22.02.1917:07

Брифинг официального представителя МИД России М.В.Захаровой, Москва, 22 февраля 2019 года

Скачать файл

Смотреть это видео на Youtube

СОДЕРЖАНИЕ

  1. О поездке Министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Лаврова в Социалистическую Республику Вьетнам
  2. О визите Министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Лаврова в Специальный административный район Гонконг КНР
  3. О визите Министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Лаврова в Китайскую Народную Республику
  4. О встрече министров иностранных дел России, Индии и Китая
  5. О ситуации в Сирии
  6. О текущей ситуации вокруг Афганистана
  7. О ситуации в Венесуэле
  8. О нашей оценке выступления Президента США Д.Трампа, посвященного Венесуэле и в целом взглядам США на Латинскую Америку
  9. О проведении в штаб-квартире Организации американских государств конференции «Новая кубинская Конституция и Межамериканская демократическая хартия»
  10. О развитии ситуации в Гаити
  11. О ходе выполнения Минских соглашений
  12. О гонениях на духовенство и паству Украинской православной церкви
  13. О запрете на Украине очередной партии российских книг
  14. О решении Парламента Эстонии запретить въезд в страну члену Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации А.К.Пушкову и еще трем российским представителям
  15. О новых информационных вбросах по инцидентам в Солсбери и Эймсбери
  16. О попытках американских НПО запугать российский бизнес, взаимодействующий с Ираном
  17. В связи с обращением мэров Хиросимы и Нагасаки по ДРСМД
  18. О высказываниях Премьер-министра, Министра иностранных дел Республики Албании Э.Рамы телепрограмме «Real Story» на албанском телеканале «Vizion Plus»
  19. О проведении в Париже «Дней русской книги»
  20. Об открытии Представительства Императорского Православного Палестинского Общества в Великобритании
  21. О ситуации в Ливии
  22. О российском золоте в Японии
  23. Из ответов на вопросы:
    1. О выводе войск США из Сирии
    2. О возможности проведения в ближайшее время переговоров между представителями России, США и Иордании по ситуации в лагере беженцев «Рукбан»
    3. О встрече лидеров США и КНДР
    4. Об отказе Великобритании, Франции и Германии оставлять свои воинские контингенты в Сирии после вывода оттуда войск США
    5. О заявлении бывшего Генерального секретаря НАТО А.Расмуссена
    6. О заявлении Президента США Д.Трампа о передаче ядерных технологий Саудовской Аравии
    7. О российско-британских отношениях
    8. О предложении Министра иностранных дел Сербии И.Дачича о разграничении Косово
    9. О заседании 5-6 марта в Москве «Лазаревского клуба»
    10. О заключенных российских моряках в Кабо-Верде
    11. Об указе Президента Казахстана Н.А.Назарбаева, согласно которому с казахстанских тенге исчезнут надписи на русском языке
    12. О подписании мирного договора между Россией и Японией

 

О поездке Министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Лаврова в Социалистическую Республику Вьетнам

 

24-25 февраля Министр иностранных дел России С.В.Лавров посетит Социалистическую Республику Вьетнам для участия в конференции «Международное сотрудничество в неспокойном мире» (г.Хошимин). Данное мероприятие организуется Международным дискуссионным клубом «Валдай» совместно с Дипломатической академией МИД  Социалистической Республики Вьетнам в рамках программы «перекрестных» Года России во Вьетнаме и Года Вьетнама в России.

В повестке дня конференции – обсуждение перспектив развития Азиатско-Тихоокеанского региона с акцентом на интеграционные процессы и формирование архитектуры безопасности и сотрудничества, а также тематики дальнейшего продвижения российско-вьетнамского всеобъемлющего стратегического партнерства.

«На полях» конференции возможен краткий контакт Министра иностранных дел России С.В.Лаврова с руководством МИД Социалистической Республики Вьетнам и г.Хошимина.

К оглавлению

 

О визите Министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Лаврова в Специальный административный район Гонконг КНР

 

25-26 февраля состоится визит Министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Лаврова в Специальный административный район (САР) Гонконг Китайской Народной Республики, где пройдут его переговоры с Главой исполнительной власти Гонконга К.Лэм.

В ходе встречи состоится обмен мнениями о текущем состоянии и перспективах росийско-гонконгского сотрудничества в торгово-экономической, финансовой, гуманитарной и других сферах. Стороны обсудят вопросы дальнейшего совершенствования двусторонней договорно-правовой базы.

К оглавлению

 

О визите Министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Лаврова в Китайскую Народную Республику

 

26 февраля в Учжэне, провинция Чжэцзян, «на полях» министерской встречи в формате Россия-Индия-Китай (РИК) состоятся переговоры Министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Лаврова с членом Государственного Совета, Министром иностранных дел КНР Ван И.

В ходе беседы основное внимание будет уделено главным политическим событиям в двусторонних отношениях в этом году, прежде всего участию Президента Российской Федерации В.В.Путина во Втором форуме высокого уровня по международному сотрудничеству «Один пояс, один путь» (ОПОП) в апреле в Пекине, а также визиту Председателя КНР Си Цзиньпина в Россию в июне текущего года. Главы внешнеполитических ведомств обменяются мнениями о текущем состоянии и перспективах российско-китайского стратегического взаимодействия.

Министры обсудят пути дальнейшего углубления двустороннего сотрудничества и координации в мировых делах с акцентом на взаимодействие в формате РИК с учетом итогов второй встречи лидеров трех государств, прошедшей 30 ноября 2018 г. «на полях» саммита «Группы двадцати» в Буэнос-Айресе. Кроме того, они затронут актуальные международные вопросы, включая проблематику контроля над вооружениями, разоружения и нераспространения, ситуацию вокруг Венесуэлы, обстановку на Корейском полуострове, сирийское урегулирование, положение дел в Афганистане, проблематику сохранения многосторонних договоренностей по иранской ядерной программе.

К оглавлению

 

О встрече министров иностранных дел России, Индии и Китая

 

27 февраля в Учжэне (пров.Чжэцзян, КНР) под Председательством китайской стороны состоится 16-я встреча министров иностранных дел России, Индии и Китая (РИК).

Главы внешнеполитических ведомств планируют обменяться мнениями по наиболее актуальным международным и региональным проблемам, в частности, по урегулированию ситуации в Афганистане, на Ближнем Востоке, в Сирии, Ливии и Йемене, ядерной проблеме Корейского полуострова, обсудить тематику борьбы с терроризмом, экстремизмом и наркотрафиком, обеспечения международной информационной безопасности.

Приоритетное внимание будет уделено вопросам практического взаимодействия в рамках РИК в контексте институционального и функционального укрепления данного формата.

Согласованные подходы сторон будут отражены в итоговом Совместном коммюнике.

К оглавлению

 

О ситуации в Сирии

 

На фоне продолжающейся стабилизации обстановки в Сирийской Арабской Республике сохраняются отдельные очаги напряженности, в том числе в провинции Идлиб и к востоку от р.Евфрат.

В зоне деэскалации Идлиб продолжает фиксироваться рост числа нарушений РПБД. Ежедневно обстреливаются жилые кварталы г.Алеппо, другие населенные пункты. Сирийские вооруженные силы вынуждены реагировать на эти провокации.

6-14 февраля проводилась операция по доставке и распределению гуманитарной помощи ООН и Сирийского общества Красного Полумесяца в лагере внутренне перемещенных лиц (ВПЛ) Рукбан, расположенном в незаконно оккупируемой США зоне в районе н.п. ат-Танф. Секретариат ООН, как и настаивала российская сторона, готовит подробный отчет о проведенной работе. Однако уже сейчас нельзя исключать, что часть гуманитарных грузов попала в руки членов местных бандформирований. Характерно, что, по имеющейся информации, большинство попавших в поле зрения гуманитарного персонала жителей лагеря не выглядели истощенными. Среди них отсутствовали лица с характерными признаками болезней, вызываемых длительным пребыванием в пустыне без средств к существованию (вопреки рисовавшимся нам на этапе согласования конвоя мрачным картинам). Но самое важное, что большинство жителей лагеря, как показывают предварительные оценки на основе проведенного опроса, хотели бы покинуть его.

Именно поэтому считаем приоритетным не мешкая приступить к расселению лагеря. На это направлена российская инициатива, в соответствии с которой с 19 февраля открыты два гуманитарных коридора для выхода находящихся в лагере гражданских лиц. С глубокой озабоченностью воспринимается то, что контингентом ВС США блокируется начавшийся выход ВПЛ из лагеря по данным коридорам в нарушение известных гуманитарных принципов ООН.

Вновь хотели бы обратить внимание на ситуацию в другом лагере ВПЛ «Аль-Хауль», расположенном на северо-востоке провинции Хасеке. Из-за перенаселенности, антисанитарии, а также нехватки продовольствия и медикаментов там уже погибли десятки людей. По некоторой информации, в лагере зафиксирован первый случай проказы.

К оглавлению

 

О текущей ситуации вокруг Афганистана

 

Военно-политическая обстановка в Афганистане остается напряженной. Отмечаем усиление активности вооруженной оппозиции в лице Движения талибов и других экстремистских группировок на фоне сокращения количества районов, контролируемых властями Афганистана. Обращает на себя внимание прогноз разведывательных структур США о сохранении патовой ситуации на «поле боя», а также признание американскими военными серьезности угрозы, исходящей от деятельности ИГИЛ на территории Афганистана. О последнем мы говорим уже не первый год, но только сейчас западные партнеры начинают публично признавать это.

В данной связи еще более очевидной становится необходимость коллективного поиска политико-дипломатических развязок продолжающегося многолетнего конфликта в Афганистане.

