7.04.1711:24

Выступление Постоянного представителя Российской Федерации при ОБСЕ А.К.Лукашевича на специальном заседании Постоянного совета ОБСЕ, Вена, 5 апреля 2017 года

694-07-04-2017

  • en-GB1 ru-RU1

О ситуации на Украине

и деятельности там СММ ОБСЕ

 

 

Уважаемый господин Председатель,

Благодарим политдиректора МИД Австрии А.Маршика, Генсекретаря ОБСЕ Л.Заньера, спецпредставителя Действующего председательства ОБСЕ в Контактной группе М.Сайдика, главу Спецмониторинговой миссии ОБСЕ на Украине Э.Апакана и представителя Международного Комитета Красного Креста П.Виаля за их оценки ситуации на востоке Украины.

Урегулирование внутриукраинского конфликта возможно только через прямой диалог Киева с Донецком и Луганском, всеобъемлющее выполнение сторонами минского «Комплекса мер», альтернативы которому нет.

Обстановка в Донбассе с 1 апреля, после решений Контактной группы 29 марта, начала несколько улучшаться, однако в последние дни мы, к сожалению, наблюдаем возобновление масштабных нарушений режима прекращения огня. Стороны предоставили частичную информацию о своих вооружениях вблизи линии соприкосновения. Необходимо приложить больше усилий для прочного прекращения огня, отвода военной техники, исключения самой возможности возобновления обстрелов населенных пунктов и объектов инфраструктуры.

Несмотря на значительное сокращение нарушений режима прекращения огня, СММ информирует о перестрелках и артдуэлях. В ночь с 1 на 2 апреля камеры СММ в Широкино и Авдеевке зафиксировали использование боевых систем, спровоцированное стрельбой с западного/северо-западного в восточном/юго-восточном направлении – т.е. огонь первыми открыли ВСУ.

Украинские силовики, по состоянию на 2 апреля, не отвели от линии соприкосновения 67 единиц крупнокалиберной артиллерии, которая в нарушение «Комплекса мер» была обнаружена в Артемовске, Желанном, Константиновке, Куликовском и Тарасовке.

Фиксируются перестрелки в Станице Луганской внутри участка, где на 6 апреля намечено разведение сил. 29 марта установленная там камера зафиксировала выстрел с северного в южном направлении – т.е. с позиций ВСУ – по территории под контролем ополчения, что дало повод к очередной перестрелке.

В последнее время повышенное внимание привлекается к инцидентам вокруг наблюдателей СММ – рядом с патрулями применяется стрелковое оружие, даже под минометный обстрел наблюдатели попадают. Киев периодически обвиняет наблюдателей в том, что они российские шпионы. Безопасность наблюдателей очень важна. Призываем стороны относиться к ним с уважением, в Миссии работают 40 россиян, действующих в таких же сложных условиях, как и их коллеги из других государств-участников ОБСЕ.

Возможности СММ не безграничны, и не каждый случай обстрела они могут зафиксировать. Тем не менее, Миссия обязана работать на принципах объективности и беспристрастности, вести равное наблюдение по обе стороны линии соприкосновения, не подвергаясь давлению со стороны принимающего государства.

Необходимо повышать уровень доверия населения Донбасса к СММ. Активнее демонстрировать результаты работы наблюдателей, подробнее освещать темы, которые больше всего интересуют местных жителей, чаще проводить брифинги не только в Киеве, но и в Донецке и Луганске. Люди ждут сводного доклада по последствиям обстрелов населенных пунктов в Донбассе за весь период с начала конфликта. От этого сильно зависит уровень доверия к Миссии.

В этом контексте крайнюю тревогу вызывают сообщения о появлении на территории контролируемого Киевом Донбасса «ложной СММ». Дважды – 4 и 31 марта – в ряде мест под контролем ВСУ в Авдеевке был замечен белый джип с логотипами, имитирующими СММ ОБСЕ. Это гораздо опаснее для имиджа и безопасности Миссии, чем любые статьи в газетах или Интернете. Как теперь можно быть уверенным, что в белом внедорожнике находятся наблюдатели СММ, а не украинские военные?

Убеждены, что повышению эффективности СММ без ущерба безопасности наблюдателей способствовало бы укрепление взаимодействия с СЦКК. В свою очередь к работе в СЦКК следовало бы вернуть представителей Донецка и Луганска. Отказ пойти на этот шаг лучше любых слов свидетельствует о недостатке желания Киева на практике создать в районе соприкосновения эффективный режим верификации выполнения имеющихся договоренностей.

