12.12.1917:28

Брифинг официального представителя МИД России М.В.Захаровой, Москва, 12 декабря 2019 года

Скачать файл

Смотреть это видео на Youtube

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Об открытии выставки, посвященной 40-летию установления дипломатических отношений с Гренадой
  2. О рабочем визите в Российскую Федерацию Министра иностранных дел Республики Никарагуа Д.Монкады
  3. О презентации книги мемуаров В.И.Чуркина
  4. О встрече Министра иностранных дел Российской Федерации С.ВЛаврова с послами арабских государств
  5. О текущей ситуации в Сирии
  6. О текущей ситуации в Ираке
  7. О ситуации в Венесуэле и вокруг нее
  8. Об итогах саммита НАТО в Лондоне
  9. Об итогах 24-й сессии Конференции государств-участников Конвенции о запрещении химического оружия (КЗХО)
  10. Об избрании Российской Федерации в органы ЮНЕСКО
  11. О развитии ситуации вокруг Дж.Ассанжа
  12. О положении российского информагентства «Спутник» в Эстонии
  13. О ситуации с туристами, пострадавшими в результате ДТП в Доминиканской Республике
  14. О новом витке напряженности между Белградом и Приштиной в связи с трактовкой событий в Рачаке в 1999 году
  15. О XXVII Выставке-ярмарке народных промыслов и ремесел России «ЛАДЬЯ. Зимняя сказка»

Из ответов на вопросы:

  1. О визите Министра иностранных дел России С.В.Лаврова в Азербайджан
  2. О переговорах глав МИД Азербайджана и Армении «на полях» СМИД ОБСЕ
  3. О деле З.Хангошвили в Берлине
  4. О системе выдачи электронных виз для посещения Санкт-Петербурга и Ленинградской области иностранными гражданами
  5. О развитии отношений между Россией и Пакистаном
  6. О запрете российским спортсменам участвовать в спортивных мероприятиях
  7. Об обсуждении темы сотрудничества в достижении примирения в Афганистане в ходе визита С.В.Лаврова в США
  8. О законодательной инициативе Комитета по иностранным делам Сената Конгресса США
  9. О возможном введении санкций Вашингтона в отношении Турции в связи с закупкой у России комплексов С-400
  10. О подготовке Украиной изменения к Минским соглашениям
  11. Об обвинениях голландской стороны по делу о крушении малазийского «Боинга»

 

 

Об открытии выставки, посвященной 40-летию установления дипломатических отношений с Гренадой

 

Сегодня с участием руководства МИД России состоится церемония открытия выставки архивных материалов, посвященной 40-летию установления российско-гренадских дипломатических отношений. На мероприятие приглашены представители аккредитованного в Москве дипломатического корпуса, общественно-политических, научных и культурных кругов, СМИ.

В рамках экспозиции планируется представить документы и фотографии, которые рассказывают об истории связей между нашими странами, начало которым было положено Совместным коммюнике об установлении дипломатических отношений и обмене дипломатическими представительствами между СССР и Гренадой, подписанным 7 сентября 1979 года.

Отношения между двумя государствами выстраиваются на прочных традициях дружбы, солидарности и взаимовыгодного сотрудничества. Гренада – наш перспективный партнер в карибском регионе причем не только в двустороннем формате, но и по линии КАРИКОМ. Разделяя приверженность принципам многосторонности и уважения международного права, мы конструктивно взаимодействуем в ООН. Активно прорабатываются совместные перспективные проекты в торгово- экономической, инвестиционной и научно-технической областях. Укрепляются связи по линии гражданского общества, важным элементом которых является ежегодный медиа-форум «Россия-Карибы» на гренадской площадке.

Назад к оглавлению

 

О рабочем визите в Российскую Федерацию Министра иностранных дел Республики Никарагуа Д.Монкады

 

12-13 декабря в Москве с рабочим визитом будет находиться Министр иностранных дел Республики Никарагуа Д.Монкада. 13 декабря пройдут его переговоры с Министром иностранных дел Российской Федерации С.В.Лавровым, по итогам которых будет принято Совместное заявление.

Министры рассмотрят состояние и перспективы развития двусторонних партнерских связей, политического диалога, пути расширения сотрудничества на различных направлениях, совершенствования договорно- правовой базы, наращивания взаимодействия на международной арене.

Никарагуа – стратегический партнер России в Латинской Америке –превратилась в объект открытого давления со стороны внешних сил, пытающихся диктовать свою волю свободолюбивому народу этой страны. Солидарны с руководством этого государства, решительно осуждаем любые формы иностранного вмешательства и санкционного давления в отношении суверенного государства.

Визит приурочен к 75-летию установления дипломатических отношений между нашими странами. В рамках празднования этой знаменательной даты 13 декабря в 17.00 в медиацентре парка «Зарядье» будет открыта экспозиция архивных материалов и видеохроник, а также фотовыставка «Никарагуа сегодня» российского фотографа С.Ковальчука.

Назад к оглавлению

 

О презентации книги мемуаров В.И.Чуркина

 

13 декабря в Особняке (дом приемов) МИД России состоится презентация книги мемуаров В.И.Чуркина «Трудности перевода». Мне посчастливилось уже ознакомиться с этим произведением. Такая возможность мне была предоставлена семьей Виталия Ивановича.  Над этим произведением Виталий Иванович работал в течение нескольких лет, вплоть до своего безвременного ухода из жизни. Церемонию, в которой примет участие вдова дипломата И.Е.Чуркина, откроет Министр иностранных дел Российской Федерации С.В.Лавров.

В.И.Чуркин прошел уникальный профессиональный путь: от переводчика до Чрезвычайного и Полномочного Посла. Он активно работал на американском направлении, много сделал для становления информационной службы МИД России, занимал должность заместителя Министра, участвовал в урегулировании кризиса на Балканах в качестве спецпредставителя Президента Российской Федерации, служил Послом России в Бельгии и Канаде, вел непростые переговоры о взаимодействии в Арктике.

Большой интерес для читателей будет представлять раздел книги, посвященный работе В.И.Чуркина в качестве Постоянного представителя России при ООН. На период его пребывания в этой должности пришлось немало острых международных ситуаций – события 2008 г. в Закавказье, иностранная интервенция в Ливию, гражданская война в Сирии, внутренний конфликт на Украине, воссоединение Крыма с Россией. Он принимал личное участие в согласовании многих исторических документов, его голос по праву стал ассоциироваться во Всемирной Организации с голосом нашей страны.

Отличительная черта книги – эволюция, становление дипломата, человека, который только начинает свой карьерный и жизненный путь, анализирует происходящие события через призму исторических событий в нашей стране, через тот опыт, который он приобретает, работая за рубежом. Это книга будет действительно весьма интересна и полезна для тех, кто изучает международные отношения.

Назад к оглавлению

 

О встрече Министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Лаврова с послами арабских государств

 

16 декабря пройдет встреча Министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Лаврова с главами дипломатических миссий арабских стран и представительства Лиги арабских государств в Москве.

Состоится обстоятельный обмен мнениями по широкому кругу международных и региональных вопросов, включая проблематику политического урегулирования кризисных ситуаций в Сирии, Ливии, Йемене, нормализацию обстановки в зоне Персидского залива.

Предполагается также обсудить перспективы дальнейшего развития дружественных связей и многопланового взаимодействия России с арабскими государствами в двустороннем и коллективном форматах.

Назад к оглавлению

 

О текущей ситуации в Сирии

 

Наиболее сложная обстановка в Сирии остаётся в неподконтрольных Правительству страны районах, прежде всего, в Идлибской зоне деэскалации и на восточном берегу р.Евфрат.

В Заевфратье продолжаем вместе с Анкарой работать над выполнением Меморандума от 22 октября. Работа ведется по двум направлениям –предотвращение рецидивов боевых действий и выправление гуманитарного положения. Для решения первой задачи был завершен отвод курдских формирований от границы с Турцией, налажено регулярное совместное патрулирование, создана демилитаризованная зона по периметру района операции «Источник мира», функционирует российско-турецкий координационный центр. На гуманитарном треке – российские специалисты оказывают медицинскую помощь мирным жителям (порядка 3000 пациентов), проводят акции по раздаче продовольственных наборов нуждающимся (общим весом около 5 т) и восстанавливают объекты водо- и электроснабжения.

