3 July 200915:25

Speech by Minister of Foreign Affairs Sergey Lavrov at the ‘Russia’s East and Integration in the Asia-Pacific Region: Challenges and Opportunities’ Conference, Moscow, July 3, 2009

1082-03-07-2009

  • de-DE1 en-GB1 es-ES1 ru-RU1 fr-FR1

Esteemed colleagues,

First of all I would like to thank you for the constructive response to our idea to hold a conference on how to draw Russia's eastern areas into integrative processes in the Asia-Pacific Region.

Let me recall that the initiative for this meeting was brought forward a year ago at the conference of Russian ambassadors and permanent representatives abroad, and found support from President Dmitry Medvedev, resulting in the appropriate governmental instruction.

Today, developmental problems in Russia east of the Ural Mountains attract special attention. An additional impulse is imparted to the previously adopted federal target programs and a Strategy for Social and Economic Development of the Far East, the Republic of Buryatia, Transbaikalian Territory and the Irkutsk Region to 2025 is being worked out.

During the past year President Medvedev and Prime Minister Vladimir Putin have repeatedly traveled to Siberia and the Russian Far East on working visits. On May 21, a conference on cross-border cooperation with China and Mongolia took place in Khabarovsk under the President's chairmanship. Today, also there, the Russian Security Council meets in session to discuss security and socioeconomic development for the constituent entities of the Federation that are part of the Far Eastern Federal District. First Deputy Prime Minister Igor Shuvalov, responsible, among other things, for the preparation of the 2012 APEC summit in Vladivostok, regularly visits the region.

All of this shows that development issues in our country's east are in the field of constant attention of the state's leadership. This requires of us even more vigorous implementation efforts, fresh ideas and new approaches adequate to the challenges of a changing environment.

A discourse on international aspects in dealing with the problem of Siberia and the Russian Far East is really long overdue. And it is very good that today we can discuss these questions in such a broad format – involving the representatives of federal and regional authorities, business and expert circles and also – this, I shall stress, for the first time – the Russian ambassadors to major countries of the region.

The Asia-Pacific Region is a zone of Russia's special interests. Nor can it be otherwise – given that Russia naturally belongs there. And our eastern areas must be a part of this vast Asia-Pacific expanse not only geographically, but also economically. This would enable making full use of the "external resource" for the internal development of Siberia and our Far East.

The APR's role in the world economy is steadily increasing. Here even in conditions of the global financial and economic crisis the dynamic growth of most economies is observed, and far from fading, the integrative processes intensify. The future belongs to this region.

In recent years we resolutely aim our foreign policy at the active development of relations with the AP countries and engagement in the activities of regional integrative associations and multilateral fora. But at the same time we cannot but see that the measures to strengthen the economic link of Russia's eastern regions with the APR remain insufficiently effective, have lags and are being carried out in an unbalanced way. As a result our foreign policy "offensive" in the APR turns out to be without proper commercial and investment reinforcements and cannot rely upon strong economic logistics capabilities.

Yet very favorable, and in some respects I would even say unique, conditions are now evolving for our active integration into the Asian-Pacific economy.

Thanks to the normalization of relations with China and their elevation to a strategic partnership a fundamentally new situation has emerged along our eastern boundary that opens up broad opportunities for the economic development of the border areas and Russia's East as a whole. A traditionally friendly state is Mongolia – an immensely rich "natural storeroom" – in need of cooperation with Russia to tap its national wealth and to develop the economy. Japan shows big interest in investing in our economy, and above all in the economy of Siberia and our Far East. A significant potential lies in the ever-stronger partnership with the Republic of Korea. Bilateral relations are dynamically evolving with the countries that form the Association of Southeast Asian Nations.

The requisite political framework for accelerating the Siberian and far eastern economy's growing into AP integrative processes has been created with Russian participation in all leading multilateral regional structures. Primary near-term attention should, of course, be paid to the preparations for Russia's chairmanship of the Asia Pacific Economic Cooperation forum in 2012. It depends on us ourselves how effectively we will be able to use the opportunities opening up in this connection to vividly demonstrate to APEC partners the potential of economic interaction between Russia's eastern territories and the AP countries.

