1.10.1313:59

Резолюция Совета Безопасности ООН № 2118 (2013) о постановке под международный контроль и ликвидации сирийской программы химического оружия, принятая на заседании СБ ООН 27 сентября 2013 года

 

Совет Безопасности

Резолюция 2118 (2013), принятая Советом Безопасности на его 7038-м заседании 27 сентября 2013 года

Совет Безопасности,

ссылаясь на заявления своего Председателя от 3 августа 2011 года, 21 марта 2012 года, 5 апреля 2012 года и свои резолюции 1540 (2004), 2042 (2012) и 2043 (2012),

подтверждая свою решительную приверженность суверенитету, незави­симости и территориальной целостности Сирийской Арабской Республики,

подтверждая, что распространение химического оружия, а также средств его доставки представляет собой угрозу международному миру и безопасно­сти,

ссылаясь на то, что 22 ноября 1968 года Сирийская Арабская Республика присоединилась к Протоколу о запрещении применения на войне удушливых, ядовитых или других подобных газов и бактериологических средств, подпи­санному в Женеве 17 июня 1925 года,

отмечая, что 14 сентября 2013 года Сирийская Арабская Республика сда­ла на хранение Генеральному секретарю свой документ о присоединении к Конвенции о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении (Конвенция) и заявила, что она будет соблюдать ее положения и добросовестно и искренне придерживаться их, при­меняя Конвенцию на временной основе до ее вступления в силу для Сирийской Арабской Республики,

приветствуя создание Генеральным секретарем Миссии Организации Объединенных Наций по расследованию предполагаемых случаев применения химического оружия в Сирийской Арабской Республике (Миссия) в соответствии с резолюцией 42/37 C (1987) Генеральной Ассамблеи от 30 ноября 1987 года, подтвержденной в резолюции 620 (1988) от 26 августа 1988 года, и выражая признательность Миссии за проделанную работу,

принимая к сведению доклад Миссии от 16 сентября 2013 года (S/2013/553), подчеркивая необходимость выполнения Миссией своего мандата и особо отмечая, что в будущем надлежит проводить расследования заслуживающих доверия сообщений о применении химического оружия в Сирийской Арабской Республике,

испытывая крайнее негодование в связи с применением химического оружия 21 августа 2013 года в Риф-Дамаске, согласно заключению, сделанному в докладе Миссии, осуждая убийство гражданского населения, подтверждая, что применение химического оружия является серьезным нарушением международного права, и подчеркивая, что виновные в любых актах применения химического оружия должны нести ответственность за это,

ссылаясь на то, что согласно закрепленному в резолюции 1540 (2004) обязательству все государства должны воздерживаться от оказания в любой форме поддержки негосударственным субъектам, которые пытаются разрабатывать, приобретать, производить, перевозить, передавать или применять оружие массового уничтожения, включая химическое оружие, и средства его доставки или обладать ими,

приветствуя Рамочную договоренность по уничтожению сирийского химического оружия, достигнутую 14 сентября 2013 года в Женеве между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки (S/2013/565) с целью обеспечения скорейшей и как можно более безопасной ликвидации программы Сирийской Арабской Республики по химическому оружию, и заявляя о своей решимости незамедлительно поставить под международный контроль химическое оружие и его компоненты в Сирийской Арабской Республике,

приветствуя решение Исполнительного совета Организации по запрещению химического оружия (ОЗХО) от 27 сентября 2013 года об установлении специальных процедур по быстрой ликвидации военной химической программы Сирийской Арабской Республики и соответствующей строгой проверке этого и выражая свою решимость обеспечить ликвидацию военной химической программы Сирийской Арабской Республики в соответствии с графиком, содержащимся в решении Исполнительного совета ОЗХО от 27 сентября 2013 года,

подчеркивая, что единственным способом урегулирования текущего кризиса в Сирийской Арабской Республике является ведомый сирийцами инклюзивный политический процесс на основе Женевского коммюнике от 30 июня 2012 года, и особо отмечая необходимость скорейшего созыва международной конференции по Сирии,

постановляя, что применение химического оружия в Сирийской Арабской Республике представляет собой угрозу международному миру и безопасности,

обращая особое внимание на то, что в соответствии со статьей 25 Устава Организации Объединенных Наций государства-члены обязаны подчиняться решениям Совета и выполнять их,

1. постановляет, что применение химического оружия где бы то ни было представляет собой угрозу международному миру и безопасности;

2. осуждает самым решительным образом любое применение химического оружия в Сирийской Арабской Республике, в частности нападение 21 августа 2013 года, в нарушение международного права;

3. одобряет решение Исполнительного совета ОЗХО от 27 сентября 2013 года, содержащее специальные процедуры по быстрой ликвидации программы Сирийской Арабской Республики по химическому оружию и соответствующей строгой проверке этого, и призывает к ее скорейшей и как можно более безопасной полной ликвидации;

4. постановляет, что Сирийская Арабская Республика не должна при­менять, разрабатывать, производить, иным образом приобретать, накапливать или хранить химическое оружие или передавать прямо или косвенно химиче­ское оружие другим государствам или негосударственным субъектам;

5. обращает особое внимание на то, что ни одна из сторон в Сирии не должна применять, разрабатывать, производить, приобретать, накапливать, хранить или передавать химическое оружие;

6. постановляет, что Сирийская Арабская Республика должна соблюдать все аспекты решения Исполнительного совета ОЗХО от 27 сентября 2013 года (приложение I);

7. постановляет, что Сирийская Арабская Республика должна всесторонне сотрудничать с ОЗХО и Организацией Объединенных Наций, в том числе выполняя их соответствующие рекомендации, принимая персонал, назначаемый ОЗХО или Организацией Объединенных Наций, создавая и обеспечивая безопасные условия для осуществления деятельности этим персоналом, предоставляя этому персоналу при выполнении им своих функций незамедлительный и неограниченный доступ ко всем и каждому объекту и право их инспектировать и позволяя незамедлительный и неограниченный доступ к тем лицам, которых ОЗХО имеет основания считать важными для выполнения ее мандата, и постановляет, что все стороны в Сирии должны оказывать всестороннее содействие в этой связи;

8. постановляет уполномочить передовую группу персонала Организации Объединенных Наций оказать на раннем этапе поддержку деятельности ОЗХО в Сирии, просит Генерального директора ОЗХО и Генерального секретаря тесно сотрудничать в осуществлении решения Исполнительного совета от 27 сентября 2013 года и настоящей резолюции, в том числе посредством их оперативной деятельности на местах, а также далее просит Генерального секретаря в консультации с Генеральным директором ОЗХО и, в случае необходимости, Генеральным директором Всемирной организации здравоохранения представить Совету в течение 10 дней после принятия настоящей резолюции рекомендации относительно роли Организации Объединенных Наций в деле ликвидации программы Сирийской Арабской Республики по химическому оружию;

9. отмечает, что Сирийская Арабская Республика является стороной Конвенции о привилегиях и иммунитетах Объединенных Наций, постановляет, что назначенный ОЗХО персонал, осуществляющий деятельность, предусмотренную настоящей резолюцией или решением Исполнительного совета ОЗХО от 27 сентября 2013 года, пользуется привилегиями и иммунитетами, предусмотренными в Приложении по проверке, Часть II(B), Конвенции по химическому оружию, и призывает Сирийскую Арабскую Республику заключить соглашения о процедурах с Организацией Объединенных Наций и ОЗХО;

10. призывает государства-члены оказывать поддержку, в том числе выделять персонал, предоставлять техническую экспертизу, информацию, оборудование, а также оказывать помощь в виде финансов и других ресурсов, в координации с Генеральным директором ОЗХО и Генеральным секретарем, с тем чтобы ОЗХО и Организация Объединенных Наций могли выполнить задачу ликвидации программы Сирийской Арабской Республики по химическому оружию, и постановляет уполномочить государства-члены получать, контролировать, перевозить, передавать и уничтожать указанное Генеральным директором ОЗХО химическое оружие согласно цели Конвенции по химическому оружию для обеспечения ликвидации программы Сирийской Арабской Республики по химическому оружию скорейшим и самым безопасным образом;

