30.04.0810:55

Интервью директора Департамента экономического сотрудничества МИД России А.В.Горбаня, опубликованное в журнале «Дипломат» № 4, апрель 2008 года

 

 

30-04-2008

Вопрос: Глубокоуважаемый Александр Васильевич, каковы основные направления деятельности Департамента экономического сотрудничества? С какими структурами он взаимодействует внутри страны и за границей?

А.В.Горбань: Департамент экономического сотрудничества создан для содействия в разработке и реализации экономической составляющей внешней политики России, стратегии и тактики ее участия в многосторонних международных экономических отношениях, сотрудничества с международными экономическими и финансовыми организациями, а также для оказания дипломатической поддержки крупным проектам многостороннего экономического сотрудничества в России и за рубежом. ДЭС является координирующим подразделением МИД в осуществлении политики сотрудничества России с международными финансовыми организациями (МВФ, МБРР, МФК), региональными банками (ЕБРР, ЧБТР, АзБР и др.), Организацией экономического сотрудничества (ОЭСР), Всемирной торговой организацией (ВТО), Конференцией ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) и некоторыми другими организациями. Департамент взаимодействует совместно с другими подразделениями центрального аппарата МИД в обеспечении участия России в «Группе восьми». В число задач ДЭС входит также координация в рамках МИД подготовки российских делегаций для участия в международных экономических форумах (Давос, Кран-Монтана и др.). Наш департамент участвует в составлении и экспертизе проектов международных договоров и соглашений по экономической тематике, а также проектов решений органов федеральной исполнительной власти. Мы поддерживаем постоянные рабочие связи с загранучреждениями МИД, российскими делегациями на международных переговорах и оказываем необходимую помощь в их деятельности.

ДЭС активно взаимодействует с российскими деловыми кругами. Регулярно оказывается информационное и организационное содействие Российскому союзу промышленников и предпринимателей (РСПП), Торгово-промышленной палате (ТПП) и Союзу нефтегазопромышленников России. Мы добиваемся того, чтобы участие России в ведущих международных и региональных организациях использовалось более эффективно для отстаивания интересов отечественного бизнеса. Нами было подготовлено и организовано подписание ряда соглашений о сотрудничестве МИД с отечественными объединениями деловых кругов (помимо уже упомянутых, это Ассоциация российских банков, «Деловая Россия», «ОПОРА России» и др.) и ведущими экономоператорами («ЛУКОЙЛ», РЖД, Внешэкономбанк, «Роснанотехнологии» и др.).

В своей деятельности ДЭС уделяет особое внимание ключевым аспектам энергетической дипломатии, участию в организации энергодиалога с ведущими партнерами России и профильными международными организациями, дипломатическому сопровождению международных проектов с участием российских нефтяных и газовых компаний, таких как строительство европейских газотранспортных систем «Северный поток» и «Южный поток», трубопроводных систем «Средняя Азия», нефтепровода Бургас-Александруполис.

Новым направлением деятельности МИД в прошедшем году стала работа с российскими законодателями. В октябре 2007 года ДЭС организовал в Министерстве совещание с депутатами и представителями Федерального Собрания по проблематике «энергодипломатии», в ходе которого обсуждались вопросы разработки новой редакции договора к Энергетической хартии и другие актуальные проблемы энергетической политики.

В число основных направлений деятельности ДЭС входят и вопросы субрегиональной экономической интеграции. Прежде всего, внимание уделяется организации Черноморского экономического сотрудничества, Совету государств Балтийского моря, Совету Баренцева/Евроарктического региона. Уникальна деятельность Делового совета при министре иностранных дел, не имеющая аналогов в федеральных органах исполнительной власти. В рамках Совета проводятся встречи руководства Министерства с руководителями ведущих объединений деловых кругов, руководителями крупных компаний.

Деятельность МИД по формированию внешнеполитических предпосылок улучшения инвестиционного климата страны осуществляется и в рамках действующего с 1994 года под руководством Председателя Правительства России Консультативного совета по иностранным инвестициям в России. Основная форма работы Совета - это прямой диалог между Правительством России и иностранными компаниями – членами Совета.

ДЭС оказывает содействие проведению международных экономических и инвестиционных форумов, проводимых как внутри страны (в Сочи, Хабаровске, Владивостоке и других городах), так и за рубежом (в частности, в Великобритании, ФРГ, Швейцарии, США).

Особую актуальность в последнее время приобретает взаимодействие с Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Соответствующая заявка была подана нами еще в 1996 году, и только в мае прошлого года мы наконец получили официальное приглашение к переговорам, а в ноябре Совет ОЭСР утвердил «дорожную карту» нашего присоединения. По целому ряду направлений потребуется адаптация российского законодательства к действующим в рамках ОЭСР стандартам. Разумеется, все эти шаги будут тщательно выверяться на предмет соответствия интересам России.

Еще одной сферой ответственности департамента являются международные финансовые организации. В настоящее время идет коренная перестройка международной финансовой архитектуры, сформировавшейся в послевоенные годы. Это сопровождается попытками комплексного реформирования традиционных институтов, таких как Бреттон-Вудские, усилением влияния региональных структур, появлением новых международных валютно-финансовых организаций. Разумеется, мы стараемся отслеживать все эти тенденции, анализировать их под углом российских интересов. В свете реформы Бреттон-Вудских институтов особую важность приобретает вопрос сохранения наших позиций в МВФ и Всемирном банке, в том числе права России на формирование монострановой дирекции.

Вопрос: Изменились ли условия взаимодействия с международными и национальными экономическими структурами за последние годы, отмеченные хозяйственным и социальным подъемом России?

А.В.Горбань: В целом условия для российской дипломатии заметно улучшились. Однако все более очевидными становятся ожидания наших партнеров, что дипломатические инициативы России будут более масштабно подкреплены финансовыми ресурсами. В благоприятных для России условиях появляются объективные возможности поддерживать приоритетные для нас направления путем их финансирования. Разумеется, экономический подъем в России существенным образом отразился не только на условиях, но и на характере нашего взаимодействия с международными экономическими организациями. В частности, сам факт приглашения Российской Федерации к переговорам по вступлению в ОЭСР свидетельствует о признании успехов нашей страны в проведении экономических и социальных реформ, наличии большой заинтересованности со стороны Организации и ее ведущих стран-членов к расширению взаимодействия.

Меняется характер взаимоотношений с международными финансовыми организациями. В МВФ из получателя помощи мы превратились в донора и кредитора. Теперь Россия на постоянной основе принимает участие в финансировании операций МВФ, вносит весомый вклад в программы фонда по оказанию помощи бедным странам. Смещаются акценты и в сотрудничестве с Всемирным банком: для нас сейчас Банк уже не только и не столько источник финансовых средств, но, прежде всего, инструмент передачи опыта и знаний. Большой интерес представляет взаимодействие с Международной финансовой корпорацией и Международным агентством по гарантированию инвестиций, в том числе на рынках третьих стран.

Департамент экономического сотрудничества намерен и впредь совершенствовать условия взаимодействия с международными и национальными экономическими структурами, тем самым внося свой вклад в хозяйственный и социальный подъем России.