Убеждены в том, что положительные итоги встречи межафганского диалога в Москве 5-6 февраля с участием широкого спектра политических сил Афганистана и Движения талибов, а также переговоры спецпредставителя Госдепартамента США по афганскому примирению З.Халилзада с делегацией талибов открывают путь к достижению общей цели – запуску инклюзивного мирного процесса в Афганистане.

В этом контексте считаем важной координацию усилий основных международных и региональных партнеров. Как раз на сегодня, 22 февраля, в Анкаре намечена встреча спецпредставителя Президента России по Афганистану З.Н.Кабулова и З.Халилзада. Убеждены в том, что сохранение тенденции к налаживанию взаимодействия наших стран на афганском направлении способно дать дополнительный импульс международным усилиям по разрешению конфликта в этой стране.

К оглавлению

 

О ситуации в Венесуэле

 

Развитие событий в Венесуэле подошло к критической черте. На 23 февраля намечена опасная масштабная провокация: подстрекаемое и руководимое Вашингтоном пересечение границы Венесуэлы т.н. «гуманитарным конвоем», чреватое столкновением сторонников и противников действующей власти и формирующие удобный предлог для силовой акции по отстранению от власти нынешнего легитимного Президента страны.

Подготовка провокации ведется Вашингтоном по всем правилам военной науки. Все данные имеются, с ними вы можете ознакомиться в сети Интернет. Отмечается переброска американских спецсил и техники ближе к территории Венесуэлы.

Есть данные о том, что компаниями США и их союзников по НАТО прорабатывается вопрос приобретения в одной из восточноевропейских стран крупной партии вооружения и боеприпасов для их последующей передачи оппозиционным силам Венесуэлы. Речь идет об образцах и аналогах крупнокалиберных пулеметов, подствольных и автоматических гранатометов, переносных зенитно-ракетных комплексов, боеприпасах к стрелковому и артиллерийскому вооружению различного назначения. Это к вопросу о том, что подразумевается под подготовкой доставки гуманитарной помощи. Доставку груза в Венесуэлу планируется осуществить в начале марта текущего года несколькими партиями через территорию соседней страны с задействованием транспортных самолетов международной экспедиторской компании. К сожалению, не удивительно, что в этой неприглядной истории прослеживается и украинский след. В частности, как мы понимаем, будет задействовано государственное предприятие «Антонов».

Особое внимание уделяется пропагандистской составляющей. Безусловно, нужно все объяснять и жителям региона, хотя, конечно, это во вторую очередь. Приходится отчитываться перед американскими избирателями, что же происходит. Сейчас на это направление брошены действительно глобальные силы. Администрация США сознательно обостряет все. Миру последовательно внушается мысль: «обратной дороги» нет. Опять вводится в оборот любимая фраза: «он должен уйти». В Вашингтоне в своих планах, как мы понимаем, будут идти до конца.

Верхом цинизма является прозвучавшее на днях из Майами прямое обращение Президента США Д.Трампа к венесуэльским военным с призывом игнорировать приказы легитимного главы государства. Представляете, напрямую обратиться к ВС США с каким-нибудь призывом, например, не подчиняться их главнокомандующему? Это на фоне того, что какие-то контакты на уровне дипломатов, официальных представителей записываются целым рядом политиков и юристов США во вмешательство во внутренние дела их страны. Еще раз повторю, президент одного государства обращается к ВС другого независимого государства с требованием не подчиняться легитимному руководству этой суверенной страны. Думаю, что после этого у США, по крайней мере, у политиков, которые все это одобряют, где-то публично поддерживая, а где-то молчаливо соглашаются, нет вообще никого права говорить относительно легитимности или нелегитимности чего-либо в этой жизни. В адрес военнослужащих другой страны прозвучали неприкрытый шантаж и не укладывающаяся в нормальную логику угроза того, что они могут «потерять все», если не нарушат присягу.

18 февраля в своем заявлении мы подробно изложили отношение России к таким опасным замыслам. Получаемые отклики свидетельствуют о том, что многие нас услышали и разделяют наши оценки. Кто-то может об этом сказать вслух, у кого-то хватает сил, кто-то понимает, но в силу целого ряда обстоятельств не может публично высказать свою точку зрения.   

Оценивая готовящиеся события, мы откровенны и не скрываем тревогу. Речь, разумеется, идет о Венесуэле, но не только о ней. Не о различиях в оценках ситуации в Боливарианской Республике, но о принятии на себя ответственности за выбор между сохранением или нарушением мира.

Если планы организаторов провокации осуществятся, это будет означать переход агрессивной внешней политики США на новый уровень – на путь военных авантюр, но это путь вниз. Произойдет резкое обострение напряженности, скачок конфронтационности в мире. Что дальше?

Видим, что опасность подобного развития событий и своего непосредственного втягивания в него начинают ощущать даже те, кто изначально поддержал и соглашался с линией Вашингтона на формирование в Венесуэле обстановки «двоевластия», а безальтернативным признанием самоназначенного т.н. «врио президента» оставил себя без возможности дипломатического маневра. Наши контакты свидетельствуют о возникновении понимания того, что миру в целом и Латинской Америке, в первую очередь, есть что терять в результате следования столь откровенной, прямолинейной и наглой линии США.

Отражением этого стало растущее число идей и международных инициатив, направленных на поддержку того, что раньше казалось незыблемым: Устава ООН, закрепленных в нем принципов международного права, включая уважение суверенитета, неприменения силы или угрозы силой, невмешательства во внутренние дела. Важной в этом плане представляется деятельность в ООН представительной группы единомышленников со всех континентов в защиту мира, целей и принципов Устава ООН.

Тем же, кто озабочен гуманитарной ситуацией в Венесуэле, можем посоветовать следовать примеру стран, кто сотрудничает в осуществлении гуманитарных программ с соответствующими органами и структурами ООН и правительством страны. На днях в аэропорт Каракаса по линии ВОЗ при содействии России была доставлена крупная партия медикаментов и медицинского оборудования.

Возвращаясь к дате 23 февраля, еще раз подчеркну, мы верим в мудрость венесуэльского народа. Каким бы ни был раскол в обществе, страна у него одна. И ее будущее можно строить только вместе. Хотела бы подчеркнуть, что это последовательная позиция нашей страны.

К оглавлению

 

О нашей оценке выступления Президента США Д.Трампа, посвященного Венесуэле и в целом взглядам США на Латинскую Америку

 

18 февраля Президент США Д.Трамп выступил в Майами с речью, посвященной Венесуэле и в целом взглядам США на Латинскую Америку.

Его речь была насыщенна идеологизированными штампами. Он говорил о «закате социализма», грядущем изменении ориентации не только Венесуэлы, но и Кубы и Никарагуа, предстоящем, по его мнению, формировании в Латинской Америке однородного политического ландшафта.

Создавалось впечатление, что говорит не Президент США Д.Трамп, а «Президент Западного полушария» Дж.Монро, и сегодня не 2019, а 1823 год.

«Мы будем искать дружбы с другими странами мира, но мы будем понимать, что это их право, ставить их интересы прежде всего. Мы не хотим навязывать свой образ жизни кому-либо». Это сказал Президент США Д.Трамп, но при вступлении в должность. Закономерен вопрос: когда он говорил то, что думал на самом деле и из чего исходят в Вашингтоне на сегодняшний момент?

Не хотелось бы комментировать речь, преисполненную пренебрежением правом других народов самим определять свою судьбу без вмешательства, санкций и давления извне, в соответствии с общепризнанными нормами международного права, отраженными в Уставе ООН. Столь грубое неуважение прав других – это точно не мир, перефразируя «от противного» слова великого мексиканского политического деятеля Б.Хуареса.

И дело не только в том, что внешнеполитический дискурс Президента США Д.Трампа был обращен преимущественно на внутреннюю аудиторию во Флориде, представляющую выходцев из стран к югу от Рио-Гранде, от которых теперь зависят голоса на всех значимых для Белого дома выборах. К сожалению, сама латиноамериканская повестка дня Вашингтона снова стала в решающей степени формироваться ультраконсервативным лобби в Майами.

Видим, сколь бесцеремонно там пытаются обесценить все те политические достижения, которых смогли добиться государства Латинской Америки и Карибского бассейна на пути выстраивания нового стиля межгосударственного общения в Западном полушарии.

Ведь этот регион стал первой безъядерной зоной на планете, а совсем недавно был провозглашен Зоной мира, в рамках которой все его страны стремятся к гармоничному сосуществованию при уважении выбранного ими социально-политического строя. В Латинской Америке и Карибском бассейне была сформирована уникальная концепция: «единство в многообразии». Как это далеко от концепции политического единообразия, о которой говорят в Вашингтоне. Подумайте, политическое единообразие или единство и многообразие. Принципиально важное различие.      

Теперь взамен такому единству предлагается вернуться к тому, что, казалось бы, уже осталось в прошлом. К беспрекословному равнению на тех, которые считают себя повелителями этого региона.

Очень хочется надеяться, что сегодняшние политики, которые творят судьбу региона, знают, что на фронтоне МИД Колумбии в Боготе выбиты слова другого великого латиноамериканца – С.Боливара: «Каждая нация имеет право выбрать правительство по своему усмотрению, а другие должны уважать этот выбор».

Как актуально это сегодня.

К оглавлению

 

О проведении в штаб-квартире Организации американских государств конференции «Новая кубинская Конституция и Межамериканская демократическая хартия»

 

Обратила на себя внимание организация 12 февраля на площадке Организации американских государств (ОАГ) некоей экспертной конференции по новому проекту Конституции Кубы, по которому 24 февраля в стране пройдет общенародный референдум.

В общем-то такое мероприятие, на первый взгляд, не заслуживало бы какого-то комментария, поскольку речь идет об очередном, практически рутинном «собрании» антикубински настроенных экспертов, прошедшем на площадке организации, в 1962 г. отстранившей кубинское правительство от своей деятельности. В 2009 г. данное решение ОАГ было отменено, но Гавана «не горит желанием» возвращаться «в лоно» ОАГ.

