Публикатор

3.11.0320:46

ВЫСТУПЛЕНИЕ ЗАМЕСТИТЕЛЯ МИНИСТРА ФИНАНСОВ РОССИИ В.Б.ВОЛКОВА В ПЯТОМ КОМИТЕТЕ 58-Й СЕССИИ ГА ООН ПО П.121 ПОВЕСТКИ ДНЯ «ПРЕДЛАГАЕМЫЙ БЮДЖЕТ ООН ПО ПРОГРАММАМ НА 2004-2005 ГГ.» 29 ОКТЯБРЯ 2003 ГОДА

2485-03-11-2003

 

Уважаемый господин Председатель,

Прежде всего, позвольте выразить признательность Генеральному секретарю ООН г-ну Кофи Аннану за представление проекта регулярного бюджета Организации на предстоящий двухлетний период. Мы ценим то внимание, которое Генеральный секретарь уделяет вопросам надлежащего функционирования бюджетных механизмов в ООН. Слова нашей благодарности адресованы также председателям Консультативного комитета по административным и бюджетным вопросам (ККАБВ) и Комитета по программе и координации (КПК) за представление соответствующих докладов этих органов по проекту бюджета.

Г-н Председатель,

Обсуждение бюджета Организации на 2004-2005 гг. на нынешней сессии Генеральной Ассамблеи ООН проходит в условиях активного обсуждения вопросов о роли ООН в современном мире, об укреплении международной безопасности во всех её измерениях, о солидарном и адекватном ответе международного сообщества на вызовы нового времени. Мы глубоко убеждены в необходимости укрепления роли ООН как незаменимого инструмента поддержания международного мира и безопасности и мобилизации её уникальных возможностей для противодействия как новым, так и старым угрозам.

Для выполнения этой многоплановой задачи ООН должна постоянно наращивать свои оперативные возможности и повышать эффективность исполнительных механизмов. Именно под этим углом зрения мы подходим к рассмотрению проекта бюджета ООН по программам на 2004-2005 гг.

В прошлогоднем решении о набросках бюджета на 2004-2005 гг. Генассамблея определила приоритетными видами деятельности ООН поддержание международного мира и безопасности, содействие экономическому росту и устойчивому развитию, прежде всего в Африке, поощрение прав человека, борьбу с международным терроризмом во всех его формах и проявлениях, укрепление правосудия и международного права, разоружение и эффективную координацию усилий по оказанию гуманитарной помощи. Пересмотренный среднесрочный план ООН на 2002-2005 гг. является директивной основой проекта бюджета на 2004-2005 гг., поэтому мы в целом поддерживаем представленный документ и предлагаемые Генсекретарём меры по перераспределению ограниченных ресурсов ООН с учётом установленных государствами-членами приоритетов, задач и мандатов. Проект бюджета содержит переброску ресурсов между подпрограммами в рамках отдельных программ для финансирования приоритетов, и общий реальный рост объёма ресурсов в целом составляет 0,5%. При этом предлагается сократить 912 регулярных мероприятий. На наш взгляд, возможен и более серьёзный поиск неэффективных и устаревших мероприятий. Бюджет должен стать реальным инструментом проведения реформы ООН, повышения эффективности её исполнительных механизмов и наращивания оперативных возможностей при рационализации расходов и секретариатских структур.

Г-н Председатель,

Хотели бы подчеркнуть, что важнейшей задачей в ходе подготовки и рассмотрения бюджета является выявление устаревших и неэффективных программ и мероприятий, за счёт сокращения или замораживания расходов на которые можно было бы высвобождать ресурсы для финансирования высокоприоритетных видов деятельности, в том числе и для изыскания дополнительных резервов для обеспечения полноценного функционирования постов УКГВ из регулярного бюджета. Новый метод составления бюджета может и должен помочь эффективному перераспределению ресурсов и поиску областей, где вполне реально осуществлять экономию ресурсов ООН без ущерба для утверждённых приоритетов.

Более развёрнуто наше видение реформы бюджетного процесса российская делегация изложит в рамках соответствующего пункта повестки дня. Тем не менее, я коснусь некоторых моментов в преломлении к представленному проекту бюджета.