В этой связи обратили внимание на доклад УКГВ ООН, посвященный ситуации в расположенном на северо-востоке страны лагере беженцев «Аль-Хоуль», за судьбой которого, как вы знаете, мы пристально следим. Ооновцы отметили стабилизацию обстановки в лагере, чего удалось добиться во многом благодаря усилиям Правительства Сирии. Работающие в Заевфратье гуманитарные организации быстро восстановили минимально необходимый уровень медицинского обеспечения в «Аль-Хоуле» и налаживают устойчивый гуманитарный доступ в лагерь. В настоящее время там проживают около 69 тыс. человек, несколько сотен ВПЛ уже вернулись в места своего постоянного проживания на подконтрольные сирийским властям территории.

В Идлибе обстановка остаётся сложной – террористы не прекращают обстреливать близлежащие районы, подвергая угрозе мирных жителей внутри и снаружи зоны деэскалации. Каждый день отмечаем порядка 40 атак. Например, 4 декабря джихадисты обстреляли спортивный клуб в Тель- Рифаате (провинция Алеппо), 8 детей погибли и 13 получили ранения. Днем ранее в результате ещё одного инцидента на юге Алеппо погиб 6-летний мальчик, его мать и двое братьев серьезно пострадали. Вновь подчёркиваем, что идлибская проблема не решится, пока там «правят бал» террористы.

Вчера в Нур-Султане завершилась 14-я Международная встреча по Сирии в Астанинском формате (МВСА-14) (совместное заявление России, Турции, Ирана опубликовано на официальном сайте МИД России). Динамика работы этого формата наглядно свидетельствует о его востребованности и эффективности. Астанинский формат объединил не только «тройку» стран-гарантов (Россию, Иран и Турцию), но также сирийские стороны (Правительство и вооружённую оппозицию), ООН и арабских соседей Сирии (Иорданию, Ливан и Ирак). Участники мероприятия подробно обсудили обстановку «на земле» в Сирии, борьбу с терроризмом, решение насущных гуманитарных задач, оказание помощи в возвращении беженцев, укрепление мер доверия, включая освобождение насильственно удерживаемых лиц, и продвижение процесса политического урегулирования. Эти темы будут отслеживаться участниками этого формата и далее.

21 ноября сирийские власти при посредничестве российских военных освободили 120 заключённых, что является важным гуманитарным жестом.

Сирия продолжает восстанавливать экономические и общественно- политические связи с арабским окружением. В ближайшее время планируется начать экспорт сирийских цитрусовых в Ирак. Поставки будут осуществляться наземным транспортом через недавно возобновивший свою работу пограничный переход «Абу-Кемаль».

Руководство Союза журналистов Сирии приняло участие в состоявшемся в Эр-Рияде заседании Арабского союза журналистов. Местные комментаторы указывают, что для официальных сирийских лиц данная поездка в Саудовскую Аравию стала первой за последние годы.

Делегация сирийских парламентариев приняла участие в состоявшемся в Риме заседании Парламентской Ассамблеи Средиземноморья, посвященном борьбе с международным терроризмом.

Сирийский частный авиаперевозчик «Шам Вингз» в середине месяца возобновляет полёты в Западную Европу, прерванные в 2012 году. Рейсы в Берлин будут осуществляться дважды в неделю из международного аэропорта Дамаска. На следующий год предполагается также начать летать в Дюссельдорф.

Назад к оглавлению

 

О текущей ситуации в Ираке

 

С начала октября в Багдаде и ряде шиитских провинций Ирака продолжаются массовые протестные выступления. Изначально они проходили под социально-экономическими лозунгами и носили мирный характер. Однако затем акции стали приобретать политическую окраску, а в некоторых районах Ирака, в том числе в столице, имели место нападения на правительственные объекты и штаб-квартиры политических партий. Это спровоцировало столкновения манифестантов с силами правопорядка, что, по информации из различных источников, привело к гибели около 400 человек, более 15 тыс. получили ранения.

Принятые иракским Правительством во главе с А.Абдельмахди меры по стабилизации ситуации не смогли снизить градус социальной напряженности. В результате премьер-министр страны объявил о своем намерении уйти в отставку. 1 декабря Парламент Ирака утвердил его прошение при том понимании, что Правительство пока продолжит работу в качестве «переходного».

В настоящее время Президентом страны ведутся активные консультации с основными парламентскими блоками по кандидатуре нового главы кабинета министров. Рассчитываем, что по их итогам удастся в отведенные конституцией Ирака сроки выйти на консенсуссное решение и тем самым не допустить возникновения вакуума власти, который опасен обострением внутриполитического кризиса.

Со своей стороны поддерживаем действия иракских властей, направленные на налаживание национального инклюзивного диалога на основе учета интересов всех этноконфессиональных групп населения страны и запуск социально-экономических преобразований.

Призываем все иракские политические силы к проявлению сдержанности и вновь выражаем уверенность в том, что вопросы национальной повестки дня должны решаться самими иракцами исключительно в рамках правового поля и без вмешательства извне.

Надеемся, что многострадальный иракский народ не окажется в очередной раз заложником чьих-то политических игр и амбиций извне, а Ирак не превратится в арену «сведения счетов» между внешними игроками.

Назад к оглавлению

 

О ситуации в Венесуэле и вокруг нее

 

Мы регулярно подробно комментируем динамику развития внутриполитической ситуации в Венесуэле. Хотя она остается сложной, появляется надежда на нахождение политического решения, связанного, прежде всего, с деятельностью «круглого стола национального диалога». Переговоры ведутся обстоятельно, постепенно приобретая все более инклюзивный характер.

Один из центральных вопросов на повестке дня – определение модальностей предстоящего электорального процесса. Их успешное согласование сделает возможным организацию в следующем году выборов в Парламент Венесуэлы в соответствии с Конституцией страны, демократическими принципами и нормами.

Обратили внимание, что в венесуэльском обществе растет отторжение конфронтационных подходов со стороны населения и ширящегося круга политиков, в том числе из оппозиции. По последним социологическим опросам, 67% венесуэльцев готовы проголосовать на выборах, а 72% называют неправильным бойкот будущего волеизъявления. Это положительная тенденция. Рассчитываем на ее сохранение.

К сожалению, в Вашингтоне даже не думают отказываться от своей линии на свержение законного венесуэльского Правительства. Несмотря на некоторое смягчение риторики, все же продолжаются попытки дестабилизировать Венесуэлу изнутри, расширяются противоправные санкции. Не требует доказательств тот факт, что упорно вводимые Белым домом односторонние ограничения не приблизили антиправительственные силы к власти, зато серьезно усугубили экономическую и гуманитарную обстановку в этой стране. И если бизнес, так или иначе, каким-то образом может приспособиться к существованию в условиях санкций, то гражданское население (люди, которые находятся в сложных жизненных обстоятельствах, малоимущие, больные и дети) – нет, им чрезвычайно сложно. Антигуманность американских ограничительных мер – очевидна.

Назад к оглавлению

 

Об итогах саммита НАТО в Лондоне

 

3-4 декабря в Лондоне состоялся саммит НАТО (по признанию некоторых его членов, альянс живет без мозга), приуроченный к 70-летию этой Организации.

Казалось бы, «юбилейное» мероприятие может стать хорошим поводом критически взглянуть на содеянное, задуматься о соответствии целей и задач Североатлантического альянса современной геополитической ситуации, осмыслить отношения с основными партнерами, соседями, другими игроками, поразмышлять о перспективах. Но, как мы знаем, размышлять можно, когда есть чем.

Вместо того, чтобы всерьез заняться поиском ответов на реальные вопросы, которые стоят сегодня перед всеми странами мира и, самое главное, что уже очевидно не специалистам, справиться с ними в одиночку невозможно, альянс вновь на первый план вывел некую вымышленную «российскую угрозу», хотя досталось и другим регионам мира. В составленном в Лондоне списке российская угроза идет впереди международного терроризма, незаконной миграции и кибервызовов. После этого появляется все больше вопросов о состоянии здоровья Североатлантического альянса. 

