News

28 June 201713:23

Remarks by Andrey Rudenko, Director of the Foreign Ministry’s Second CIS Department, at the Special Session on ensuring security and stability in the OSCE region in light of developments with respect to Ukraine at the OSCE Annual Security Review Conference, Vienna, June 27, 2017

1275-28-06-2017

  • en-GB1 ru-RU1

 

Colleagues,

I would like to join our colleagues in expressing condolences to the family of Joseph Stone. His death is a heavy loss for his family and friends and a severe blow to the peace-making efforts of the Special Monitoring Mission and the OSCE. We hope the truth in this case will be established soon and those responsible will be held accountable.

The internal Ukrainian crisis that began more than three years ago was provoked by contradictions that had accumulated in the European security system after the Cold War. The Ukrainian tragedy is the result of Western attempts to retain their tottering global leadership and to dominate the post-Soviet geopolitical space, including through direct interference in the internal developments of the emergent states. The foreign-inspired state coup in Ukraine has split the nation and pushed the country into the abyss of permanent instability and a fratricidal war. This has created a serious source of tension in Europe and buried the dreams and hopes for a common European home. The litany of Russia’s responsibility for this tragedy is nothing more than cheap propaganda and an attempt to avoid responsibility. We know very well now how it began, who paid whom, who sent weapons to Ukraine and, as they say in Ukraine, who waged an all-out hybrid war.

Nobody in Russia, Ukraine or Europe needs this conflict, which has resulted in huge human and material losses. But some forces are stoking instability in Ukraine in a bid to attain their geopolitical goals – to reinforce their waning influence and beef up their military presence in Europe, to maintain NATO’s decreasing relevance, and ultimately, to uphold their economic interests, including their energy interests. An additional goal is to settle their internal political problems. 

Despite Kiev’s anti-Russia hysterics, hostility and efforts to sever all relations with Russia and root out the memory of our shared history, we still view Ukraine as a close neighbour with family ties to Russia. To us, Ukraine is a country with which we continue to develop trade and from which millions of ordinary people go to Russia in search of a living. Russia probably feels the consequences of the internal Ukrainian crisis better than anyone else, partly because it has accepted over a million Ukrainian refugees, which is more than any other country has done. This is why we are advocating the early restoration of peace and stability in Ukraine – and hence on our borders – and also the resumption of pragmatic and mutually beneficial cooperation between our countries.

Despite this, we have attained the main goal in the two years since the signing of the Minsk Package of Measures – we have stopped an all-out war in Donbass. Permanent channels of communication between the conflicting parties have been created, including the Trilateral Contact Group where a permanent dialogue is maintained between Donbass and Kiev, even though it is not as productive as we would like. Intensive contact is also maintained at different levels within the Normandy format.

Armed clashes have not been stopped but they are localised. The line of contact has not changed on the whole. Periods of aggravation alternate with relative lulls, but regrettably, the latter cannot yet be turned into a complete and stable ceasefire. In general, in the opinion of the OSCE SMM, the sides are capable of observing a ceasefire. They can withdraw heavy weapons and agree on areas of disengagement of forces. The so-called bread truce – for the period of harvesting – was due to come in force on June 24. It should be followed by a truce linked with the start of the academic year in schools. We hope it will not suffer the same fate as the previous ceasefires.

There is some progress on the exchange of prisoners. Some water supply facilities have been restored. We credit the OSCE for this, in particular, the SMM and its representatives in the Contact Group and the Joint Centre for Control and Coordination.

At the same time, there has been no success in disengaging forces and weapons to agreed-upon safe distances, which is a key condition for a stable ceasefire. The number of casualties, including civilian losses, is growing on both sides primarily due to lack of trust between them. It can only be restored politically, by granting Donbass constitutional political guarantees – the entry into force of laws on special status and amnesty and the holding of local elections under the supervision of ODIHR. This is the core of the Minsk Package of Measures.

We are convinced that persisting tensions along the line of contact are caused by Kiev’s unwillingness to search for solutions in Minsk and treat Donbass representatives as equal participants in the talks. The protracted impasse in the Contact Group’s political subgroup and the demonstrative reluctance of the Ukrainian negotiators to discuss key issues with representatives of individual regions is the main obstacle in the way of a full settlement.

Summits of the Normandy Four in Paris and Berlin in 2015 and 2016 produced agreements on synchronising political and military steps. This concept was laid in the foundation of the future roadmap that should structure and specify the implementation of the Minsk agreements. Let me emphasise that it is necessary to concretise the Minsk decisions, not emasculate them or change their essence. The work on the roadmap in the Normandy format is an uphill fight, primarily because of Ukraine’s attempts to revise the terms of the Minsk agreements. Yet this work continues despite all difficulties.

