4.12.1916:17

Выступление представителя делегации Российской Федерации на Совещании государств-участников Конвенции о запрещении биологического и токсинного оружия (КБТО) по п.5 повестки дня «Общие прения», Женева, 3 декабря 2019 года

2514-04-12-2019

  • de-DE1 en-GB1 es-ES1 ru-RU1 fr-FR1

Уважаемый г-н Председатель,

Поздравляем Вас с избранием на ответственный пост и желаем успехов в работе. Со своей стороны, готовы оказывать содействие.

Уважаемые коллеги,

Текущий обзорный цикл постепенно близятся к завершению. Кое-кто, конечно, может подумать, и будет по-своему прав, что до Обзорной конференции 2021 г. (ОК-2021) остаётся ещё два года – есть достаточно времени для её надлежащей подготовки и успешного проведения. Вместе с тем, как показывает опыт, привычка откладывать «на потом» имеет свои изъяны. В 2016 г., несмотря на все усилия, участники ОК так и не смогли выйти на компромиссные развязки и принять содержательный итоговый документ с межсессионной программой работы.

Исходя из этого, российская делегация выступает за то, чтобы без проволочек приступить к подготовке ОК-2021. В наших силах уже на данном СГУ сформировать некоторые элементы, своего рода «составные блоки», которые заложили бы основу для последующих рекомендаций и решений Обзорной конференции. Более того, совместные наработки стали бы определённым ориентиром для встреч групп экспертов КБТО, позволив им сосредоточиться на тех, которые имеют перспективу быть принятыми консенсусом.

Российская делегация подготовила «пищу для размышлений» для возможного включения в итоговый доклад СГУ, которую распространим в самое ближайшее время. Разумеется, мы предпочли бы более сильные и чёткие формулировки, особенно в части, касающейся возобновления работы над протоколом к Конвенции, предусматривающим, помимо прочего, эффективный механизм проверки договорных обязательств.

Эта задача приобретает особую актуальность в свете непрекращающихся попыток представить в качестве альтернативы нечто типа «добровольных оценочных посещений» (peer review) или прочих начинаний, вызывающих, как минимум, серьёзные вопросы. Мы ни в коем случае не против мер транспарентности и укрепления доверия, Наоборот, выступаем за их совершенствование в рамках КБТО и, как вы все знаете, внесли предложения по предоставлению государствами-участниками отчётности об их зарубежной медико-биологической деятельности, включая военный компонент. Соответствующий рабочий документ Российской Федерации (BWC/CONF.VIII/WP.9 от 14 октября 2016 г.) размещён на интернет-портале КБТО. Рассчитываем на поддержку.

В том же контексте намерены привлечь внимание делегаций к идее создания в рамках Секретариата ООН некоего «постоянно действующего промежуточного аппарата» в целях институционализации механизма Генсекретаря ООН по расследованию случаев применения хим- и биооружия. Хотелось бы напомнить, что учреждение самого подразделения никоим образом не предусмотрено резолюциями СБ и ГА ООН, в соответствии с которыми был сформирован механизм генсекретаря, и фактически не имеет какой-либо правовой основы. Кроме того, данная инициатива не была проработана и согласована с государствами- участниками КБТО. Как выясняется, не все о ней даже знают.

У нас есть серьёзные претензии и к тому, как ведётся работа по реализации этих планов. Имеем в виду отсутствие должной транспарентности, о которой любят порассуждать некоторые наши коллеги. Но они же почему-то не ставят вопрос о том, на каких основаниях за спиной государств-членов ООН Управлением Секретариата ООН по вопросам разоружения (УВР) ведётся подготовительная работа по реализации этой инициативы. Надеемся получить не просто разъяснения, а подробную информацию на этот счёт от наших коллег в женевском подразделении УВР. Они-то должны быть «в курсе».

Главное же в том, что вся подобная активность, непосредственно затрагивающая сферу охвата КБТО, проводится без участия государств-участников Конвенции.

Повторюсь, Россия – за скорейший запуск переговоров по протоколу к Конвенции, предусматривающему, помимо прочего, эффективный механизм верификации. Вместе с тем, будучи реалистами, мы понимаем, что из-за неуступчивой позиции одной из делегаций приступить к работе пока вряд ли удастся, С учётом этого российская делегация, внесла и продолжает продвигать инициативы, направленные на институализацию режима КБТО. Прежде всего, речь о создании в рамках Конвенции мобильных медико-биологических отрядов, и учреждения – на основе равного географического представительства – Научно-консультативного комитета. Не буду вдаваться в детали, о них поговорим позже, при обсуждении соответствующих пунктов повестки дня. Понятно, на реализацию этих проектов потребуются дополнительные средства. Тем не менее, от этого выиграют все, в первую очередь, развивающиеся страны, которые сталкиваются с серьёзными вызовами в области биобезопасности.

Кроме того, Россия поддерживает все другие предложения, нацеленные на упрочение организационных основ КБТО. В данном контексте приветствуем инициативы КНР по созданию в рамках Конвенции самостоятельного недискриминационного, но устойчивого к рискам распространения режима сотрудничества по обмену биотехнологиями, а также добровольного кодекса поведения ученых-биологов,

В заключение могу ответственно заявить, что российская делегация готова к самому тесному сотрудничеству с французским председательством СГУ и всеми делегациями с прицелом на конкретные практические результаты. Особо хотелось бы подчеркнуть, что эту работу никто, кроме нас с вами, т.е. сообщества КБТО, не сделает.

x
x
Дополнительные инструменты поиска