Продолжена взятая еще на саммитах в Уэльсе, Варшаве и Брюсселе линия на повышение градуса напряженности и обеспечение доминирования НАТО во всех операционных сферах – на суше, в воде, воздухе, киберпространстве, а теперь добавился еще и космос. Там все вопросы они решили, сейчас будут налаживать ситуацию в космосе. Союзники, как мы поняли, «взяли под козырек» в ответ на американские требования повысить военные расходы, которые и так составляют больше половины общемировых и более чем в 20 раз превышают российские. Альянс рассматривает возможность выйти за пределы своей географической зоны ответственности: в фокусе внимания оказался «поднимающийся Китай». Расширяется вовлеченность НАТО в сферы ИКТ и новых технологий.

В отношении России альянс упрямо продолжает действовать по тем рецептам, которые были определены еще в 60-е гг. прошлого века. Речь идет о «двойном подходе» по формуле «сдерживание плюс диалог». В том, что касается сдерживания, у НАТО энтузиазма всегда в избытке. Активно реализуются планы по повышению боеготовности войск, а также их переброскам и развертыванию вблизи российских рубежей. Растут размах и количество провокационных учений и маневров.

А вот по части диалога дела обстоят намного хуже. Практическое сотрудничество, в том числе по линии военных, вот уже пять лет заморожено не по российской инициативе. Из Лондона мы услышали только старые-добрые формулировки об «угрозах безопасности» с Востока. Говорить о готовности к нормализации отношений «только если Россия изменит свое поведение» и ничего не делать самим для деэскалации военно-политической напряженности – не только бессмысленно, но и опасно.

Подтверждение странами НАТО своей «приверженности сохранению и укреплению режимов контроля над вооружениями, разоружения и нераспространения» вообще оставляет впечатление сугубо пропагандистской акции. Характерно, что сразу же последовала оговорка о необходимости обязательного учета «преобладающей среды безопасности». По-видимому, это потребовалось, чтобы оправдать действия, которые явно идут вразрез с системой соглашений в указанной области либо прямо ее подрывают.

Прикрывая свое попустительство разрушению Вашингтоном Договора о РСМД, в альянсе продолжают распространять бездоказательные обвинения в адрес России, уклоняться от встречных шагов в ответ на российские усилия по сохранению предсказуемости и сдержанности в ракетной сфере. Подобное соглашательство европейских стран с деструктивными подходами США только подстегивает реализацию Вашингтоном заявленных планов по развертываниям ракет средней и меньшей дальности, что несет очевидные риски дестабилизации ситуации и гонки вооружений в Европе и в других регионах.

Обращает на себя внимание, что в отличие от предыдущих документов такого рода, декларация лидеров стран НАТО не содержит призыва к продлению Договора о СНВ. Это явно сделано также под давлением США, которые планомерно создают неопределенность вокруг данной темы и не реагируют на предложения России в кратчайшие сроки прийти к согласию и продлить Договор. Очевидно, что прекращение действия ДСНВ стало бы фатальным ударом по архитектуре контроля над ракетно-ядерными вооружениями. Мы об этом не раз заявляли. Делали не только политические заявления, но и предлагали фактологические материалы на этот счет.   

В то же время в НАТО не забыли вновь подтвердить свой статус «ядерного альянса». Таким образом, на перспективу закреплена натовская практика отработки т.н. «совместных ядерных миссий», которые предусматривают обучение неядерных стран обращению с развёрнутыми в Европе американскими ядерными вооружениями и их применению. Это прямо нарушает центральные положения ДНЯО, что в альянсе продолжают игнорировать.

Лондонский саммит дал лидерам натовских стран возможность в очередной раз, наверное, присягнуть на верность «трансатлантическому единству» в такой очень странной манере. Это было предсказуемо на фоне сообщений о набирающих силу противоречиях внутри самого альянса. Разумеется, все эти разногласия – исключительно внутреннее дело НАТО. Но для нас неприемлемы попытки сгладить их на антироссийской основе. Самое главное –  добавить или внести свой вклад в дестабилизацию и так в непростой мировой обстановке.

Как известно, на саммите в Лондоне принято решение о запуске т.н. «мыслительного процесса» на тему стратегического развития НАТО. Рассчитываем, что он предполагает в том числе более трезвый и объективный анализ текущего состояния и перспектив нормализации российско-натовских отношений. На наш взгляд, это отвечает интересам европейской безопасности. Путь к этому лежит через отказ от конфронтационного противостояния и поиск путей совместного преодоления кризиса. Со своей стороны мы к этому готовы. У нас, в отличие от альянса, есть возможности для мыслительного процесса, готовы поделиться. Надеемся, и НАТО придет к осознанию этого, а именно к тому, что поддержание нормального уровня диалога добавит необходимое сейчас Североатлантическому пространству доверия, в частности, по тем сложным вопросам, которые на этом пространстве являются приоритетными – по вопросам стратегической стабильности, безопасности и борьбе с новыми вызовами и угрозами.  

Назад к оглавлению

 

Об итогах 24-й сессии Конференции государств-участников Конвенции о запрещении химического оружия (КЗХО)

 

В конце ноября в Гааге состоялась 24-я сессия Конференции государств-участников КЗХО, в работе которой приняла участие российская правительственная делегация. Выступление Постпреда России в ОЗХО А.В.Шульгина опубликовано на официальном сайте МИД России, можно с ним ознакомиться.

В ходе мероприятия основное внимание было уделено подведению итогов работы по широкому кругу вопросов повестки дня Организации по запрещению химического оружия, включая рассмотрение процесса уничтожения остающихся запасов химического оружия, обсуждение проблематики т.н. сирийского «химического досье» и других актуальных направлений деятельности этой международной структуры.

Ключевым моментом стало принятие консенсусом, что очень важно, двух решений о расширении контрольных списков КЗХО за счет включения в них четырех семейств новых соединений токсичных химикатов, относящихся в том числе к пресловутым с подачи Запада «Новичкам», разработка и исследования которых велись в целом ряде стран НАТО и Евросоюза. Утверждению решений, основанных на предложениях России, а также западной «тройки» государств, а именно США, Канады и Нидерландов, предшествовала продолжительная и непростая работа по согласованию технических параметров этих взаимодополняющих инициатив, много усилий было приложено для поиска компромиссов и обоюдоприемлемых развязок. Сам факт их консенсусного одобрения свидетельствует о том, что мы все же можем договариваться. Под словом «мы» я имею в виду членов этой структуры.  Мы можем договариваться, когда речь идет о реальных мерах по укреплению режима нераспространения химического оружия. И это несмотря на очевидную конфронтацию в Организации в связи с запредельной политизацией странами Запада абсолютно надуманного сирийского «химического досье», инспирированного Великобританией «дела Скрипалей» и нелегитимным наделением Технического секретариата ОЗХО вопреки положениям КЗХО и исключительным полномочиям СБ ООН «атрибутивными» функциями по определению виновных в применении химического оружия.

В то же время не обошлось и без очередного проявления политизации работы ОЗХО, которым стало принятое уже голосованием решение Конференции о бюджете Организации на 2020 г. с завуалированно заложенным в нем финансированием, как мы считаем, неправомерно созданного при Техническом секретариате ОЗХО «атрибутивного механизма». Россия и еще около трети государств-участников КЗХО не ассоциировали себя с этим решением, выступив против, воздержавшись или просто покинув зал заседания.

Проходившая в напряженной и, зачастую, конфронтационной атмосфере 24-я сессия Конференции стала еще одним примером того, насколько наши западные оппоненты настроены и далее превращать ОЗХО в инструмент реализации своих геополитических замыслов на Ближнем Востоке и за его пределами. И все это делается вместо того, чтобы прилагать совместные усилия по поддержанию авторитета этой специализированной и по сути своей технической организации и укреплению целостности самой Конвенции.

Показательно в этой связи, что на столь противоречивом фоне по инициативе России было принято совместное заявление 24 стран о мерах по противодействию «химическому» терроризму. Такого рода документ лишний раз свидетельствует о чрезвычайной актуальности коллективных шагов по борьбе с проявлениями и рецидивами химического терроризма в условиях непрекращающихся в Сирии терактов и провокаций с использованием экстремистскими группировками и связанными с ними псевдогуманитарными НПО по типу «Белые каски» токсичных химикатов и полноценных боевых отравляющих веществ.

