Выступление Постоянного представителя Российской Федерации при ОБСЕ А.К.Лукашевича на заседании Постоянного совета ОБСЕ, Вена, 2 марта 2017 года

410-03-03-2017

О ситуации на Украине и необходимости

выполнения Минских договоренностей

 

Уважаемый господин Председатель,

Несмотря на все, что происходит сейчас на Украине, мы считаем Минские договоренности безальтернативной основой мирного урегулирования. Для их воплощения в жизнь необходимы политическая воля Киева, которая пока отсутствует, а также добросовестный прямой диалог с Донецком и Луганском, от которого Киев продолжает уклоняться.

Мы все читаем доклады СММ. Бессмысленно пытаться манипулировать статистикой обстрелов. Наблюдатели проверили информацию о попытке захвата ВСУ Донецкой фильтровальной станции. 24 февраля беспилотник Миссии зафиксировал повреждения хранилища хлора в результате обстрела из 82 мм минометов с северного направления – т.е. с позиций ВСУ. Только по данным СММ, за период с 17 по 28 февраля с позиций, где дислоцируются силовики, 9 раз были обстреляны населенные пункты под контролем ополчения. В результате ранена женщина в Красном Партизане, разрушены и повреждены дома в Ясиноватой, Коминтерново, Еленовке и Золотом-5. В нарушение «Комплекса мер» и Дополнения к нему за 17-28 февраля наблюдателями обнаружено 75 единиц военной техники ВСУ. Помимо этого, у линии соприкосновения зафиксировано более 100 БТРов силовиков, а сразу за пределами линий отвода – около 200 единиц военной техники ВСУ.

Обострение на линии соприкосновения провоцирует тот, кому это выгодно – киевские власти. Прекращение обстрелов и отвод вооружений для жителей Донецка и Луганска дали бы возможность восстановить все то, что было разрушено киевскими обстрелами, означали бы спокойную, мирную жизнь, налаживание быта, подготовку к проведению выборов, к дальнейшему выполнению всех аспектов «Комплекса мер».

Для Киева же в таком случае резко сократились бы возможности списывать на боевые действия многочисленные внутренние проблемы с коррупцией, ухудшение экономического положения населения, политическую неразбериху. Более того это означало бы необходимость реализации политических обязательств. Надо вводить в действие закон об особом статусе, реанимировать согласование аспектов местных выборов, оформлять амнистию, а главное, провести конституционную реформу. На это Киев явно не хочет идти, а потому саботирует реализацию Минских договоренностей. Даже односторонние, не согласованные с Донбассом, поправки в конституцию были заморожены. 31 августа еще 2015 г. они были приняты Верховной Радой в первом чтении, но с тех пор никаких подвижек нет.

Подтверждение тому – очередной отказ Украины на вчерашнем заседании Контактной группы обсуждать «формулу Штайнмайера» под надуманными предлогами.

Договороспособность киевских властей вызывает в целом большие сомнения. Сколько перемирий ни согласовывалось, каждое из них Киев срывал. Только в феврале стороны договаривались об отводе вооружений сначала с 5-го числа, затем с 20-го. Бесполезно. Киев продолжает поддерживать напряженность на линии соприкосновения. Была обстреляна минометами, потом захвачена Донецкая фильтровальная станция (ДФС). На 27 февраля Донецк предлагал провести синхронный отвод сил, но Киев опять увиливает. Еще на видеоконференции Контактной группы 26 января предлагалось создать вокруг ДФС зону, свободную от вооружений или формирований. Это предложение неоднократно повторялось, но Киев остается глух.

Надежда, тем не менее, остается. Рассчитываем, что на этот раз Киев не будет срывать разведение сил на участке Станицы Луганской, намеченное на 7 марта. Остается в силе и наш призыв как можно скорее осуществить отвод тяжелых вооружений от линии соприкосновения. Не соответствуют действительности утверждения, будто бы Украина все вооружения, указанные в переданных СММ списках, отвела. Данные СММ это опровергают.

