2.05.1711:29

Выступление заместителя Постоянного представителя Российской Федерации при ОБСЕ Д.А.Балакина на заседании Постоянного совета ОБСЕ о подрыве патруля СММ ОБСЕ и ситуации на Украине, Вена, 27 апреля 2017 года

895-02-05-2017

Уважаемый господин Председатель,

Мы шокированы трагическим инцидентом с подрывом машины Спецмониторинговой миссии ОБСЕ на Украине, в результате которого 23 апреля погиб один и ранены два члена патрульной группы СММ. Полностью присоединяемся к словам соболезнования в связи с гибелью сотрудника медицинской компании, работавшего с наблюдателями СММ. Трагизм ситуации подчеркивает тот факт, что первой жертвой за более чем три года работы СММ оказался медик, чья работа заключается в оказании помощи людям, в т.ч. в случае подобных инцидентов.

Желаем скорейшего выздоровления наблюдателям, пострадавшим при взрыве.

Еще раз выражаем поддержку работе СММ в целом и самоотверженному труду наблюдателей СММ и международного персонала, помогающего им в выполнении мандата миссии.

Решительно осуждаем подрыв автомобиля СММ ОБСЕ. Этого не должно было случиться. Подобное не должно повториться.

Требуется незамедлительное, тщательное, непредвзятое и объективное расследование инцидента. Важно подключение всех вовлеченных сторон – ОБСЕ, властей Украины, отдельных районов Луганской области, Контактной группы.

До выяснения полной картины инцидента воздержимся от указания на виновных, которые, когда будут установлены, должны безусловно быть привлечены к ответственности. Однако, высока вероятность, что это намеренная провокация, нацеленная на подрыв процесса урегулирования конфликта в Донбассе.

Должное обеспечение безопасности наблюдателей ОБСЕ зафиксировано в мандате Миссии и не раз отмечалось лидерами стран «нормандского формата», в т.ч. в ходе их последнего телефонного разговора 17 апреля. Руководством Миссии и государствами-участниками была уже проделана большая работа в течение этих трех лет для укрепления безопасности наблюдателей, которая остается нашим приоритетом.

Многое еще можно сделать дополнительно.

В частности, необходимо активизировать работу в рамках Контактной группы и Совместного центра по контролю и координации (СЦКК), который был создан по просьбе Президента Украины П.А.Порошенко и состоит из российских и украинских военных. К сожалению, со стороны Украины постоянно предпринимаются шаги, чтобы затруднить работу СЦКК.

Важно, чтобы СММ поддерживала максимально тесные контакты с теми, кто контролирует территорию по обе линии соприкосновения. Необходимо взаимодействие с СЦКК, в котором было бы весьма полезно восстановление присутствия представителей отдельных районов Донецкой и Луганской областей.

Приветствуем то, что Миссия продолжает работу по всей Украине, в т.ч. в зоне конфликта. Приоритетное внимание должно, как и прежде, уделяться линии соприкосновения, где все еще имеют место случаи нарушения режима прекращения огня. Под обстрел по-прежнему попадают жилые районы, объекты гражданской инфраструктуры.

С 10 по 23 апреля наблюдатели зафиксировали последствия обстрелов населенных пунктов под контролем ополчения с направлений, где дислоцируются ВСУ. В результате повреждены дома и детский сад в Докучаевске, дома в Дзержинске, Донецком, Молодежном, Сигнальном, Фрунзе. Миссия информировала о ранении мирных жителей в Петровском районе Донецка и Коминтерново, артударах по Саханке.

СММ фиксирует значительное число военной техники, преимущественно ВСУ, в районах, откуда она должна была быть выведена. С 10 по 23 апреля в нарушение "Комплекса мер" и Дополнения к нему обнаружено 99 единиц тяжелых вооружений ВСУ в Анадоле, Артемовске, Верхнебогдановке, Доброполье, Ивановке, Ижевке, Калинине, Лимане, Малиновке, Рыбинском и Северодонецке.

Еще задолго до подрыва на мине автомобиля СММ Миссия неоднократно заостряла внимание на угрозе мин и неразорвавшихся снарядов в Донбассе. Указывала на минные заграждения у блокпостов ВСУ в нарушение решения Контактной группы о разминировании от 3 марта 2016 г., констатировала наличие мин в Попасной и Катериновке. 14 апреля наблюдатели заметили сигнальные ракеты на растяжках на дороге у Золотого-4, обратили внимание украинской стороны СЦКК на необходимость «убрать взрывчатку из густонаселенного района». Несмотря на заверения, что дорога разминирована, повторное посещение 23 апреля показало, что растяжки остаются на месте.

Неуместны попытки возложить вину за ограничение свободы передвижения наблюдателей СММ только на силы ополчения. 11 апреля в Старом Айдаре по беспилотнику СММ, находившемуся над позициями ВСУ, был открыт огонь из ЛСО. 23 апреля двое нетрезвых украинских военнослужащих, один из которых был вооружен, агрессивно требовали от наблюдателей сообщить им личные данные и выйти из бронированного джипа. Попытки выяснить гражданство наблюдателей вошли у украинских военнослужащих в привычку. Также как и отказ пускать СММ на пункты хранения техники. Например, 10 апреля ВСУ заявили, что не пустят на склад наблюдателей с российским гражданством.