Назад к оглавлению

 

Об избрании Российской Федерации в органы ЮНЕСКО

 

В ходе очередных выборов, состоявшихся в Париже 20-21 ноября на 40-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО, Российская Федерация была переизбрана на четырехлетний срок (на период с 2019 по 2023 гг.) в Исполнительный совет ЮНЕСКО, Межправительственный комитет по биоэтике, Международный координационный совет Программы «Человек и биосфера», Межправительственный совет Международной гидрологической программы и Межправительственный совет Программы «Управление социальными преобразованиями (МОСТ)», а также избрана в Совет управляющих Статистического института ЮНЕСКО. Помимо этого, 27 ноября в ходе 22-й сессии Генеральной Ассамблеи государств-участников Конвенции 1972 г. об охране всемирного культурного и природного наследия, проходившей «на полях» Генконференции, кандидатура нашей страны была утверждена в состав Комитета всемирного наследия.

Признанием значительного вклада России в деятельность Организации стало избрание 29 ноября на 208-й сессии Исполсовета Постоянного представителя Российской Федерации при ЮНЕСКО А.И.Кузнецова на пост одного из заместителей Председателя данного руководящего органа от второй электоральной группы (Восточная Европа).

Российская Федерация выражает благодарность делегациям, которые поддержали российскую кандидатуру. Подтверждая твердую приверженность универсальным идеалам и ценностям ЮНЕСКО, призываем все заинтересованные страны к дальнейшему наращиванию конструктивного сотрудничества на площадке этой ведущей межправительственной гуманитарной Организации на основе присущей ей атмосферы взаимного доверия, уважения и консенсуса.

Назад к оглавлению

 

О развитии ситуации вокруг Дж.Ассанжа

 

Серьезное беспокойство вызывают сообщения об ухудшающемся состоянии здоровья основателя сайта «WikiLeaks» Дж.Ассанжа. В настоящее время он находится в следственном изоляторе британской тюрьмы максимально строгого режима Белмарш. Обращение с ним квалифицируется как жестокое. Жестокое обращение с журналистом уже стало предметом обсуждения депутатами Второй палаты Генеральных штатов Королевства Нидерландов.

Правозащитники регулярно приводят факты, свидетельствующие о том, что Дж.Ассанж, будучи тяжело больным, в том числе по вине и в связи с условиями своего заточения, которое было спровоцировано с использованием политических ресурсов, лишен доступа к медицинской помощи, ему не предоставляют полноценное питание и постоянно подвергают жесточайшим психологическим пыткам. На это указывал, в том числе Специальный докладчик ООН по пыткам Н.Мельцер. Он посещал журналиста в сопровождении двух независимых медиков еще в мае текущего года. В своем заявлении Н.Мельцер с тревогой указывает: «Помимо физических недугов, у Дж.Ассанжа налицо все симптомы последствий психологической пытки, включая стресс, хроническую тревожность и ярко-выраженную психологическую травму».

К соблюдению международных обязательств в области защиты прав человека по отношению к Дж.Ассанжу призывают и Рабочая группа Совета по правам человека по произвольным задержаниям, специальные докладчики ООН по вопросу о праве на неприкосновенность частной жизни, по вопросу о внесудебных казнях и многие другие. То есть в данном случае международное сообщество говорит практически единым голосом. Вне зависимости от того являются ли эти механизмы официальными структурами или органами, входящими в состав ООН, либо являются консультативными структурами и форумами, являются ли эти представители в большей степени, отражающими точку зрения гражданского общества, либо речь идет о страновой принадлежности тех или иных экспертов, – все сходятся во мнении о том, что это настоящая расправа над человеком, который занимается настоящей журналистикой. Она, может быть, была представлена в новой форме мировому сообществу уже десятилетия назад, но, так или иначе, это та самая новая журналистика, о которой мы так много слышали. Это настоящая политическая расправа с использованием самых страшных мер воздействия на человека.

К соблюдению международных обязательств в области защиты прав человека по отношению к Дж.Ассанжу, как я уже сказала, призывают многие структуры. Недавно медики из Великобритании, а также из целого ряда других стран опубликовали в Интернете открытое письмо Министру внутренних дел Великобритании П.Пател с просьбой перевести Дж.Ассанжа из тюрьмы в любой медицинский центр для проведения его обследования квалифицированными специалистами. По утверждению более шестидесяти врачей, «в отсутствие такой помощи есть серьезные основания полагать, что Дж.Ассанж может умереть в тюрьме еще до проведения судебного слушания, назначенного на февраль 2020 г.».

Однако, налицо полное игнорирование официальным Лондоном угрозы жизни и здоровью журналиста, который находится в заточении многие годы, а сейчас просто брошен в застенки и содержится в условиях, в которых содержатся самые опасные преступники.   

Сложившаяся вокруг Дж.Ассанжа ситуация наглядно демонстрирует нарушение западным миром, в частности, Британией, которая причисляет себя к образчикам демократических стандартов, всех мыслимых законов, правил и норм, которые регулируют и гарантируют свободу СМИ и безопасность журналистов. Это пример того, как выглядит политика «двойных стандартов» в реалии – неприглядно. Государства, которые учат других и указывают всем остальным, когда речь идет о защите прав человека и свободы слова, полностью забывают о провозглашаемых ими же самими «ценностях» ради обеспечения собственных интересов.

Как бы это печально ни звучало, но в настоящее время вопрос, по всей видимости, заключается лишь в том, насколько далеко готовы пойти британцы и их партнеры в своем желании не просто отомстить журналисту, а на самом деле расправиться с ним.  И это только за то, что человек профессионально делал свою работу в качестве журналиста.

Назад к оглавлению

 

О положении российского информагентства «Спутник» в Эстонии

 

В Эстонии складывается критическая ситуация в отношении местного бюро российского информационного агентства «Спутник», которое подвергается беспрецедентному административному давлению со стороны эстонских властей.

Стало известно, что эстонская Полиция безопасности обязала все работающие в стране банки полностью прекратить транзакции, связанные с МИА «Россия сегодня». Соответствующее уведомление уже было получено «Спутником», а также теми юридическими лицами, в частности, банками, в которых обслуживается это агентство. Для российского СМИ это означает невозможность перечислять зарплату 80% сотрудников, оплачивать аренду офиса, коммунальные платежи и рассчитываться за все необходимые товары и услуги – фактически полное прекращение деятельности.

Более того, давление оказывается и на самого арендодателя, перед которым власти выдвинули настоящий ультиматум: компания собственник была предупреждена Полицией безопасности о возможном принятии жестких мер в случае продолжения договорных отношений с российским «пропагандистским ресурсом, находящимся под санкциями Европейского союза». Что это вообще за абракадабра? Невозможно понять, что там придумала Полиция безопасности Эстонии. Это то, чем в Эстонии отличается информационная среда, – журналистами там занимается Полиция безопасности.  

Официальный Таллин в открытую осуществляет преследование информационного агентства, задействуя административные рычаги для блокирования его деятельности. Используя эти откровенно карательные меры, эстонские власти полностью с энтузиазмом включились в общую кампанию по дискриминации СМИ в Прибалтике, в частности, связанных с Россией. Там запрещается трансляция российских и русскоязычных каналов, блокируется доступ к связанным с Россией сайтам, практикуется выдворение журналистов.

Сделаю одну ремарку. Нам каждый раз говорят о том, что, когда выдворяют журналистов, они нарушают некие положения, визовые требования, положения об аккредитации. Еще раз хотела бы сказать, чтобы было всем понятно. На протяжении многих лет мы никак не можем получить от представительства Европейского союза в Москве список и перечень норм, стран, которые входят в это объединение, согласно которым журналисты могут осуществлять работу на территории страны и въезд на территорию этих стран. Казалось бы, что может быть проще. На официальном сайте МИД России есть полный перечень соответствующих требований, норм, порядок получения виз, аккредитации журналистов. Все прозрачно. Возможно, не так просто, как хотелось бы, в случае, если бы эти нормы в принципе отсутствовали, но, так или иначе, эти нормы не менялись (они понятны, доступны). Мы всегда открыты для того, чтобы оказать консультативную и логистическую помощь при оформлении. Вот такого понятного списка, перечня или требований, который предоставил Европейский союз, коль скоро товарищи в Таллине говорят о том, что российские СМИ «находятся под санкциями ЕС», мы так и не можем получить. Ответы удивительные: общего списка нет, предоставить его крайне сложно, каждая страна-член ЕС сама определяет порядок въезда. Отлично, определяйте, только его надо как-то сформулировать, чтобы все понимали, каким образом можно въехать на территорию стран ЕС журналисту и как можно там работать, чтобы более не было никаких вопросов.                   

