Публикатор

  • Австралия
    Посольство России в Австралии (Канберра)
    78 Canberra Avenue Griffith ACT 2603
    Консульский отдел Посольства России
    78 Canberra Avenue, Griffith, ACT 2603
    Генеральное консульство России в Сиднее
    7-9 Fullerton Street, Woollahra, NSW 2025
  • Австрийская Республика
    Посольство России в Австрии (Вена)
    Reisnerstrasse 45-47, 1030, Wien, Osterreich
    Консульский отдел Посольства России
    Reisnerstrasse 45-47, 1030, Wien, Osterreich
    Генеральное консульство России в Зальцбурге
    Burgelsteinstrasse 2, 5020 Salzburg, Osterreich
    Постпредство России при международных организациях в Вене
    Erzherzog Karl Strasse 182, 1220 Wien, Österreich
    Постпредство России при ОБСЕ в Вене
    Erzherzog Karl Strasse 182, 1220, Wien, Osterreich
  • Азербайджанская Республика
    Посольство России в Азербайджане (Баку)
    AZ1022 Баку, ул. Бакиханова, 17
    Консульский отдел Посольства России
    AZ-1022, Азербайджан, г. Баку, ул. Бакиханова, 17
  • Алжирская Народная Демократическая Республика
    Посольство России в Алжире (Алжир)
    7, Chemin du Prince d'Annam, El-Biar, Alger, Algerie
    Консульский отдел Посольства России
    14, Impasse Bougandoura – El Biar – Alger
  • Антигуа и Барбуда
  • Арабская Республика Египет
    Посольство России в Египте (Каир)
    Giza st. 95, Dokki, Cairo, Egypt
    Консульский отдел Посольства России
    34 Misaha street, Dokki, Cairo
    Генеральное консульство России в Александрии
    9, Tag Al Ruasa str., Saba Basha, Alexandria.
    Генеральное консульство России в Хургаде
    Samra Bay Residence, End of Touristic Promenade, Intercontinental district, Hurghada
  • Аргентинская Республика
    Посольство России в Аргентине (Буэнос-Айрес)
    1021, Capital Federal, Rodríguez Peña 1741, Republica Argentina
    Консульский отдел Посольства России
    1016, Capital Federal, Guido 1677, Republica Argentina
  • Барбадос
  • Белиз
  • Боливарианская Республика Венесуэла
    Посольство России в Венесуэле (Каракас)
    Quinta "Soyuz", Calle Las Lomas, Las Mercedes, Caracas, Venezuela
    Консульский отдел Посольства России
    Quinta "Soyuz", Calle Las Lomas, Las Mercedes, Caracas, Venezuela
  • Босния и Герцеговина
    Посольство России в Боснии и Герцеговине (Сараево)
    Urijan Dedina 93 71000 Sarajevo
    Консульский отдел Посольства России
    Urijan Dedina 95 71000 Sarajevo
  • Бруней-Даруссалам
    Посольство России в Брунее (Бандар-Сери-Бегаван)
    Embassy of the Russian Federation, № 8, Simpang 189-41-30, Kampong Manggis 2, Bandar Seri Begawan, Brunei Darussalam
    Консульский отдел Посольства России
    The Consular Section of the Embassy of Russia, № 8, Simpang 189-41-30, Kampong Manggis 2, Bandar Seri Begawan, Brunei Darussalam
  • Буркина Фасо
  • Ватикан
    Посольство России в Ватикане
    via della Conciliazione 10, 00193 Roma, Italia
  • Великое Герцогство Люксембург
    Посольство России в Люксембурге
    Chateau de Beggen L-1719 Luxembourg
    Консульский отдел Посольства России
    116 Rue Cyprien Merjai L-2145, Luxembourg
  • Венгрия
    Посольство России в Венгрии (Будапешт)
    1062 Budapest, V1 Bajza utca, 35
    Консульский отдел Посольства России
    1062 Budapest, V1 Bajza utca, 35
    Генеральное консульство России в Дебрецене
    4025 Debrecen, Arany János u.1
  • Восточная Республика Уругвай
    Посольство России в Уругвае (Монтевидео)
    Bulevar España 2741, Montevideo, Uruguay
    Консульский отдел Посольства России
    Bulevar España 2735, Montevideo, Uruguay
  • Габонская Республика
    Посольство России в Габоне (г. Либревиль)
    Ambassade de la Fédération de Russie en République Gabonaise, B.P. 3963, Boulevard Triomphal Omar Bongo, Libreville, Gabon
    Консульский отдел Посольства России
    Ambassade de la Fédération de Russie en République Gabonaise, B.P. 3963, Boulevard Triomphal Omar Bongo, Libreville, Gabon
  • Гвинейская Республика
    Посольство России в Гвинее (Конакри)
    Matam-Port, Corniche Sud, 9 km, B.P.329 Conakry, République de Guinée.
  • Государство Израиль
    Посольство России в Израиле (Тель-Авив)
    120 Hayarkon Str., 63573 Tel Aviv
    Консульский отдел Посольства России
    Prof. Yehezkel Kaufmann st. 2, Tel Aviv-Yafo
    Генеральное консульство России в Хайфе
    HaParsim str., 24, Haifa, 31000, Israel, P.O.B. 306
  • Показывается результатов: 1 - 20 из 195.