Уважаемый господин Председатель,

Ситуация на Украине, причем не только в зоне конфликта в Донбассе, требует все более пристального внимания СММ, да и всего международного сообщества в целом. Налицо категорическое нежелание Киева двигаться в направлении реализации минского «Комплекса мер». Оставляя за скобками трагический случай с патрулем СММ, отмечаем упорное нежелание украинских властей переводить конфликт из военной плоскости в политическую. Киев в очередной раз саботирует разведение сил и средств в районе Станицы Луганской. Каждый раз находится надуманный предлог. Ведь уже давно можно было бы двигаться дальше – согласовать новые участки разведения сил, обеспечить безопасность ключевых объектов вдоль линии соприкосновения – пунктов пропуска для граждан, объектов жизнеобеспечения. Да, и снизить минную опасность.

Последние действия киевских властей со всей очевидностью указывают, что правительство Украины нацелено не на реинтеграцию Донбасса в социально-экономическое и правовое поле страны, а на его отторжение. Со стороны Киева нет ни малейшего желания прекратить карательную операцию, снять транспортную и экономическую блокаду региона, разорвавшую торгово-промышленные связи Донбасса с остальной частью страны.

С 25 апреля Украина прекратила поставки электроэнергии в отдельные районы Луганской области. Параллели с подрывом экстремистами линий электропередачи в Крым слишком очевидны, чтобы их игнорировать. Воду Донбассу Киев пытается перекрыть постоянно. Многочисленные обстрелы Донецкой фильтровальной станции это подтверждают.

Киев пытался лишить народ Донбасса права жить в соответствии со своими ценностями и убеждениями. Пытался лишить истории, праздников, языка. Пытался отрезать от продовольствия, воды, медикаментов, электроэнергии. Для это применял карательные батальоны, артиллерию, авиацию.

Если бы Киев был в состоянии оставить Донбасс без воздуха, он бы это сделал.

Такая политика Киева однозначно направлена против суверенитета и территориальной целостности Украины, она никак не сочетается с задачами, поставленными в минском «Комплексе мер».

Считаем необходимым снова обратить внимание на безнаказанность радикальных националистов на Украине. 2 мая исполняется 3 года со дня трагедии в Одессе, где в Доме Профсоюзов были заживо сожжены десятки мирных граждан. Следствие по этому делу практически развалено. СММ информировала об очередном срыве слушаний против одного из подозреваемых из-за давления радикалов, которые 19 апреля зашли в зал суда, где даже не было полицейских. Намеренно саботируется расследование убийства журналиста Олеся Бузины, произошедшее в Киеве 2 года назад. Дело приостановлено под искусственным предлогом и следствие не проводится с апреля 2016 г. На свободу выпущены оба основных подозреваемых в убийстве.

Вызывает крайнюю обеспокоенность ситуация вокруг Украинской православной церкви Московского патриархата (УПЦ). Мы не раз обращали внимание Постоянного совета и исполнительных структур ОБСЕ на вопиющие случаи убийств, пыток, запугивания, преследования священнослужителей и верующих УПЦ, захваты принадлежащего Церкви имущества на Украине. С начала кризиса таких фактов накопилось огромное количество. Обновленный список мы распространим в ОБСЕ.

Сохранение тесных канонических связей УПЦ с Московским патриархатом вопреки воцарившейся националистической истерии - причина непрестанных нападок на ее клир и прихожан, кампании по ее дискредитации в украинских СМИ.

Мы призываем Действующее председательство, Генерального секретаря, директора БДИПЧ, а также личного представителя Действующего председателя по борьбе с расизмом, ксенофобией и дискриминацией, включая вопросы нетерпимости и дискриминации в отношении христиан и представителей других религий, дать четкую публичную оценку происходящему. Призываем также СММ внимательно отслеживать случаи нетерпимости и дискриминации по религиозному признаку на Украине и информировать о них государства-участников, в т.ч. в докладах Миссии.

Это всего лишь несколько выдающихся областей, где ярко проявляется острая и агрессивная нетерпимость со стороны украинских националистов и попустительство им со стороны властей. Способность нынешней конфигурации киевских властей к выполнению минских договоренностей под большим вопросом. Тем не менее, остаемся при мнении, что иной альтернативы, чем выполнение «Комплекса мер» через прямой диалог Киева, Донецка и Луганска, для мирного политического урегулирования украинского кризиса не существует.

Благодарю за внимание.

Горячая линия

+38 (044) 280-14-12, +380-44-244-09-61
Телефон горячей линии для граждан за рубежом, попавших в экстренную ситуацию.

Загранучреждения МИД России

Представительства в РФ

Фоторепортаж