11.04.1614:31

Выступление и ответы на вопросы СМИ Министра иностранных дел России С.В.Лаврова в ходе совместной пресс-конференции по итогам переговоров с Начальником Федерального департамента (Министром) иностранных дел Швейцарии Д.Буркхальтером, Москва, 11 апреля 2016 года

  • ru-RU1 fr-FR1 en-GB1

1 из 7 фотографий в альбоме

Уважаемые дамы и господа,

Мы провели переговоры с моим швейцарским коллегой Начальником Федерального департамента (Министром) иностранных дел Швейцарии Д.Буркхальтером, который находится в России с рабочим визитом.  

Мы поговорили по многим вопросам наших двусторонних отношений и по широкой международной и региональной тематике.

Мы едины в том, что российско-швейцарское взаимодействие развивается поступательно в атмосфере взаимного уважения, учета интересов друг друга. У нас нет каких-либо значимых проблем или разногласий.

Заинтересованы, чтобы это сотрудничество продолжалось. Нам удалось в текущей непростой ситуации в мире не допустить паузы в двустороннем политическом диалоге, продолжить сотрудничество между нашими парламентариями, министерствами иностранных дел и другими структурами правительств России и Швейцарской Конфедерации. Сегодня с обеих сторон был четко подтвержден курс на развитие всестороннего сотрудничества.

Мы хотим интенсифицировать и диверсифицировать наше взаимодействие. Для этого есть созданные некоторое время назад и хорошо функционирующие механизмы в самых разных сферах, в том числе по линии органов исполнительной власти, регионов России и кантонов Швейцарии, между деловыми кругами и общественными организациями наших стран. Мы будем заинтересованы в том, чтобы углубляя взаимодействие по существующим направлениям, искать новые сферы приложения усилий в интересах взаимовыгодных проектов.

Довольны тем, как сотрудничают внешнеполитические ведомства. Мы делаем это на основе ежегодных планов консультаций, которые весьма насыщены и содержат порядка 20 специальных мероприятий, прежде всего консультаций. Сегодня мы еще раз поздравили друг друга с памятной датой в двусторонних отношениях: 18 марта исполнилось 70 лет с даты восстановления наших дипломатических отношений.

Рассмотрели вопросы, связанные с очень важной функцией, которую выполняет Швейцария, именно представительство интересов России в Грузии и Грузии в России. Мы поблагодарили наших швейцарских коллег за неизменно добросовестное и эффективное выполнение этого мандата, а также за предоставление Женевы в качестве «площадки» для проведения дискуссий по вопросам безопасности и стабильности в Закавказье. Это является единственной платформой, на которой встречаются представители Грузии, Абхазии и Южной Осетии вместе с представителями международного сообщества в лице ООН, ОБСЕ, Евросоюза, России и США.

Важным блоком наших переговоров и отношений в целом является проблематика безопасности на европейском континенте. Мы озабочены обострением обстановки в зоне нагорно-карабахского конфликта. Призываем стороны соблюдать достигнутые договоренности о немедленном прекращении боевых столкновений, не допускать нарушений этой договоренности. Заинтересованы в том, чтобы на политическом треке наблюдались позитивные сдвиги в сторону достижения договоренностей об урегулировании этого весьма непростого конфликта.                               