Все эти репрессивные шаги являются грубым нарушением основополагающих принципов международного права, касающихся обеспечения свободы выражения мнений и равного доступа к информации. Удивительно, что подобные гонения на СМИ вообще практикуются в странах, причисляющих себя к европейским демократиям. Причем делается это все именно под знаменами демократии.

Хотела бы также подчеркнуть, что Россия следует своим международным обязательствам и обеспечивает все необходимые условия для беспрепятственной работы зарубежных СМИ в нашей стране.

Призываем к реакции профильные международные структуры, прежде всего Представителя ОБСЕ по вопросам свободы СМИ, а также правозащитные НПО.

Назад к оглавлению

 

О ситуации с туристами, пострадавшими в результате ДТП в Доминиканской Республике

 

Мы вас регулярно информируем о ситуации с российскими туристами, которые оказываются в сложных ситуациях, когда эти случаи становятся резонансными, либо требуется наша реакция. В частности, речь идет о ДТП в Доминиканской Республике 26 ноября. Было много сообщений, мы комментировали. Хотела бы сказать несколько слов.

Динамика положительная – на сегодняшний день большинство из них выписаны из доминиканских медучреждений и вернулись на Родину. В больницах остаются 10 человек, в настоящий момент решается вопрос об их эвакуации в Россию. Наши дипломаты в плотном взаимодействии с руководством профильных министерств Доминиканской Республики продолжают координировать работу по медицинскому сопровождению пострадавших россиян.

Также хотела бы сказать несколько слов признательности за  неоценимое содействие и по-настоящему искреннее, человеческое соучастие, проявленные в этих трагических обстоятельствах доминиканской стороной. Есть такое выражение: «друг познается в беде». Это как раз тот самый случай.  Эта простая истина приобретает в данном случае особый смысл, ведь, речь идет о самом главном – спасении человеческих жизней. Именно благодаря оперативной и очень эффективной реакции доминиканских властей и местных экстренных служб пострадавшим была своевременно оказана квалифицированная помощь, обеспечена их транспортировка в лучшие больницы гг. Санто-Доминго и Игуэй. Пострадавших посетил Министр общественного здравоохранения Доминиканской Республики Р.Санчес.

Отдельные слова благодарности, конечно, российским соотечественникам, постоянно проживающим в Доминиканской Республике, которые в первые же часы после трагедии откликнулись с предложением помощи – от содействия с переводом до донорской крови. Большое спасибо.

Назад к оглавлению

 

О новом витке напряженности между Белградом и Приштиной в связи с трактовкой событий в Рачаке в 1999 году

 

Решительно осуждаем обвинительный вердикт косовского суда в отношении депутата «Сербского списка» И.Тодосиевича за высказывания о фальсифицированном характере событий в селе Рачак (Сербия, Автономный край Косово) в январе 1999 года. Считаем это решение очередным свидетельством антисербских репрессий, планомерно реализуемых косовскими властями.

По версии Приштины, сербские силовики якобы учинили там расправу над косовоалбанскими жителями. На самом деле имела место циничная провокация, использованная Западом для развязывания натовской агрессии против Югославии.

Известно, что проведенное группой международных экспертов расследование ситуации не привело к каким-либо однозначным выводам. Изначально в нем было много нестыковок, тогда как многочисленные свидетельства указывали на то, что в этом селе произошло столкновение между правоохранительными органами и местными боевиками.

Теперь этот сюжет используется косовоалбанскими властями для продвижения собственной версии событий, происходивших в крае в конце 1990-х гг. и приведших к его насильственному отрыву от Сербии. Заодно в Приштине пытаются сводить счеты с политическими оппонентами из числа местных сербов. Это является проявлением борьбы и настоящей войны с инакомыслием.

Назад к оглавлению

 

О XXVII Выставке-ярмарке народных промыслов и ремесел России «ЛАДЬЯ. Зимняя сказка»

 

Недавно узнала, что следующий год в нашей стране будет Годом народных промыслов и ремесел. Вам, наверное, известно, что мы регулярно поддерживаем отечественных производителей, в том числе, в рамках наших медийных мероприятий, делаем это с удовольствием. Мы обязательно это учтем. Наверное, посвятим этому не одну экспозицию в следующем году, которую развернем в Пресс-центре МИД России для того, чтобы знакомить, в том числе и зарубежных журналистов с нашей культурой и традициями.

Мы уже не раз говорили о различных мероприятиях, которые популяризируют русскую культуру, традиции и промыслы, культуру наших регионов, многочисленных народов и народностей, которые живут в нашей стране. Хотела бы также пригласить вас – зарубежных корреспондентов, которые работают в России, на XXVII Выставку-ярмарку народных промыслов и ремесел России «ЛАДЬЯ. Зимняя сказка». Она проходит с 11 по 15 декабря в Центральном выставочном комплексе «Экспоцентр» (не так далеко от МИД России). На 49 коллективных экспозициях регионов России будут представлены промыслы мастеров и художников, ремесленников, творческих объединений. Много мероприятий в программе  – от форумов (Образовательный) до мастер-классов.

Отдельная часть будет посвящена экспозиции «Великая отечественная война в произведениях художников и мастеров народных промыслов России».

Более подробная информация на официальном сайте https://nkhp.ru/ .

Назад к оглавлению

 

Из ответов на вопросы:

Вопрос: Хотелось бы коснуться недавнего визита Министра иностранных дел России С.В.Лаврова в Азербайджан. После этого были визиты в другие страны. Но хотела бы уточнить, Вы были на переговорах, на Ваш взгляд, в каком ключе, в какой атмосфере прошли эти встречи? Доволен ли МИД результатом?

Ответ: Мне кажется, это не очень справедливо по отношению, в том числе к другим визитам и посещениям, учитывая, что все было подробнейшим образом освещено в ходе пресс-конференции, прошедшей в Баку. Не из-за того, что я не хочу возвращаться к этой теме, а потому что все уже изложено. Атмосфера, как всегда в ходе этих визитов, переливалась красками в градации от конструктивной до прекрасной. Еще раз хочу сказать, что, учитывая, что все оценки были даны, считаю, что не следует возвращаться к этой теме. Все материалы есть на сайте Министерства иностранных дел России.

Назад к оглавлению

Вопрос: Главы МИД Азербайджана и Армении провели переговоры «на полях» СМИД ОБСЕ в Братиславе. Они договорились о новой встрече. Но, как мы видим, очевидно, были довольно тяжелые переговоры, потому что сразу после них, главы МИД выступили с совершенно противоположными заявлениями о своих позициях по виденью процесса урегулирования. Как Вы можете прокомментировать эти тенденции?

Ответ: Я бы не сказала, что мы каким-то образом отфиксировали несопоставимость или невозможность сторон к ведению дальнейшего диалога. Мне кажется, стороны об этом и не говорили. То, что позиции разные, это очевидно, иначе не было бы переговорного процесса. Со своей стороны, мы в качестве страны, осуществляющей соответствующие международные функции посреднического характера, будем всячески содействовать продолжению этого диалога на благо урегулирования уже затянувшейся и застарелой конфликтной ситуации. Будем делать все для того, чтобы диалог продолжился конструктивно, и стороны могли выйти на взаимоприемлемые решения.

Вопрос: Можно ли в свете сказанного Вами предположить, что несколько изменится тактика миротворческого процесса как такового? То есть стороны под эгидой сопредседателей перейдут к более малым шагам по укреплению мер доверия, гуманитарным аспектам и т.д., поскольку позиции сторон крайне разнятся. Они определили совершенно противоположные «красные линии». Не захотят ли посредники сводить их не быстро, но целенаправленно?

Ответ: Это вопрос не будущего, а уже реализуемого настоящего. Как Вы знаете, уже были примеры, несмотря, как Вы сказали, на разницу в позициях и обозначенные «красные линии», диалога и взаимодействия в сферах, в которых удалось достичь взаимопонимания. В частности речь идет об обмене группами журналистов, вот Вам прекрасный пример. Роль посредников здесь была также весьма конструктивной. Вопрос не изменения тактики, а, может быть, просто активизации уже существующих механизмов, которые задействуются посредниками.