    Прямая трансляция

    Прямая трансляция

    • Брифинг официального представителя МИД России 15 апреля 2021 года

      Начало: 15 апреля 2021 15:00
      Конец: 15 апреля 2021 20:00
    • Брифинг официального представителя МИД России 9 апреля 2021 года

      Начало: 9 апреля 2021 10:00
      Конец: 9 апреля 2021 18:00

    Публикатор

    Назад

    УРЕГУЛИРОВАНИЕ ЯДЕРНОЙ ПРОБЛЕМЫ КОРЕЙСКОГО ПОЛУОСТРОВА И ПОЗИЦИЯ РОССИИ

    УРЕГУЛИРОВАНИЕ ЯДЕРНОЙ ПРОБЛЕМЫ КОРЕЙСКОГО ПОЛУОСТРОВА И ПОЗИЦИЯ РОССИИ

    В целях урегулирования ядерной проблемы Корейского полуострова в августе 2003 года в Пекине были созваны шестисторонние переговоры с участием КНР, России, КНДР, США, Республики Корея и Японии. В принятом по итогам их четвертого раунда Совместном заявлении от 19 сентября 2005 года выражено согласованное всеми участниками понимание основных целей и принципов шестисторонних переговоров. Важнейшими элементами этого документа являются обязательство КНДР об отказе от ядерного оружия, всех существующих ядерных программ и возвращении в возможно короткие сроки в ДНЯО и МАГАТЭ, а также заявление США об отсутствии намерений нападать на КНДР и о готовности к нормализации двусторонних отношений с Пхеньяном. Участники переговоров заявили об уважении ими права КНДР на мирное использование ядерной энергии и согласились обсудить в приемлемые сроки вопрос о предоставлении КНДР легководного реактора.

    Вместе с тем до практической реализации этого документа дело не дошло. В сентябре 2005 года разразился скандал вокруг банка «Дельта Азия» (Макао) в связи с обвинениями Минфина США в отмывании денег и распространением фальшивых банкнот в интересах КНДР, за чем последовала заморозка счетов КНДР в этом банке, которые якобы использовались для «поддержки терроризма». США также ввели санкции против ряда северокорейских юрлиц. В ответ Пхеньян заявил, что не вернется в «шестисторонку» до тех пор, пока США не снимут свои экономические санкции. Очередное обострение ядерной проблемы на Корейском полуострове было вызвано проведением КНДР 9 октября 2006 года подземного ядерного испытания, повлекшего за собой резко негативную реакцию международного сообщества.