Обсудили наше сотрудничество в ОБСЕ. По убеждению России и Швейцарии, ОБСЕ является очень перспективной «площадкой» для продолжения диалога по вопросам общеевропейской безопасности. Поддерживаем усилия ОБСЕ по урегулированию украинского кризиса. Начало этим усилиям было положено в период швейцарского председательства и во многом благодаря лично Д.Буркхальтеру. Сегодня мы вспоминали его усилия в качестве Действующего председателя ОБСЕ весной 2014 г. сразу после принятия Женевского коммюнике с участием министров иностранных дел России, Украины, США и Высокого представителя Европейского союза по иностранным делам и политике безопасности. В развитие этого Коммюнике, в котором была провозглашена задача немедленного начала конституционной реформы на Украине, Д.Буркхальтер разработал тогда «дорожную карту» – движение по всем согласованным в Женеве направлениям. Мы были готовы ее поддержать, но, к сожалению, у некоторых наших партнеров в ОБСЕ были другие планы. Если бы события пошли в русле поддержки той «дорожной карты», включая политические аспекты реформ, в которые сейчас «уперлось» выполнение Минских договоренностей, потому что украинское правительство пока не готово на соответствующие шаги,  может быть, все пошло бы иначе. Но, тем не менее, мы поддерживаем усилия ОБСЕ в рамках Контактной группы, где обсуждается необходимость полного выполнения «Комплекса мер», касающегося решения ключевых вопросов урегулирования через прямой диалог Киева с Донбассом, а также деятельность специальной мониторинговой миссии ОБСЕ, которой все-таки удается сдерживать эксцессы и добиваться соблюдения договоренностей о прекращении огня и об отводе тяжелых вооружений. То, что миссия регулярно фиксирует нарушения с той или иной стороны, конечно, требует постоянного внимания всех нас и постоянной работы со сторонами, чтобы такие нарушения были сведены к минимуму, а в идеале – прекратились. На это, кстати, нацелены усилия т.н. «нормандского формата», который призван наблюдать за реализацией сторонами Минских договоренностей.

Разумеется, мы обсудили положение в Сирии. Мы признательны Швейцарии за содействие многочисленным формам международного сопровождения межсирийского диалога, включая предоставление «площадки» Женевы для начала межсирийских переговоров, которые должны проводиться между Правительством и всем спектром оппозиции. Сейчас в этом направлении предпринимаются специальные усилия представителями ООН при поддержке сопредседателей Международной группы поддержки Сирии в лице России и США. Хотел бы еще раз поблагодарить за принятие швейцарским Правительством мер по обеспечению максимальной комфортности этой работы.

Мы заинтересованы, чтобы наращивать наше сотрудничество в деле борьбы с терроризмом, включая пресечение финансовой и иной подпитки  террористической деятельности. Договорились развивать двусторонний диалог по этим актуальным вопросам.

В целом я считаю, что наши переговоры подтвердили наличие хорошей основы для продолжения взаимодействия по самым разным вопросам международной повестки дня, включая укрепление европейской стабильности и безопасности, а также сотрудничество по вопросам содействия урегулированию различных конфликтов и кризисов. Я искренне признателен Д.Буркхальтеру за тесное сотрудничество.    

Вопрос (адресован Д.Буркхальтеру): Как Вы оцениваете роль России в конфликте на Украине? Был ряд свидетельств того, что Россия так или иначе вовлечена в эти события – беседы с пленными, утверждающими, что они являются военнослужащими или прибыли из России. Хотел бы упомянуть книгу Б.Немцова «Путин. Война», где тоже звучит много обвинений и фактов, указывающих на прямое участие России в этом конфликте. Вы как представитель Швейцарии считаете ли Россию активным участником, задействованным в этом конфликте?

С.В.Лавров (отвечает после Д.Буркхальтера): Мы многократно объясняли то, что произошло на Украине. Думаю, что все, кто хотели что-то понять, давно все поняли. Невозможно отрицать факт госпереворота на утро после того, как было достигнуто соглашение об урегулировании между бывшим в тот период Президентом В.Ф.Януковичем и оппозицией. Соглашение было засвидетельствовано министрами иностранных дел Германии, Польши и представителем Франции, но сразу, уже наутро, забыто. Нам сказали, что В.Ф.Януковича нет в Киеве, поэтому соглашение не работает, и нужно признать произошедшее. Напомню, что чуть позже случилась кризисная ситуация в Йемене – это не так далеко от наших с вами границ, от России и Европы. Тогдашний президент Йемена М.Хади тоже уехал из столицы, в тот же день бежав за границу. Там тоже было соглашение о том, что необходимо примирить оппозицию и власть и двигаться вперед. Тогда почему-то все западные коллеги стали говорить, что хоть президент М.Хади и сбежал, но его обязательно нужно опять привести к власти. Усилия по приведению М.Хади к власти продолжаются больше года. Представьте себе на минуту, что в период, когда произошел госпереворот на Украине, мы бы сказали, что Президента В.Ф.Януковича нужно обязательно вернуть, причем можно и с использованием вооруженной силы. Ведь президента М.Хади больше года возвращают в Йемен именно с использованием вооруженной силы для того, чтобы он опять там правил. Это к вопросу о том, как возникают конфликты и какую позицию занимают те, кто любят продвигать принципы и ценности в международных дискуссиях.

