Публикатор

24.08.0722:46

КОМИССИЯ ПО МЕЖДУНАРОДНОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЕ (Справочная информация)

24-08-2007

 

Комиссия по международной гражданской службе (КМГС) образована в декабре 1974 года, когда Генеральная Ассамблея ООН (ГА) своей резолюцией 3357 (XXIX) одобрила статут КМГС, завершив тем самым почти 30-ти летний процесс поступательного формирования принципов, положенных в основу деятельности Комиссии.

КМГС состоит из 15 членов (из которых Председатель и его заместитель являются постоянными членами), назначаемых Генеральной Ассамблеей сроком на 4 года с возможностью последующего переизбрания на очередной срок полномочий. Члены Комиссии избираются в личном качестве как лица с признанным авторитетом, имеющие значительный опыт руководящей работы в сфере государственно-административных структур или в смежных областях, особенно в области руководства кадрами. Они призваны исполнять свои обязанности совершенно независимо и беспристрастно, не запрашивая указания у какого бы то ни было правительства или секретариата или ассоциации персонала той или иной организации общей системы ООН, и не получая от них таковых.

Комиссия является органом, подотчетным непосредственно Генеральной Ассамблее ООН. По ряду аспектов функционирования общей системы Комиссия принимает самостоятельные решения, обязательные для исполнения спецучреждениями, а по другим вопросам выносит рекомендации Генеральной Ассамблее, которая принимает окончательные решения. К первой категории относятся вопросы методологии определения условий службы, классификации

мест службы для индексации окладов с учетом роста стоимости жизни (т.н. система коррективов по месту службы) и норм выплаты части надбавок и пособий. Ко второй - вопросы обновления шкал окладов и системы коррективов по месту службы для сотрудников категории специалистов, принципов определения условий службы и стандартов управления людскими ресурсами, налогообложения персонала и некоторые другие.

Одним из наиболее деликатных вопросов, находящихся в ведении Комиссии является определение уровня оплаты международных гражданских служащих. Здесь необходимо соблюсти баланс интересов государств, осуществляющих взносы в бюджеты международных организаций и самих организаций, заинтересованных в привлечении высококвалифицированных служащих.

В основе определения уровня окладов персонала принятого на международной основе (есть еще технический персонал принимаемый на месте) лежит т.н. принцип Ноблемера по имени председателя комитета экспертов Лиги Наций. Этот принцип предусматривает, что организации системы ООН должны иметь возможность набирать на работу персонал из любой страны. Поэтому условия службы международного персонала должны быть привлекательными для граждан страны, с наиболее высокой заработной платой. При этом исходят из того, что зарплата в международных секретариатах должна быть несколько выше (в диапазоне от 10 до 20 проц.), чем в наиболее высокооплачиваемой национальной гражданской службе мира, в первую очередь для того, чтобы компенсировать международным чиновникам дополнительные расходы, связанные с проживанием за пределами своей страны (т.н. фактор экспатриации).

В соответствии со своим мандатом КМГС призвана вырабатывать единые стандарты классификации постов, подбора и найма персонала, устанавливать общие шкалы окладов, пособий и надбавок, создавать единообразные условия службы международных гражданских служащих.

В результате выработки Комиссией единых стандартов области регулирования условий службы международной гражданской службы, подготовки ее Секретариатом уникальных экспертных наработок по обзору условий службы и классификации должностей появляющиеся за пределами системы ООН международные и не входящие в систему ООН, все чаще заимствуют этот опыт, принимают за основу и шкалу окладов и пособий общей системы, ее стандарты в области градации должностей, или ориентируются на них. К таким организациям относятся, в частности, Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), Организация по запрещению химического оружия (О3ХО), Организация договор по запрещению испытаний ядерного оружия (ОДВЗЯИ), Аппарат Высокого представителя в Боснии и Герцеговине (АВП) и др. Благодаря высокому профессионализму в своей работе КМГС завоевала авторитет у Совета Европы и других европейских структур (ЕС, НАТО), с которыми у секретариата КМГС налажен тесный контакт и постоянный обмен информацией и которые активно используют наработки Комиссии в области регулирования условий службы своих международных чиновников.

Уникальной базой данных и экспертизой КМГС пользуются и государства-члены в рамках разработки принципов и стандартов для своих национальных гражданских служб.

Следует отметить, что богатый опыт Комиссии по международной гражданской службе довольно успешно используется в последние годы в кадровой и административной политике Министерства иностранных дел Российской Федерации. В частности, внедрена и дает неплохие результаты конкурсная система замещения должностей в загранучреждениях. Разрабатывается научно обоснованная объективная шкала заработной платы сотрудников загранучреждений в зависимости от страны, в которой находится посольство, консульство или представительство. Развивается система контрактных взаимных обязательств между сотрудниками и Министерством.

Достижения Комиссии за последние 30 лет в рамках осуществления своего мандата совсем не означают, что ее потенциал исчерпан, а задачи, поставленные перед ней Генеральной Ассамблеей ООН, реализованы в полном объеме. КМГС призвана и в дальнейшем развивать единые стандарты и нормы, регулирующие условия службы международных гражданских служащих, в интересах укрепления общей системы ООН.