Statements made by Kiev and some other capitals from time to time about the inadequacy of the Minsk agreements and the need to replace them with other formulas do not facilitate the search for solutions. We are absolutely convinced that today there is no alternative to the Minsk Package of Measures. All talks about their irrelevance and possible new settlement formats are harming the negotiating process by shifting attention from the substance of the talks to secondary issues.

In this context we are closely following Ukraine’s discussions on the new draft law on the reintegration of Donbass. We are concerned that the new law may contradict the Minsk agreements and cast doubts on the holding of local elections in Donbass and the enactment of laws on special status and amnesty. We are also worried that the discussion of the new initiative is accompanied by increasingly bellicose rhetoric and threats to use force, including the example of Yugoslavia. If this happens, the prospects for peace in the south-east will become remote for a long time to come.

Progress towards a settlement is hindered by the overall instability in Ukraine, the exploitation of the Donbass issue in political infighting, the growing influence of radical and extremist forces and the authorities’ open flirtation with them. Extremists are increasingly often using weapons – the flow of which the authorities are unable to control – in order to settle conflicts. Moreover, the authorities often play up to the radicals in the hope of seizing the initiative from them or winning their support. A case in point is March 2017, when President Poroshenko issued an executive order to formalise and toughen the socioeconomic and transport blockade of certain Donbass areas, which pushed them to the brink of a humanitarian catastrophe. By doing this, Kiev has violated Paragraph 8 of the Package of Measures for the Implementation of the Minsk Agreements, which provides for “full resumption of socioeconomic ties, including social transfers.” Germany and France’s promise to resume mobile banking services for the population in the concerned regions failed to materialise.

The situation may be further complicated as the next election cycle is approaching in Ukraine, especially considering the people’s economic hardships. Kiev’s ill-considered and politically motivated actions are only compounding its economic problems. No one has damaged the Ukrainian economy more than the country’s authorities, which have stripped the national budget of billions in revenue because of the aforementioned blockade, not to mention the severed cooperation with Russia, the efforts to squeeze Russian business out and the persecution of the Russian banks’ subsidiaries in Ukraine, who accounted for 15 per cent of Ukraine’s banking sector  in aggregate. In short, Kiev is the author of its own misfortune.

The path to peace lies through the rapid implementation of the Minsk Agreements in full and in accordance with the specified sequence of their implementation. If Kiev musters the political will and shows a real desire to restore peace in Donbass, and if Kiev’s Western friends provide an impetus for this, the implementation of the 2015 Minsk Agreements and subsequently a peaceful reintegration of the region will be easy.

I would like to express special thanks to the SMM leaders and observers, who are working in very difficult and dangerous conditions in Ukraine. We strongly condemn the attempts to obstruct the observers’ work by intimidation and threats, whoever makes them, and to limit their freedom of movement. At the same time, we have taken note of the fact that the SMM has reduced its patrolling of the government-held areas after an SMM vehicle was damaged in an explosion because there are fewer hard surface roads there. In fact, there are many areas there where SMM observers are not allowed to enter.

We urge the SMM leaders and observers to work more closely with Donetsk and Lugansk representatives, to publish honest reports and statistics and to maintain the high standards of objectivity and impartiality stipulated in their mandate.

Thank you.

Diplomatic and consular missions of Russia

Representative offices in Russia

Photo

28.06.1713:23

Выступление Директора 2-го Департамента стран СНГ МИД России А.Ю.Руденко на Специальной сессии Ежегодной конференции ОБСЕ по обзору проблем в области безопасности «Обеспечение безопасности и стабильности в регионе ОБСЕ в свете событий, связанных с Украиной», Вена, 27 июня 2017 года

1275-28-06-2017

  • en-GB1 ru-RU1

Уважаемые коллеги,

Присоединяемся к словам соболезнования семье погибшего Джозефа Стоуна. Это тяжелейшая потеря и боль для родных и близких, серьезный удар по миротворческим усилиям СММ и ОБСЕ. Рассчитываем на скорейшее установление истины и привлечение всех виновных к ответственности.