11. настоятельно призывает все сирийские стороны и заинтересованные государства-члены, которые обладают соответствующими возможностями, плотно работать сообща, а также с ОЗХО и Организацией Объединенных Наций в целях обеспечения безопасности миссии мониторинга и уничтожения при признании главной ответственности правительства Сирии в данном отношении;

12. постановляет на регулярной основе проводить обзор хода осуществления в Сирийской Арабской Республике решения Исполнительного совета ОЗХО от 27 сентября 2013 года и настоящей резолюции и просит Генерального директора ОЗХО представлять доклады Совету Безопасности через Генерального секретаря, который будет включать соответствующую информацию о деятельности Организации Объединенных Наций, связанной с осуществлением настоящей резолюции, в течение 30 дней и впоследствии каждый месяц, а также просит далее Генерального директора ОЗХО и Генерального секретаря представлять доклады скоординированным образом, в случае необходимости, Совету Безопасности о несоблюдении настоящей резолюции или решения Исполнительного совета ОЗХО от 27 сентября 2013 года;

13. подтверждает свою готовность оперативно рассматривать любые доклады ОЗХО по статье VIII Конвенции по химическому оружию, которая предусматривает передачу дел о несоблюдении на рассмотрение Совета Безопасности Организации Объединенных Наций;

14. постановляет, что государства-члены должны незамедлительно информировать Совет Безопасности о любом нарушении резолюции 1540 (2004), включая приобретение негосударственными субъектами химического оружия, средств его доставки и смежных материальных средств, в целях принятия необходимых мер в этой связи;

15. заявляет о своей твердой убежденности в том, что те лица, которые виновны в применении химического оружия в Сирийской Арабской Республике, должны быть привлечены к ответственности;

16. полностью поддерживает Женевское коммюнике от 30 июня 2012 года (приложение II), в котором излагаются несколько ключевых мер, начиная от создания переходного руководящего органа, осуществляющего в полном объеме полномочия исполнительной власти, в состав которого могли бы войти члены нынешнего правительства и представители оппозиции и других групп и который будет формироваться на основе взаимного согласия;

17. призывает к созыву, как можно скорее, международной конференции по Сирии для выполнения положений Женевского коммюнике и призывает все сирийские стороны принять серьезное и конструктивное участие в Женевской конференции по Сирии, а также подчеркивает, что они должны в полной мере представлять сирийский народ и быть приверженными делу осуществления положений Женевского коммюнике и достижения стабильности и примирения;

18. подтверждает, что все государства-члены должны воздерживаться от оказания в любой форме поддержки негосударственным субъектам, которые пытаются разрабатывать, приобретать, производить, перевозить, передавать, использовать ядерное, химическое или биологическое оружие и средства его доставки или обладать ими, и призывает все государства-члены, особенно соседние с Сирийской Арабской Республикой государства-члены, немедленно сообщать Совету Безопасности о любых нарушениях этого пункта;

19. требует, чтобы негосударственные субъекты не разрабатывали, не приобретали, не производили, не перевозили, не передавали, не применяли ядерное, химическое или биологическое оружие и средства его доставки и не обладали ими, и призывает все государства-члены, особенно соседние с Сирийской Арабской Республикой государства-члены, немедленно сообщать Совету Безопасности о любых действиях, не согласующихся с настоящим пунктом;

20. постановляет, что все государства-члены должны запретить закупку химического оружия, смежного оборудования, товаров и технологии или получение помощи из Сирийской Арабской Республики их гражданами, или использование действующих под их флагом судов или летательных аппаратов независимо от первоначального нахождения на территории Сирийской Арабской Республики;

21. постановляет, в случае несоблюдения настоящей резолюции, включая несанкционированную передачу химического оружия или любое применение химического оружия кем бы то ни было в Сирийской Арабской Республике, ввести меры согласно главе VII Устава Организации Объединенных Наций;

22. постановляет продолжать активно заниматься этим вопросом.

 

Приложение I

Решение Исполнительного совета Организации по запрещению химического оружия

Решение о ликвидации сирийского химического оружия

Исполнительный совет,

напоминая, что после тридцать второго заседания Исполнительного совета (далее «Совет») 27 марта 2013 года его Председатель (документ EC-M-32/2/Rev.1 от 27 марта 2013 года) сделала заявление, в котором выразила «глубокую озабоченность по поводу возможного применения химического оружия в Сирийской Арабской Республике», и подчеркнула, что «применение химического оружия кем бы то ни было при любых обстоятельствах заслуживает осуждения и полностью противоречит правовым нормам и стандартам международного сообщества»,

напоминая также, что третья Конференция по рассмотрению действия Конвенции (документ RC-3/3* от 19 апреля 2013 года) выразила «глубокую озабоченность по поводу возможного применения химического оружия в Си­рийской Арабской Республике» и подчеркнула, что «применение химического оружия кем бы то ни было при любых обстоятельствах заслуживает осуждения и полностью противоречит правовым нормам и стандартам международного сообщества»,

принимая к сведению «Доклад о сообщениях, касающихся применения химического оружия в районе Гуты в Дамаске 21 августа 2013 года» (S/2013/553 от 16 сентября 2013 года), который был подготовлен Миссией Организации Объединенных Наций по расследованию сообщений о применении химического оружия в Сирийской Арабской Республике и в котором содержится вывод о том, что «химическое оружие применялось в ходе продолжающегося конфликта между сторонами в Сирийской Арабской Республике, а также против гражданского населения, включая детей, в относительно широких масштабах»,

осуждая самым решительным образом применение химического оружия,

приветствуя рамки ликвидации сирийского химического оружия, согласованные Соединенными Штатами Америки и Российской Федерацией 14 сентября 2013 года (документ EC-M-33/NAT.1 от 17 сентября 2013 года),

отмечая также, что 12 сентября 2013 года в своем сообщении на имя Генерального секретаря Организации Объединенных Наций Сирийская Арабская Республика уведомила его о своем намерении применять Конвенцию о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении (далее «Конвенция») на временной основе,

отмечая далее, что 14 сентября 2013 года Сирийская Арабская Республика сдала на хранение Генеральному секретарю Организации Объединенных Наций свой документ о присоединении к Конвенции и заявила, что она будет соблюдать ее положения и добросовестно и неуклонно придерживаться их, применяя Конвенцию на временной основе до ее вступления в силу для Си­рийской Арабской Республики, о чем депозитарий уведомил все государства- участники в ту же дату (C.N.592.2013.TREATIES-XXVI.3), и учитывая, что депозитарий не получил никаких сообщений о возражении от государств- участников в отношении этого заявления,

отмечая далее, что Конвенция вступает в силу для Сирийской Арабской Республики 14 октября 2013 года,

признавая чрезвычайный характер ситуации, сложившейся с сирийским химическим оружием, и будучи преисполнен решимости обеспечить начало деятельности, необходимой для ликвидации сирийской программы химического оружия, немедленно и до официального вступления в силу Конвенции для Сирийской Арабской Республики, а также ее проведение наиболее быстрым и безопасным образом,

отмечая также предложение правительства Сирийской Арабской Республики немедленно принять техническую делегацию ОЗХО и сотрудничать с ОЗХО в соответствии с временным применением Конвенции до ее вступления в силу для Сирийской Арабской Республики и отмечая, что Сирийская Арабская Республика сообщила Техническому секретариату (далее «Секретариат») о назначении своего Национального органа,

подчеркивая, что временное применение Конвенции незамедлительно вводит в действие ее положения в отношении Сирийской Арабской Республики,

отмечая далее, что Сирийская Арабская Республика представила 19 сентября 2013 года подробную информацию, включающую наименования, виды и количества своих боевых отравляющих веществ, типы боеприпасов, а также месторасположение и формы объектов по хранению, производству и исследованиям,

отмечая далее, что согласно пункту 36 статьи VIII Конвенции Совет при рассмотрении сомнений или озабоченностей относительно соблюдения и случаев несоблюдения в особо серьезных и экстренных случаях доводит данный вопрос или проблему, включая соответствующую информацию и выводы, непосредственно до сведения Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций и Совета Безопасности Организации Объединенных Наций,

принимая к сведению Соглашение о взаимоотношениях между Организа­цией Объединенных Наций и Организацией по запрещению химического оружия от 17 октября 2000 года,