Поддерживаем намерение СММ плотнее наблюдать за ситуацией вдоль линии соприкосновения, использовать дополнительные технические средства для фиксации нарушений прекращения огня, ситуации на участках разведения сил. Огромные ресурсы, сопоставимые со всем сводным бюджетом ОБСЕ, имеющиеся в распоряжении СММ, позволяют нарастить возможности, которые оказались наиболее эффективными. По-прежнему уверены, что, вкладывая в СММ такие средства, мы можем рассчитывать на более подробную отчетность. Это касается не только зоны конфликта, но и остальной территории Украины.

Мы справедливо много внимания уделяем гуманитарной ситуации в Донбассе. Политика Киева свидетельствует о том, что ему нужны территории, но не проживающие там люди. Как иначе объяснить запрет на работу банковской системы, ликвидацию в регионе системы социальных и пенсионных выплат, лишение доступа к общеукраинскому учету записей актов гражданского состояния, препятствия работе транспорта, жизнеобеспечивающих систем водо-, газо- и энергоснабжения, создание искусственных препон для поездок через линию соприкосновения? Нельзя иначе понимать и пресловутые лозунги президента Петра Порошенко – «их дети будут сидеть в подвалах, так победим!»

Антигуманное отношение Киева к жителям Донбасса – если кто-то еще не разглядел после систематических неизбирательных обстрелов жилых кварталов – полностью раскрывает блокада всех видов торговли с Донбассом. Устранить блокаду – это требование не только населения Донбасса, но в том числе скоординированный сигнал «нормандской четверки», с которым, как мы понимаем, согласен и официальный Киев. Однако на практике власти попустительствовали блокаде, довели ситуацию до крайности. Один из инициаторов блокады – депутат Верховной Рады Семен Семенченко заявил в своем видеоблоге сегодня, что если уголь из Донбасса будет поставляться на Украину через территорию России, боевики «АТО» заблокируют восемь главных железнодорожных веток на границе.

Киев самоустранился от выполнения своих обязанностей в отношении народа Донбасса и не желает реинтегрировать регион в свое правовое поле на согласованных условиях минского «Комплекса мер». Правительство лишило значительную часть граждан Украины возможности пользоваться рядом фундаментальных прав, отказавшись от выдачи им необходимых документов. Власти Донецка и Луганска были вынуждены компенсировать этот недостаток изданием собственных документов.

Указ Президента Российской Федерации от 18 февраля 2017 г. «О признании документов и регистрационных знаков транспортных средств, выданных гражданам Украины и лицам без гражданства, постоянно проживающим на территориях отдельных районов Донецкой и Луганской областей Украины» нацелен на создание условий для полноценной реализации их прав и свобод. Без признания документов, удостоверяющих личность, документов об образовании, свидетельств о рождении и заключении брака ни один человек не может полноценно реализовывать свои права.

Этот гуманный шаг ничем не нарушает Минские договоренности и даже не затрудняет их выполнение. Напротив, дает жителям Донбасса дополнительную уверенность в завтрашнем дне, возможность удовлетворить элементарные потребности, а киевским властям – лишний повод задуматься над необходимостью не затягивать с предоставлением отдельным районам Донбасса обещанного особого статуса.

В отличие от украинского режима, излюбленными инструментами которого стали отключения воды и электричества, Россия исходит, прежде всего, из соображений гуманности. Ничто не запрещает признавать основные документы, необходимые для реализации прав и свобод граждан, выданные властями, которые не пользуются международным признанием. Такие прецеденты существуют.

Напомним, эта мера временная – «на период до политического урегулирования ситуации в отдельных районах Донецкой и Луганской областей на основании Минских соглашений».

Что действительно затрудняет выполнение Минских договоренностей, так это беспочвенные рассуждения о передаче контроля над границей до местных выборов и другие фантазии, противоречащие духу и букве «Комплекса мер».

Благодарю за внимание.

Показывается результатов: 1.

Новостная лента

Новостная лента

Показывается результатов: 1 - 5 из 38 859.