4.12.1911:02

Комментарий Департамента информации и печати МИД России в связи с участием Министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Лаврова в заседании СМИД ОБСЕ

2512-04-12-2019

  • de-DE1 en-GB1 es-ES1 ru-RU1 fr-FR1

5-6 декабря в Братиславе пройдет очередное, 26-е заседание Совета министров иностранных дел (СМИД) ОБСЕ, в котором примет участие Министр иностранных дел Российской Федерации С.В.Лавров.

В иерархии руководящих органов ОБСЕ СМИД занимает второе место после саммита и созывается в те годы, когда встречи на высшем уровне не проводятся. Он рассматривает ход выполнения ранее принятых решений и определяет задачи на среднесрочную перспективу. СМИД также служит площадкой для политического диалога государств-участников. Решения, принимаемые в ОБСЕ, не имеют юридической силы и носят характер политических обязательств.

Заседания СМИД, как правило, проходят в стране, которая председательствует в ОБСЕ в текущем году. В 2019 году эти функции выполняет Словакия. В 2020 году председательство перейдет к Албании.

Открыты для конструктивной работы над всеми проектами министерских документов, которых выдвинуто более 20. При согласовании текстов наши эксперты руководствуются требованиями российского законодательства, международно-правовыми обязательствами и национальными интересами России.

Наш практический вклад в СМИД – солидный набор проектов решений:

- к 75-летию окончания Второй мировой войны (согласован в формате ОДКБ, возможно подключение других стран),

- к 20-летию Хартии европейской безопасности и Платформы безопасности, основанной на сотрудничестве,

- об усилении роли ОБСЕ в решении мировой проблемы наркотиков (от всех стран ОДКБ),

- об ответственном поведении СМИ в интересах общества, свободного от терроризма и экстремизма,

- об укреплении роли ОБСЕ по предотвращению и борьбе с терроризмом,

- о свободном доступе общественности к информации,

- о свободе мирных собраний,

- о наращивании усилий по защите языковых и образовательных прав нацменьшинств.

«На полях» СМИД в Братиславе планируется насыщенная программа двусторонних переговоров С.В.Лаврова с министрами иностранных дел государств-участников, стран-партнеров, руководством ОБСЕ и других международных организаций. Перед началом СМИД намечена традиционная встреча мининдел стран ОДКБ.

Россия выступает за укрепление авторитета ОБСЕ как площадки для равноправного диалога и сотрудничества государств-участников, добивается повышения ее роли в европейских и международных делах. Исходим из того, что общей стратегической целью государств-участников остается выполнение поручения саммита Организации в Астане 2010 года о построении сообщества равной и неделимой безопасности, а текущей задачей – восстановление доверия.

В военно-политическом измерении ОБСЕ продолжаем участвовать в «структурированном диалоге» по вызовам и рискам безопасности (процесс инициирован решением СМИД ОБСЕ в Гамбурге в декабре 2016 г., запущен с начала 2017 г.). Считаем, что он должен фокусироваться на вопросах деэскалации военно-политической напряженности в Евро-Атлантике. Большое значение имеют контакты между военными в рамках этого формата. Выступаем против политизации «диалога» и его размывания конфронтационными темами наподобие «гибридных угроз».

В условиях продолжения НАТО политики «сдерживания» России не видим смысла в разговоре о модернизации Венского документа 2011 года о мерах укрепления доверия и безопасности.

Выступаем за повышение профиля ОБСЕ в борьбе с транснациональными угрозами – терроризмом, незаконным оборотом наркотиков, оргпреступностью, миграцией, вызовами в киберпространстве. В России успешно осуществляется проект ОБСЕ по обучению наркополицейских из Афганистана и Сербии на базе учебных центров МВД России в Домодедово, Воронеже и Санкт-Петербурге. В ноябре – декабре текущего года для туркменских и узбекских полицейских впервые по линии ОБСЕ организованы антинаркотические курсы в Сибирском юридическом институте МВД России (г. Красноярск). На первую половину 2020 г. для узбекских слушателей при содействии ОБСЕ запланированы курсы в сфере кинологии в Ростовской школе служебно-розыскного собаководства и в области ИКТ в Московском университете МВД России им.В.Я.Кикотя. Эксперты МВД и Погранслужбы ФСБ России оказывают содействие в подготовке кадров на базе Академии ОБСЕ в Бишкеке и Погранколледжа ОБСЕ в Душанбе.