The most obvious competitive advantage of Siberia and our Far East – their rich natural resources – is acquiring special value in the conditions of a growing shortage of energy carriers and other raw material goods in the fast developing AP countries. Our oil, gas, coal, other crude minerals, timber and electricity will always enjoy great demand among our neighbors. Of course, this is a plus, at least in the short term.

At the same time to place a long-term bet on the export of these goods means to perpetuate the raw-material character of the economy of Russia's eastern regions and to condemn ourselves to lagging. The country's leadership orients them toward movement along the innovative path of economic development. We must also place this task as paramount in our search for a worthy place for Siberia and the Russian Far East in the AP region.

This calls primarily for the creation of a modern infrastructure, including energy, transport and communications in eastern Russia. A well-thought-out customs and tax policy is needed to help attract foreign investments through creating a favorable investment climate for foreign business. As attested by foreign experience, robust law enforcement and the eradication of corruption are the other essential conditions for success. By combining these measures with the huge possibilities of Siberia and our Far East, including their accumulated scientific-technical potential and highly skilled workforce, we can look forward to a powerful cumulative effect.

Cross-border cooperation should remain an important thrust area for the regions' economic interaction with the outside world. Naturally we should proceed from our own interests here, not "swim with the stream." In particular, we need to ensure that cooperation agreements between Federation constituents and the PRC's neighboring provinces maximally help local business circles in attracting foreign capital and advanced technology to key sectors with due regard to innovative development priorities.

To actively engage the Siberian and far eastern economy in the regional integrative processes, a unified policy is needed – consistent and concerted efforts of the federal center and the Federation constituents. The Ministry of Foreign Affairs naturally retains a coordinating role in the pursuit of international contacts. Simultaneously where more intensive introduction of these regions' products and technologies into AP countries' markets is concerned, all our specialized ministries and departments, primarily the Ministry of Economic Development and Trade and the Ministry of Regional Development should obviously have their weighty say.

I would recommend that the Siberian and far eastern regions exchange information and successful experience and develop common approaches more actively. An important role in the coordination of activities of the Federation constituents in the Asian-Pacific sector belongs to the plenipotentiary presidential representatives in the Siberian and Far Eastern Federal Districts.

I know that today you will discuss all these issues most candidly, not shying away from pin-pointing weaknesses while comparing visions of the situation from different points of view and offering creative remedies for problems. And I would like to stress the high degree of responsibility that rests with you. The present moment objectively gives us a real chance to achieve a breakthrough in a two-fold effort to place the competitive advantages of Siberia and our Far East and the favorable opportunities offered in the AP region at the service of national development and to simultaneously secure a worthy place for Russia in an emerging regional economic architecture.

I hope that the present exchange of opinions will produce practical results. They will be reflected in the report to the President of the Russian Federation, which we plan on preparing in the wake of our conference.

Thank you for your attention.

Organization for Security and Co-operation in Europe (OSCE)

Council of Europe (CoE)

NATO (North Atlantic Treaty Organization)

European Union (EU)

x
x
Advanced settings

3.07.0915:25

Выступление Министра иностранных дел России С.В.Лаврова на совещании «Восток России и интеграция в Азиатско-Тихоокеанском регионе: вызовы и возможности», Москва, 3 июля 2009 года

1082-03-07-2009

  • de-DE1 en-GB1 es-ES1 ru-RU1 fr-FR1

Уважаемые коллеги,

Прежде всего, хотел бы поблагодарить вас за конструктивную реакцию на нашу идею провести совещание по вопросам вовлечения восточных районов России в интеграционные процессы в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

Напомню, что инициатива организации этой встречи была выдвинута год назад в ходе совещания послов и постоянных представителей России за рубежом и нашла поддержку со стороны Президента Российской Федерации Д.А.Медведева. Результатом стало соответствующее поручение Правительства Российской Федерации.