Внутриукраинскому кризису уже более трех лет. Он стал апофеозом копившихся долгое время противоречий в системе евробезопасности после «холодной войны». Попытки Запада удержать свое пошатнувшееся глобальное «лидерство», подмять под себя геополитическое пространство, возникшее после Советского Союза, в т.ч. через прямое вмешательство во внутренние процессы новых государств, привели к трагедии на Украине. В результате инспирированного извне государственного переворота Украина и ее народ оказались расколотыми, страна погрузилась в пучину перманентной нестабильности и братоубийственной войны. В Европе возник серьезный очаг напряженности, перечеркнувший мечты и надежды о едином «общеевропейском доме».  Причитания о том, что конфликт якобы спровоцирован Россией – не более чем дешевая пропаганда, попытка уйти от ответственности за случившееся. Сегодня мы прекрасно знаем, как все начиналось и развивалось, кто кого и сколько финансировал, формировал отряды боевиков, и в целом, как любят говорить сейчас на Украине, вел полноформатную «гибридную войну».

Конфликт, приведший к огромным людским и материальным потерям, не нужен никому – ни России, ни Украине, ни европейцам. В поддержании кризиса заинтересованы лишь те, кто, разжигая нестабильность, последовательно преследует геополитические цели – укрепить пошатнувшееся влияние в Европе, нарастить военное присутствие, сохранить теряющую релевантность НАТО, а в итоге беззастенчиво продавить свои экономические интересы, в т.ч. энергетические.  А попутно – решить свои внутриполитические проблемы. 

Несмотря на русофобскую истерию и враждебные шаги нынешнего руководства Украины, направленные на разрыв всех отношений с Россией, искоренение памяти о совместной вековой исторической судьбе, Украина остается для нас близким государством-соседом, с которым у нас сохраняются тесные родственные связи, продолжает развиваться торговля, откуда к нам на заработки приезжают миллионы простых людей. Россия как никто другой ощущает на себе все последствия внутриукраинского кризиса, в т.ч., принимая у себя свыше миллиона украинских беженцев – больше чем в любой другой стране. Поэтому мы заинтересованы в скорейшем восстановлении мира и спокойствия на Украине – а значит и на наших границах, развитии прагматичного взаимовыгодного сотрудничества между странами.

За два года после подписания «Комплекса мер», тем не менее, удалось добиться главного, а именно остановить большую войну в Донбассе. Созданы постоянные каналы коммуникаций между сторонами – минская Контактная группа, в рамках которой идет постоянный диалог Донбасса и Киева, хотя и не столь продуктивный, как хотелось бы. Продолжаются интенсивные контакты в рамках «нормандского формата» на различных уровнях.

Хотя боестолкновения не остановлены, они, тем не менее, носят локальный характер. Линия соприкосновения в целом не меняется. Периоды обострения чередуются с относительным затишьем, которое, к сожалению, пока не удается транслировать в полное и устойчивое прекращение огня. В целом, по оценкам руководителей СММ ОБСЕ, стороны способны держать режим прекращения огня. Они могут и отводить тяжелую технику, и договариваться об участках разведения сил. С 24 июня должно было вступить в силу т.н. хлебное перемирие – на период сельскохозяйственных работ. Затем оно должно перейти в перемирие в связи с началом учебного года. Надеемся, что его не постигнет участь предыдущих перемирий.

Есть некоторый прогресс по обмену пленными, удается решать вопросы по восстановлению объектов водоснабжения. Видим в этом заслугу и ОБСЕ в лице СММ, ее представителей в Контактной группе, и Совместного центра контроля и координации.

Вместе с тем, добиться разведения сил и средств сторон на согласованные безопасные расстояния – ключевое условие устойчивого прекращения огня –пока не удается. Растет число жертв с обеих сторон, в т.ч. гражданского населения. Главная причина – отсутствие доверия сторон. Восстановить его можно лишь политическим путем, через предоставление Донбассу закрепленных в Конституции политических гарантий – вступление в силу законов об особом статусе и амнистии, проведение местных выборов под наблюдением БДИПЧ. Именно в этом суть минского «Комплекса мер».

Убеждены, что сохраняющаяся напряженность на линии соприкосновения вызвана неготовностью Киева всерьез заниматься поиском развязок в Минске, воспринимать представителей Донбасса в качестве полноправных участников переговоров. Затянувшийся тупик в политической подгруппе Контактной группы, демонстративное нежелание украинских переговорщиков обсуждать с представителями отдельных районов ключевые для них вопросы является главным тормозом всего процесса урегулирования.