Назад к оглавлению

Вопрос: Относительно дела З.Хангошвили в Берлине. Россия сегодня выслала двух сотрудников Посольства.

Ответ: Нет, мы еще не выслали двух сотрудников Посольства. Был приглашен Посол ФРГ в Москве, которому было заявлено об ответных мерах и обозначены люди, которые должны в течение семи суток покинуть территорию Российской Федерации.

Вопрос: Президент России В.В.Путин прокомментировал это дело. Он сказал, что три дня назад был запрос на экстрадицию. Однако Министерство юстиции Германии говорит, что такого запроса не было. Можете ли Вы это пояснить?

Ответ: Я уточняла этот вопрос у правоохранительных органов. И в первую очередь адресую Вас обратиться к российским правоохранительным органам, которые занимаются подобными темами. Уточняла, этот человек находился в розыске. Все детали относительно процедур оформления розыска, постановки соответствующей информации в базы данных – вопрос к правоохранительным органам. Еще раз хочу сказать, что по моим данным, которые я вчера сверяла с правоохранительными органами нашей страны, он находился в розыске. Мне кажется, что общение между соответствующими структурами и ведомствами ФРГ и России должно происходить не в публичной сфере, а на уровне рабочих контактов. Для этого существуют все механизмы и возможности, чтобы спокойно решать все эти вопросы. Сейчас, к сожалению, в большей степени это вопрос публичной сферы, что, мне кажется, не привносит конструктива.

Назад к оглавлению

Вопрос: В этом году заработала система выдачи электронных виз для посещения Санкт-Петербурга и Ленинградской области иностранными гражданами. Но в некоторых СМИ появилась информация о том, что десятки туристов останавливали на пограничном контроле аэропорта Пулково и высылали обратно из-за того, что они неправильно заполнили анкету на сайте МИД. Как сейчас работает система выдачи электронных виз? Есть ли какие-то недочеты? Как их решают?

Ответ: Мы говорили о том, что это решение принималось во внеочередном порядке. Насколько я знаю, система должна была заработать позже, но было принято решение о том, чтобы она заработала уже в 2019 г., что и было сделано. Мы комментировали, что, к сожалению, система несовершенна с точки зрения того, что, учитывая разницу в написании имен, в частности речь идет о сложных именах и фамилиях иностранцев, у них возникают проблемы, которые они не могут оперативно сами решить. Система была уже дополнена соответствующими онлайн подсказками, но по-прежнему дорабатывается. Мы получаем большое количество претензий, я этого не скрою. Система, еще раз хотела бы сказать, оперативно дорабатывается. Буквально неделю назад я связывалась с людьми, курирующими это направление в МИД, экспертами и специалистами, которые заверили, что делается все необходимое для того, чтобы к концу 2019 г. были внесены соответствующие коррективы. Конечно, мы, в том числе иногда и в ручном режиме, занимаемся ситуацией, потому что очень часто речь идет и о гуманитарных случаях. Находимся в тесном контакте с органами власти нашей страны, которые также задействованы в этом вопросе, а именно с представителями пограничной службы ФСБ России и т.д.

Еще хочу также напомнить, что если у туристов – людей, которые хотят воспользоваться возможностью приехать в нашу страну через указанные пункты въезда, оформляя электронную визу, – возникают вопросы, учитывая, что система еще находится в процессе доработки, то они всегда могут обратиться в наши посольства по телефону и онлайн. Также в социальных сетях у нас существуют соответствующие порталы, в том числе электронные площадки Консульского Департамента, на которых оперативно отвечают на вопросы, и весь механизм коммуникации открыт и доступен. Еще раз подчеркну, что это не отменяет того, что система требует доработки, что сейчас и делается.

Назад к оглавлению

Вопрос: Министр промышленности и торговли Российской Федерации Д.В.Мантуров вчера находился в Пакистане. Он участвовал в заседании российско-пакистанской Межправительственной комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству. Как Вы оцениваете контакты высшего уровня и развитие отношение между двумя странами?

Ответ: Мы высоко оцениваем переговоры и работу делегации, которую возглавлял Д.В.Мантуров в Пакистане. Как Вы знаете, МИД координирует внешнеполитическую деятельность, осуществляемую нашей страной на различных направлениях, и внес свою лепту в подготовительный процесс. Так, как это не сторонняя структура, а часть нашей исполнительной власти, поэтому в данном случае не очень корректно каким-то образом давать стороннюю оценку, т.к. это российской Правительство. Можем констатировать очень конструктивно развивающийся диалог между нашими странами и динамично развивающиеся отношения в целом ряде областей. По итогам этого визита и работы будет дана более подробная информация, с которой мы Вас ознакомим на соответствующих ресурсах.

Назад к оглавлению

Вопрос: Недавно в СМИ снова появились сообщения о запрете российским спортсменам участвовать в спортивных мероприятиях? Это больше похоже на «холодную войну», чем на спорт. Неужели спортсмены других стран «белые и пушистые»?

Ответ: Относительно политизации темы спорта, к сожалению, это не только сегодняшняя тема. Она актуальна десятилетиями. Многие крупные международные спортивные события – олимпиады, чемпионаты мира, чемпионаты Европы и другие – на протяжении длительного периода так или иначе политизируются. Проводятся политические и информационные кампании, они сопровождаются и обильно приправляются скандалами т.н. разоблачениями в целом ряде областей. Собственно поэтому международная организация системы ООН регулярно ставит вопрос о том, что спорт не должен политизироваться. Сегодня я прочитала комментарии, которые давались со ссылкой на РУСАДА и ее руководителя о том, что российское внешнеполитическое ведомство, его представители, руководство не совсем понимают истинную ситуацию, что их подставили, и они дают неверные комментарии и т.д. Мы не комментируем ситуацию за профильное ведомство – Министерство спорта. Оно дает профильную экспертную оценку состояния ситуацию в российском спорте по целому ряду направлений. Но мы как внешнеполитическое ведомство участвуем в международной деятельности, которая направлена на снижение и недопущение возрастания политизации в сфере спорта. Это наша непосредственная задача, и мы фиксируем, что наша страна на протяжении уже многих лет становится объектом целого ряда политических кампаний. Что же такого неправильного в нашей оценке?

Еще в 2014 году, когда еще никто не поднимал тему допинга в сегодняшнем контексте, разве мы можем сказать, что тема проведения Олимпиады в Сочи не была политизирована? Посмотрите обложки западных журналов, публикации газет, материалы в аккаунтах ведущих СМИ и журналистов западного мейнстрима. Все было похоже, как «под копирку», списано с политических оценок проводившейся в Москве Олимпиады 1980 года. Как будто, никто не удосужился придумать что-то новое. Повторю, это происходило, когда тему допинга в нынешнем контексте вообще никто не ставил.

Мы выступаем категорически против таких кампаний, будь то точечных или глобальных, ведем эту работу на международных площадках. Это не только российская инициатива, которая никем не поддерживается, а широкий международный фронт, который выступает против политизации и использования политических ресурсов в сфере спорта.

Второй очень важный момент, официальные лица России на всех уровнях – деятели от спортивных структур, наши исполнительная и законодательная власть, Президент Российской Федерации – никогда не скрывали того, что в сфере спорта у нас есть проблемы. Но ситуация заключается в том, что эти проблемы существуют в спортивной среде всех без исключения стран мира. Именно поэтому тема допинга является международной, а спортивные институты международных организаций, которые занимаются спортивной проблематикой, разрабатывают резолюции, меры борьбы с допингом. Работа ведется очень давно. Началась она не сегодня и не вчера и ведется на глобальном уровне. Почему именно Россия оказывается в фокусе этой работы – вызывает большие вопросы. Ровно об этом мы говорили на брифинге в конце ноября, ровно об этом говорил глава внешнеполитического ведомства России в ходе недавней пресс-конференции или интервью СМИ.

У нас есть четкое понимание, что на протяжении многих лет Россия становится центром проведения таких политических кампаний. Честно говоря, я даже не знаю, кто мог бы это отрицать. Если есть проблема во всех странах, а мишенью выбирается только одна, то в этом, безусловно, есть политика. Другого объяснения найти здесь невозможно. Этому посвящены большие аналитические выкладки и материалы СМИ.