На Украине произошел внутренний конфликт из-за того, что восточные области страны категорически отказались признавать путчистов, после чего в эти области были сначала направлены эмиссары, а потом и вооруженные силы. Швейцария – не член НАТО, но напомню, что натовцы сыграли достаточно серьезную негативную роль во всех этих делах. Когда В.Ф.Янукович был президентом и начались волнения на Майдане, Генеральный секретарь НАТО не раз требовал от президента Украины не применять армию против собственного народа. Когда В.Ф.Януковича свергли и власть захватили организаторы госпереворота и направили армию для подавления тех, кто отказался принимать антиконституционный переворот, НАТО обращалось к новым властям Украины с призывом применять силу, но пропорционально. Так же есть разница между требованием не применять армию и призывом применять ее пропорционально против тех же мирных граждан.

Всегда, когда происходят внутренние вооруженные конфликты, есть немало людей, которые по разным причинам – за деньги, в поисках приключений, по убеждению – приезжают для участия в подобного рода ситуациях. СМИ России и Западной Европы не раз показывали интервью с добровольцами, которые сражаются по обе стороны конфликта. На стороне Вооруженных сил Украины, радикальных националистических батальонов воюют националисты и неонацисты из целого ряда стран Европы – их показывали по телевидению, они этим гордятся. Мы никогда не скрывали, что на Востоке Украины есть российские граждане, которые отправились туда вместе с сербами, испанцами, итальянцами – с ними тоже были интервью, они там воюют.

Я услышал Ваш изящный, как Вам, наверное, показалось, намек на то, что книжка Б.Немцова «Путин. Война» каким-то образом связана со случившейся трагедией, с убийством этого политика. Оставляю это на совести тех, кто проводит такие параллели. Скажу другую вещь о том, кто и как относится к войне.

Мы сейчас говорили о двух российских гражданах. На Украине есть два российских гражданина, которые действительно давно служили в Вооруженных силах России, потом уволились и отправились воевать в Донбасс в рядах ополчения. Они были захвачены, и сейчас над ними идет судебный процесс. Адвоката наших граждан фактически в прямом эфире пытали, а потом убили. Ни у кого нет никаких сомнений (это показали по телевидению), что убили его за то, что он защищал граждан, находившихся под следствием в рамках судебных процедур Украины. Угрозы раздавались и в отношении еще одного защищающего этих граждан адвоката. Безусловно, когда люди решают помочь кому-то в такой ситуации, оказать помощь тем, кто стал предметом националистических атак, как это произошло с людьми на Востоке Украины, принимают решение отправиться и помогать ополчению, то к этому, наверное, нужно относиться в комплексе, не допуская каких-то односторонних трактовок. Слава богу, что жители Крыма успели провести референдум и ушли из страны, которая допустила к власти радикалов, стремившихся искоренить все, что связано с русским языком и культурой.

Конечно, там, где война, там не только есть разного рода люди-искатели приключений, добровольцы, там всегда и оружие. Можно сколько угодно объявлять оружейное эмбарго. В некоторых конфликтах его никто не объявлял, как, например, в Ираке, и все хотят, чтобы там прекратилась стрельба, но террористы получают подпитку, как и в Сирии, Йемене, Ливии, которая вообще является рассадником контрабанды, боевиков, оружия и чего угодно, что используется для их поддержки. В Ливии в свое время было объявлено полноценное оружейное эмбарго не только против М.Каддафи, но и его противников. Такие страны, как Франция, ряд государств Персидского залива открыто говорили, что нарушают это эмбарго. Поэтому не удивляйтесь, что там, где война, всегда найдется оружие.