Считаем, что во второй, экономико-экологической «корзине» ОБСЕ значительный объединительный потенциал заложен в работе по укреплению экономической взаимосвязанности и сопряжению интеграционных процессов. «Платформа кооперативной безопасности», принятая в ОБСЕ в 1999 году по инициативе ЕС, – хорошая основа для взаимодействия между ЕАЭС и Евросоюзом с выходом в долгосрочной перспективе на формирование Большого евразийского партнерства.

Для укрепления единства гуманитарного пространства Евро-Атлантики важно продвигать в ОБСЕ такие объединительные темы, как защита традиционных ценностей, обеспечение социально-экономических и культурных прав, защита нацменьшинств и детей, борьба с неонацизмом и фальсификацией истории. Требуется повышенное внимание к языковым, образовательным и религиозным правам граждан, особенно в свете политики властей Украины и стран Прибалтики. Недопустимо навязывать неолиберальные подходы, по которым в ОБСЕ нет консенсуса, в том числе наделять особыми правами отдельные группы граждан, такие как ЛГБТИ, правозащитники и блогеры.

В свете бедственного положения христиан в регионе БВСА настаиваем на скорейшем выполнении поручения СМИД ОБСЕ в Базеле 2014 года о разработке двух отдельных деклараций по защите христиан и мусульман. Непонятна позиция некоторых стран, которые этому препятствуют.

Вызывают тревогу попытки «зачистить» от инакомыслия информационное пространство в регионе ОБСЕ. Под предлогом борьбы с пропагандой в некоторых странах де-факто вводится цензура, формируются «белые» и «черные» списки СМИ. Указываем на эту опасную тенденцию Представителю ОБСЕ по вопросам свободы СМИ А.Дезиру.

Поддерживаем усилия ОБСЕ по содействию урегулированию региональных конфликтов, прежде всего на востоке Украины. Безальтернативной основой его урегулирования остается минский «Комплекс мер». Приветствуем договоренности, достигнутые между сторонами в Контактной группе. Вместе с ОБСЕ содействуем прямому диалогу между сторонами конфликта – Киевом, Донецком и Луганском.

Внимательно следим за работой Специальной мониторинговой миссии ОБСЕ на Украине. Продолжим направлять в ее состав российских наблюдателей (сейчас – 41). Выступаем за полное и объективное отражение в ее отчетах ситуации на востоке и на остальной территории Украины. Ожидаем публикации сводных тематических докладов о жертвах среди мирного населения и разрушениях гражданской инфраструктуры в Донбассе за все время конфликта.

ОБСЕ играет полезную роль в содействии приднестровскому и нагорно-карабахскому урегулированию, является одним из сопредседателей Женевских дискуссий по безопасности и стабильности в Закавказье. Считаем, что урегулирование любых конфликтов должно осуществляться мирными политико-дипломатическими методами, в рамках устоявшихся форматов, при непосредственном участии и учете интересов сторон конфликта.

ОБСЕ следует уделять больше внимания Балканам, где ситуация остается весьма непростой. Миссии и институты Организации должны работать в рамках своих мандатов, а не заниматься обслуживанием задач встраивания стран региона в евроатлантические структуры. Неприемлемы попытки приглашать Косово в качестве «государства» к участию в мероприятиях ОБСЕ. Наша позиция по Косово остается неизменной и опирается на международно-правовые рамки, зафиксированные резолюцией 1244 СБ ООН. Косовская проблема может быть урегулирована только мирным путем, на основе диалога Белграда и Приштины.

Продолжаем усилия по реформе ОБСЕ, исправлению географических и тематических дисбалансов в ее деятельности. Выступаем за разработку Устава, укрепление межгосударственных основ, правила консенсуса, принятие процедур работы институтов и миссий, наведение порядка в кадровых и финансовых делах, в первую очередь во внебюджетной проектной деятельности. Давно назрела оптимизация мероприятий человеческого измерения ОБСЕ.

Убеждены, что работа институтов ОБСЕ (БДИПЧ, ВКНМ, Представителя по свободе СМИ) должна быть деполитизирована. Неприемлемы попытки закрепить их «автономность». Институты являются исполнительными структурами и не могут самостоятельно расставлять приоритеты в своей работе.

 

x
x
Дополнительные инструменты поиска