Если бы по итогам упомянутой конференции Генсекретарь ОАГ не заявил «о диктатуре» на Кубе, «о недемократическом характере конституционного процесса» в Республике, не назвал проект кубинского Основного закона «идеологическим памфлетом».

Если бы подобное обсуждение не проходило параллельно с драматичным развитием событий в Венесуэле.

Если бы Президент США Д.Трамп, как я уже сказала, в Майами 18 февраля не заявил о своем желании смены политического строя на Кубе.

Вся совокупность факторов говорит о реалиях, которые сейчас происходят в регионе. Видим, что в Западном полушарии «обкатывается» новая модель «цветных революций», в которой во главу угла, вопреки общепризнанным нормам международного права, закрепленным в Уставе ООН, в первую очередь, принципам уважения суверенитета и невмешательства во внутренние дела государств, ставится внешнее признание некоторых аспектов исключительно внутринациональных процессов на основе тенденциозных и политически ангажированных суждений.

В данном конкретном случае безосновательно, видимо, в угоду идеологизированным установкам Вашингтона, ОАГ берет на себя дополнительные функции оценки правовой и законодательной деятельности, относящейся к сугубо внутриполитической компетенции кубинского государства, пытаясь тем самым дискредитировать в глазах мировой общественности и самих кубинцев, принимавших непосредственное участие в разработке проекта собственной новой Конституции.

Исходим из того, что проведение на Кубе референдума и принятие Основного закона – неотъемлемое суверенное право страны и ее народа. Применение любых элементов давления на кубинское Правительство и граждан Кубы абсолютно неприемлемо.

Рассчитываем, что в регионе Латинской Америки и Карибского бассейна адекватно оценят опасность указанного прецедента.

К оглавлению

 

О развитии ситуации в Гаити

 

В последнее время особое внимание СМИ вызывает ситуация в Республике Гаити, где произошел всплеск социальной напряженности, сопровождавшийся массовыми общественными выступлениями в связи с недовольством населения проводимым властями курсом и ухудшением социально-экономического положения в стране. По получаемой нами информации, на сегодняшний день обстановка в Республике постепенно выправляется и возвращается в нормальное русло.

По сообщению Посольства России в Венесуэле, которое по совместительству курирует отношения нашей страны с Гаити, российские граждане в ходе упомянутых манифестаций не пострадали, а ранее опубликованные в прессе сведения о задержании нашего соотечественника в г.Порт-о-Пренсе не подтвердились.

Отфиксировали призыв Вашингтона урегулировать возникший конфликт путем проведения инклюзивного диалога между всеми политическими силами. Видите, применительно к Гаити мысль правильная, которая почему-то, с точки зрения Вашингтона, может сработать. В отношении других стран подобные «рецепты» не выписываются. 

В этой связи возникает резонный вопрос: призывая гаитянских граждан не выходить за рамки мирных протестов, а Правительство – к принятию необходимых мер, нацеленных на достижение национального консенсуса, почему американцы отказывают в этой возможности законным венесуэльским властям и оппозиции? Возможно, двойные стандарты, а скорее всего, желание продавить собственное решение любой ценой. Здесь уже не до стандартов. Здесь необходимо доказать, что заявленные политика и курс будут доведены до конца. 

Дополнительно хотелось бы отметить, что необходимые рекомендации МИД России для российских граждан, находящихся в Республике Гаити, размещены на информационном портале Департамента Ситуационно-кризисный центр.

К оглавлению

 

О ходе выполнения Минских соглашений

 

Так сложилось, что февраль стал в определенном смысле судьбоносным месяцем в истории современной Украины. 21-22 февраля 2014 г. страна пережила государственный переворот, в результате которого вопреки гарантированным международным сообществом в лице ряда европейских стран договоренностям, к власти в Киеве пришли радикалы и националистки настроенные силы. Спустя почти год – 12 февраля 2015 г. в Минске участниками Контактной группы был согласован и подписан «Комплекс мер по выполнению Минских соглашений», одобренный лидерами «нормандской четверки», резолюцией 2202 СБ ООН, поддержанный в заявлении Председателя СБ ООН от 6 июня 2018 года.

Документ мирового значения в том смысле, что не только вовлеченные в разрешение и в содействие разрешении ситуации на Украине, но и весь мир говорит о его безальтернативности.

Он признается всеми сторонами в качестве безальтернативной основы урегулирования конфликта в Донбассе, предусматривает обязательства сторон – Киева, Донецка и Луганска – по осуществлению взаимных шагов в области политики и безопасности, гуманитарной и социально-экономической сферах.

К очередной годовщине подписания Минских договоренностей спецпредставитель США по украинскому урегулированию К.Волкер, который не имеет вообще никакого отношения ни к истории выработки этого пакета документов, ни к его реализации, не входит ни в какие группы,  опубликовал в своем твиттер-аккаунте некую таблицу, призванную продемонстрировать то, как Россия «не выполняет свои обязательства» по Минским договоренностям. Глупость – это плохо, но еще хуже глупость с инициативой. Мне, кажется, в данном случае имеем пример именного этого. Потому что, если К.Волкер просто положил перед собой предмет, о котором написал, он бы понял, что про Россию там, в общем-то, не сказано. Там сказано об обязательствах сторон – Киева – с одной стороны, Донецка и Луганска, с другой. Это, видимо, от американского представителя пока скрывается. Я думаю, что мы восполним пробелы.

Было очень много вопросов от представителей СМИ относительно того, что в Вашингтоне объявили о запуске некоего Интернет-ресурса, который также будет рассказывать о невыполнении Россией своих обязательств и нарушениях. Мы понимаем, зачем и почему запускается это именно сейчас. Видели сейчас турне кандидатов в президенты по США, часть предвыборной программы. Нам только дай повод. Нам есть, что ответить. Сегодня мы тоже запустим и таблицы, и материалы.        

В Минских соглашениях нет ни слова о каких бы то ни было обязательствах России. Попытки подтасовать факты, переложить на нашу страну ответственность за «пробуксовку» Минских соглашений лишь подталкивают украинское руководство к новым авантюрам, отдаляют реальную перспективу урегулирования, обрекают жителей Донбасса на новые страдания.

1. Незамедлительное и всеобъемлющее прекращение огня в отдельных районах Донецкой и Луганской областей Украины и его строгое выполнение начиная с 00 ч. 00 мин. по киевскому времени 15 февраля 2015 г.

 

Активные боевые действия прекращены, однако режим прекращения огня (РПО) не соблюдается. С января по 10 февраля 2019 г. СММ зафиксировала свыше 29 тыс. нарушений РПО (из них взрывов – порядка 5 тыс.). ВСУ «лидируют» по количеству обстрелов, когда на основе отчетов СММ можно определить стрелявшую сторону – 784 случая против 421 у ополчения. Украинские силовики осуществляют «ползучее наступление» в «серой зоне» на линии соприкосновения, занимают населенные пункты (в конце декабря 2018 г. советник президента Украины Ю.Бирюков отрапортовал, что ВСУ заняли почти всю территорию «серой зоны»). С 2015 г. ВСУ вошли в н.п.Широкино, Виноградное, Павлополь, Пищевик, Гнутово, Травневое, Гладосово, в 2018 г. – Новолуганское, Авдеевская промзона, Золотое-4, Южное, Рассадки. Украинская сторона по-прежнему не соблюдает согласованные в Контактной группе (КГ) перемирия («ceasefire recommitments»). Всего они объявлялись 14 раз, включая нынешнее «новогодне-рождественское» перемирие с 29 декабря 2018 г. Киев уклоняется от согласования в КГ дополнительных мер по деэскалации, включая запрет на диверсионную деятельность.

 

2. Отвод всех тяжелых вооружений обеими сторонами на равные расстояния в целях создания зоны безопасности шириной минимум 50 км друг от друга для артиллерийских систем калибром 100 мм и более, зоны безопасности шириной 70 км для РСЗО и шириной 140 км для РСЗО «Торнадо-С», «Ураган», «Смерч» и тактических ракетных систем «Точка» («Точка У»):

  • для украинских войск: от фактической линии соприкосновения;
  • для вооруженных формирований отдельных районов Донецкой и Луганской областей Украины: от линии соприкосновения согласно Минскому меморандуму от 19 сентября 2014 г.

Отвод вышеперечисленных тяжелых вооружений должен начаться не позднее второго дня после прекращения огня и завершиться в течение 14 дней.

Этому процессу будет содействовать ОБСЕ при поддержке Трехсторонней Контактной группы.

 

Донецк и Луганск досрочно, а Киев с некоторым опозданием объявили о завершении отвода вооружений, но нередко отмечаются факты их отсутствия в местах хранения (в динамике за 2018 г. больше – у ВСУ). По вине Киева фактически сорвана реализация Рамочного соглашения о разведении сил и средств от 21 сентября 2016 г. (эти договоренности были также единодушно поддержаны лидерами стран «нормандской четверки» на саммите в Берлине 19 октября 2016 г.). Бойкотировав разведение в Станице Луганской, ВСУ вернулись и укрепляются на позициях в н.п. Петровское и Золотое, где ранее этот процесс был успешно осуществлен.

 

3. Обеспечить эффективный мониторинг и верификацию режима прекращения огня и отвода тяжелого вооружения со стороны ОБСЕ с первого дня отвода, с применением всех необходимых технических средств, включая спутники, БПЛА, радиолокационные системы и пр.