Сегодня проблемы развития российских регионов, расположенных к востоку от Урала, привлекают к себе особое внимание. Придан дополнительный импульс осуществлению принятых ранее федеральных целевых программ, разрабатывается «Стратегия социально-экономического развития Дальнего Востока, Республики Бурятия, Забайкальского края и Иркутской области на период до 2025 года».

За последний год Президент Д.А.Медведев и Председатель Правительства В.В.Путин неоднократно бывали в Сибири и на Дальнем Востоке с рабочими поездками. 21 мая в Хабаровске под председательством Президента Российской Федерации состоялось совещание по вопросам приграничного сотрудничества с Китаем и Монголией. Сегодня там же проходит совещание Совета Безопасности Российской Федерации по вопросам обеспечения безопасности и социально-экономического развития субъектов Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа. В регион регулярно выезжает первый заместитель Председателя Правительства И.И.Шувалов, отвечающий в том числе за подготовку саммита АТЭС 2012 года во Владивостоке.

Все это свидетельствует о том, что вопросы развития восточных регионов нашей страны находятся в поле постоянного внимания руководства государства. Это требует от нас еще более энергичных усилий в реализации намеченных планов, свежих идей и новых подходов, адекватных вызовам меняющейся обстановки.

Разговор о международных аспектах решения проблемы регионов Сибири и Дальнего Востока действительно давно назрел. И очень хорошо, что сегодня мы можем обсудить эти вопросы в таком широком формате – с участием представителей федеральных и региональных властей, деловых и экспертных кругов, а также – это, подчеркну, сделано впервые – российских послов в ведущих странах региона.

Азиатско-Тихоокеанский регион – зона особых интересов России. По-другому и не может быть с учетом естественной принадлежности России к АТР. И наши восточные районы должны быть частью обширного пространства Азии и Тихого океана не только географически, но и экономически. Это позволило бы в полной мере использовать «внешний ресурс» для внутреннего развития Сибири и Дальнего Востока.

Роль АТР в мировой экономике неуклонно возрастает. Здесь даже в условиях глобального финансово-экономического кризиса наблюдается динамичный рост большинства экономик, а процессы интеграции не только не затухают, но и усиливаются. За этим регионом – будущее.

В последние годы мы решительно нацеливаем нашу внешнюю политику на активное развитие отношений со странами АТР, подключение к деятельности региональных интеграционных объединений и многосторонних форумов. В то же время нельзя не видеть, что меры по укреплению экономической связки восточных регионов России с АТР остаются недостаточно эффективными, запаздывают, осуществляются несбалансированно. В результате наше внешнеполитическое «наступление» в АТР оказывается без должного торгово-инвестиционного подкрепления, не может опереться на крепкие экономические «тылы».

Между тем условия для нашего активного включения в азиатско-тихоокеанскую экономику в настоящее время складываются весьма благоприятные, а в некоторых отношениях, я бы даже сказал, уникальные.

Благодаря нормализации отношений с Китаем и выведению их на уровень стратегического партнерства вдоль нашей восточной границы создалась принципиально новая ситуация, открывающая широкие возможности для хозяйственного развития приграничных районов и Востока России в целом. Традиционно дружественным государством является Монголия – эта богатейшая «природная кладовая», нуждающаяся в сотрудничестве с Россией в целях освоения своего национального достояния и развития экономики. Большой интерес к инвестированию в российскую экономику, и прежде всего в экономику Сибири и Дальнего Востока, проявляет Япония. Значительный потенциал заложен в укрепляющемся партнерстве с Республикой Корея. Динамично развиваются двусторонние отношения со странами, входящими в Ассоциацию государств Юго-Восточной Азии.

Необходимые политические рамки для того, чтобы придать ускорение «врастанию» экономики сибирских и дальневосточных регионов в интеграционные процессы в АТР, созданы участием России во всех ведущих многосторонних региональных структурах. Первоочередного внимания в ближайший период, разумеется, требует подготовка к председательству России в 2012 году в форуме «Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество». От нас самих зависит, насколько эффективно мы сумеем воспользоваться открывающимися в этой связи возможностями для того, чтобы наглядно продемонстрировать партнерам по АТЭС потенциал экономического взаимодействия восточных территорий России со странами АТР.