решительно призывая все государства, которые еще не являются участниками Конвенции, ратифицировать ее или присоединиться к ней в срочном порядке и без каких бы то ни было условий в интересах укрепления их собственной национальной безопасности, а также содействия миру и безопасности во всем мире, и

напоминая, что согласно пункту 8 статьи IV и пункту 10 статьи V Конвенции государство, присоединившееся к Конвенции после 2007 года, уничтожает свое химическое оружие и свои объекты по производству химического оружия как можно скорее и Совет определяет «порядок уничтожения и процедуры строгой проверки» такого уничтожения,

настоящим:

1. постановляет, что Сирийская Арабская Республика:

a) не позднее чем через семь дней после принятия настоящего решения представляет Секретариату дальнейшую информацию в дополнение к той, которая должна быть представлена 19 сентября 2013 года, относительно химического оружия согласно определению в пункте 1 статьи II Конвенции, которое находится в собственности или владении Сирийской Арабской Республики или под ее юрисдикцией или контролем, в частности:

i) химическое наименование и военный шифр каждого химиката в ее запасах химического оружия, включая прекурсоры и токсины, и их количества;

ii) конкретный тип боеприпасов, подзарядов и устройств в ее запасах химического оружия, включая конкретные количества каждого типа, которые снаряжены и не снаряжены; и

iii) местонахождение всего ее химического оружия, объектов по хранению химического оружия, объектов по производству химиче­ского оружия, включая объекты по смешиванию и снаряжению, и объектов по исследованиям и разработкам химического оружия с указанием конкретных географических координат;

b) не позднее чем через 30 дней после принятия настоящего решения представляет в Секретариат объявление, требуемое статьей III Конвенции;

c) завершает ликвидацию всех материалов и оборудования для химического оружия в первом полугодии 2014 года с соблюдением детальных требований, включая промежуточные этапы уничтожения, которые будут определены Советом не позднее 15 ноября 2013 года;

d) завершает как можно скорее и в любом случае не позднее 1 ноября 2013 года уничтожение оборудования для производства и смешивания/снаряжения химического оружия;

e) полностью сотрудничает по всем аспектам выполнения настоящего решения, в том числе посредством предоставления персоналу ОЗХО немедленного и беспрепятственного права инспектировать любые и все объекты в Сирийской Арабской Республике;

f) назначает должностное лицо в качестве главного координатора для поддержания контактов с Секретариатом и наделяет его или ее необходимыми полномочиями для обеспечения выполнения настоящего решения в полном объеме;

2. постановляет далее, что Секретариат:

а) предоставляет всем государствам-участникам в пятидневный срок с момента получения упомянутые в настоящем решении любую информацию или объявление, обращение с которыми осуществляется в соответствии с Приложением по защите конфиденциальной информации к Конвенции;

b) как можно скорее и в любом случае не позднее 1 октября 2013 года начинает инспекции в Сирийской Арабской Республике согласно настоящему решению;

c) инспектирует не позднее чем через 30 дней после принятия настоящего решения все объекты, указанные в списке, упомянутом в пункте 1(а) выше;

d) инспектирует как можно скорее любое другое указанное государством-участником место, которое было связано с сирийской программой химического оружия, если только это не будет сочтено необоснованным Генеральным директором или этот вопрос не будет решен в рамках процесса консультаций и сотрудничества;

e) уполномочивается нанимать на краткосрочной основе квалифицированных инспекторов и других технических экспертов и повторно нанимать на краткосрочной основе инспекторов, других технических экспертов и такой иной персонал, какие могут потребоваться и чей срок службы недавно истек, для обеспечения эффективного и результативного выполнения настоящего решения в соответствии с пунктом 44 статьи VIII Конвенции; и

f) ежемесячно докладывает Совету о выполнении настоящего решения, включая прогресс, достигнутый Сирийской Арабской Республикой в выполнении требований настоящего решения и Конвенции, о деятельности, проведенной Секретариатом в отношении Сирийской Арабской Республики, и о его потребностях в любых дополнительных ресурсах, особенно в технических и кадровых ресурсах;

3. постановляет далее:

a) рассмотреть в срочном порядке вопрос о механизмах финансирования деятельности, осуществляемой Секретариатом в связи с Сирийской Арабской Республикой, и призвать все государства-участники, которые могут сделать это, внести добровольные взносы на деятельность, проводимую во исполнение настоящего решения;

b) созвать заседание в течение 24 часов, если Генеральный директор сообщит о задержке со стороны Сирийской Арабской Республики в выполнении требований настоящего решения или Конвенции, включая, среди прочего, случаи, упомянутые в пункте 7 части II Приложения по осуществлению и проверке к Конвенции, или об отсутствии сотрудничества в Сирийской Арабской Республике или другой проблеме, возникшей в связи с выполнением настоящего решения, и рассмотреть на этом засе­дании, следует ли довести этот вопрос, включая соответствующую информацию и выводы, до сведения Совета Безопасности Организации Объединенных Наций в соответствии с пунктом 36 статьи VIII Конвенции;

c) продолжать держать этот вопрос в поле зрения; и

d) признать, что настоящее решение принимается ввиду чрезвычайного характера ситуации, сложившейся в связи с сирийским химическим оружием, и не создает прецедента на будущее.

 

Приложение II

Заключительное коммюнике Группы действий по Сирии

30 июня 2012 года

1. 30 июня 2012 года генеральные секретари Организации Объединенных Наций и Лиги арабских государств, министры иностранных дел Китая, Россий­ской Федерации, Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии, Соединенных Штатов Америки, Франции, Турции, Ирака (Председатель Саммита Лиги арабских государств), Кувейта (Председатель Совета министров Лиги арабских государств) и Катара (Председатель Арабского комитета по наблюдению за ситуацией в Сирии Лиги арабских государств) и Высокий представитель по иностранным делам и политике безопасности Европейского союза встретились в Отделении Организации Объединенных Наций в Женеве в составе Группы действий по Сирии под председательством Совместного спе­циального посланника Организации Объединенных Наций и Лиги арабских государств по Сирии.

2. Члены Группы действий собрались вместе, будучи глубоко встревожены ситуацией в Сирии. Они решительно осуждают продолжение и эскалацию убийств, разрушений и нарушений прав человека. Они глубоко обеспокоены неспособностью защитить гражданское население, ростом насилия, вероятностью еще большего углубления конфликта в стране, а также региональными аспектами этой проблемы. Неприемлемый характер и масштабы кризиса требуют выработки общей позиции и совместных международных действий.

3. Члены Группы действий привержены суверенитету, независимости, национальному единству и территориальной целостности Сирийской Арабской Республики. Они преисполнены решимости действовать безотлагательно и активно, с тем чтобы положить конец насилию и нарушениям прав человека и начать проводимый под руководством сирийцев политический переходный процесс, который отвечает законным чаяниям сирийского народа и позволяет ему самостоятельно и демократическим путем определять свое будущее.

4. В интересах достижения этих общих целей члены Группы действий: а) определили шаги и меры, которые должны быть предприняты сторонами для обеспечения осуществления в полном объеме плана из шести пунктов и резолюций 2042 (2012) и 2043 (2012) Совета Безопасности, включая немедленное прекращение насилия во всех его формах; b) согласовали руководящие положения и принципы в отношении политического перехода, который отвечает за­конным чаяниям сирийского народа; и c) согласовали действия, которые они предпримут для достижения этих целей в поддержку усилий Совместного спе­циального посланника по содействию проведению под руководством сирийцев политического процесса. Они убеждены, что это может способствовать и со­действовать прогрессу на местах и поможет облегчить и поддержать переход под руководством самих сирийцев.