СММ осуществляет мониторинг ситуации в Донбассе (там трудятся свыше 600 наблюдателей Миссии). Препятствия мониторингу случаются по обе стороны от линии соприкосновения. С января по 10 февраля 2019 г. ВСУ лидируют по препятствованию БПЛА СММ: 10 случаев против 5 у ополченцев, из них над подконтрольной ВСУ территорией 7 фактов глушений БПЛА СММ дальнего радиуса действия, у ополченцев – 3. ВСУ препятствуют мониторингу вблизи ж/д станций в Донбассе, через которые осуществляется подвоз тяжелых вооружений (Константиновка, Хлебодаровка). На подконтрольной Киеву территории целые районы закрыты от доступа СММ под предлогом «минной угрозы». С начала 2019 г. СММ 31 раз посещала пункты пропуска на российской границе.

 

4. В первый день после отвода начать диалог о модальностях проведения местных выборов в соответствии с украинским законодательством и Законом Украины «О временном порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей», а также о будущем режиме этих районов на основании указанного закона.

Незамедлительно, не позднее 30 дней с даты подписания данного документа, принять постановление Верховной Рады Украины с указанием территории, на которую распространяется особый режим в соответствии с Законом Украины «О временном порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей» на основе линии, установленной в Минском меморандуме от 19 сентября 2014 г.

 

Киев избегает прямого диалога с Донецком и Луганском в КГ по политическим вопросам, отвергает компромиссные предложения по модальностям выборов в Донбассе, настаивая на выгодных ему условиях, позволяющих де-факто закрепить свой контроль над политическими процессами и их результатами в Донбассе. Киев и Запад под разными предлогами периодически будируют тему ввода в отдельные районы Донецкой и Луганской областей международных миротворческих или полицейских сил с правом организации и администрирования местных выборов.

 

5. Обеспечить помилование и амнистию путем введения в силу закона, запрещающего преследование и наказание лиц в связи с событиями, имевшими место в отдельных районах Донецкой и Луганской областей Украины.

 

Закон «О недопущении преследования и наказания лиц - участников событий на территории Донецкой и Луганской областей» принят Верховной Радой Украины 16 сентября 2014 г., но до сих пор не вступил в силу. Киев отказывается амнистировать ополченцев Донбасса по аналогии с «революционерами» Майдана.

 

6. Обеспечить освобождение и обмен всех заложников и незаконно удерживаемых лиц на основе принципа «всех на всех». Этот процесс должен быть завершен самое позднее на пятый день после отвода.

 

До сих пор процесс обмена не завершен. Последний и самый масштабный за все время конфликта обмен состоялся 27 декабря 2017 г. (в Донецк и Луганск вернулись 231 человек, в Киев – 73 человека). Обменный список был больше, но в последний момент Киев исключил из него свыше 70 человек, в т.ч. 23 граждан России (все они были согласованы лично П.Порошенко), один из которых в декабре 2018 г. скончался от пыток в колонии под Львовом. Представители Украины отказываются согласовывать в КГ вариант обмена по формуле «всех установленных на всех установленных».

 

7. Обеспечить безопасный доступ, доставку, хранение и распределение гуманитарной помощи нуждающимся на основе международного механизма.

 

Этому препятствует полная транспортная, экономическая, продовольственная и социальная блокада Киевом Донбасса. Для недопущения гуманитарной катастрофы в регион поступает гуманитарная помощь из России (гумконвои МЧС – по состоянию на февраль 2019 г. направлено 84 колонны с гумгрузами общим весом свыше 78 тыс. тонн). Украинские пограничники и таможенники принимают участие в досмотре этих конвоев – это подтверждают

наблюдатели ОБСЕ на российских погранпунктах «Гуково и Донецк», приглашенные Россией в качестве жеста доброй воли. СММ наблюдает за прохождением конвоев и распределением гумпопощи в Донбассе.

С подконтрольной Киеву территории Украины (через КПВВ «Новотроицкое») в регион также поступают гуманитарные грузы по линии МККК.

 

8. Определение модальностей полного восстановления социально-экономических связей, включая социальные переводы, такие как выплата пенсий и иные выплаты (поступления и доходы, своевременная оплата всех коммунальных счетов, возобновление налогообложения в рамках правового поля Украины).

В этих целях Украина восстановит управление сегментом своей банковской системы в районах, затронутых конфликтом, и, возможно, будет создан международный механизм для облегчения таких переводов.

 

1 марта 2017 г. украинские власти ужесточили и узаконили социально-экономическую блокаду Донбасса, де-факто установленную ими еще в 2014 г. 15 марта 2017 г. решением Совета национальной безопасности и обороны (СНБО) установлена транспортная блокада Донбасса. Банковская система региона не восстановлена. Международный механизм для облегчения переводов не создан. Не получила развития и франко-германская идея запуска пунктов мобильного банковского обслуживания вдоль линии соприкосновения.

Украина отказывается от перечисления пенсий и социальных пособий жителям Донбасса. Получение этих денежных выплат возможно только на подконтрольной Киеву территории и обусловлено оформлением статуса внутренне перемещенного лица (ВПЛ). Жители Донбасса вынуждены простаивать огромные очереди на линии соприкосновения, чтобы посетить учреждения Пенсионного фонда Украины. С 21 декабря 2018 г. в очередях скончалось 13 пожилых людей.

 

9. Восстановление полного контроля над государственной границей со стороны правительства Украины во всей зоне конфликта, которое должно начаться в первый день после местных выборов и завершиться после всеобъемлющего политического урегулирования (местные выборы в отдельных районах Донецкой и Луганской областей на основании Закона Украины и конституционной реформы) к концу 2015 года при условии выполнения пункта в консультациях и по согласованию с представителями отдельных районов Донецкой и Луганской областей в рамках Трехсторонней Контактной группы.

 

Украина уклоняется от конкретных шагов на основе прямого диалога с Донецком и Луганском по достижению всеобъемлющего политического урегулирования и тем самым препятствует созданию предпосылок для восстановления своего полного контроля над границей.

10. Вывод всех иностранных вооруженных формирований, военной техники, а также наемников с территории Украины под наблюдением ОБСЕ. Разоружение всех незаконных групп.

 

Украиной не обеспечен вывод иностранных вооруженных наемников и военной техники, не произведено разоружение т.н. националистических батальонов, которые фактически были легализованы и инкорпорированы в состав ВСУ и других силовых структур. В феврале 2019 г. бывший такой батальон, а ныне полк МВД Украины «Азов» был возвращен на линию соприкосновения. ВСУ применяют закупленную иностранную военную технику, (в январе-феврале с.г. СММ фиксировала нахождение вблизи линии соприкосновения английских БТР «Саксон»). Специалисты стран НАТО обучают ВСУ «искусству войны» в учебных центрах на западе, юге и в центральной части Украины.

 

11. Проведение конституционной реформы в Украине со вступлением в силу к концу 2015 года новой конституции, предполагающей в качестве ключевого элемента децентрализацию (с учетом особенностей отдельных районов Донецкой и Луганской областей, согласованных с представителями этих районов), а также принятие постоянного законодательства об особом статусе отдельных районов Донецкой и Луганской областей в соответствии с мерами, указанными в примечании до конца 2015 года.

 

Не обеспечено законодательное закрепление особого порядка местного самоуправления в Донбассе (особого статуса Донбасса) на постоянной основе Соответствующий закон хотя и принят в сентябре 2014 г., но носит временный характер (срок его действия истекает 31 декабря 2019 г.), не вступил в силу и не применяется на постоянной основе.

Киев не выполняет достигнутую лидерами «нормандской четверки» на саммитах в Париже 2 октября 2015 г. и в Берлине 19 октября 2016 г. договоренность, предусматривающую введение в действие закона об особом статусе Донбасса по «формуле Штайнмайера» (на временной основе в день выборов в местные органы власти и на постоянной основе – после публикации итогового отчета БДИПЧ ОБСЕ).

24 февраля 2018 г. вступил в силу закон Украины о т.н. «реинтеграции» Донбасса, переформатировавший силовую операцию в военную и фактически исключающий возможность политического урегулирования.

22 января 2019 года П.Порошенко заявил, что на Украине «не будет никаких автономий и  специальных статусов».

Приняты и вступили в силу законодательные акты, ограничивающие предусмотренное п.11 право на языковое самоопределение (законодательные ограничения использования русского языка, в том числе закон «Об образовании»). На рассмотрении Верховной Рады находятся законопроекты, вводящие дополнительные языковые рестрикции («Об обеспечении функционирования украинского языка как государственного и т.д.).

 

12. На основании Закона Украины «О временном порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей» вопросы, касающиеся местных выборов, будут обсуждаться и согласовываться с представителями отдельных районов Донецкой и Луганской областей в рамках Трехсторонней Контактной группы. Выборы будут проведены с соблюдением соответствующих стандартов ОБСЕ при мониторинге со стороны БДИПЧ ОБСЕ.

 

Киев избегает прямого диалога с представителями Донбасса о модальностях проведения местных выборов, не принимает во внимание и предложения Донецка и Луганска по этому вопросу, передававшиеся украинской стороне в рамках профильной подгруппы КГ.

13. Интенсифицировать деятельность Трехсторонней Контактной группы, в том числе путем создания рабочих групп по выполнению соответствующих аспектов Минских соглашений. Они будут отражать состав Трехсторонней Контактной группы.

Созданы и функционируют четыре рабочие подгруппы (по безопасности, политическим, экономическим и гуманитарным вопросам). Вместе с тем отчетливо прослеживается линия Украины на маргинализацию механизмов КГ, блокирование работы подгрупп.