Наиболее очевидное конкурентное преимущество Сибири и Дальнего Востока – их богатые природные ресурсы – приобретает особую ценность в условиях растущего дефицита энергоносителей и других сырьевых товаров в бурно развивающихся странах АТР. Наши нефть, газ, уголь, другие виды минерального сырья, лес, электроэнергия всегда будут пользоваться у соседей большим спросом. Это, конечно, плюс, по крайней мере в краткосрочном плане.

Вместе с тем продолжать и в долгосрочной перспективе делать ставку на экспорт этих товаров – значит увековечивать сырьевой характер экономики российских восточных регионов, обрекать себя на отставание. Руководство страны ориентирует на движение по инновационному пути развития экономики. Эту задачу нужно ставить во главу угла и в нашей работе по поиску достойного места Сибири и Дальнего Востока в АТР.

Для этого прежде всего необходимо создание на Востоке России современной инфраструктуры, включая энергетику, транспорт и связь. Нужна продуманная таможенная и налоговая политика, которая способствовала бы привлечению капиталовложений из-за рубежа путем создания для иностранного бизнеса благоприятного инвестиционного климата. Как свидетельствует зарубежный опыт, неотъемлемыми условиями успеха также являются обеспечение правопорядка и искоренение коррупции. При соединении этих мер с огромными возможностями Сибири и Дальнего Востока, включая накопленный здесь научно-технический потенциал и высококвалифицированную рабочую силу, мы можем рассчитывать на мощный кумулятивный эффект.

Важным направлением экономического взаимодействия регионов с внешним миром должно оставаться приграничное сотрудничество. Естественно, здесь нам следует исходить из собственных интересов, а не «плыть по течению». В частности, нужно добиваться того, чтобы соглашения о сотрудничестве между субъектами Федерации и соседними провинциями КНР в максимальной степени содействовали местным деловым кругам в работе по привлечению зарубежных капиталов и передовых технологий в базовые отрасли промышленности с учетом приоритетов инновационного развития.

Для того, чтобы обеспечить активное подключение экономики Сибири и Дальнего Востока к региональным интеграционным процессам, нужна единая линия, последовательные и согласованные усилия федерального центра и субъектов Федерации. Координирующая роль при осуществлении международных контактов, разумеется, остается за МИД России. Одновременно в том, что касается обеспечения более интенсивного продвижения производимой в этих регионах продукции и технологий на рынки стран АТР, свое веское слово, очевидно, должны сказать все профильные министерства и ведомства, в первую очередь Минэкономразвития России и Минрегион России.

Рекомендовал бы сибирским и дальневосточным регионам активнее обмениваться друг с другом информацией и успешным опытом, вырабатывать общие подходы. Важная роль в вопросах координации деятельности субъектов Федерации на азиатско-тихоокеанском направлении принадлежит полномочным представителям Президента Российской Федерации в Сибирском и Дальневосточном федеральных округах.

Знаю, что сегодня вы поговорите обо всех этих вопросах предельно откровенно, не стесняясь указывать на слабые места, сопоставляя видение ситуации с различных углов зрения, предлагая творческие рецепты решения существующих проблем. При этом хотел бы подчеркнуть высокую степень лежащей на нас ответственности. Нынешний момент объективно дает нам реальный шанс добиться прорыва в решении двуединой задачи: поставить конкурентные преимущества регионов Сибири и Дальнего Востока и имеющиеся в АТР благоприятные возможности на службу развитию страны и одновременно закрепить за Россией достойное место в формирующейся региональной экономической архитектуре.

Рассчитываю, что сегодняшний обмен мнениями принесет практические результаты. Они будут отражены в докладе Президенту Российской Федерации, который мы планируем подготовить по итогам нашего совещания.

Благодарю за внимание.

Организация по безопасности сотрудничества в Европе (ОБСЕ)

Совет Европы (СЕ)

НАТО

Европейский союз (ЕС)

x
x
Дополнительные инструменты поиска