Намеченные шаги и меры, которые должны быть предприняты сторонами для обеспечения осуществления в полном объеме плана из шести пунктов и резолюций 2042 (2012) и 2043 (2012) Совета Безопасности, включая немедленное прекращение насилия во всех его формах

5. Стороны должны в полном объеме осуществить план из шести пунктов и резолюции 2042 (2012) и 2043 (2012) Совета Безопасности. Для этого:

a) все стороны должны подтвердить свою приверженность долговременному прекращению вооруженного насилия во всех его формах и осуществлению плана из шести пунктов незамедлительно и не ожидая действий других сторон. Правительство и вооруженные группы оппозиции должны сотрудничать с Миссией Организации Объединенных Наций по наблюдению в Сирийской Арабской Республике (МООННС) в целях содействия осуществлению плана в соответствии с мандатом Миссии;

b) прекращение вооруженного насилия должно подкрепляться незамедлительными, вызывающими доверие и зримыми действиями правительства Сирийской Арабской Республики по выполнению других положений плана из шести пунктов, включая:

i) ускорение и расширение деятельности по освобождению произвольно задержанных лиц, в том числе особо уязвимых категорий лиц и лиц, участвовавших в мирной политической деятельности; незамедлительное представление через надлежащие каналы перечня всех мест, в которых такие лица содержатся; немедленная организация доступа в такие места; и своевременный ответ через надлежащие каналы на все письменные за­просы о предоставлении информации о таких лицах, доступе к ним или их освобождении;

ii) обеспечение свободы передвижения по всей стране для журналистов и проведение при выдаче им виз политики недискриминации;

iii) уважение свободы ассоциации и права на мирные демонстрации как это гарантировано законом;

c) при любых обстоятельствах все стороны должны демонстрировать полное соблюдение принципов обеспечения защиты и безопасности МООННС, а также в полной мере сотрудничать с Миссией и оказывать ей всяческое содействие;

d) при любых обстоятельствах правительство должно разрешать гуманитарным организациям немедленный и полный гуманитарный доступ во все районы, затронутые боевыми действиями. Правительство и все стороны должны обеспечить возможность для эвакуации раненых и для того, чтобы все гражданские лица, желающие покинуть эти районы, могли это сделать. Все стороны должны в полной мере соблюдать свои обязательства по международному праву, в том числе в отношении защиты гражданского населения.

Согласованные принципы и руководящие положения, касающиеся обеспечения перехода под руководством сирийцев

6. Члены Группы действий согласовали принципы и руководящие положения, касающиеся обеспечения перехода под руководством сирийцев, изложенные ниже.

7. Любое политическое урегулирование должно обеспечить народу Сирий­ской Арабской Республики переход, который:

a) открывает перспективу будущего, которое сможет устроить всех граждан Сирийской Арабской Республики;

b) предусматривает четко определенные шаги по реализации этой перспективы согласно твердому графику;

c) может быть осуществлен в обстановке безопасности для всех, стабильности и спокойствия;

d) осуществляется оперативно, без дальнейшего кровопролития и насилия и внушает доверие.

8. Перспектива на будущее. Чаяния народа Сирийской Арабской Республики были четко выражены в ходе консультаций с широким кругом сирийцев. Подавляющее большинство хотело бы, чтобы государство:

a) было подлинно демократическим и плюралистическим, предоставляя существующим и новым политическим субъектам возможность участвовать в выборах в условиях справедливости и равенства. Это также означает, что приверженность многопартийной демократии должна быть долговременной и не ограничиваться лишь первым туром выборов;

b) соблюдало международные нормы прав человека и гарантировало независимость судебных органов, подотчетность должностных лиц правительства и верховенство права. Такое обязательство недостаточно просто провозгласить. У народа должны быть механизмы, позволяющие обеспечивать, чтобы эти обязательства соблюдались находящимися у власти лицами;

c) предоставляло всем равные возможности и шансы. Не должно быть места для раскола общества по религиозному признаку или дискриминации на этнической, религиозной, языковой или какой-либо иной почве. Общинам, составляющим численное меньшинство, должно быть гарантировано уважение их прав.

9. Четкие шаги по осуществлению перехода. Конфликт в Сирийской Арабской Республике прекратится лишь тогда, когда все стороны убедятся в наличии мирного пути к общему будущему для всех в стране. Поэтому крайне важно, чтобы любое урегулирование предусматривало четкие и необратимые шаги по осуществлению перехода согласно установленному графику. Ключевыми шагами при любом переходе являются:

a) формирование переходного руководящего органа, способного создать нейтральную обстановку, в которой может быть осуществлен переход. Это означает, что переходный руководящий орган будет в полном объеме осуществлять полномочия исполнительной власти. В его состав могут войти члены нынешнего правительства и оппозиции, а также члены других групп, и он должен быть сформирован на основе взаимного согласия;

b) будущее страны должен определять сирийский народ. Всем группам и слоям общества в Сирийской Арабской Республике должна быть предоставлена возможность участвовать в процессе национального диалога. Этот процесс должен быть не только всеохватным, но и конструктивным, а именно: его основные результаты должны быть воплощены в жизнь;

c) на этой основе может быть пересмотрено конституционное устройство и правовая система. Результат работы над конституционными положениями будет представлен на утверждение народа;

d) после установления нового конституционного строя необходимо подготовить и провести свободные и честные многопартийные выборы во вновь созданные институты на вновь учрежденные должности;

e) женщины должны быть в полной мере представлены на всех уровнях переходного процесса.

10. Безопасность, стабильность и спокойствие. Любой переход предполагает перемены. Вместе с тем чрезвычайно важно обеспечить, чтобы переходный процесс мог осуществляться при обеспечении безопасности для всех в обстановке стабильности и спокойствия. Для этого необходимы:

a) прочное установление полного спокойствия и стабильности. Все стороны должны сотрудничать с переходным руководящим органом в деле обеспечения окончательного прекращения насилия. Это включает завершение вывода сил и решение вопроса о разоружении, демобилизации и реинтеграции вооруженных группировок;

b) эффективные шаги по обеспечению защиты уязвимых групп и незамедлительные действия по решению гуманитарных проблем там, где это необходимо. Также необходимо обеспечить быстрое завершение освобождения содержащихся под стражей лиц;

c) преемственность в работе государственных учреждений и квалифицированные кадры. Функционирование государственных служб должно быть сохранено или возобновлено. Это включает вооруженные силы и службы безопасности. В то же время все правительственные учреждения, включая разведывательные службы, должны действовать в соответствии с нормами в области прав человека и профессиональными стандартами, возглавляться лицами, пользующимися доверием в обществе, и находиться под контролем переходного руководящего органа;

d) приверженность принципу ответственности и национальному примирению. Должен быть рассмотрен вопрос об ответственности за действия, совершенные в ходе текущего конфликта. Необходим также всеобъемлющий пакет положений о правосудии в переходный период, включая предоставление компенсации или реабилитацию для жертв текущего конфликта, шаги по обеспечению национального примирения и прощения.

11. Скорейшие шаги к достижению надежного политического соглашения. К политическому соглашению должен прийти сам народ Сирийской Арабской Республики, однако время истекает. Ясно следующее:

a) суверенитет, независимость, единство и территориальная целостность Сирийской Арабской Республики должны уважаться;

b) конфликт должен быть урегулирован только путем мирного диалога и переговоров. Сейчас необходимо создать условия, способствующие политическому урегулированию;

c) необходимо положить конец кровопролитию. Все стороны должны подтвердить свою приверженность плану из шести пунктов. Это должно включать прекращение вооруженного насилия во всех его формах и немедленные, заслуживающие доверия и зримые меры по осуществлению пунктов 2-6 плана из шести пунктов;

d) сейчас все стороны должны на деле взаимодействовать с Совместным специальным посланником. Стороны должны быть готовы выдвинуть реальных представителей для проведения скорейшей работы по достижению под руководством сирийцев урегулирования, отвечающего законным чаяниям народа. Этот процесс должен включать абсолютно всех с целью обеспечить, чтобы при формировании политического урегулирования в целях перехода были услышаны мнения всех слоев сирийского общества;

e) организованное международное сообщество, включая членов Группы действий, готово оказать значительную поддержку осуществлению соглашения, достигнутого сторонами. Это может включать международное присутствие по оказанию помощи в соответствии с мандатом Организации Объединенных Наций, если такая просьба поступит. Будут иметься значительные средства для оказания помощи в реконструкции и восстановлении.

