверждения доставки, что затрудняет получение точной статистики.

Отдельная проблема – разночтения в определениях ключевых понятий и терминов, связанных с сертификацией и торговым оборотом алмазов. В настоящее время идет доработка основных параметров сертификатов в направлении их унификации. Выдвинуто предложение использовать данные, вносимые в СКП, в качестве официальной статистики мировой алмазной торговли.

На пленарном заседании КП в Габороне (Ботсвана) в ноябре 2006 г. основной темой стало совершенствование системы сертификации и укрепление режима СКП. По итогам обзора 3-летнего функционирования ССКП были приняты рекомендации по дальнейшей оптимизации механизма сертификации и работы КП в целом.

Участие России в Кимберлийском процессе.

Российская Федерация присоединилась к «Кимберлийскому клубу» в июле 2000 года и с тех пор принимает активное участие в работе КП.

В 2005 году Российская Федерация являлась Председателем КП (возглавлял российское председательство Президент Республики Саха (Якутия) В.А.Штыров). В этом качестве Россия сосредоточилась на дальнейшем укреплении Процесса и повышении эффективности его работы.

В течение 2006 г. Россия возглавляла Комитет по участию в КП, а в 2007 году стала председателем Комитета по правилам и процедурам. На этом посту России удалось добиться серьезных результатов в систематизации действующих и разработке новых правил и процедурных норм, регулирующих деятельность рабочих органов КП, участников и наблюдателей. Должность председателя Комитета сохранится за Россией в 2010 г.

Многолетнее участие России в руководстве КП позволяет нам активно отстаивать интересы российской алмазно-бриллиантовой промышленности как в Кимберлийском процессе, так и в целом в данном секторе мировой экономики.

Существенен наш вклад и в обзорно-инспекционную деятельность КП. Российские представители входили в состав нескольких обзорных миссий в страны-участницы Процесса. В 2005 г. Россия приняла у себя делегацию КП с обзорным визитом. В 2007 г. вице-президент АК «АЛРОСА» С.А.Улин возглавил обзорную миссию КП в Зимбабве. В 2008 г. представитель России принял участие в рабочем визите экспертов КП в Венесуэлу, в 2009 г. – в обзорном визите КП в Евросоюз.

Постоянно развивающаяся национальная алмаздобывающая отрасль и расширяющаяся география международной деятельности российского алмазного бизнеса диктуют нам необходимость проводить все более инициативную линию в КП. Сегодня Россия – авторитетный игрок Процесса, способный оказывать существенное влияние на форму и направления развития КП.

МИД России активно участвует в подготовке и проведении мероприятий КП, находится в постоянном взаимодействии по данной тематике с ответственными российскими ведомствами (Минфин, Гохран). Представители Министерства входят в состав российских межведомственных делегаций на межсессионных и пленарных встречах КП. Профильные департаменты МИД (ДЭС, ДМО) совместно с Постпредством России при ООН в Нью-Йорке готовят регулярные доклады российской делегации на Генассамблеях ООН, проекты Резолюций ГА ООН по Кимберлийскому процессу, другие тематические материалы.

Меры, принимаемые в РФ, по выполнению требований Кимберлийского процесса.

Постановлением Правительства Российской Федерации № 67 от 6 февраля 2003 г. в РФ учрежден сертификат вывоза необработанных природных алмазов, подтверждающий их российскую принадлежность.

Постановлением Правительства РФ №527 от 29 августа 2003 г. установлено, что при ввозе в Россию необработанных природных алмазов осуществляется проверка наличия Сертификата КП.

15 октября 2003 г. принят Государственной Думой и 19 февраля 2004 г. вступил в силу Федеральный закон Российской Федерации, позволяющий рассекретить данные о производстве и торговле природными алмазами.

Приказами Минфина и МЭРТ России установлен порядок публикации статистических данных по добыче необработанных природных алмазов в Российской Федерации и экспортно-импортных операциях с ними.

Принят ряд ведомственных инструкций и приказов по порядку работы с Сертификатами КП. В соответствии с Положением о Министерстве финансов России, данный орган осуществляет организацию реализации международной схемы сертификации необработанных природных алмазов (ССКП).

В то же время пока сохраняется неопределенность относительно юридического статуса Схемы сертификации КП и представляемых Председателем КП списков стран-участниц, с которыми можно осуществлять торговые операции с природными алмазами; не утверждён порядок применения штрафных санкций за внутрироссийские нарушения требований ССКП.

Календарь

x
x

Архив

Дополнительные инструменты поиска