 

К оглавлению

 

О гонениях на духовенство и паству Украинской православной церкви

 

На Украине продолжается наступление на каноническую православную церковь. На новостных лентах чуть ли не ежедневно стали появляться сообщения о захватах храмов Украинской православной церкви (УПЦ). С начала текущего года уже было зафиксировано более 30 подобных случаев в 11 из 24 областей страны. В насильственных действиях активное участие принимают различные националистические и праворадикальные организации, боевики которых в присутствии представителей местной администрации и полиции взламывают все, что связано с приходами, в дверях и воротах меняют замки, а священников и прихожан буквально вышвыривают на улицу, лишая их возможности проводить соответствующие ритуалы и обряды, многих вообще не пускают в храмы. В итоге люди вынуждены совершать богослужения прямо под открытым небом и в любую погоду. Иначе как издевательством это назвать нельзя. Впрочем, другого отношения к своим согражданам от киевского режима, восхваляющего на каждом углу античеловеческие деяния преступников типа С.А.Бандеры, Р.И.Шухевича, ожидать и не приходится.

Видимо на этом власти в Киеве решили не останавливаться. В последнее время участились случаи вызова на «профилактические беседы» в СБУ священников УПЦ, где от них требуют «добровольно» присоединиться к недавно созданной по приказу Президента Украины П.А.Порошенко и при поддержке США и Константинопольского патриарха т.н. раскольнической «Православной церкви Украины».

Любые попытки клириков УПЦ рассказать правду миру о гонениях на каноническую церковь вызывают жесткую реакцию властей. Вот один из примеров, 13 февраля при возвращении из США в киевском аэропорту был задержан, а потом фактически депортирован из страны гражданин Украины, викарий Киевской митрополии УПЦ и наместник Десятинного монастыря Киева епископ Макаровский Гедеон (Харон), чья т.н. «вина перед родиной» состояла в том, что он осмелился отправить письмо Госсекретарю США М.Помпео и провести ряд встреч на Капитолии по вопросу о религиозной ситуации на Украине. Вот признак демократии. При этом, как вы понимаете, все остальные деятели, которых принимают на Капитолии и в Госсдепартаменте, это патриоты Украины.     

Хочется надеяться, что ничего плохого не случится с еще одним священником УПЦ – главой Представительства УПЦ при европейских международных организациях, епископом Барышевским Виктором (Коцабой), который 18 февраля опубликовал на информационном портале УПЦ открытое обращение к официальным лицам ООН, ОБСЕ, ЕС и зарубежных стран в связи с фактами массовых нарушений прав человека на Украине и реальной угрозой эскалации религиозных конфликтов. В этом документе подчеркивается, что «никогда преследования христиан не оставались бесследными для правителей, которые их совершали, ибо мы знаем, что Бог поругаем не бывает». Я пониманию, что это мнение священнослужителя. Еще раз повторю, он адресовал его мирянам. На мой взгляд, очень правильные и мудрые слова. К ним стоит прислушаться тем, к кому они обращены.

В вязи с событиями на эту тему приходится читать много. В одной из газет я увидела косвенную цитату уже переведенную на русский язык Митрополита Карпасийского Христофора, который, комментируя историю того, что творится на Украине, сказал о том, что «все это может привести к церковной ереси, которая глубоко укоренится в жизни церкви».   

К оглавлению

 

О запрете на Украине очередной партии российских книг

 

Очередная потрясающая новость. К сожалению, ничего нового в этой новости нет. Этот сюжет всецело вписывается в логику русофобии, господствующую там сейчас на всех властных уровнях. Речь идет о систематическом запрете и изъятии из продаж и на Украине книг российских авторов. Удивляет не только то, какие именно издания вошли в новый список «запрещенной литературы», но и по каким причинам они должны быть немедленно изъяты с книжных полок.

Несколько примеров. Запрет на книгу бизнес-консультанта С.Бехтерева «Как работать в рабочее время: правила победы над офисным хаосом» или книгу И.Намаконова «Кроссфит мозга: Как подготовить себя к решению нестандартных задач». Видимо, все, что связано с интеллектуальными способностями необходимо блокировать в первую очередь, потому что это даст возможность думать и мыслить аналитически. Это не нужно. Объяснили решение тем, что якобы при написании этих материалов использовался     анализ опыта работы в российских властных структурах, а в книге И.Намаконова звучит тезис о том, что «Россия удивительная и удивляющая страна, а мы, ее граждане, удивительные люди». Это еще хоть как-то можно объяснить. Но вот что плохого в кулинарной книге Н.Билиходзе «Грузинская кухня. Любовь на вкус». Это тайна, покрытая мраком. Еще одна книга, которая вошла в этот печальный список. Я не могу это произнести, но придётся. Книга Н.Малиновской «Записки практикующей ведьмы». Я не понимаю, чего они боятся, у них Томос есть, в конце концов. Видимо они действительно боятся «порчи и сглаза», если запрещают и такую литературу.

Запрещен был и ряд детских книг. За детским и юношеским чтивом украинские эксперты следят особенно пристально. Это будущее страны. Ранее были запрещены учебники по химии. И не за то, что там могла содержаться формула изготовления химического оружия. Было сказано, что хоть формально учебное пособие и не несет в себе каких-то скрытых исторических подтекстов, в исходных данных указано, что он изготовлен в России. Не допускается к ввозу на территорию Украины и Большая школьная энциклопедия для 5-11 классов, пришедшая на смену Советской энциклопедии. И это, несмотря на то, что на Украине своих аналогов еще нет, но это не важно.

Кстати говоря, была зачищена и школьная программа. В частности, были убраны многие произведения классиков русской литературы, например, басни И.А.Крылова. Хотя еще в 2016 г. Министр внутренних дел Украины А.Аваков в открытой полемике с народным депутатом, членом фракции «Блок Петра Порошенко» С.Лещенко, который заявил, что глава МВД может прийти к власти, используя подчиненные ему силовые структуры, использовал цитату из басни И.А.Крылова: «Ай, Моська! Знать, она сильна, раз лает на слона». Руководство еще помнит И.А.Крылова и активно его использует, а детям уже не надо. Потом детям будут рассказывать, что это  был, наверное, какой-то великий древне-украинский писатель, поэт. Это страшно. Мир через это проходил. Страшно представить, что это происходит на европейском пространстве.   

К оглавлению

 

О решении Парламента Эстонии запретить въезд в страну члену Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации А.К.Пушкову и еще трем российским представителям

 

Принятое парламентом Эстонии решение о запрете на въезд в страну члену Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации А.К.Пушкову и трем другим российским представителям по причине их «причастности к инциденту в Керченском заливе» расцениваем как враждебный выпад, вписывающийся усилиями эстонских политиков-русофобов в канву антироссийской политики.

Как вы понимаете, на подобные истории всегда следуют соответствующие ответы.

К оглавлению

 

О новых информационных вбросах по инцидентам в Солсбери и Эймсбери

 

В преддверии годовщины инспирированной и раскрученной британцами провокации в Солсбери и Эймсбери видим, что усилиями политтехнологов Соединенного Королевства эта история начинает обрастать новыми домыслами. Во всю используется практика управляемых утечек.  В СМИ появляются публикации о некоем «болгарском следе», в котором называются все новые «подозреваемые» в отравлении Скрипалей, в отношении которых небезызвестная «Беллингкэт» проводит т.н. «расследования».

Градус фантазии зашкаливает. Все фейковые вбросы создаются с вполне определенными политическим целями и основываются на пресловутом принципе «хайли лайкли».

Подобных фальшивок, призванных вводить в заблуждение общественность, мы уже видели немало. Расцениваем это, как элементы общей линии властей Великобритании на засекречивание информации, которая могла бы пролить свет на то, что в действительности произошло в Солсбери и Эймсбери.

Несмотря на наши неоднократные запросы, никакой достоверной и официальной информации по т.н. «делу Скрипалей» британская сторона предоставить нам не может. Судя по всему, причина проста – либо есть, что скрывать, либо нет реальных свидетельств того, в чем нас обвиняют.

К оглавлению

 

О попытках американских НПО запугать российский бизнес, взаимодействующий с Ираном

 

Считаем необходимым привлечь внимание к вопиющим случаям давления на российские компании со стороны американской НПО «Объединение против ядерного Ирана» (United Against Nuclear Iran).

Действия этой откровенно ангажированной и маргинальной структуры, которую, тем не менее, возглавляет некий посол М.Уоллас, выходят далеко за рамки общепринятого представления о том, чем занимаются НПО и как они должны вести себя за рубежом,

С некоторых пор упомянутый М.Уоллас угрожает российским компаниям и фирмам, осуществляющим абсолютно законное сотрудничество с Ираном в различных областях. Мы не виноваты в том, что позиция США по вопросу Ирана постоянно меняется, как погода. То можно, то нельзя, то нужно сотрудничать. Очень сложно уследить. Люди, бизнес так не работает. Есть понятия среднесрочного, долгосрочного планирования, инвестиции, проектов. Более того, он позволяет себе требовать письменного отчёта в двухнедельный срок о характере их отношений с иранскими партнёрами и запугивать санкционными последствиями за несоблюдение американского законодательства.

Считаем подобные действия со стороны американской НПО недопустимым, неприемлемым и вызывающим глубокую озабоченность.

Попытки оказать давление и запугать российский бизнес являются ни чем иным, как продолжением недостойного дела, затеянного нынешней Администрацией США, которая в своём антииранском угаре утратила чувство реальности и докатилась до угроз в адрес ООН и МАГАТЭ, а также их государств-членов в связи с тем, что они продолжают соблюдать резолюцию 2231 СБ ООН. То, что «подметные» письма с угрозами, рассылаемые «Объединением против ядерного Ирана», подписывает человек, называющий себя послом, лишь усугубляет положение американской дипломатии, которая на примере СВПД (к сожалению, далеко не единственном) продемонстрировала свою конъюнктурность, неспособность Вашингтона выполнять заключённые соглашения и чтить свои международные обязательства.

Хотела бы напомнить, что на территории России американские законы и требования не действуют. Российская сторона решительно нацелена на продолжение взаимовыгодного сотрудничества с Ираном в полном объёме, в том числе в области мирного использования атомной энергии, невзирая на давление и незаконные санкции со стороны Вашингтона.