Согласованные действия

12. Согласованные действия, которые будут предприняты членами Группы для осуществления вышеизложенного в поддержку усилий Совместного специального посланника по содействию политическому процессу под руководством самих сирийцев, заключаются в следующем:

a) члены Группы действий будут надлежащим образом вовлекать стороны в Сирийской Арабской Республике в процесс предпринятия шагов и мер, изложенных в пункте 5 выше, и оказывать на них в этой связи совместное и постоянное давление;

b) члены Группы действий выступают против любой дальнейшей милитаризации конфликта;

c) члены Группы действий обращают внимание правительства Сирийской Арабской Республики на важность назначения наделенного реальными полномочиями представителя, когда ему будет предложено это сделать Совместным специальным посланником, для работы на основе плана из шести пунктов и настоящего коммюнике;

d) члены Группы действий настоятельно призывают оппозицию повысить взаимодействие и быть в состоянии обеспечить выдвижение реальных представителей для работы на основе плана из шести пунктов и настоящего коммюнике;

e) члены Группы действий окажут всестороннюю поддержку Совместному специальному посланнику и его группе после того, как те начнут взаимодействовать непосредственно с правительством и оппозицией, а также будут проводить широкие консультации с сирийским обществом, равно как и с другими международными субъектами, в целях дальнейшей выработки пути продвижения вперед;

f) члены Группы действий будут приветствовать созыв Совместным специальным посланником следующего совещания Группы действий, если он сочтет это необходимым, для рассмотрения конкретного прогресса, достигнутого по всем согласованным пунктам настоящего коммюнике, а также для определения того, какие последующие и дополнительные шаги и меры потребуются со стороны Группы действий для преодоления кризиса. Совместный специальный посланник будет также держать в курсе происходящего Организацию Объединенных Наций и Лигу арабских государств.

Версия резолюции на английском языке.

Горячая линия

+963-991-240-999
Телефон горячей линии для граждан за рубежом, попавших в экстренную ситуацию.
true
true

Фоторепортаж

СИРИЙСКАЯ АРАБСКАЯ РЕСПУБЛИКА (САР)

Расположена в Восточном Средиземноморье, граничит на севере – с Турцией, на востоке – с Ираком, на западе – с Ливаном, на юге – с Иорданией и Израилем. Протяженность береговой линии – 172 км. Территория – 185,2 тыс.км2 (включая оккупированные Израилем с 1967 г. Голанские высоты).