Мне кажется, что сочинская Олимпиада в этом смысле стала «лакмусовой бумажкой».

Возможно, не проведи наши «партнеры» тогда эту политизированную кампанию в отношении Олимпиады в Сочи, они помогли бы себе сегодня, и у нас не было бы повода говорить, что в отношении России такие кампании ведутся регулярно. Думаю, что жадность взяла верх, и никто не думал о том, что можно было бы этого не делать, даже просто для того чтобы каким-то образом не давать нам аргумента вспоминать те события в качестве доказательства наличия такой политической ангажированности на регулярной основе.

Вопрос: Многие эксперты-политологи считают, что отстранение России от участия в международных спортивных играх на 4 года – это акт гибридной войны, один из ее фронтов. Если МИД России, Минобороны России держат удар на этой войне, зачастую ценой жизни военнослужащих, дипломатов, то Министерство спорта почему-то боязливо поднимает руки после удара ВАДА, и наши спортсмены бегут зарабатывать деньги. Может, МИД России имеет смысл дать рекомендации, чтобы не сдавать позиции страны? Получается, восстанавливать позиции России в мире нужно будет опять ценой жизней военнослужащих в Сирии, дипломатов, а спортсмены будут зарабатывать деньги.

Ответ: Не могу проследить логику в Вашем вопросе. Как Вы так перекинули мост из Сирии к спорту? Для меня это сомнительная увязка.

Я только что подробно прокомментировала эту тему. Повторюсь, профильные министерства занимаются всеми проблемами и достижениями, которые существуют у нас в спорте. Мы занимаемся международной деятельностью, регулярно комментируем наши усилия, которые предпринимаются на этом направлении. Никто не намерен прекращать эту работу.

Назад к оглавлению

Вопрос: Обсуждалась ли тема сотрудничества в достижении примирения в Афганистане в ходе визита Министра иностранных дел России С.В.Лаврова в США?

Ответ: Могу сказать, что тема Афганистана глобально обсуждалась как проблематика. Конечно, детали я привести не могу – все-таки речь идет о переговорном процессе. На сегодняшний момент ничем, кроме этого комментария, поделиться с Вами не могу.

Мы фиксируем те усилия и переговорные процессы, которые ведутся между Вашингтоном и «Движением талибов», об этом мы говорим регулярно.

Назад к оглавлению

Вопрос: В Комитете по иностранным делам Сената Конгресса США одобрили законопроект, который обязывает Госсекретаря рассмотреть вопрос о том, является ли Россия страной-спонсором терроризма. Как Вы оцениваете данную законодательную инициативу в свете прошедшего визита Министра иностранных дел России С.В.Лаврова в Вашингтон?

Ответ: Я не увязываю это решение с визитом главы МИД России в Вашингтон.

Министр иностранных дел России С.В.Лавров проводил переговоры с Госсекретарем США М.Помпео и встречу с Президентом США Д.Трампом. Все, что творится в Сенате и в Конгрессе в контексте России, живет своей странной жизнью. Это не поддается ни анализу, ни логике и является русофобской политикой в собственных конъюнктурных политических целях. Мы прекрасно понимаем, что тема России стала одной из главных в ходе не только президентских, но и других избирательных кампаний на территории США. Мы неоднократно выражали наше сожаление и неприятие подобных подходов. Они явно не служат делу развития двусторонних отношений. Если этот же подход будет выбран в качестве главного тезиса избирательных кампаний будущего, вне зависимости от того, президентские это или иные кампании, это также вызовет у нас схожую реакцию – крайнее неприятие и сожаление, т.к. наносится удар по и без того страдающим двусторонним отношениям. Но, как мы понимаем, целый ряд политиков в США не могут придумать себе других тем. Их не волнуют другие вопросы, те упущенные возможности и выгоды, которые они теряют в связи с проведением массированных антироссийских кампаний и насаждением в американском обществе русофобской повестки. Упущенные возможности весьма велики. Есть выражение: «посчитали – прослезились».

Если финансисты, экономисты – настоящие эксперты, а не те люди, которые занимаются продвижением сиюминутного низкопробного политологического продукта, – будут допущены к американским СМИ – газетам, журналам, телевизионным программам – они смогут рассказать американскому народу, который производит продукт и обеспечивает благополучие Америки, сколько он потерял от действий людей от политики, которые разрушают ткань российско-американских отношений. Цифры и факты будут ужасающими. Думаю, американского избирателя заинтересует, сколько США смогут получить в том числе для себя.

Назад к оглавлению

Вопрос: Как МИД России оценивает возможное введение санкций Вашингтона в отношении Турции в связи с закупкой у России комплексов С-400?

Ответ: Мы неоднократно высказывались по этому поводу. Отношения двух суверенных государств не требуют комментария третьего суверенного государства. Но среди тезисов, звучавших в ходе полемики, мы распознавали себя, поэтому неоднократно комментировали, что считаем такую полемику недопустимой, т.к. речь идет о фактическом давлении. Существуют примеры аналогичного давления Вашингтона на ряд других государств: это не только Турция, не только С-400 и не только темы, связанные с Россией.

На протяжении последних лет Вашингтон использует (причем это очень длительный период – не год и не два, а десятилетия) санкционную политику в тех вопросах, в которых необходимо реализовать собственные интересы, а переговорного процесса либо недостаточно, либо не хватает ресурсов для реализации существующих и законных методов достижения поставленных целей, которые отражают национальные интересы. Мы неоднократно это комментировали. Политика санкционного давления, либо политика запугивания недопустимы в существующей системе координат международных отношений. Все наши комментарии по данному вопросу актуальны и сегодня.

Назад к оглавлению

Вопрос: Представитель Киева в политической подгруппе трехсторонней Контактной группы А.Резников заявил, что Украина подготовит изменения к Минским соглашениям к следующему саммиту в «нормандском формате».

Ответ: Я не видела этих заявлений. Можете ли Вы честно сказать, что такие заявления действительно существуют? Хочется надеяться, что Вы все-таки ошибаетесь, потому что, если, не успев вернуться из Парижа, украинская делегация уже сейчас начинает думать о возвращении туда и проведении нового саммита в «нормандском формате», тем более, рассуждает опять об изменении Минских договорённостей, это вызывает уже не сожаление, а удивление. Надеюсь, что это либо не так процитировано, либо это не является официальной позицией киевских властей. Потому что, приехав в Париж, мне кажется, представители Украины четко услышали позицию международного сообщества - в данном случае в рамках «нормандского формата» - о необходимости неукоснительного соблюдения и реализации последовательности действий, зафиксированных в Минских договоренностях. Возможно, они рассчитывали услышать что-то другое, но им пришлось услышать именно это: Минские договорённости безальтернативны, их нужно выполнять, и последовательность шагов, которые там указаны, верна.  В принципе, то же самое мы говорили и до встречи в «нормандском формате» на всех уровнях, но иногда людям приятнее это услышать лично, глядя в глаза в глаза, что и было сделано. Тем более, мне хочется надеяться, что все-таки за время возвращения в Киев из Парижа, услышанное не забылось.

Назад к оглавлению

Вопрос: Голландская прокуратура обвинила Россию в отказе арестовывать В.Цемаха, который проходит подозреваемым по делу о крушении малазийского «Боинга».  Как бы Вы могли прокомментировать эти заявления голландской стороны?

Ответ: Это не только заявления официальных представителей Нидерландов - парламентариев, представителей исполнительной власти, политиков - это целая глобальная информационная кампания, которая развернута в СМИ. Мы вынуждены читать на этот счет такое количество материалов, что подготовили комплексный материал на эту тему. Мы планировали его опубликовать. Но понимаю, почему этот вопрос был задан: здесь действительно, заявлений и материалов на этот счет в Нидерландах уже слишком много. Мы обязательно опубликуем наш материал, но я могла бы пройтись сейчас по тезисам. Отвечая на все обвинения и странные публикации, которые в достаточно продолжительное время появляются в Нидерландах (в частности, речь идет и о недавнем заявлении Прокуратуры Нидерландов о неисполнении российской стороной запроса о временном задержании, напомню, гражданина Украины В.Цемаха), я бы хотела сказать следующее.