На саммитах «нормандского квартета» в Париже и Берлине в 2015 и 2016 гг. достигнуты договоренности о синхронизации политических и военных шагов. Эта концепция положена в основу будущей «дорожной карты», которая должна структурировать и детализировать процесс реализации минских договоренностей. Подчеркиваю – детализировать, а не выхолостить или изменить суть согласованных в Минске решений. Работа над «картой» в рамках «нормандского формата» идет тяжело, в первую очередь из-за попыток Украины пересмотреть  условия Минских соглашений. Несмотря на сложности, работа продолжается.

Не помогает поиску развязок звучащие время от времени в Киеве и ряде других столиц заявления о якобы «несостоятельности» Минских соглашений, необходимости их замены другими схемами. По нашему глубокому убеждению, альтернативы минскому «Комплексу мер» на настоящий момент нет. Разговоры об их нерелевантности, о неких новых форматах урегулирования вредят переговорному процессу, уводя внимание с субстанции переговоров на второстепенные вопросы.

В этом контексте внимательно следим за дискуссиями на Украине по новому законопроекту о «реинтеграции» Донбасса. Обеспокоены тем, что новый закон может вступить в противоречие с минскими соглашениями, поставить под вопрос проведения в Донбассе местных выборов, перспективы вступления в силу законов об особом статусе и амнистии. Тревогу вызывает и то, что обсуждение новой инициативы происходит на фоне нарастающей воинственной риторики, угроз прибегнуть к силе, использовать в т.ч. «югославский опыт». Если это произойдет, перспектива скорого мира на юго-востоке отодвинется далеко и надолго. 

Негативное влияние на ход урегулирования оказывает общая нестабильность на Украине, использование «темы Донбасса» во внутриполитических разборках, рост влияния радикальных и экстремистских сил и прямое заигрывание с ними властей. Все чаще инструментом решения конфликтов в обществе становится находящееся на руках у экстремистов оружие, уследить за оборотом которого в стране власти не в состоянии. Более того, зачастую они сами идут на поводу у радикалов, в надежде, видимо, перехватить инициативу и получить их поддержку. Так произошло в марте 2017 г., когда президент П.Порошенко ужесточил и узаконил социально-экономическую и транспортную блокаду жителей отдельных районов Донбасса, поставив регион на грань гуманитарной катастрофы. Своими действиями Киев нарушил п.8 минского «Комплекса мер», предусматривающего «полное восстановление социально-экономических связей, включая социальные переводы». Обещанная Германией и Францией помощь в налаживании мобильного банковского обслуживания населения до пострадавших территорий так и не дошла.

Ситуация может еще более осложниться по мере приближения следующего выборного цикла на Украине, особенно на фоне экономических трудностей, с которыми приходиться сталкиваться ее населению. Своими непродуманными, продиктованными политикой шагами Киев еще больше загоняет экономические проблемы вглубь. Никто не нанес экономике Украины больше ущерба, чем ее собственные власти, лишившие свой бюджет из-за введенной блокады миллиардных налогов. Не буду говорить о разорванных кооперационных связях с Россией, вытеснении российского бизнеса, репрессиях в отношении украинских «дочек» российских банков, чей совокупный капитал составлял до 15 процентов всей банковской сферы Украины. Иначе, как «выстрелом себе в ногу» это не назовешь.

Путь к миру – полное и скорейшее выполнение минских договоренностей во всей их совокупности и последовательности. При наличии у украинского руководства соответствующей политической воли и реального стремления к установлению мира в Донбассе, особенно, если это будет подкреплено стимулирующими мерами ее западных  друзей,  достичь реализации Минска-2 и в итоге мирной реинтеграции региона не составит труда.

Отдельно хотел бы поблагодарить руководство и наблюдателей СММ, которые работают на Украине в тяжелых и опасных условиях. Решительно осуждаем любые запугивания и угрозы в адрес наблюдателей, откуда бы они не исходили, ограничения свободы их передвижения. Вместе с тем, обратили внимание на то, что после трагического случая с подрывом автомобиля патрулирование СММ в наибольшей степени оказалось ограничено именно на территории под контролем правительства – там оказалось значительно меньше дорог с твердым покрытием. Там же давно существуют целые зоны, куда доступ наблюдателям полностью закрыт.

Призываем руководство и наблюдателей СММ более тесно работать с представителями Донецка и Луганска, не манипулировать отчетами и статистикой, строго следовать закрепленным в мандате высоким стандартам объективности и беспристрастности.

Спасибо за внимание.

Горячая линия

+38 (044) 280-14-12, +380-44-244-09-61
Телефон горячей линии для граждан за рубежом, попавших в экстренную ситуацию.

Загранучреждения МИД России

Представительства в РФ

Фоторепортаж