Задача не в том, чтобы заместитель главы СММ ОБСЕ на Украине А.Хуг, работу которого мы уважаем, пытался делать заявления, которые мы считаем не вполне объективными. Вообще, мы полагаем, что миссия ОБСЕ могла бы быть более конкретной в том, что она докладывает, особенно в отношении того, что связано с наращиванием вооружений и личного состава вблизи линии соприкосновения. Есть немало свидетельств того, что украинской власти выгодно провоцировать возобновление столкновений и боевых действий в контролируемых, как им кажется, масштабах для отвлечения внимания от неспособности нынешней власти выполнить свои обязательства по Минским договоренностям. Задача не в том, чтобы выискивать аргументы, позволяющие поддерживать жесткую, идеологизированную, с вовлечением СМИ полемику друг против друга, а в том, чтобы решать суть проблемы. Если кто-то заинтересован в том, чтобы только делать новые атаки в рамках «информационной войны», то тем самым люди берут на себя ответственность изобретения предлогов для того, чтобы оправдать бездействие тех, кто сейчас в Киеве, не может выполнить свои обязательства по Минским договоренностям.

Вопрос (адресован Д.Буркхальтеру): Швейцарская пресса цитирует российского оппозиционера А.Навального, который занимается расследованием коррупционных дел. В частности, он обвинял сына Генерального прокурора России Ю.Я.Чайки в том, что он замешан в нелегальных операциях. А.Навальный считает, что Швейцария закрывает глаза на происхождение средств некоторых россиян, которые размещают их в Швейцарии. Нет ли здесь риска, что Швейцария может допустить попытки отмывания денег?

С.В.Лавров (добавляет после Д.Буркхальтера): Добавлю очень коротко. Вопрос, конечно, касается либо правил, которые действуют в Швейцарии, либо тех, кто прячет коррупционные деньги из России. Швейцария известна как страна с историей банковской тайны, которая значительно ужесточает сейчас свое законодательство, чтобы достичь большей транспарентности. Про Россию говорят, что многие бизнесмены выводят деньги за рубеж в самые разные страны. Но вопрос прозвучал, почему Швейцария – основное место для российских денег? Здесь не могу ничего сказать, потому что последние события с «панамской историей» показали, что есть самые разные места, где прячутся деньги, причем далеко не только и не столько российские. В этой связи много говорилось о тех оффшорах, которые существуют внутри США. Вспоминали, кстати, что в 1991-1992 гг. после того, как СССР был на грани развала и потом перестал существовать, кредит, который выдал МВФ, пропал не в швейцарском, а в американском банке. Вспоминали много других историй.

Согласен с тем, что с коррупцией нужно бороться. Это наша приоритетная задача. Президент России В.В.Путин постоянно требует от Правительства и соответствующих структур принятия более жестких мер. Мы присоединяемся к соответствующим конвенциям. Желающие имеют возможность получить эту информацию. Но, учитывая глобальную известность Швейцарии как привлекательной страны для инвестиций, ее опыт ведения банковских дел и принимаемые ею меры по недопущению злоупотреблений, а с другой стороны – универсальный характер вывода денег, Вы как-то странно связали эти темы. Надеюсь, что мои английские друзья меня поймут (хотя иногда они на меня обижаются, но знаменитый английский юмор должен здесь помочь не обижаться). В России даже есть такая шутка, появившаяся в последнее время в среде бизнесменов: не очень хочется открывать бизнес в Англии, потому что случись что – и убежать-то некуда. Так что еще можно поспорить на тему того, как сами бизнесмены воспринимают этот «tax haven». Конечно, мы подтверждаем нашу решимость искоренять коррупцию всеми возможными средствами, в том числе в сотрудничестве с нашими партнерами.