Призываем все остальные страны сплотиться и не допустить того, чтобы Вашингтон присвоил себе право определять целесообразность и диктовать параметры международного торгово-экономического сотрудничества и научно-технических обменов. США являются частью глобального сообщества, а не находится над ним. В свою очередь российский бизнес в своих решениях и действиях обязан руководствоваться нормами национального законодательства, а не одиозными установками различных организаций политического толка и лоббистских контор из-за рубежа.

К оглавлению

 

В связи с обращением мэров Хиросимы и Нагасаки по ДРСМД

 

Целенаправленные действия США по слому Договора о РСМД вызвали волну обращений к российскому и американскому руководству с призывом сохранить Договор. В общественном мнении укореняется понимание, что это необходимо для поддержания стабильности и предотвращения гонки вооружений. Выражается озабоченность и угрозой возникновения дополнительных препятствий на пути ядерного разоружения.

В частности, такое письмо получено от мэров Хиросимы и Нагасаки. От имени международного движения «Мэры за мир» они выражают надежду, что Россия и США сумеют восстановить взаимное доверие и продолжат конструктивный диалог ради дальнейшего продвижения по пути к глобальному «ядерному нулю».

Все так запутанно в этом мире. Как вы читали в японской прессе, руководство Японии предлагает выдвинуть американское руководство на Нобелевскую премию «Мира». Совершенно непонятно как это все увязывается в рамках одной страны и политической системы.  

Мы хорошо понимаем беспокойство представителей гражданского общества. Развал ДРСМД способен тяжело ударить по международной безопасности и глобальной стабильности, ввергая в многостороннюю гонку вооружений целые регионы. Это чревато ускоренной эрозией архитектуры контроля над вооружениями, негативными последствиями для перспектив дальнейшего ядерного разоружения и устойчивости режима ДНЯО. Неоднократно привлекали к этому внимание США и их союзников в Европе и АТР, безоговорочно поддерживающих деструктивную линию Вашингтона. Предлагали практические решения, которые позволили бы снять взаимные озабоченности, сохранить Договор и продолжить диалог по вопросам сокращения и ограничения ядерных вооружений. С глубоким сожалением констатируем, что все они или остались без внимания или были безапелляционно отвергнуты под предлогами, которые в ряде случаев нельзя назвать иначе как смехотворными. Мы очень хотели, чтобы в Хиросиме и Нагасаки мэры этих городов и население об этом знали.  

В Вашингтоне явно не настроены на предметный и равноправный разговор по ДРСМД. Нет готовности и в целом к возобновлению системного двустороннего диалога по стратегическим делам. Без ответа также осталось наше предложение совместно переподтвердить приверженность России и США усилиям по недопущению ядерной войны, что стало бы важным позитивным сигналом международному сообществу. Вместо этого США сфокусировались на попытках любым путем оправдать очевидные «проколы» своих разведструктур, представивших ошибочные либо сфабрикованные сведения по российской ракете, чей номер знают уже во всем мире.

Хотела бы отметить, что все наши предложения никогда нами не забирались, они остаются на столе. Россия не отказывалась от того, что предлагала. Это тоже очень важный фактор.  Хотелось бы рассчитывать, что США всё-таки «дозреют» до осознания предпочтительности диалоговых решений, поймут бесперспективность попыток добиться военного превосходства путем разрушения основополагающих и несущих конструкций международной безопасности.

К оглавлению

 

О высказываниях Премьер-министра, Министра иностранных дел Республики Албании Э.Рамы телепрограмме «Real Story» на албанском телеканале «Vizion Plus»

 

Не могли оставить без внимания высказывания, сделанные недавно Премьер-министром, Министром иностранных дел Республики Албании Э.Рамой относительно косовского урегулирования. В интервью албанскому телевидению Э.Рама открыто заявил, что для него «Косово – это часть Албании» и «объединение Албании и Косово – это не план Б, но план А». Может быть, мы не так перевели? Мы несколько раз проверяли. Премьер-министр Албании Э.Рам увязал реализацию этого т.н. «плана» с активно обсуждаемой корректировкой границ края в рамках переговорного процесса и достижением соответствующего соглашения между Белградом и Приштиной.

Считаем совершенно недопустимой подобную риторику. По сути, речь идет о посягательстве на территориальную целостность Сербии и статус Автономного края Косово в нарушение резолюции 1244 СБ ООН. Ожидаем, что на Западе, включая НАТО и ЕС, отреагируют на подобные  высказывания  и геополитические планы. 

Такие заявления подрывают стабильность, ухудшают атмосферу доверия в Балканском регионе и осложняют диалог Белграда и Приштины.

К оглавлению

 

О проведении в Париже «Дней русской книги»

 

16-17 февраля в Париже в юбилейный 10-й раз прошел традиционный ежегодный литературный фестиваль – «Дни русской книги».

Мероприятие пользовалось повышенным вниманием публики,  привлекло внимание российские и французские издательства, специалистов и широкую аудиторию, интересующуюся Россией и ее культурой.

Мэрия V округа Парижа, как и прежде, на безвозмездной основе, за это мы ее благодарим, предоставила салону свое здание, где на четырех площадках одновременно проходили выступления российских писателей. Диапазон мнений авторов, имеющих различные взгляды, импонировал публике, настроенной на объективное восприятие информации о России.

Стенды представили 19 издательств, 4 книжных магазина. В работе фестиваля приняли участие бывшие французские послы и дипломаты, работавшие в России.

Были организованы встречи с издателями, российскими и французскими славистами, филологами, специалистами в области преподавания русского языка как иностранного. Состоялись презентации, выставки, мастер-классы по переводу, была вручена премия «Руссофония» за лучший перевод современной русской литературы на французский.

Специальной премии от имени форума гражданских обществ «Трианонский диалог» – двухнедельной путевки в Сочинский образовательный центр «Сириус» – удостоились девять юных французов-победителей конкурса переводчиков.

В общей сложности за 2 дня на мероприятии в одном из наиболее посещаемых студенческих и туристических районов Парижа побывали около 4 тыс. человек.

К оглавлению

 

Об открытии Представительства Императорского Православного Палестинского Общества в Великобритании

 

На одном из прошлых брифингов мы вам рассказывали об Императорском Православном Палестинском Обществе (ИППО) – нашей старейшей неправительственной международной организации – и открытии его Представительства в Иордании. С радостью сообщаем, что вчера открылось ещё одно Представительство – теперь уже в Лондоне. Оно будет заниматься культурно-просветительской деятельностью по увековечиванию памяти преподобномученицы Великой княгини Елисаветы Феодоровны – внучки Королевы Виктории и содействием православному паломничеству к мировым христианским святыням.

Сейчас, когда наши партнёры сделали всё для полной остановки политического диалога на официальном уровне между Лондоном и Москвой, члены ИППО стараются не допустить деградации культурных и духовных взаимоотношений между нашими народами, которые основаны, в том числе и на исторической общности.

Открытие Представительства ИППО даёт возможность подданным Великобритании прикоснуться к самым глубинным основам духовной жизни нашей страны и народа, лучше понять наши базовые принципы, цели и устремления.

К оглавлению

 

О ситуации в Ливии

 

Вопрос: В прошлом году делегация Х.Хафтара была принята в Москве по линии Министерства обороны России. Потом состоялась конференция в Палермо, которую покинула турецкая делегация, протестовавшая против якобы закулисных переговоров, которые велись рядом сторон с представителями Х.Хафтара. В последнее время мы не получали информацию о каких-либо публичных контактах Москвы с представителями Правительства национального согласия. Означает ли это, что контакты с Х.Хафтаром сейчас в приоритете?

Ответ: Хочу подчеркнуть, что Россия последовательно выстраивает сбалансированные отношения с существующими в Ливии основными центрами силы на востоке, западе и юге страны.

Напомню, что в Палермо «на полях» упомянутой Вами в вопросе международной конференции Председатель Правительства Российской Федерации Д.А.Медведев встречался с Премьер-министром Правительства национального согласия (ПНС) в Триполи Ф.Сарраджем, которому передал приглашение посетить Россию с рабочим визитом. В январе в России побывал генеральный директор Ливийской государственной энергетической компании из Триполи. Ожидаются приезды Министра экономики и промышленности, а также Министра здравоохранения ПНС. С другой стороны, в декабре 2018 г. в Москве по линии Государственной Думы принимали спикера базирующейся в г.Тобруке Палаты депутатов А.Салеха. Так что, говорить о каком-либо перекосе в наших связях с ливийскими сторонами неправомерно.

Один из наших приоритетов состоит в том, чтобы помочь спецпредставителю Генсекретаря ООН по Ливии Г.Саламе приобщить всех основных ливийских протагонистов к реализации «дорожной карты» урегулирования с конечной целью формирования единых эффективных органов власти через общенациональные выборные процедуры.

Вопрос: Недавно на юге Ливии силы Х.Хафтара установили силовой контроль над нефтяным месторождением «Шарара». После этого ряд сил в Ливии, в частности, представители народности Тубу, обвинили маршала в геноциде. Какова позиция Москвы по этому вопросу? Соответствует ли эта операция по установлению контроля над «Шарара» духу мирных переговоров и мирного процесса?

Ответ: Что касается развития событий на юге Ливии, то информация на этот счет поступает противоречивая. Впрочем, со всей определенностью можно сказать, что этот регион давно является источником опасных вызовов. Как вам известно, там действуют боевики ИГИЛ и «Аль-Каиды», преступные структуры, специализирующиеся на контрабанде наркотиков, оружия, торговле людьми, вооруженные оппозиционные группировки из соседних Чада и Судана.