Приоритет, очевидно, должен быть отдан наблюдению на линии соприкосновения – прекращению огня, фиксации отсутствия в этом районе запрещенных вооружений, верификации отвода/разведения сил и средств. Это же касается и наблюдения с технических средств.

Ситуация на востоке Украины напрямую зависит от происходящего в других регионах страны, от развития внутриполитической обстановки. На Украине все больше «анархии и атаманщины» (цитата Президента П.А.Порошенко), ширится разгул радикальных националистов. Под напором радикалов правительство поощряет торгово-транспортную блокаду Донбасса. В Верховной Раде обсуждаются антиконституционные законопроекты, ущемляющие языковые права русскоязычного населения и других проживающих на Украине нацменьшинств. Дерусификация возведена в ранг государственной политики. Ухудшается ситуация со свободой слова. Оскверняются церкви, памятники и надгробия. Происходят нападения на зарубежные дипмиссии.

Все это подпадает под мандат СММ и заслуживает пристального внимания Миссии. Во избежание домыслов об искажениях и манипуляциях ждем подробных отчетов СММ – в том числе тематических – по данным вопросам. Кадровые возможности у Миссии имеются. Большой объем информации, поступающей от наблюдателей, к сожалению, не попадает в отчеты. Призываем Миссию и Секретариат ОБСЕ не держать все это в себе, делиться с государствами-участниками.

Приветствуем активизацию работы Контактной группы и итоги встречи 29 марта. Рассчитываем, что они позволят, наконец, перейти от фазы военного противостояния к политическому урегулированию, выполнению соответствующих положений «Комплекса мер». Жителям Донбасса необходимы правовые и материальные гарантии соблюдения их прав. Требуется введение в действие закона об особом статусе и его закрепление в конституции Украины, провести местные выборы, предоставить гарантии непреследования лиц в связи с событиями на востоке Украины. Реинтеграция Донбасса в украинское экономическое и правовое поле невозможна без восстановления разорванных Киевом гуманитарных, экономических и финансовых связей, в т.ч. путем отмены блокады, фактически пограничного режима на линии соприкосновения.

Работа в подгруппе по политическим вопросам по-прежнему заблокирована. Украинская сторона не готова даже зафиксировать на бумаге «формулу Ф.-В. Штайнмайера», сопрягающую проведение выборов и вступление в силу закона об особом статусе Донбасса. Рассчитываем на политический сигнал государств-участников ОБСЕ о необходимости выполнения «Комплекса мер» в полном объеме.

Карательная операция, которой на днях исполняется три года, стала причиной многочисленных жертв, разрушений, страданий населения региона. Многие были вынуждены покинуть свои дома, перебраться за границу, в том числе в Россию. Усугубили положение решение Киева отказаться от пенсионных и социальных выплат жителям Донбасса, установление фактически пограничного режима на линии соприкосновения, узаконивание инициированной националистами торгово-транспортной блокады. Тактика Киева направлена на социально-экономическое удушение непокорного населения. В эту линию вписываются регулярные обстрелы Донецкой фильтровальной станции, перебои с подачей воды в Луганской области.

Выступаем за обеспечение доступа нуждающегося населения к гуманитарной помощи. Налаживание более тесного взаимодействия с властями в Донецке и Луганске со стороны заинтересованных гуманитарных организаций этому бы серьезно помогло. Те, кто нацелен именно на оказание гуманитарной поддержки без политической подоплеки, как показала практика, имеют возможность это сделать.

Улучшению положения настрадавшегося от конфликта населения поспособствовали бы, в первую очередь, прекращение боевых действий, обстрелов жилых районов и объектов инфраструктуры, отвод тяжелых вооружений, снятие всех ограничений на пересечение линии соприкосновения – а не только открытие дополнительных пунктов пропуска, отмена всех видов торгово-транспортной блокады. На это должны быть направлены наши усилия.

Благодарю за внимание.

Горячая линия

+38 (044) 280-14-12, +380-44-244-09-61
Телефон горячей линии для граждан за рубежом, попавших в экстренную ситуацию.

Загранучреждения МИД России

Представительства в РФ

Фоторепортаж