Катастрофа самолёта рейса МН17 – это большая трагедия. Российская Федерация в высшей степени заинтересована в установлении ее истинных причин. Мы об этом регулярно говорили и делали соответствующие заявления. Это были не только заявления, но и практические шаги. С самого первого дня российская сторона оказывала содействие проводимому расследованию и продолжает это делать и сегодня.

В этой связи заявления голландской прокуратуры, которые, естественно, тиражировались в СМИ, дополнялись т.н. аналитическими оценками, вызывают у нас недоумение. Аргументированную и обстоятельную правовую оценку им дала Генеральная прокуратура Российской Федерации в официальном ответе на соответствующее заявление прокуратуры Нидерландов. Если суммировать, общий вывод таков: претензии голландской стороны не обоснованы, она сама не выполнила целый ряд требований Европейской конвенции о выдаче, среди которых есть и технические, и по существу. Поэтому Генеральная прокуратура России была вынуждена задать уточняющие вопросы. Дальнейшая переписка показала, что правоохранительные органы России сомневались не зря: выяснилось, что приказ об аресте был отдан в устной форме, а его документальное оформление было проведено лишь после встречного запроса российской стороны и, как выяснилось – говорю это со ссылкой на наши правоохранительные органы – просто «задним числом». Хочу сказать, что речь идет о ведомствах, которые полностью и исключительно занимаются юридическими вопросами. Кстати, В.Цемах не был объявлен прокуратурой Нидерландов в розыск и не был внесен в базу Интерпола как разыскиваемое лицо. Если бы российские власти поверили запросу прокурора из Нидерландов, то сами бы нарушили статью 5 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. Она касается права на свободу и личную неприкосновенность. Российское законодательство в данной области также было бы нарушено.

Со своей стороны, хотели бы выразить удивление подобными выпадами в адрес России по целому ряду причин. Хотела бы напомнить, что обмен удерживаемыми лицами был гуманитарной акцией. Она стала результатом почти трёхлетней работы в рамках Минского процесса. Комплекс мер по выполнению Минских соглашений, утвержденный резолюцией 2202 СБ ООН, включает обмен удерживаемыми лицами по принципу «всех на всех».

Российская сторона была и остается привержена резолюции  2166 СБ ООН. Мы с первого дня активно сотрудничали с международным уголовным расследованием обстоятельств крушения МН17, которое ведет Совместная следственная группа во главе с голландской прокуратурой. Москва ответственно подходит к исполнению запросов компетентных органов Нидерландов. Уже проделана значительная работа. Вы об этом знаете, но напомню, что следствию, помимо прочего, были переданы рассекреченные данные о российской военной технике и результаты натурного эксперимента, проведенного концерном «Алмаз-Антей», направлены первичные радиолокационные данные и документация. Все это доказало, согласно документам, украинскую принадлежность ракеты, которая сбила малайзийский «Боинг».

Насколько полно все эти данные учитываются, мы прекрасно видим по предварительным итогам расследования. Совершенно очевидно, что именно такой избирательный подход к работе с информацией не позволяет следствию продвинуться вперед, вынуждает его топтаться на месте. Так называемые успехи, о которых заявлялось на пресс-конференции Совместной следственной группы (ССГ) 19 июля, на самом деле довольно сомнительные (об этом мы тоже говорили на разных уровнях), подвергаются обоснованной критике со стороны экспертов и представителей ряда государств. Складывается ощущение, что на этом фоне именно для того, чтобы скрыть собственные промахи, прокуратура Нидерландов нашла повод для обвинения российской стороны в некоей недобросовестности в подходе к сотрудничеству в вопросах исполнения различных запросов об оказании правовой помощи. Впечатление, что на нас опять хотят переложить вину за медлительность, неэффективность следствия и т.д. Даже удивительно это слушать от нидерландской стороны. Хочу задать вопрос прокуратуре этого государства: как Вы сами относитесь к собственным международным обязательствам? Непраздный вопрос, мы надеемся получить на него ответ, в т.ч. по тем вопросам, о которых я сейчас скажу.

Хотела бы обратить ваше внимание на поразительную реакцию прокуратуры Нидерландов на соответствующий запрос о выдаче. С российской стороны мы бы не стали публично обращать на это внимание, если бы не услышали в свой адрес упреки. В качестве примера приведу вопиющий случай, когда Генеральной прокуратуре России отказывали в экстрадиции обвиняемых в совершении очень серьезных преступных деяний, и при этом прикрывались, мягко говоря, надуманными предлогами. Судите сами. По понятным причинам не буду называть фамилии, но у нидерландской стороны они есть. Лицо обвинялось в руководстве преступным сообществом и в совершении 73 доказанных фактов мошенничества в особо крупном размере. В выдаче нидерландская сторона отказала. Знаете, по каким основаниям? По гуманитарным. Сослались на изменение «личных обстоятельств». Что это за личные обстоятельства, голландская сторона говорить не захотела. Прикрылись законом о защите персональных данных. Потом выяснилось, что обвиняемый получил статус беженца в одном из государств-членов Интерпола.

Еще один пример. У Нидерландов была запрошена выдача лица, которое обвинялось в незаконном сбыте наркотиков в особо крупном размере (свыше 28 кг). Через три года был дан отказ, также по причинам гуманитарного характера. Что же в данном случае стало причиной на самом деле? Помещение подозреваемого в психиатрическую больницу. Что случилось с ним дальше? На следующий год совершенно непостижимым образом он оказался в Испании, а в 2017 г. выяснилось, что этот человек находился уже на территории Израиля.

О каком же реальном сотрудничестве может идти речь при подобном отношении Нидерландов? Жаловаться на некое бездействие с российской стороны в такой ситуации неуместно. Неадекватная реакция голландской прокуратуры вполне понятна. С чем следствие придет на суд в марте 2020 г? Здесь нет ясности. Убедительной доказательной базы по-прежнему нет. Складывается впечатление, что цепляются, раскручивают в публичном пространстве любой повод, в частности сейчас это В.Цемах.

Также хотела бы напомнить, что голландская прокуратура совершенно упускает из вида тот факт (может быть, намеренно замалчивает), что украинские правоохранительные органы широко применяют запрещенные меры воздействия по отношению к удерживаемым лицам. Это подтверждено многочисленными свидетельствами. Напомню немаловажный штрих. Если мы говорим о конкретном человеке, о В.Цемахе, то после того, как он побывал в застенках СБУ, его здоровье было подорвано. Вспомните незаконную операцию украинских служб по его задержанию. Она была проведена в интересах следствия, которое, к слову, курируется прокуратурой Нидерландов. Жизнь этого человека подвергалась прямой опасности – при задержании сотрудники СБУ нанесли ему побои, использовали против него транквилизаторы, а для прикрытия проводимой спецоперации образовали минометный расстрел на разграничении, в результате которого один человек погиб и один был тяжело ранен.

Также в публикациях и заявлениях целого ряда лиц, которые выдают себя за экспертов, либо причастных к этой теме, ставится вопрос, почему Россия включила этого человека в список обмена. Мне кажется, мы уже объясняли. Правильность этого решения подтверждена информацией о том, что СБУ вновь объявила В.Цемаха в розыск, хочет вернуть его в тюрьму. Вопрос о том, выдали бы его Нидерланды «украинским коллегам», – из разряда риторических. Вопрос, действительно ли следствие интересуют его показания, фактический. Хочу напомнить, что ранее он был уже допрошен голландскими следователями. Они провели с ним соответствующие беседы. Тогда он находился в украинском плену, причем все это было сделано, как мы теперь понимаем, в условиях физического и психологического давления. Те, кто его допрашивал, могут по квалификации считаться соучастниками преступных действий в отношении этого человека. По совершенно понятным причинам у него, видимо, нет особого желания напрямую общаться ни с нидерландскими, ни с австралийскими, ни, естественно, с украинскими следователями. Тем не менее, в открытых источниках неоднократно сообщалось о его готовности дать показания в интересах установления истины. Подобный подход, в том числе Нидерландов, к получению свидетельских показаний заставляет усомниться в их приверженности требованиям резолюции 2166 СБ ООН о полном, всестороннем и независимом расследовании всех обстоятельств трагедии. Было опубликовано немало материалов на этот счет.

 

Назад к оглавлению

Календарь

x
x

Архив

Дополнительные инструменты поиска

Последние добавленные

Последние добавленные