Разумеется, такое удручающее положение дел нужно исправлять. Причем очевидно, что без силовых мер обойтись не получится. Как мы понимаем, Ливийская национальная армия предприняла нынешнюю военную операцию именно в стремлении очистить эту зону от различного рода бандформирований. Исходим из того, что эта задача отвечает интересам всех ливийцев, вне зависимости от их политических пристрастий.

К оглавлению

 

О российском золоте в Японии

 

Вопрос о российском золоте в Японии неоднократно ставился на основе имеющихся материалов перед японской стороной по дипломатическим каналам. В ответ было дано разъяснение, что в Японии нет российских ценностей, подлежащих возвращению: «золото было частично возвращено и частично использовано заинтересованными сторонами».

В настоящее время тема «царского» золота в Японии не является предметом дипломатических переговоров между двумя странами. Однако в случае обнаружения дополнительных оснований будем готовы вновь поднять эту тему перед японской стороной.

К оглавлению

 

Из ответов на вопросы:

Вопрос: В декабре прошлого года Президент США Д.Трамп заявил о выводе американских войск из Сирии. Вчера стало известно, что в стране останется т.н. «миротворческий контингент» из 200 человек. Честно говоря, не совсем понятно, что стоит за этим названием. Есть ли информация на этот счёт?

Ответ: Есть – не надо верить подобным заявлениям, от кого бы они ни исходили, потому что на следующий день их опровергнут другие политические силы. Такой у них сейчас момент: одни представители власти делают заявления, которые затем опровергаются другими.

Мы поняли, что в американских властных структурах пока нет внутренней убеждённости относительно того, как действовать в регионе. По крайней мере, не представлена стройная концепция с чёткими временными, количественными показателями, целями и задачами.

Мы прекрасно знаем, что даже самые невинные вопросы обсуждаются в США месяцами. Что уже говорить о военных, осуществляющих далеко не миссию по обеспечению безопасности США. Перед ними явно ставятся совсем другие задачи, раз их то вводят, то выводят. Эти вопросы, как мы понимаем, также требуют общенационального обсуждения.

На мой взгляд, вопрос, например, строительства некого заграждения имеет меньший масштаб, нежели вопрос размещения многочисленного военного контингента вдалеке от родины. Но он занимает умы ведущих американских политиков уже не первый год. Почему не ведутся такие же ожесточённые дебаты по поводу задействования вооружённых сил за рубежом? Конечно, это их внутреннее дело, но оно затрагивает внутренние дела других государств. Есть серьёзный повод провести настоящее общенациональное обсуждение хотя бы для того, чтобы народ США имел понимание, что их сограждане делают в Сирии, сколько ещё будут находиться там, в каком объёме, чьим приказам подчиняться, ориентироваться ли им на «Твиттер» или получать указания от генералитета.

К оглавлению

Вопрос: В январе 2019 г. глава МИД Иордании А.Сафади говорил о возможности проведения в ближайшее время трёхсторонних переговоров между представителями России, США и Иордании по ситуации в лагере беженцев «Рукбан» в Сирии. Они уже прошли или готовятся?

Ответ: На экспертном уровне такие контакты поддерживаются регулярно. Если Вы имеете в виду уровень министров иностранных дел или обороны, то, как Вы знаете, такая информация всегда публикуется на сайте. Контактов в упомянутом Вами формате не было.

Вопрос: Что говорят американцы по поводу Ат-Танфа?

Ответ: Не вижу смысла комментировать заявления американских представителей, тем более не касающиеся напрямую России. Нам достаточно того, что адресовано нам.

Позиция США не сформирована в качестве глобального подхода. Комментировать бесконечно появляющиеся утечки, статьи, заявления в «Твиттере», опровержения, перепосты с комментариями невозможно.

Мы исходим из того, что, если речь идёт, как это представляется в Вашингтоне, о глобальной ответственности США перед международным сообществом в деле поддержания мира, стабильности (так они сами определили свою роль в мире), то хотелось бы, чтобы они познакомили мир со своей концепцией пребывания, в частности, на территории суверенного государства Сирия.

К оглавлению

Вопрос: На следующей неделе должна состояться встреча лидеров США и КНДР. В СМИ появилась информации о том, что Россия, Китай и Южная Корея собираются направить в Совбез ООН совместное предложение о снятии части санкций с КНДР. Прокомментируйте, пожалуйста, эту информацию. Какие ожидания у российской стороны от упомянутого саммита?

Ответ: Я бы назвала их не ожиданиями, а пожеланиями. Хотелось бы, чтобы были реализованы обещания и видения, озвученные перед подходом американских партнеров к снаряду, в данном случае - спортивному. Было сказано, что очень долгая и непростая международная проблема будет решена быстро и оперативно. Может, не получилось так быстро, как хотелось бы, но, возможно, все-таки еще получится. Мы можем адресовать пожелания успехов нашим американским партнерам и всем тем, кто задействован в этом переговорном процессе.

С другой стороны, остаемся реалистами и прекрасно понимаем, что, невозможно такими темпами решать мировые проблемы. Люди и раньше были решительны, умны, способны, обладали ресурсами в различных сферах, но почему-то не получалось. И не только потому, что не было политической воли, а потому, что любая договоренность – это поиск компромисса. Когда ты подходишь с ощущением того, что компромисс не нужен, а можно использовать только имеющиеся у тебя ресурсы, то не всегда достигается искомый результат.

Безусловно, желаем реализации того, о чем было сказано, в частности, американской стороной, а именно - урегулирования ситуации на корейском полуострове. Думаю, что к этому присоединятся все. Все хотят, чтобы на нашей планете одним конфликтом стало меньше - через диалог и политические переговоры.

Со своей стороны будем содействовать нахождению взаимопонимания между сторонами, используя дипломатический инструментарий.

По поводу совместного предложения России, Китая и Южной Кореи я уточню.

К оглавлению

Вопрос: Стало известно, что Великобритания, Франция и Германия отказались оставлять свои воинские контингенты в Сирии после вывода оттуда войск США. Как, по Вашей оценке, частичный или полный уход международной коалиции из Сирии повлияет на процесс урегулирования сирийского кризиса.

Ответ: Российская позиция последовательна и принципиальна. Изначально, как только мы услышали сообщения в социальных сетях о том, что Вашингтон намеревается реализовать планы по выводу своих войск из Сирии, то сразу сказали, что если это соответствует действительности и будет реализовано, то это - шаг в позитивном направлении. Это возвращение в правовое русло, которое поможет стабилизировать обстановку, а также будет способствовать укреплению суверенитета и территориальной целостности страны.

Напомню, Дамаск не давал согласия на присутствие американского контингента на своей территории.

Соответственно, если примеру Вашингтона последуют и другие государства, которые незаконно направили свои военные подразделения в Сирию, то реакция у нас будет схожей.

Нам очень хочется, чтобы бесконечные «если», наконец, разбились о стройную концепцию ведомой США коалиции. Очень хочется надеяться, что когда-нибудь эта концепция будет презентована и мы узнаем, что Администрация действительно намеривается реализовать на сирийском направлении.

К оглавлению

Вопрос: Недавно бывший Генеральный секретарь НАТО А.Расмуссен заявил, что Россия может напасть на Белоруссию и присоединить это государство к своей территории. В связи с этим он призвал Белоруссию начать процесс демократизации, которая, по его мнению, обезопасит её это этого нападения. Как Вы можете это прокомментировать? Не думаете ли Вы, что такое мнение А.Расмуссена может разделять часть элиты в НАТО?

Ответ: Это нельзя прокомментировать теми словами, которые отвечают требованиям дипломатического языка. В лучшем случае -  посредством троллинга. А тех в НАТО, кто разделяет такое мнение, нельзя назвать элитой.

Да, такие настроения внедряются, под них подводится идеологическая и пропагандистская база. На это выделяются миллионы, создаются инструменты влияния и психологического воздействия. Людям навязывается концепция России как страны-агрессора. Примеров нет, но концепция навязывается. Все остальные, кто так думает и делает соответствующие заявления, к сожалению, участвуют в незаконной, противоправной деятельности, противоречащей Уставу ООН и международному праву, полностью подпадающей под соответствующее определение, начиная с вторжения и заканчивая  вмешательством во внутренние дела какого-либо государства. Вместе с тем, они же обвиняют в подобных действиях Россию. Посмотрите, например, позицию НАТО по ситуации в Венесуэле. Люди, которые поддерживают и не просто оправдывают, а дают все моральные основания для оправдания поддержки оппозиции во главе с Х.Гуайдо, разделения страны и введения двоевластия, в принципе не имеют никакого права рассуждать о международном праве, законности и легитимности. Если люди активно моделируют ситуацию в другом государстве во вред его населению, прикрываясь какими-либо целями, почему они должны рассуждать иначе в других случаях?      

К оглавлению

Вопрос: «Вашингтон Пост» и «Аль Джазира» одновременно сообщили о том, что Президент США Д.Трамп хочет ускорить передачу ядерных технологий Саудовской Аравии. Если принять во внимание, что наследный принц Саудовской Аравии Мухаммед Бен Сальман говорил о желании Саудовской Аравии обзавестись ядерным оружием, насколько, на Ваш взгляд, опасны такие заявления Д.Трампа?

Ответ: Мне кажется, есть глобальный механизм Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО), который США для себя ещё не отменили. Нужно идти в русле тех обязательств, который он накладывает.

С другой стороны, я не видела этих публикаций, не понимаю, о чём идёт речь – о военных технологиях и создании оружия или же о мирной атомной энергетике. В первом случае смотрите ДНЯО. Если же речь о мирных технологиях, то есть соответствующие механизмы и возможности.

К оглавлению

Вопрос (перевод с английского): В связи с годовщиной отравления Сергея и Юлии Скрипаль в Солсбери хотела бы спросить, как Вы оцениваете российско-британские отношения? Каковы перспективы улучшения ситуации? Если Россия готова сделать какие-либо шаги в этом направлении, то что это должны быть за шаги?

