3.07.0915:25

Выступление Министра иностранных дел России С.В.Лаврова на совещании «Восток России и интеграция в Азиатско-Тихоокеанском регионе: вызовы и возможности», Москва, 3 июля 2009 года

1082-03-07-2009

  • de-DE1 en-GB1 es-ES1 ru-RU1 fr-FR1

Уважаемые коллеги,

Прежде всего, хотел бы поблагодарить вас за конструктивную реакцию на нашу идею провести совещание по вопросам вовлечения восточных районов России в интеграционные процессы в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

Напомню, что инициатива организации этой встречи была выдвинута год назад в ходе совещания послов и постоянных представителей России за рубежом и нашла поддержку со стороны Президента Российской Федерации Д.А.Медведева. Результатом стало соответствующее поручение Правительства Российской Федерации.

Сегодня проблемы развития российских регионов, расположенных к востоку от Урала, привлекают к себе особое внимание. Придан дополнительный импульс осуществлению принятых ранее федеральных целевых программ, разрабатывается «Стратегия социально-экономического развития Дальнего Востока, Республики Бурятия, Забайкальского края и Иркутской области на период до 2025 года».

За последний год Президент Д.А.Медведев и Председатель Правительства В.В.Путин неоднократно бывали в Сибири и на Дальнем Востоке с рабочими поездками. 21 мая в Хабаровске под председательством Президента Российской Федерации состоялось совещание по вопросам приграничного сотрудничества с Китаем и Монголией. Сегодня там же проходит совещание Совета Безопасности Российской Федерации по вопросам обеспечения безопасности и социально-экономического развития субъектов Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа. В регион регулярно выезжает первый заместитель Председателя Правительства И.И.Шувалов, отвечающий в том числе за подготовку саммита АТЭС 2012 года во Владивостоке.

Все это свидетельствует о том, что вопросы развития восточных регионов нашей страны находятся в поле постоянного внимания руководства государства. Это требует от нас еще более энергичных усилий в реализации намеченных планов, свежих идей и новых подходов, адекватных вызовам меняющейся обстановки.

Разговор о международных аспектах решения проблемы регионов Сибири и Дальнего Востока действительно давно назрел. И очень хорошо, что сегодня мы можем обсудить эти вопросы в таком широком формате – с участием представителей федеральных и региональных властей, деловых и экспертных кругов, а также – это, подчеркну, сделано впервые – российских послов в ведущих странах региона.

Азиатско-Тихоокеанский регион – зона особых интересов России. По-другому и не может быть с учетом естественной принадлежности России к АТР. И наши восточные районы должны быть частью обширного пространства Азии и Тихого океана не только географически, но и экономически. Это позволило бы в полной мере использовать «внешний ресурс» для внутреннего развития Сибири и Дальнего Востока.

Роль АТР в мировой экономике неуклонно возрастает. Здесь даже в условиях глобального финансово-экономического кризиса наблюдается динамичный рост большинства экономик, а процессы интеграции не только не затухают, но и усиливаются. За этим регионом – будущее.

В последние годы мы решительно нацеливаем нашу внешнюю политику на активное развитие отношений со странами АТР, подключение к деятельности региональных интеграционных объединений и многосторонних форумов. В то же время нельзя не видеть, что меры по укреплению экономической связки восточных регионов России с АТР остаются недостаточно эффективными, запаздывают, осуществляются несбалансированно. В результате наше внешнеполитическое «наступление» в АТР оказывается без должного торгово-инвестиционного подкрепления, не может опереться на крепкие экономические «тылы».

Между тем условия для нашего активного включения в азиатско-тихоокеанскую экономику в настоящее время складываются весьма благоприятные, а в некоторых отношениях, я бы даже сказал, уникальные.

Благодаря нормализации отношений с Китаем и выведению их на уровень стратегического партнерства вдоль нашей восточной границы создалась принципиально новая ситуация, открывающая широкие возможности для хозяйственного развития приграничных районов и Востока России в целом. Традиционно дружественным государством является Монголия – эта богатейшая «природная кладовая», нуждающаяся в сотрудничестве с Россией в целях освоения своего национального достояния и развития экономики. Большой интерес к инвестированию в российскую экономику, и прежде всего в экономику Сибири и Дальнего Востока, проявляет Япония. Значительный потенциал заложен в укрепляющемся партнерстве с Республикой Корея. Динамично развиваются двусторонние отношения со странами, входящими в Ассоциацию государств Юго-Восточной Азии.