Вопрос: Недавно в своем выступлении Президент Украины П.А.Порошенко сказал, что не дело России регулярно говорить о проведении местных выборов в Донбассе. Это исключительное дело Украины. Как бы Вы прокомментировали это высказывание?

С.В.Лавров: Я видел заявление Президента Украины П.А.Порошенко о том, что не дело России постоянно говорить про проведение местных выборов в Донбассе, и что, дескать, это касается только Украины. Я хочу напомнить, что в договоренностях, которые были названы «Комплексом мер» по урегулированию украинского кризиса, прямо записано, что Президент Украины П.А.Порошенко, украинские власти, должны согласовать модальности местных выборов с Донбассом так же, как должны согласовать с Донбассом закон об особом статусе этой территории, конституционную реформу и принять закон об амнистии. В том, что касается местных выборов, там прямо записано, что в первый день начала отвода тяжелой техники (а это произошло в апреле прошлого года) должно начаться согласование модальностей местных выборов, которые должны проводиться на основе законов Украины, с привлечением наблюдателей ОБСЕ, но их модальности должны быть согласованы с Донбассом. Параллельно с минским «Комплексом мер» было принято еще одно заявление – Декларация президентов России, Франции, Украины и Федерального Канцлера Германии, где было записано, что эта «нормандская четверка» будет повседневно и постоянно следить за тем, как этот «Комплекс мер» выполняется, включая, разумеется, и обязательство Украины начать согласование модальностей местных выборов в Донбассе с представителями Донецка и Луганска. В силу того, что украинская власть была не способна самостоятельно решать вопросы в политическом и правовом поле, Президент Украины П.А.Порошенко сам подписался под тем, что местные выборы в Донбассе – обязательство Украины, за выполнение которого наблюдают Германия, Франция и Россия в соответствии с его согласием.

Вопрос: Премьер-министр Украины А.П.Яценюк на днях подал в отставку. Сегодня соответствующее заявление было подано в Верховную Раду Украины. Как Вы считаете, может ли отставка А.П.Яценюка что-либо изменить в плане выполнения Киевом Минских договоренностей?

С.В.Лавров: Мы, конечно, ждем, когда появятся дееспособные партнеры в Контактной группе, по «нормандскому формату». Мы видим, насколько все сейчас поглощены на Украине этими внутренними интригами. Вроде бы правительство надо сменить на 90 процентов, и Верховную Раду Украины распускать при этом не хочется, потому что все боятся выборов. Выборы в эпоху кризиса – это всегда демократический выход из ситуации. Мы поднимаем эту тему в наших повседневных контактах с американцами и, конечно, с партнерами по «нормандскому формату» – с немцами и французами. И те, и другие (но в основном Вашингтон) имеют решающее влияние на то, как сейчас на Украине формируется правительство. Мы их настоятельно просим, когда они выдвигают разные условия и организуют разные комбинации будущего украинского правительства, не забыть среди этих условий напомнить тем, кто претендует на роль премьера, и членам нового кабинета, что они должны в первых же своих «тронных заявлениях» подтвердить приверженность выполнению минского «Комплекса мер». Нас наши западные партнеры заверяют, что так они и поступают. Посмотрим, чем закончатся их усилия.

Вопрос: На днях Президент США Б.Обама дал интервью телеканалу «Фокс Ньюс», в котором сказал, что признает план вторжения в Ливию и отсутствие плана сухопутной операции после воздушных бомбардировок  самой большой ошибкой своего президентства. Как бы Вы прокомментировали его слова?

С.В.Лавров: Я сегодня читал это заявление Президента США Б.Обамы о том, что американская операция в Ливии была ошибкой не в том смысле, что не надо было бомбить страну, а в том, что после бомбежек не последовала наземная операция. Как я могу это прокомментировать? Наверное, имеется в виду, что надо было поступить, как поступили в Ираке, который сначала бомбили, а потом оккупировали, или как в Афганистане, который сначала тоже бомбили, а потом заняли командные позиции. Если посмотреть на судьбу Афганистана и Ирака после того, как американцы, «не сделав там ни одной ошибки», реализовали концепцию наземной операции после бомбардировок, то Вы можете сами сделать вывод, чем бы закончилась ливийская история, если бы вслед за незаконными бомбардировками в нарушение резолюции Совета Безопасности ООН последовало бы не менее незаконное вторжение в эту страну.