Мы хотели бы отметить значительный прогресс в совершенствовании формата бюджета. Он стал более кратким и стратегическим. Предисловие и введение к нему дают чёткое понимание основных параметров, приоритетов и задач бюджета. Улучшена и методология бюджетирования, ориентированного на конкретные результаты: в программу работы включены показатели достижения результатов, также добавлены, для их оценки, базовые данные и цели. Цели, достижения и показатели установлены и для компонента руководства и управления. Всё это важно для использования бюджета как практического инструмента, позволяющего ориентироваться не на процессы, а на результаты, и повышающего ответственность менеджеров программ. Скажем больше: новый формат бюджета должен обеспечивать максимальную отдачу от вложенных в программы и проекты средств, повышение эффективности реализации утверждённых государствами-членами мандатов и более жёсткий контроль за использованием ограниченных ресурсов ООН. Именно с таким пониманием мы подходим к рассмотрению предлагаемого бюджета, который должен быть нацелен на консолидацию усилий государств-членов и приоритезацию деятельности Организации.

Следует отметить, что новый, достаточно продвинутый формат бюджета подразумевает повышение эффективности и отдачи от работы Секретариата. При этом, очевидно, что реформа бюджета значительно определила реформу в области управления людскими ресурсами в том, что касается совершенствования системы оценки работы сотрудников, делегирования полномочий, укрепления системы отчётности и ответственности. Таким образом, есть опасность того, что бюджетирование, ориентированное на конкретные результаты, без изменений в системе практической работы сотрудников Секретариата, исполняющих бюджет, станет интересным теоретическим упражнением без практической отдачи. Ещё один непростой момент – в нынешнем проекте бюджета мы не нашли тесной и конкретной увязки ресурсов с мероприятиями. Такая увязка важна государствам-членам для анализа эффективности программ – сколько стоит та или иная программа, достигаются ли нужные результаты за счёт вложенных средств.

Что касается уровня бюджетных расходов, то очевидно, что по этому одновременно и финансовому, и политическому вопросу явно предстоят сложные переговоры. В самом проекте бюджета заложена сумма в 3058,2 млн.долл. Однако, мы знаем, что к этой цифре будут существенные т.н. «добавления» на приоритетные виды деятельности. В этой связи возникает вопрос, как эти запрашиваемые в оперативном порядке ресурсы будут учитываться в рамках согласования окончательного уровня бюджета? Где изыскать средства для покрытия этих расходов? Здесь, на наш взгляд, меры возможной экономии следует искать, в частности, в таких областях, как администрация, общее обслуживание, поездки, расходы на консультантов, поиск дополнительной экономии от инвестиций в информационные технологии. На целый ряд областей, где вполне реальны рационализация деятельности Секретариата и повышение эффективности его рабочих процессов, указывается в докладе ККАБВ. Безусловно, большое значение будет иметь сумма пересчета бюджета с учётом инфляции и валютных курсов. Мы – против политизации данного вопроса, т.к. механизм пересчета является техническим средством выхода на окончательную сумму бюджетных расходов. Что касается осуществления пересчета этого бюджета, то мы поддерживаем соответствующую рекомендацию ККАБВ. Согласны и с рекомендациями Комитета по доле вакантных должностей и по реклассификациям постов. Кстати, у нас вызывает настороженное отношение увеличение в проекте бюджета предлагаемых должностей и реклассификаций вверх, свидетельствующих о, строго говоря, «разбухании» бюрократического аппарата и экстенсивном подходе к выполнению Секретариатом своей работы, что заставляет усомниться в успехе реформ, проводимых не качеством, а количеством.

Далее не можем не сказать о предлагаемом увеличении расходов на профессиональную подготовку персонала и информационные технологии. В отношении первого необходимо решить вопрос обеспечения эффективного механизма контроля за переподготовкой персонала, с тем чтобы избегать формального подхода к этому вопросу, а добиваться реального повышения производительности труда и отдачи от каждого доллара, вложенного в эту сферу. Проблему наличия в ООН профессионального персонала надо решать гибкой и эффективной кадровой политикой в целом ряде случаев. Что касается информтехнологий, то здесь речь должна идти о трезвой оценке реальной отдачи от многомиллионных инвестиций, включая возможное перераспределение персонала, сделанных в эту сферу за последние годы, а не о новых вливаниях.

В заключение, господин Председатель, позвольте Вас заверить в том, что наша делегация намерена конструктивно участвовать в работе над проектом бюджета, дабы после его утверждения он стал реальным планом действий и инструментом управления ООН на следующее двухлетие.

Благодарю Вас.