Ответ: К сожалению, наблюдаем деградацию двусторонних отношений, которая началась с подачи Великобритании, причём не год назад, не с Солсбери и Эймсбери и не со Скрипалей. Она началась давно. Шаг за шагом Великобритания разрывала ткань двусторонних отношений на различных направлениях, начиная с политического взаимодействия и контактов по линии спецслужб и заканчивая визовой политикой. Деградация была налицо. Мы многое предавали гласности, рассказывали на примерах. Мне кажется, что ни с одной страной у нас нет такого, чтобы российские дипломаты, которые работают в Лондоне, могли въезжать на территорию страны, не спокойно получая визы с соблюдением всех её обычаев,  заполнением необходимых анкет и предоставлением документов, а с многомесячным согласованием списков с британской стороной. Такого у нас нет ни с кем в мире, а с Великобританией подобная практика существует уже много лет.

Другое дело, что в последнее время всё зашло слишком далеко. Это был лишь один из примеров, а их ещё очень много. При этом нет ни одного примера ухудшения отношений со стороны России, который Вы или я могли бы привести – их просто нет

Вопрос (перевод с английского): Но ведь именно из-за Солсбери отношения с Великобританией снизились до такого уровня?

Ответ: За тем, что произошло в Солсбери, стоит в том числе политический истеблишмент Великобритании. Ответственность за то, как это начиналось и развивалось, полностью лежит на Правительстве Премьер-министра Великобритании Т.Мэй. Это абсолютно абсурдная история, которая развивалась нетранспарентно, изначально моделировалась и модерировалась на Даунинг стрит. Был задействован весь арсенал пропагандистских методов, несмотря на то, что Лондон постоянно отрицает пропаганду и якобы борется с ней за рубежом. Но у себя в стране британцы очень четко выстроили пропаганду в антироссийском ключе. Мы слышали постоянные обвинения, агрессивную риторику и видели, как на этом направлении сколачивается антироссийская коалиция. Поэтому Солсбери, Эймсбери и Скрипали – это всё часть странного отношения Великобритании к нашей стране.

Вопрос, почему Великобритания, в отличие от многих других стран, которые развивают с нами отношения в различных сферах (финансовой, экономической, энергетической), постоянно эти отношения ухудшает, надо адресовать не нам. Мы эти отношения никогда не ухудшали. Зачем? Мы всегда выступали за развитие взаимодействия как с ЕС в целом, так и с отдельными странами на двусторонней основе. У нас не было никаких поводов разрушать до конца двусторонние отношения. Но со стороны Лондона мы видим этот подход во всём. Блокировка двусторонних отношений шаг за шагом происходила с подачи именно Лондона.

Вопрос (перевод с английского): Если сравнивать российско-британские отношения с российско-американскими, какие из них находятся в более плачевном состоянии?

Ответ: Зачем мне сравнивать отношения между Лондоном и Москвой с отношениями между Вашингтоном и Москвой? Нужно изначально поговорить об отношениях между Лондоном и Вашингтоном. Многое станет понятным.

К оглавлению

Вопрос: Как идея о разграничении Косово, которую на днях озвучил Министр иностранных дел Сербии И.Дачич, соотносится с резолюцией 1244 СБ ООН, о которой мы сегодня уже говорили? Поддержит ли Россия соглашение о разграничении, если оно будет заключено? Изменит ли Москва в этом случае свое отношение к резолюции?

Ответ: Наша позиция неизменна. Она отличается не просто постоянством, а логикой. И эта логика очень простая: вопрос, как будет урегулирована эта ситуация – в первую очередь вопрос соответствия интересов такого решения интересам сербского народа. Оно также должно безусловно основываться на международно-правовой базе и соответствовать внутреннему законодательству Сербии. Вот наша позиция: с одной стороны многокомпонентная, а с другой – дающая чёткий и недвусмысленный подход к решению этого вопроса.

К оглавлению

Вопрос: По нашей информации, 5-6 марта в Москве состоится второе заседание «Лазаревского клуба», инициатором которого выступил первый заместитель Председателя Комитета Государственной Думы России по делам СНГ К.Ф.Затулин. В данном форуме будут участвовать представители армянской и российской общественности. Также заявлено участие руководителей сепаратистского режима, созданного Арменией на оккупированных территориях Азербайджана. Как Вы можете прокомментировать проведение такого мероприятия в столице России – сопредседателя Минской группы ОБСЕ?

Ответ: Какая связь между сопредседательством России в Минской группе ОБСЕ и данным форумом? Вы сами в своём вопросе соединяете вещи, которые не надо соединять.

Безусловно, Россия является сопредседателем Минской группы ОБСЕ и на официальном уровне выполняет все взятые на себя обязательства. При этом в Москве, как Вы правильно отметили, ежедневно проходят сотни форумов на различные темы, которые проводят гражданское общество и неправительственные организации. Думаю, речь идет об одном из них.

Если у вас есть информация о том, что в этом форуме каким-то образом участвуют официальные лица, передайте её нам. У меня такой информации нет.

Повторю, проведение мероприятий гражданским обществом и неправительственными организациями – это их право, которое закреплено в нашем законодательстве. Если речь идет о том, что в мероприятии участвуют представители государственных органов в официальном качестве – я готова буду прокомментировать, но только конкретные данные.

К оглавлению

Вопрос: Двенадцать российских моряков уже более трех недель пребывают в заключении в Кабо-Верде по подозрению в транспортировке  и контрабанде 9,5 тонн кокаина. Как нам известно, за последнюю неделю их положение значительно ухудшилось. Их без объяснений «подселили» в камеры к местному контингенту. Защищавший их адвокат оказался не государственным, а частным. От родственников требуют выплатить сумму, которая превышает годовой доход моряка. Посольство объясняет, что было информированное согласие самих моряков и их родственников. По нашим данным, это не так. По крайней мере, представители четверых моряков заявили, что у них такого согласия нет. Могут ли они рассчитывать на поддержку российского Посольства? Может ли быть назначен государственный защитник в том случае, если всё-таки не будет достигнуто соглашение по частному? Может ли российская сторона хотя бы частично взять на себя расходы на частного адвоката, учитывая, что даже по мнению профсоюза российских моряков, арестованные не имеют отношения к этой контрабанде? Скорее всего, эти обвинения ложные.

Ответ: Наше посольство полностью вовлечено в оказание содействия российским гражданам, которые попали в сложную жизненную ситуацию. Надеюсь, что Вы следите за комментариями нашего посольства. Мы также неоднократно комментировали эту ситуацию. Наши дипломаты посещают их, активным образом содействует выполнению поступающих просьб от их семей. В частности, речь идет о вопросах здоровья моряков, о чем Вы тоже сейчас сказали. Так что наши прямые обязанности выполняются в полном объеме.

Если есть какие-то жалобы со стороны родственников или они выявились в рамках Вашего журналистского расследования, если есть какие-то особые пожелания, передайте их нам. Мы обязательно их изучим.

Могу также сказать, что регулярно, практическими на ежедневной основе дипломаты информируют о ситуации руководство Министерства, потому что любая ситуация, в которую вовлечены российские граждане, носит для нас приоритетный характер.

По поводу адвоката и решения вопросов с оплатой, мне кажется, это всё-таки не вопрос Министерства иностранных дел. В данном случае мы отталкиваемся от российского законодательства.

К оглавлению

Вопрос: Президент Казахстана Н.А.Назарбаев подписал указ, согласно которому с казахстанских тенге исчезнут надписи на русском языке, который в Казахстане является государственным. Как МИД оценивает линию Казахстана на дерусификацию?

Ответ: Мы считаем, что тот момент, о котором Вы упомянули, является внутренним делом государства. С другой стороны, мы, безусловно, поддерживаем контакты с нашими казахстанскими партнерами по вопросам прав жителей Казахстана, для которых русский язык является основным. Мы видим усилия, которые предпринимает руководство этого государства, по сохранению русского языка. Это не пустые слова, за этим стоят конкретные дела и шаги.

К оглавлению

Вопрос: Министр иностранных дел России С.В.Лавров 21 февраля сказал, что Россия могла бы прямо подготовить и подписать мирный договор с Японией. Декларация 1956 г. закрепляет передачу Японии островов Шикотан и Хабомаи после заключения мирного договора. В конце прошлого года руководители наших стран договорились ускорить переговоры по мирному договору на основе этой Декларации. Означает ли это, что при соблюдении всех условий, которые выдвигает Россия, передача Японии двух островов будет  возможна?

Ответ: Давайте я отвечу прямо – мне кажется, не надо задавать провокационные вопросы, за которыми стоит не желание получить новую информацию или уточнить данные, а стремление пустить какую-то новую информационную волну. На этот счет сказано столько, что дополнений просто не требуется. Мы пошагово объясняем все, что обсуждаем с японскими коллегами. Вы прекрасно информированы о российском подходе к этому вопросу. Дополнительные попытки разогреть почву при том, что, например, за эти дни ничего не происходило, непонятны. Хотя я видела пару заявлений японских официальных лиц. Например, Министр по делам Окинавы и «северных территорий» М.Миякоси считает, что вносить изменения в формулировки «исконные территории» Японии и «незаконная оккупация» Россией, используемые японской стороной в некоторых официальных документах в отношении этих островов, нет необходимости. Мне кажется, информационный повод дает именно японская сторона. Думаю, что было бы неплохо им и прокомментировать, как такие заявления укладываются в русло намеченного Токио плана продвижения к скорейшему урегулированию данного вопроса. Российская сторона никаких информационных поводов для уточнения своей позиции не давала.

К оглавлению

Календарь

x
x

Архив

Дополнительные инструменты поиска

Последние добавленные

Последние добавленные