Сейчас продолжают говорить о том, что нужно вводить наземные войска, создавая тем самым впечатление, что это и будет исправлением старой ошибки. Я позволю себе с этим не согласиться. Я убежден, что без авантюры, которую предприняло НАТО в нарушение резолюций Совета Безопасности ООН, мы бы сейчас не имели такого катастрофического положения дел в Ливии, которая раздроблена, в которой стороны на востоке, в центре и на западе с трудом договариваются между собой, и на противоречиях которой пытаются играть некоторые внешние игроки.

Вопрос (обоим министрам): Не могли бы Вы детально раскрыть, о чем вы договорились по поводу исполнения мандата по представительству интересов России в Грузии. Есть ли что-нибудь новое? Когда начнется мониторинг грузоперевозок? Что этому мешает? Как в него будет вовлечена Абхазия и Южная Осетия? Обсуждали ли вы просто пролонгирование мандата или можно ожидать что-то новое в этом плане?

С.В.Лавров: Я уже говорил во вступительном слове, что мы очень высоко оцениваем добросовестную и эффективную работу наших швейцарских партнеров по представительству интересов России в Грузии. Как я понимаю, грузинская сторона тоже довольна тем, как ее интересы в Москве представляет Швейцарская Конфедерация. Можно перечислять многие факторы, но речь идет, по сути, о решении повседневных, весьма важных для функционирования дипломатических представительств вопросов. В конечном счете от нормального функционирования дипломатических представительств зависит решение вопросов по существу.

Вы упомянули конкретно Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Грузии об основных принципах механизма таможенного администрирования и мониторинга торговли товарами. Оно было заключено в контексте переговоров о присоединении России к ВТО. Швейцария на тот момент сыграла чрезвычайно полезную роль в том, чтобы такое соглашение было достигнуто. Формально оно пока еще не действует в полном объеме. Мы сегодня говорили, что можно ускорить и в ближайший период (2-3 месяца) подписать соответствующие необходимые документы,  чтобы уже действующее соглашение вступило в силу. Но смею заметить, что и без этого торговля между нашими странами очень неплохо развивается. Это совсем не попытка оправдать невведение в силу того соглашения - оно обязательно будет введено – а просто как пример.

Россия сейчас является вторым торговым партнером Грузии, а если брать импортеров грузинской продукции среди зарубежных стран, то мы находимся на пятом месте. Это, по-моему, хорошие позиции, и они были достигнуты за последние 1,5 - 2 года благодаря встречному движению Москвы и Тбилиси к нормализации отношений. Хотя грузинские партнеры пока не готовы отказаться от своего одностороннего решения разорвать дипломатические отношения, но, повторю, прагматизм, надеюсь, торжествует и результаты налицо. Одним из таких результатов (мы тоже об этом сегодня говорили) является решение снять большинство ограничений на передвижение наших граждан. В отличие от недавнего времени мы сейчас выдаем визы основных категорий за исключением туристических. Все остальные визы выдаются, в том числе, по приглашениям не родственников, а просто знакомых людей. У нас резко возросло количество обращений за визами, поэтому мы хотели бы получить через наших швейцарских коллег содействие в том, чтобы на пару должностей увеличить штат наших консульских сотрудников в Тбилиси, что тоже будет способствовать дальнейшему развитию контактов между людьми.

Еще раз хочу закончить ответ на этот вопрос искренней признательностью Швейцарии за максимально корректное выполнение этих дополнительных обязанностей. Мы понимаем, что это в дополнение к тому, что делают швейцарские дипломатические представительства в Грузии и в России.   

 

 

 

 

Персоналии: Буркхальтер, Дидье

Календарь

x
x

Архив

Дополнительные инструменты поиска

Персональная фотовыставка "Кадры"