28.06.1713:23

Выступление Директора 2-го Департамента стран СНГ МИД России А.Ю.Руденко на Специальной сессии Ежегодной конференции ОБСЕ по обзору проблем в области безопасности «Обеспечение безопасности и стабильности в регионе ОБСЕ в свете событий, связанных с Украиной», Вена, 27 июня 2017 года

1275-28-06-2017

  • en-GB1 ru-RU1

Уважаемые коллеги,

Присоединяемся к словам соболезнования семье погибшего Джозефа Стоуна. Это тяжелейшая потеря и боль для родных и близких, серьезный удар по миротворческим усилиям СММ и ОБСЕ. Рассчитываем на скорейшее установление истины и привлечение всех виновных к ответственности.

Внутриукраинскому кризису уже более трех лет. Он стал апофеозом копившихся долгое время противоречий в системе евробезопасности после «холодной войны». Попытки Запада удержать свое пошатнувшееся глобальное «лидерство», подмять под себя геополитическое пространство, возникшее после Советского Союза, в т.ч. через прямое вмешательство во внутренние процессы новых государств, привели к трагедии на Украине. В результате инспирированного извне государственного переворота Украина и ее народ оказались расколотыми, страна погрузилась в пучину перманентной нестабильности и братоубийственной войны. В Европе возник серьезный очаг напряженности, перечеркнувший мечты и надежды о едином «общеевропейском доме».  Причитания о том, что конфликт якобы спровоцирован Россией – не более чем дешевая пропаганда, попытка уйти от ответственности за случившееся. Сегодня мы прекрасно знаем, как все начиналось и развивалось, кто кого и сколько финансировал, формировал отряды боевиков, и в целом, как любят говорить сейчас на Украине, вел полноформатную «гибридную войну».

Конфликт, приведший к огромным людским и материальным потерям, не нужен никому – ни России, ни Украине, ни европейцам. В поддержании кризиса заинтересованы лишь те, кто, разжигая нестабильность, последовательно преследует геополитические цели – укрепить пошатнувшееся влияние в Европе, нарастить военное присутствие, сохранить теряющую релевантность НАТО, а в итоге беззастенчиво продавить свои экономические интересы, в т.ч. энергетические.  А попутно – решить свои внутриполитические проблемы. 

Несмотря на русофобскую истерию и враждебные шаги нынешнего руководства Украины, направленные на разрыв всех отношений с Россией, искоренение памяти о совместной вековой исторической судьбе, Украина остается для нас близким государством-соседом, с которым у нас сохраняются тесные родственные связи, продолжает развиваться торговля, откуда к нам на заработки приезжают миллионы простых людей. Россия как никто другой ощущает на себе все последствия внутриукраинского кризиса, в т.ч., принимая у себя свыше миллиона украинских беженцев – больше чем в любой другой стране. Поэтому мы заинтересованы в скорейшем восстановлении мира и спокойствия на Украине – а значит и на наших границах, развитии прагматичного взаимовыгодного сотрудничества между странами.

За два года после подписания «Комплекса мер», тем не менее, удалось добиться главного, а именно остановить большую войну в Донбассе. Созданы постоянные каналы коммуникаций между сторонами – минская Контактная группа, в рамках которой идет постоянный диалог Донбасса и Киева, хотя и не столь продуктивный, как хотелось бы. Продолжаются интенсивные контакты в рамках «нормандского формата» на различных уровнях.

Хотя боестолкновения не остановлены, они, тем не менее, носят локальный характер. Линия соприкосновения в целом не меняется. Периоды обострения чередуются с относительным затишьем, которое, к сожалению, пока не удается транслировать в полное и устойчивое прекращение огня. В целом, по оценкам руководителей СММ ОБСЕ, стороны способны держать режим прекращения огня. Они могут и отводить тяжелую технику, и договариваться об участках разведения сил. С 24 июня должно было вступить в силу т.н. хлебное перемирие – на период сельскохозяйственных работ. Затем оно должно перейти в перемирие в связи с началом учебного года. Надеемся, что его не постигнет участь предыдущих перемирий.

Есть некоторый прогресс по обмену пленными, удается решать вопросы по восстановлению объектов водоснабжения. Видим в этом заслугу и ОБСЕ в лице СММ, ее представителей в Контактной группе, и Совместного центра контроля и координации.

Вместе с тем, добиться разведения сил и средств сторон на согласованные безопасные расстояния – ключевое условие устойчивого прекращения огня –пока не удается. Растет число жертв с обеих сторон, в т.ч. гражданского населения. Главная причина – отсутствие доверия сторон. Восстановить его можно лишь политическим путем, через предоставление Донбассу закрепленных в Конституции политических гарантий – вступление в силу законов об особом статусе и амнистии, проведение местных выборов под наблюдением БДИПЧ. Именно в этом суть минского «Комплекса мер».