    Некоторое движение в сторону реализации Совместного заявления от 19 сентября 2005 года наметилось после отмены США в начале 2007 года финансовых санкций в отношении счетов КНДР в банке «Дельта Азия». В ходе третьей сессии пятого раунда шестисторонних переговоров 13 февраля 2007 года было достигнуто соглашение о первоначальных действиях по выполнению данного документа, которое включало обязательство КНДР остановить работы на оговоренных ядерных установках и поставить их под наблюдение МАГАТЭ. Остальные участники переговоров договорились о мерах экономической и энергетической помощи Пхеньяну. Россия наряду с другими партнерами взяла на себя обязательства по равному долевому участию в оказании энергетической помощи КНДР (общий объем помощи должен был составить эквивалент стоимости 1 млн тонн мазута, соответственно российский вклад – 200 тыс. тонн мазута). Было согласовано создание пяти рабочих групп: по денуклеаризации Корейского полуострова; экономическому и энергетическому сотрудничеству; механизму мира и безопасности в Северо-Восточной Азии (ее возглавила Россия); по нормализации двусторонних отношений КНДР с США и Японией. В июле 2007 года МАГАТЭ подтвердило, что Пхеньян выполнил свою часть сделки, остановив работу 5МВт газографитового реактора, строившихся 50 и 200 МВт реакторов, предприятия по производству топлива и радиохимической лаборатории по переработке ОЯТ. Россия, США и Китай полностью выполнили обязательства по поставкам компенсационного мазута в КНДР. Южная Корея выполнила свои обязательства частично. Япония отказалась участвовать в компенсационных мероприятиях, ссылаясь на нерешенность проблемы похищенных японских граждан.

    Ситуация резко осложнилась после заявления КНДР о запуске «космической ракеты» «Ынха-2» с целью вывода на орбиту искусственного спутника Земли в апреле 2009 года, что было расценено как испытание МБР. На заявление председателя СБ ООН с осуждением пуска Пхеньян ответил выходом из шестистороннего переговорного процесса и возобновлением ядерных программ. В мае 2009 года Пхеньян объявил об успешном проведении второго ядерного испытания, что вызвало новый виток напряженности на Корейском полуострове. В ответ СБ ООН принял в дополнение к санкционной резолюции 1718 резолюцию 1874, которая ввела новые ограничительные меры в отношении Северной Кореи. В сентябре 2009 года КНДР заявила об «успешном завершении экспериментов по обогащению урана и наработке оружейного плутония», а в ноябре 2010 года – о «нескольких тысячах действующих центрифуг» на предприятии по обогащению урана в Ёнбёне.

    В апреле 2012 года КНДР осуществила пуск ракеты-носителя «Ынха-2» (по версии США – МБР «Тэпходон-2») с целью вывода на орбиту геодезического ИСЗ, в феврале 2013 года – провела третье ядерное испытание. В ответ на принятые по следам этих событий резолюции СБ ООН 2087 и 2094 Пхеньян заявил об отказе от Совместного заявления от 19 сентября 2005 года. В апреле 2012 года в Конституцию КНДР были внесены поправки, провозглашающие ее «ядерный статус». В марте 2013 года Пхеньян объявил о новом стратегическом курсе на «параллельное развитие экономики и ядерных сил сдерживания».

    Объявленное КНДР в январе 2016 года испытание «экспериментальной водородной бомбы» ознаменовало новый виток конфронтации на Корейском полуострове. В марте СБ ООН единогласно принял резолюцию 2270, предусматривающую существенное ужесточение санкционного режима в отношении КНДР. США, РК, Япония, ЕС, ряд других стран Запада объявили о введении дополнительных односторонних санкций против Северной Кореи. Тем не менее, это не остановило Пхеньян, который в сентябре 2016 года провел пятое ядерное испытание. Реакция СБ ООН на это событие была отражена в резолюции 2321, предусматривающей дальнейшее ограничение возможностей государств-членов ООН взаимодействовать с КНДР во многих областях, кроме гуманитарных. Были полностью свернуты межкорейский диалог и сотрудничество. Сеул объявил о решении разместить на Юге Кореи американские комплексы ПРО THAAD.