Население – 23 млн. человек. Естественный прирост высокий – 2,3% в год. Национально-конфессиональный состав неоднородный. Государствообразующий этнос – сирийские арабы (88%). Также проживают курды 2,0 млн.), армяне, черкесы, ассирийцы, туркманы. Мусульмане составляют 90% населения страны. Из них сунниты – 72%, алавиты – 13 %, остальные – в основном друзы и исмаилиты. Христиане – менее 10 % населения.
Административно-территориальная единица – губернаторство (всего 14). Столица – Дамаск (с пригородами свыше 4 млн. жителей), города-миллионеры – Алеппо (Халеб) и Хомс (с пригородами).
Национальный праздник – День эвакуации – 17 апреля (1946 г.).
Государственный строй САР – президентская республика. Глава государства, согласно новой конституции (принята 26 февраля 2012 г.), избирается прямыми выборами (ранее – всенародным референдумом). Срок полномочий 7 лет с возможностью повторного переизбрания еще на один срок. С июля 2000 г. президент - Башар Асад (переизбран в мае 2007 г.). Вице-президенты – Фарук Шараа (с февраля 2006 г.) и Наджах Аттар (с марта 2006 г.). В апреле 2014 г. в стране дан старт президентской избирательной кампании, выборы намечены на 3 июня 2014 г.
Высший законодательный орган – однопалатный Народный Совет. Депутатский корпус – 250 человек, срок полномочий – 4 года. Нынешний (десятый) состав избран в мае 2012 г. Председатель Совета – Мухаммед Джихад Аль-Ляххам.
Высший исполнительно-распорядительный органСовет министров (нынешний состав сформирован в июне 2012 г., позднее неоднократно корректировался). Председатель – Ваэль Аль-Хальки (с августа 2012 г.); заместитель председателя, министр иностранных дел и по делам эмигрантов – Валид Муаллем, министр обороны – Фахд Аль-Фрейж.
Политическая система (сложилась с начала 70-х гг.) на нынешнем этапе характеризуется сохраняющемся доминированием Партии арабского социалистического возрождения (ПАСВ или «Баас»). Еще недавно ее статус был конституционно закреплен как «правящей партии в обществе и государстве». Генеральный секретарь – президент Б.Асад. Высший орган ПАСВ – съезд, который, согласно уставу, проводится каждые пять лет. Тем не менее, партийные съезды не созывались с 2005 г., а роль самой ПАСВ неуклонно снижалась.
ПАСВ по-прежнему возглавляет Национальный прогрессивный фронт (создан в 1972 г.) – «зонтичную» структуру для идеологически близких баасистам (апеллирующих к постулатам арабского социализма, насеризма, коммунизма) легальных партийных объединений. Среди них – Арабский социалистический союз, Арабский демократический союз, Партия социалистов-юнионистов, Демократическая социалистическая юнионистская партия, Движение арабских социалистов, Партия национального согласия, Сирийская национальная социальная партия, Сирийская коммунистическая партия (крыло Х.Багдаша), Сирийская коммунистическая партия (крыло Ю.Фейсала). В НПФ также представлены два основных профессиональных объединения – Всеобщая федерация рабочих профсоюзов и Всеобщая федерация крестьян.
Между тем, политическая система страны переживает болезненную трансформацию под влиянием развивающегося в стране с марта 2011 г. глубочайшего внутриполитического кризиса, переросшего во внутренний вооруженный конфликт. Ее реформирование идет сверху, дозированными шагами. Среди них – принятие новых Конституции (формально отменившей монополию ПАСВ и закрепившей принципы политического плюрализма и многопартийности), законов о выборах и политических партиях. Благодаря этому политическая система пополнилась десятком новых партийных объединений.
Параллельно управляемой сверху «демократизации» снизу происходит институциональное становление политических объдинений оппозиционной направленности. В спектре внутренней (умеренной) оппозиции наиболее заметны Национальный координационный комитет (глава – Х.АбдельАзым) и Народный фронт за перемены и освобождение (председатель – К.Джамиль), которые выступают с патриотических позиций, проявляя готовность к диалогу с властями на известных условиях. В свою очередь, зарубежная сирийская оппозиция стоит на непримиримой платформе, выступает за свержение режима Б.Асада. Поддерживаемый и направляемый западниками и регионалами процесс ее консолидации завершился формированием в ноябре 2012 г. в Дохе Национальной коалиции сил сирийской революции и оппозиции (расширенная «копия» созданного годом ранее в Стамбуле Сирийского национального совета с мозаичным представительством внутренней вооруженной оппозиции). В обеих структурах заправляют «Братья-мусульмане». Спонсоры форсированно работают над международной легитимизацией Нацкоалиции в качестве «единственного законного представителя сирийского народа».
Сирия имеет многоукладную экономику, сочетающую централизованное управление с рыночными формами хозяйствования. В предкризисные годы руководством страны проводился курс на ее плановую либерализацию, имея в виду построение социально-ориентированной рыночной модели при сохранении государственного регулирования структурообразующих отраслей. Во многом благодаря такой экономике, вкупе с ее слабой интеграцией в мировую финансовую систему, Сирии удалось избежать сопоставимого с другими странами региона негативного воздействия глобального экономического кризиса.
Между тем, переживаемые Сирией драматические потрясения прервали динамику устойчивого развития национальной экономики предшествующих лет, отбросив ее назад. Из-за продолжающегося вооруженного противостояния и разорванных внутрихозяйственных связей она несет огромные потери. Колоссальный ущерб нанесен инфраструктуре. Сильно деградировала социальная сфера. Тяжелым бременем лежат введенные против Дамаска односторонние санкции (США, Япония, Турция) и многосторонние (ЕС, ЛАГ, ССАГПЗ) санкции.
Как результат, сильно просели основные макроэкономические показатели. Так, объем ВВП, который в 2011 г. составлял 56,7 млрд. долл. США, в 2012 г. оценочно снизился на 20%. Значительно сократились золотовалютные резервы (в 2011 г. – 15,6 млрд. долл.). В 2013 г. ВВП сократился на 45% от «довоенного» объема. Промышленное производство сократилось на 80%. Экспорт снизился на 80%. С 385 до 15 тыс. баррелей в сутки сократилась нефтедобыча. Остановка производств и разрыв хозяйственных связей привели к потере порядка 3 млн. рабочих мест. Бюджет на 2014 г. сверстан в режиме жесткой экономии в размере 9,2 млрд. долл. США (16,5 млрд. долл. в «предвоенном» 2010 г.).
Сирийский фунт обесценился в два раза по отношению к паре основных мировых валют. Соответственно, подскочила инфляция. Усилился отток за рубеж капитала и вывод из страны иностранных инвестиций. На фоне деградации экономической активности резко снизился совокупный внешнеторговый оборот.
Ведущую роль в экономике страны принадлежит государственному сектору, в котором создается до половины ВВП, три четверти стоимости промышленной продукции, и занята треть трудоспособного населения. Государство практически полностью контролирует энергетику, железнодорожный и авиационный транспорт, в значительной степени - кредитно-финансовую сферу. Частный сектор традиционно занимает доминирующие позиции в сельском хозяйстве, внутренней и, в меньшей степени, внешней торговле, а также в сфере услуг, автотранспорте и жилищном строительстве.
Одновременно правительство, сохраняя осторожность в вопросах приватизации, осуществляет поэтапные меры по расширению хозяйственной самостоятельности госпредприятий. Параллельно создаются необходимые условия для привлечения в экономику, включая стратегические отрасли, иностранных инвестиций.
Обеспеченность экономики собственными природными ресурсами средняя. Имеются промышленно значимые запасы нефти, газа, фосфатов, каменной соли, серы.
В структуре экономики ведущее положение занимает промышленность. Главные отрасли: добывающие – нефтяная (включая нефтепереработку), газовая, добыча фосфатов, производство минеральных удобрений, а также текстильная и пищевая. До последнего времени экспорт нефти был одним из главных источников валютных поступлений в бюджет (треть его доходной части). Основной потребитель – страны Евросоюза (до 90%). С введением же Брюсселем антисирийских санкций экспорт нефти сошел на нет.
Сильно пострадал из-за санкций банковско-финансовый сектор, который в докризисный период демонстрировал высокие темпы роста. Замороженными оказались активы крупнейших сирийских финучреждений в европейских банках. Возникли серьезные трудности с обслуживанием внешнеторговых операций и осуществлением международных расчетов и иных финансовых транзакций.
Обрушил кризис и другой динамично развивающийся сектор – туристический (до кризиса доля ВВП – 15%, въездной поток – 8,5 млн. иностранцев.).
Сирия – аграрно-индустриальная страна. На долю сельского хозяйства приходится до 20% ВВП, в нем же занято до половины экономически активного населения. Оно также обеспечивает существенную занятость в смежных отраслях, в первую очередь, пищевой и текстильной. Ведущая отрасль – растениеводство. Главные культуры – пшеница, ячмень, масличные и плодовоовощные, среди технических – хлопок. В докризисный период степень обеспеченности страны собственным продовольствием традиционного считалась высокой.
Внутреннее положение – сложное. После четырех десятилетий политического застоя страна вступила в марте 2011 г. в критический этап новейшей истории. Спровоцированный т.н. «арабской весной» глубочайший внутриполитический кризис уже к концу года перерос во внутренний вооруженный конфликт. Запоздавшее с осуществлением политических реформ сирийское руководство не поспевало за ходом протестных выступлений. Требования сирийской улицей, в своей основе суннитской, демократических прав и свобод по аналогии с другими арабскими странами быстро трансформировались в лозунги свержения правящего режима.
Разрастанию кризиса способствовала его беспрецедентная интернационализация с поддержкой антиасадовской оппозиции региональными (Турция, аравийские монархии) и внешними (в первую очередь, США и Франция) игроками. Стремление последних любой ценой сменить в Сирии режим привело к милитаризации конфликта, накачиванию непримиримой оппозиции деньгами и оружием. Требования ухода Б.Асада сочетались с форсированным становлением в качестве альтернативы режиму «зонтичных» оппозиционных структур. Кульминацией этого процесса стало создание в ноябре 2012 г. Национальной коалиции сил сирийской революции и оппозиции.
Параллельно шло становление вооруженного крыла оппозиции под «крышей» т.н. Свободной сирийской армии. Диверсионно-террористическая активность со временем эволюционировала в крупномасштабную партизанскую войну на широком «театре боевых действий». В результате значительные территории страны в приграничье с Турцией и Ираком перешли под контроль вооруженной оппозиции, а «линия фронта» вплотную приблизились к столице.
Между тем, логика развития конфликта привела к поляризации сирийского общества, ожесточению противостояния, в том числе на межконфессионой основе. На таком фоне в стане вооруженной оппозиции усилились позиции суннитских исламских радикалов (алькаидовская группировка «Джебхат ан-Нусра» и др.) с их призывами к джихадизации повстанческого движения. В результате в Сирию потянулись тысячи «борцов за веру» со всего арабо-мусульманского мира.
На общем фоне относительно спокойными остаются районы компактного проживания крупнейших конфессиональных меньшинств (алавитов, друзов), а также курдские территории в Заевфратье. При этом реальный контроль в Сирийском Курдистане перешел к местным военизированным формированиям.
По оценкам ООН, с начала конфликта в стране погибло свыше 100 тыс. сирийцев. Почти 1 млн. человек стали беженцами, еще 2 млн. – внутренне перемещенными лицами. 4 млн. человек нуждаются в оказании срочной гуманитарной помощи.
Перед лицом масштабных вызовов сирийское руководство предпринимает шаги по выводу страны из кризиса, которые оно видит на путях запуска политического диалога с умеренной (т.н. патриотической) оппозицией. Ранее принятые меры (новая Конституция, законы о выборах, СМИ и др.) оказались запоздалыми и недостаточными. В январе 2013 г. на основе выдвинутых президентом Б.Асадом предложений была принята «Политическая программа по урегулированию кризиса». Она предполагает созыв Всеобщей конференции по проведению национального диалога, принятие новой Конституции и проведение на ее основе новых парламентских выборов, формирование расширенного правительства, а затем – и правительства национального единства, и т.д.
На международной арене Сирия последовательно реализует самостоятельный внешнеполитический курс, выступая против диктата в международных отношениях и вмешательства во внутренние дела суверенных государств, за урегулирование конфликтных ситуаций политико-дипломатическими средствами, а на глобальном уровне – за многополярное мироустройство и баланс позиций различных страновых объединений.
Важнейший внешнеполитический приоритет - ближневосточное урегулирование. Сирийцы ратуют за решение арабо-израильского конфликта на основе полного вывода израильских войск со всех оккупированных в 1967 г. арабских территорий, включая сирийские Голанские высоты, в соответствии с резолюциями 242 и 338 СБ ООН, в рамках формулы «мир в обмен на землю», на основе принципов, затвержденных на Мадридской мирной конференции (1991 г.). Вместе с тем, они скептически смотрят на перспективы реанимирования БВУ в нынешних условиях, в том числе и на сирийском треке, где наблюдается многолетний застой (последняя попытка предпринималась в 2008 г.).
Между тем, «арабская весна» по-иному расставила внешнеполитические приоритеты страны. Прежде значимые для сирийцев долгоиграющие региональные сюжеты (БВУ, межпалестинское примирение, ситуация в соседних Ираке и Ливане и др.) отошли для них на второй план. Все усилия сирийской дипломатии были переподчинены задаче противодействия линии Запада и его сателлитов в регионе (Турция и аравийские монархии) на изоляцию Дамаска с целью добиться смены политического режима в стране. Проявлением этого курса стало формирование с соответствующей повесткой дня широкой антиасадовской коалиции в формате «Группы друзей сирийского народа».
Интернационализация сирийского кризиса вкупе с демонизацией режима Б.Асада (традиционно обвинялся американцами в спонсорстве терроризма и связях с другими «одиозными» режимами – иранским и северокорейским) опустили внешнеполитическую конъюнктуру вокруг Сирии на самую нижнюю точку в ее современной истории. Беспрецедентным шагом стала приостановка членства страны в таких региональных организациях, как ЛАГ и ОИС.
Сирийский кризис стал едва ли не самым серьезным вызовом для международного сообщества последних лет. Предпринимаемые усилия по его политико-дипломатическому разрешению не срабатывают в условиях продвигаемой западниками концепции т.н. «гуманитарной интервенции» с объявлением нелегитимным режима Б.Асада. Попытки последних прикрыться в случае с Сирией ооновскими резолюциями, по ливийскому сценарию, были трижды ветированы Россией и Китаем в СБ ООН.
Окно возможностей для выхода на политическое урегулирование в Сирии открывало назначение в феврале 2012 г. в соответствии в резолюцией ГА ООН совместного спецпосланника ООН/ЛАГ по Сирии в лице бывшего генсекретаря ООН К.Аннана. Ранее предпринимавшиеся ЛАГ в одностороннем порядке шаги по Сирии (включая направление сюда Миссии арабских наблюдателей) результата не дали в силу антиасадовской ангажированности саудовского-катарского тандема, подмявшего под себя ЛАГ. Не заработал и выдвинутый К.Аннаном план урегулирования из шести пунктов. К тому же, учрежденная в апреле того же года Миссия ООН по наблюдению в Сирии (МООНС) уже в августе по настоянию западников была свернута.
На таком фоне важнейшее значение сохраняет принятое на заседании Рабочей группы по Сирии в Женеве 30 июня 2012 г. Итоговое коммюнике, в котором нашли отражение согласованные основными международными игроками на сирийском «поле» принципиальные подходы к политическому урегулированию. Вместе с тем, на дальнейшем этапе вокруг реализации этого документа из-за позиции западников и регионалов возникли нестыковки в толковании его ключевого положения – о переходном управляющем органе. Они видят его формирование без участия Б.Асада и его окружения, в то время как Россия и наши единомышленники выступают за инклюзивный, ведомый самими сирийцами политический процесс.
В том же направлении продолжает свою нелегкую миссию преемник К.Аннана на посту совместного спецпредставителя по Сирии алжирец Л.Брахими, который, тем не менее, связывает выход из сирийского «тупика» со сближением позиций ключевых игроков – США и России.
Для сирийского руководства отношения с Россией традиционно носят приоритетный, во многом привилегированный характер. Важным связующим звеном между нашими странами выступает многолетнее партнерское взаимодействие, пик которого пришелся на советский период. Существенно, что на связи с Россией ориентирована значительная часть политической элиты страны и генералитета, многие представители которых обучались в СССР. Не изменило общего настроя провисание этих связей в начале 90-х годов.
В постсоветское время период Президент САР трижды посещал Россию – в январе 2005 г., декабре 2006 г. и в августе 2008 г. (Сочи). В мае 2010 г. состоялся первый в истории двусторонних отношений визит Президента России в Дамаск.
На фоне нынешних событий значимость для Дамаска российского направления еще больше возрастает. Москва остается одним из немногих каналов для связей сирийского руководства, объявленного западниками и регионалами нелегитимным, с «внешним миром». В таких условиях двусторонний диалог становится особенно плотным и доверительным, нацеленным на поиски путей выхода из затянувшегося кризиса.
В феврале 2012 г. по поручению Президента России Сирию совместно посетили Министр иностранных дел С.В.Лавров и директор СВР М.Е.Фрадков. В том же месяце здесь побывал Председатель Комитета по международным делам Госдумы России А.К.Пушков. В марте 2012 г. в Дамаске находилась сводная делегация Совета Федерации с участием представителей северокавказских республик. В августе 2011 г. Сирию посетил спецпредставитель Президента России по Ближнему Востоку, заммининдел М.Л.Богданов. В рамках межцерковных связей в ноябре 2011 г. состоялся официальный визит в Сирию Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.
В свою очередь, с начала сирийских событий в Москве принимали заместителя Председателя Совета министров, министра иностранных дел и по делам эмигрантов В.Муаллема (неоднократно, в последний раз в январее 2014 г.), его первого заместителя Ф.Микдада, советника Президента Сирии по политическим и информационным вопросам Б.Шаабан, вице-премьера по экономическим вопросам К.Джамиля, Министра информации А.Зоаби.
В рамках нашей принципиальной линии на содействие политическому урегулированию в САР через налаживание ведомого самими сирийцами инклюзивного процесса российская сторона установила и поддерживает регулярные контакты с различными фракциями внешней и внутренней сирийской оппозиции, настраивая их на диалог с властями.
Несмотря на общую ситуацию, важнейшим инструментом сопровождения двусторонних деловых связей остается Постоянная Российско-Сирийская комиссия по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству. Последнее (8-е) заседание МПК состоялось в мае 2012 г. в Москве.