Убеждены, что сохраняющаяся напряженность на линии соприкосновения вызвана неготовностью Киева всерьез заниматься поиском развязок в Минске, воспринимать представителей Донбасса в качестве полноправных участников переговоров. Затянувшийся тупик в политической подгруппе Контактной группы, демонстративное нежелание украинских переговорщиков обсуждать с представителями отдельных районов ключевые для них вопросы является главным тормозом всего процесса урегулирования.

На саммитах «нормандского квартета» в Париже и Берлине в 2015 и 2016 гг. достигнуты договоренности о синхронизации политических и военных шагов. Эта концепция положена в основу будущей «дорожной карты», которая должна структурировать и детализировать процесс реализации минских договоренностей. Подчеркиваю – детализировать, а не выхолостить или изменить суть согласованных в Минске решений. Работа над «картой» в рамках «нормандского формата» идет тяжело, в первую очередь из-за попыток Украины пересмотреть  условия Минских соглашений. Несмотря на сложности, работа продолжается.

Не помогает поиску развязок звучащие время от времени в Киеве и ряде других столиц заявления о якобы «несостоятельности» Минских соглашений, необходимости их замены другими схемами. По нашему глубокому убеждению, альтернативы минскому «Комплексу мер» на настоящий момент нет. Разговоры об их нерелевантности, о неких новых форматах урегулирования вредят переговорному процессу, уводя внимание с субстанции переговоров на второстепенные вопросы.

В этом контексте внимательно следим за дискуссиями на Украине по новому законопроекту о «реинтеграции» Донбасса. Обеспокоены тем, что новый закон может вступить в противоречие с минскими соглашениями, поставить под вопрос проведения в Донбассе местных выборов, перспективы вступления в силу законов об особом статусе и амнистии. Тревогу вызывает и то, что обсуждение новой инициативы происходит на фоне нарастающей воинственной риторики, угроз прибегнуть к силе, использовать в т.ч. «югославский опыт». Если это произойдет, перспектива скорого мира на юго-востоке отодвинется далеко и надолго. 

Негативное влияние на ход урегулирования оказывает общая нестабильность на Украине, использование «темы Донбасса» во внутриполитических разборках, рост влияния радикальных и экстремистских сил и прямое заигрывание с ними властей. Все чаще инструментом решения конфликтов в обществе становится находящееся на руках у экстремистов оружие, уследить за оборотом которого в стране власти не в состоянии. Более того, зачастую они сами идут на поводу у радикалов, в надежде, видимо, перехватить инициативу и получить их поддержку. Так произошло в марте 2017 г., когда президент П.Порошенко ужесточил и узаконил социально-экономическую и транспортную блокаду жителей отдельных районов Донбасса, поставив регион на грань гуманитарной катастрофы. Своими действиями Киев нарушил п.8 минского «Комплекса мер», предусматривающего «полное восстановление социально-экономических связей, включая социальные переводы». Обещанная Германией и Францией помощь в налаживании мобильного банковского обслуживания населения до пострадавших территорий так и не дошла.

Ситуация может еще более осложниться по мере приближения следующего выборного цикла на Украине, особенно на фоне экономических трудностей, с которыми приходиться сталкиваться ее населению. Своими непродуманными, продиктованными политикой шагами Киев еще больше загоняет экономические проблемы вглубь. Никто не нанес экономике Украины больше ущерба, чем ее собственные власти, лишившие свой бюджет из-за введенной блокады миллиардных налогов. Не буду говорить о разорванных кооперационных связях с Россией, вытеснении российского бизнеса, репрессиях в отношении украинских «дочек» российских банков, чей совокупный капитал составлял до 15 процентов всей банковской сферы Украины. Иначе, как «выстрелом себе в ногу» это не назовешь.

Путь к миру – полное и скорейшее выполнение минских договоренностей во всей их совокупности и последовательности. При наличии у украинского руководства соответствующей политической воли и реального стремления к установлению мира в Донбассе, особенно, если это будет подкреплено стимулирующими мерами ее западных  друзей,  достичь реализации Минска-2 и в итоге мирной реинтеграции региона не составит труда.

Отдельно хотел бы поблагодарить руководство и наблюдателей СММ, которые работают на Украине в тяжелых и опасных условиях. Решительно осуждаем любые запугивания и угрозы в адрес наблюдателей, откуда бы они не исходили, ограничения свободы их передвижения. Вместе с тем, обратили внимание на то, что после трагического случая с подрывом автомобиля патрулирование СММ в наибольшей степени оказалось ограничено именно на территории под контролем правительства – там оказалось значительно меньше дорог с твердым покрытием. Там же давно существуют целые зоны, куда доступ наблюдателям полностью закрыт.

Призываем руководство и наблюдателей СММ более тесно работать с представителями Донецка и Луганска, не манипулировать отчетами и статистикой, строго следовать закрепленным в мандате высоким стандартам объективности и беспристрастности.

Спасибо за внимание.

Горячая линия

+38 (044) 280-14-12, +380-44-244-09-61
Телефон горячей линии для граждан за рубежом, попавших в экстренную ситуацию.

Загранучреждения МИД России

Представительства в РФ

Фоторепортаж