    Наряду с развитием ядерной программы Пхеньян существенно активизировал работу по созданию собственных ракетных систем доставки ОМУ, осуществив в нарушение требований соответствующих резолюций СБ ООН ряд успешных пусков жидкостных и твердотопливных баллистических ракет различной дальности. В июле 2017 года было проведено два пуска баллистических ракет «Хвасон-14», которую в Пхеньяне анонсировали как «межконтинентальную», а в сентябре – испытание «термоядерного взрывного устройства для межконтинентальной баллистической ракеты», что повлекло за собой принятие новых санкционных резолюций СБ ООН 2371 и 2375. 29 ноября 2017 года КНДР запустила очередную «межконтинентальную» баллистическую ракету «Хвасон-15». В ответ на это СБ ООН ужесточил санкционный режим, приняв 22 декабря 2017 года резолюцию 2397.

    Как постоянный член Совета Безопасности ООН, один из архитекторов и депозитарий Договора о нераспространении ядерного оружия Россия поддержала это решение, как и предыдущие решения СБ по КНДР, руководствуясь задачей прекращения Пхеньяном ракетно-ядерных программ, которые являются дополнительным фактором размывания режима ядерного нераспространения, основанного на ДНЯО, а также усиливают региональную напряженность и осложняют решение проблем Корейского полуострова. При этом Россия неизменно исходит из того, что санкции СБ ООН должны носить сугубо адресный характер и не вести к дальнейшей изоляции КНДР, вплоть до полной торгово-экономической блокады, что чревато масштабной гуманитарной катастрофой на Севере Корейского полуострова.

    Кроме того, Россия неизменно указывает на то, что подходить к урегулированию проблем Корейского полуострова, включая ядерную, необходимо в контексте комплексного решения всего спектра вопросов, существующих между вовлеченными сторонами, что в дальнейшем создало бы благоприятные условия непосредственно для денуклеаризации. Это невозможно без снижения общей военно-политической напряженности, отказа от наращивания военной инфраструктуры, сокращения масштабов проводимых маневров, формирования атмосферы доверия между государствами региона.

    Данный подход был отражен в Совместном заявлении министерств иностранных дел России и Китая от 4 июля 2017 года, в котором изложено основное содержание «дорожной карты» корейского урегулирования, основанной на соответствующих российских и китайских инициативах. Она подразумевала на первом этапе добровольный мораторий КНДР на испытания ядерных устройств и межконтинентальных баллистических ракет и сокращение масштабов или приостановку американо-южнокорейских учений, на втором – заключение двусторонних соглашений между КНДР и США, КНДР и РК об общих принципах взаимоотношений, и на третьем – старт многосторонних переговоров с целью формирования системы региональной безопасности в Северо-Восточной Азии.

    С начала 2018 года ситуация на Корейском полуострове начала развиваться в целом в русле российско-китайской «дорожной карты». Значительно снизилась военная активность в субрегионе. В постановлении 3-го пленума Центрального Комитета Трудовой партии Кореи 7-го созыва от 20 апреля 2018 года было зафиксировано, что с 21 апреля 2018 года КНДР прекращает ядерные испытания и испытательные пуски межконтинентальных баллистических ракет. 24 мая 2018 года в КНДР состоялась церемония демонтажа ядерного полигона Пхунгери, на которой присутствовали журналисты из России и ряда других стран. В свою очередь Президент США Д.Трамп на пресс-конференции 12 июня 2018 года заявил, что проведение американо-южнокорейских военных маневров в условиях выработки всеобъемлющей договоренности с Пхеньяном «было бы неуместным», а 19 июня 2018 года Минобороны РК объявило о решении союзников отложить на неопределенный срок проведение крупномасштабных американо-южнокорейских учений.