Посольство Сирийской Арабской Республики в России (Москва)

Адрес:

119034, г. Москва, Мансуровский пер., 4

Телефон:

(495) 695-10-48

(499) 766-95-13

Факс

(495) 697-45-18

E-mail

embassy@syrembassy.ru

Посольство России в Сирии (Дамаск)

Адрес:

Omar Ben Al Khattab str., Adauwi, Damascus, Syrian Arab Republic, P.O.Box 3153

Посол - КИНЩАК Александр Александрович

Советник-посланник - КУРТАШЕВ Эльбрус Кириллович

Телефон:

(8-10-963-11) 442-31-55

Горячая линия:

+963-991-240-999

Факс:

(8-10-963-11) 442-3182

E-mail:

ruembsyria@mail.ru

Web

http://www.syria.mid.ru/

Facebook

Консульский отдел Посольства России

Адрес:

Omar Ben Al Khattab str., Adauwi, Damascus, Syrian Arab Republic, P.O.Box 3153

Заведующий консульским отделом - АУТАЕВ Турпал Саитадланович

Телефон:

(8-10-963-11) 442-31-65; 442-20-11

Горячая линия:

+963-991-240-999

Факс:

(8-10-963-11) 442-20-11

E-mail:

consdamascus@mail.ru

Web

Facebook

Twitter

Генеральное консульство в Алеппо (деятельность временно приостановлена)

Адрес:

El Mouhafazat, Aleppo, Syrian Arab Republic, P.O.Box 1050

Генеральный консул - САДИКОВ Рашид Сергеевич

Телефон:

(8-10-963-21) 223-24-01, 226-93-77

Горячая линия:

+963-21-223-24-01

Телекс:

(492) 331818 GCALER SY

Факс:

(8-10-963-21) 222-08-56

E-mail:

aleppocons@mail.ru

РОССИЙСКО-СИРИЙСКИЕ ОТНОШЕНИЯ
 

Дипломатические отношения между СССР и Сирией установлены в июле 1944 г. Российско-сирийские связи традиционно носят дружественный характер. Их основа заложена в период тесного сотрудничества между СССР и Сирией. При экономическом и техническом содействии бывшего СССР было сооружено более 80 крупных объектов проложено около 2 тыс. км железных дорог и 3,7 тыс. км линий электропередачи. Развивались связи по линии ВТС. Более 35 тысяч сирийцев получили образование по гражданским специальностям в советских и российских вузах.
Начиная с 2005 г. Президент Сирийской Арабской Республики (САР) Б.Асад трижды посещал Россию. В мае 2010 г. состоялся первый в истории двусторонних отношений визит Президента Российской Федерации в Дамаск.
Начавшийся на волне «арабской весны» в марте 2011 г. внутриполитический кризис в Сирии перешел в стадию вооруженного противостояния армии и спецслужб с боевиками, в числе которых немало граждан и поданных третьих государств. По мере углубления кризиса он все отчетливее приобретает этноконфессиональный характер.
Политическое взаимодействие последнего времени сконцентрировано исключительно на вопросах обсуждения ситуации внутри Сирии и вокруг нее и ограничено проблематикой внутрисирийского урегулирования.
6 апреля и 24 мая 2011 г. состоялись телефонные разговоры Президента Российской Федерации (Д.А.Медведева) с Б.Асадом, в ходе которых к руководству Сирии был обращен настоятельный призыв приступить к заявленным внутренним преобразованиям с целью недопущения неблагоприятного развития ситуации, человеческих жертв и ради сохранения гражданского мира. 8-12 июля Д.А.Медведев и Б.Асад обменялись письменными посланиями. 29 августа личное послание Д.А.Медведева Б.Асаду передал Специальный представитель Президента Российской Федерации по Ближнему Востоку замминистра иностранных дел М.Л.Богданов.
7 февраля 2012 г. по поручению Президента Российской Федерации Министр иностранных дел России С.В.Лавров и директор СВР России М.Е.Фрадков посетили Дамаск для встречи с Президентом Б.Асадом.
30 июля – 3 августа 2012 г. Москву посетила сирийская правительственная делегация во главе с Заместителем Председателя Совета Министров САР К.Джамилем. Она была принята Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации А.Г.Хлопониным, состоялись переговоры в профильных министерствах.
21 августа 2012 г. в Москве С.В.Лавров провел переговоры с сирийской делегацией во главе с К.Джамилем и Министром по делам национального примирения Сирии А.Хейдаром. 14 декабря 2012 г. К.Джамиль был принят в МИД России, состоялась его встреча с С.В.Лавровым.
В ноябре 2011 г. апреле, июле, сентябре, ноябре, декабре 2012 г., а также марте 2013 г. Москву посещали делегации ведущих организаций сирийской внешней и внутренней оппозиции.
11 января 2013 г. в Женеве состоялась встреча заместителя Министра М.Л.Богданова с делегацией сирийской оппозиционной организации «Демократическая трибуна» во главе с М.Кило.
18 января 2013 г. в МИД России состоялась встреча заместителя Министра М.Л.Богданова с делегацией Народного совета (парламента) Сирии во главе с Председателем парламентской комиссии по делам прессы и печати Ф.Саигом.
2 февраля 2013 г. на «полях» 49-й Мюнхенской конференции по вопросам безопасности С.В.Лавров провел встречу с лидером Национальной коалиции сил сирийской революции и оппозиции А.М.Хатыбом по его просьбе. Состоялся обмен мнениями и оценок происходящих в Сирии событий. А.М.Хатыб был приглашен в Москву.
25 февраля 2013 г. состоялся рабочий визит в Москву Заместителя Председателя Совета министров, Министра иностранных дел Сирии В.Муаллема и его встреча с С.В.Лавровым.
1 марта 2013 г. С.В.Лавров провел встречу с бежавшим из Сирии генералом Манафом Тласом.
11 марта 2013 г. С.В.Лавров принял делегацию сирийского Национального координационного комитета (НКК) за демократические перемены во главе с его зарубежным координатором Х.Манаа.
16 апреля 2013 г. в Москве состоялась встреча С.В.Лаврова с лидером Народного фронта за перемены и освобождение (НФПО) К.Джамилем, занимающем также пост заместителя Председателя Совета министров Сирии.
6 мая 2013 г. состоялся телефонный разговор С.В.Лаврова с Заместителем Председателя Совета министров, Министром иностранных дел Сирии В.Муаллемом.
22-23 мая 2013 г. с рабочим визитом в Москве находился Первый заместитель Министра иностранных дел САР Ф.Микдад, который был принят С.В.Лавровым, прошли его консультации со специальным представителем Президента Российской Федерации по Ближнему Востоку, замминистра М.Л.Богдановым.
22 июля 2013 г. С.В.Лавров принял сирийскую делегацию во главе с заместителем Председателя Совета министров Сирии, Министром внутренней торговли и защиты прав потребителя, лидером НФПО К.Джамилем.
9-10 сентября 2013 г. Министр иностранных дел Российской Федерации С.В.Лавров провел переговоры с находящимся в Москве с рабочим визитом заместителем Председателя Совета Министров, Министром иностранных дел и по делам эмигрантов Сирийской Арабской Республики В.Муаллемом. Состоялась также встреча В.Муаллема с Председателем Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации С.Е.Нарышкиным.
В силу сохраняющей в Сирии напряженности межделегационный обмен практически не осуществляется.
Последние особо значимые визиты: Министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Лаврова и Директора Службы внешней разведки М.Е.Фрадкова (февраль 2012 г.) Председателя Комитета по международным делам Госдумы (февраль), делегации Совета Федерации во главе с А.Х.Кажаровым (март), делегации Общественной палаты во главе с С.А.Орджоникидзе (июнь).
17-18 сентября 2013 г. заместитель Министра иностранных дел России С.А.Рябков посетил Сирию. Он был принят Президентом САР Б.Асадом, а также Вице-премьером, Министром иностранных дел и по делам соотечественников за рубежом САР В.Муаллемом. Подробные консультации прошли с 1-м зам.мининдел Ф.Микдадом. Состоялась беседа с главой Бюро национальной безопасности А.Мамлюком. В ходе пребывания в Дамаске С.А.Рябков встретился с главой «Народного фронта за перемены и освобождение» К.Джамилем и членами руководства Национального координационного комитета.
14 ноября 2013 г. по инициативе российской стороны состоялся телефонный разговор Президента Российской Федерации В.В.Путина с Президентом САР Б.Асадом, в ходе которого были обсуждены ситуация в Сирии и вокруг нее, ход постановки под международный контроль сирийского химического оружия, а также вопросы подготовки международной конференции по Сирии («Женева-2»).
19 ноября 2013 г. с кратким визитом в Москве находилась сирийская делегация АО главе с Первым заместителем Министра иностарнных дел САР Ф.Микдадом и советником Президента Сирии по политическим и информационным вопросам Б.Шаабан. Состоялись из встречи с С.В.Лавровым.
17 января 2014 г. в Москве состоялись переговоры Министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Лаврова с Министром иностранных дел и по делам эмигрантов В.Муаллемом.
24-29 января в Москве находился с визитом Патриарх Антиохийский и всего Востока Иоанн Х Язиджи. 25 января он был принят президентом Российской Федерации В.В.Путиным. Состоялись также его встречи с Патриархом Московским и всея Руси Кириллом, Председателем Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации В.И.Матвиенко и Министром иностранных дел Российской Федерации С.В.Лавровым.
Торгово-экономическое сотрудничество испытывает негативные последствия внутрисисрийского кризиса. Выполнение целого ряда перспективных проектов отложено. Постоянное присутствие в Сирии сохранило лишь ОАО «Стройтрансгаз» (Дамаск) и небольшое представительство ОАО «Совинтервод» (Латакия). Переговоры о реализации проектов в Сирии ведет ЗАО «МГНК «СоюзНефтеГаз».
По данным ФТС России, двусторонний внешнеторговый оборот в 2013 г. достиг отметки в 376,5 млн. долл. США (снижение по сравнению с 2012 г. на 42,6%). При этом экспорт составил 360,3 млн. долл. США, импорт – 16,2 млн. долл. США при положительном сальдо в пользу России 344,1 млн. долл. США. Основная доля российских поставок в Сирию приходится на поставки в рамках ВТС (53,6%), машины и оборудование (26%), древесину и целлюлозно-бумажные изделия (7%). Структуру импорта в основном формируют продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье (58,9%), текстиль и изделия из него, обувь (32,7%).
С 1993 г. функционирует Постоянная российско-сирийская комиссия по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству (МПК). Состоялось ее восемь заседаний (последнее в мае 2012 г. в Дамаске). С 2011 г. Председатель сирийской части МПК - Министр финансов САР И.Исмаил.
С 2004 г. функционирует Российско-Сирийский деловой совет. С российской стороны Совет возглавляет Генеральный директор ОАО «Трубная металлургическая компания» Д.А.Пумпянский, с сирийской – крупный бизнесмен А.Аттар.
По информации Минфина России, по состоянию на 1 января 2014 г. объем нереализованных средств по российско-сирийскому межправительственному Соглашению от 29 мая 2005 г. составила 9,44 млрд. сир.фунтов (около 48,5 млн. евро).
Гуманитарное сотрудничество. С 1995 г. действует Межправительственное соглашение о культурном и научном сотрудничестве.
Со времен крещения Руси между Русской и Антиохийской Православной Церквями существуют особо тесные отношения. 12-13 ноября 2012 г. Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл посетил Сирию в рамах визита в пределы Антиохийского патриархата. 24-29 января с.г. с визитом в Москве находился Патриарх Антиохийский и всего Востока Иоанн Х, который был принят Президентом Российской Федерации В.В.Путиным, состоялись его встречи с патриархом Московским и всея Руси Кириллом, Председателем Федерального Собрания Российской Федерации В.И.Матвиенко Министром иностранных дел Российской Федерации С.В.Лавровым.
Предоставляются госстипендии для обучения сирийцев в России за счет федерального бюджета (в 2010 г. квота была увеличена до 82 мест). В 2013 г. было дополнительно выделено 5 мест.