Необходимые политические рамки для того, чтобы придать ускорение «врастанию» экономики сибирских и дальневосточных регионов в интеграционные процессы в АТР, созданы участием России во всех ведущих многосторонних региональных структурах. Первоочередного внимания в ближайший период, разумеется, требует подготовка к председательству России в 2012 году в форуме «Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество». От нас самих зависит, насколько эффективно мы сумеем воспользоваться открывающимися в этой связи возможностями для того, чтобы наглядно продемонстрировать партнерам по АТЭС потенциал экономического взаимодействия восточных территорий России со странами АТР.

Наиболее очевидное конкурентное преимущество Сибири и Дальнего Востока – их богатые природные ресурсы – приобретает особую ценность в условиях растущего дефицита энергоносителей и других сырьевых товаров в бурно развивающихся странах АТР. Наши нефть, газ, уголь, другие виды минерального сырья, лес, электроэнергия всегда будут пользоваться у соседей большим спросом. Это, конечно, плюс, по крайней мере в краткосрочном плане.

Вместе с тем продолжать и в долгосрочной перспективе делать ставку на экспорт этих товаров – значит увековечивать сырьевой характер экономики российских восточных регионов, обрекать себя на отставание. Руководство страны ориентирует на движение по инновационному пути развития экономики. Эту задачу нужно ставить во главу угла и в нашей работе по поиску достойного места Сибири и Дальнего Востока в АТР.

Для этого прежде всего необходимо создание на Востоке России современной инфраструктуры, включая энергетику, транспорт и связь. Нужна продуманная таможенная и налоговая политика, которая способствовала бы привлечению капиталовложений из-за рубежа путем создания для иностранного бизнеса благоприятного инвестиционного климата. Как свидетельствует зарубежный опыт, неотъемлемыми условиями успеха также являются обеспечение правопорядка и искоренение коррупции. При соединении этих мер с огромными возможностями Сибири и Дальнего Востока, включая накопленный здесь научно-технический потенциал и высококвалифицированную рабочую силу, мы можем рассчитывать на мощный кумулятивный эффект.

Важным направлением экономического взаимодействия регионов с внешним миром должно оставаться приграничное сотрудничество. Естественно, здесь нам следует исходить из собственных интересов, а не «плыть по течению». В частности, нужно добиваться того, чтобы соглашения о сотрудничестве между субъектами Федерации и соседними провинциями КНР в максимальной степени содействовали местным деловым кругам в работе по привлечению зарубежных капиталов и передовых технологий в базовые отрасли промышленности с учетом приоритетов инновационного развития.

Для того, чтобы обеспечить активное подключение экономики Сибири и Дальнего Востока к региональным интеграционным процессам, нужна единая линия, последовательные и согласованные усилия федерального центра и субъектов Федерации. Координирующая роль при осуществлении международных контактов, разумеется, остается за МИД России. Одновременно в том, что касается обеспечения более интенсивного продвижения производимой в этих регионах продукции и технологий на рынки стран АТР, свое веское слово, очевидно, должны сказать все профильные министерства и ведомства, в первую очередь Минэкономразвития России и Минрегион России.

Рекомендовал бы сибирским и дальневосточным регионам активнее обмениваться друг с другом информацией и успешным опытом, вырабатывать общие подходы. Важная роль в вопросах координации деятельности субъектов Федерации на азиатско-тихоокеанском направлении принадлежит полномочным представителям Президента Российской Федерации в Сибирском и Дальневосточном федеральных округах.

Знаю, что сегодня вы поговорите обо всех этих вопросах предельно откровенно, не стесняясь указывать на слабые места, сопоставляя видение ситуации с различных углов зрения, предлагая творческие рецепты решения существующих проблем. При этом хотел бы подчеркнуть высокую степень лежащей на нас ответственности. Нынешний момент объективно дает нам реальный шанс добиться прорыва в решении двуединой задачи: поставить конкурентные преимущества регионов Сибири и Дальнего Востока и имеющиеся в АТР благоприятные возможности на службу развитию страны и одновременно закрепить за Россией достойное место в формирующейся региональной экономической архитектуре.

Рассчитываю, что сегодняшний обмен мнениями принесет практические результаты. Они будут отражены в докладе Президенту Российской Федерации, который мы планируем подготовить по итогам нашего совещания.

Благодарю за внимание.

Организация по безопасности сотрудничества в Европе (ОБСЕ)

Совет Европы (СЕ)

НАТО

Европейский союз (ЕС)

x
x
Дополнительные инструменты поиска