    С января 2018 года был запущен процесс нормализации межкорейских отношений. В Пхёнчханской Олимпиаде (РК) приняла участие многочисленная делегация спортсменов и официальных лиц из Северной Кореи. 27 апреля 2018 года в Пханмунчжоме (демилитаризованная зона) состоялся третий в истории межкорейский саммит, по итогам которого была принята одноименная декларация. 14 сентября 2018 года в Кэсоне (КНДР) открылся офис постоянной связи между РК и КНДР. 18-20 сентября 2018 года Президент РК Мун Чжэ Ин совершил поездку в Северную Корею, в ходе которой лидеры Севера и Юга подписали 19 сентября 2018 года Пхеньянскую декларацию, в которой подтвердили намерение превратить Корейский полуостров в зону мира путем снижения военной напряженности и наращивания взаимодействия по линии оборонных ведомств, углублять межкорейское экономическое сотрудничество, развивать гуманитарные контакты. 26 декабря 2018 года в Кэсоне состоялась торжественная церемония символического соединения железных и автомобильных дорог Севера и Юга.

    Параллельно налаживались американо-северокорейские контакты. 12 июня 2018 года в Сингапуре состоялась первая в истории встреча лидеров США и КНДР. По итогам переговоров Д.Трамп и Ким Чен Ын подписали Совместное заявление, в котором говорится о намерении нормализовать отношения между двумя странами и укреплять меры доверия, что должно способствовать решению ядерной проблемы Корейского полуострова и установлению там прочного мира. 27-28 февраля 2019 года в Ханое (Вьетнам) состоялся второй саммит США-КНДР, который завершился досрочно без подписания итогового заявления. Несмотря на отсутствие результатов очередной встречи Д.Трампа и Ким Чен Ына, стороны воздержались от публичной критики друг друга и условились продолжать диалог. 30 июня 2019 г. в Пханмунчжоме (ДМЗ) была спонтанно организована третья встреча Ким Чен Ына и Д.Трампа, который находился в Южной Корее с визитом. По итогам краткой беседы было объявлено о договоренности активизировать американо-северокорейские контакты на рабочем уровне для обсуждения ядерной и других проблем Корейского полуострова, однако первая такая встреча состоялась только 5 октября 2019 г. в Стокгольме. Если американцы назвали ее полезной, то представители КНДР раскритиковали прошедшие консультации и потребовали от США «предпринять конкретные шаги по отказу от враждебной политики» до конца 2019 года, чего так и не произошло.

    Подобные трудности с достижением новых прорывных договоренностей, вызванные противоположенными подходами сторон к процессу корейского урегулирования, а также проблемы с реализацией уже имеющихся соглашений значительно повлияли на отношения между КНДР-США и КНДР-Республикой Корея. 1 января с.г. Ким Чен Ын объявил, что «не видит смысла в дальнейшем поддержании моратория на ядерные испытания и пуски ракет большой дальности» и вскоре продемонстрирует «новое стратегическое оружие», однако отметил, что практические аспекты такого решения будут зависеть от дальнейших американских действий. Пхеньян также взял курс на сворачивание контактов с Сеулом, обвиняя его в зависимости от воли Вашингтона. 17 июня с.г. КНДР, раскритиковав деятельность южнокорейских активистов по распространению пропагандистских листовок вдоль границы, не поддерживаемую властями РК, пошла на символическое уничтожение здания закрытого с начала года межкорейского офиса связи.

    В интересах преодоления возникших сложностей в общем политико-дипломатическом процессе, содействия практической реализации достигнутых сторонами договоренностей, а также скорейшего перехода к третьему этапу «дорожной карты», то есть запуску полноценного многостороннего диалога по важнейшим региональным вопросам, Россия и Китай с 2019 года ведут совместно с ключевыми партнерами разработку нового документа – «плана действий» по комплексному урегулированию проблем Корейского полуострова, который предполагает поэтапное осуществление всеми вовлеченными сторонами конкретных шагов навстречу друг другу параллельно в различных областях.

     

    ВЫСКАЗЫВАНИЯ ПО ТЕМЕ

    Публикатор