1.11.1709:35

Интервью Посла России в Македонии О.Н.Щербака газете «Нова Македония», 24 октября 2017 г.

Вопрос: В последнее время многие политики, дипломаты и эксперты как в Македонии, так и за её пределами активно продвигают тезис о необходимости форсированной реализации евроатлантических устремлений Македонии и её включения в НАТО. Как в России относятся к этим планам? И какое влияние они могут оказать на развитие отношений между нашими странами?

Ответ: Начнём с того, что вступление Республики Македонии в те или иные организации является её суверенным правом, и мы ни в коем случае не навязываем македонской стороне своих взглядов ни по этому, ни по какому-либо другому вопросу. Мы дорожим многовековыми дружественными отношениями с духовно близким нам народом Македонии и хотели бы, чтобы они и далее успешно развивались на наше общее благо, на благо мира и стабильности в регионе. Вместе с тем, как и подобает настоящим друзьям, мы честно и открыто говорим о нецелесообразности и даже контрпродуктивности вступления Македонии в этот военный блок, который уже много лет проводит политику, представляющую угрозу национальной безопасности нашей страны и миру в целом. Мы всерьёз обеспокоены тем, что процесс расширения НАТО, в который вовлечена и Македония, идёт в нарушение данных два десятилетия назад руководителями западных стран обязательств и происходит на фоне наращивания наступательного военного потенциала североатлантического альянса у российских границ. Решаясь на столь судьбоносный шаг, как вступление в НАТО, любая страна должна ясно понимать, что вопреки утверждениям апологетов альянса о его миролюбивом и миротворческом характере, этот военно-политический блок на деле повинен в многочисленных варварских агрессивных актах, приведших к гибели многих тысяч мирных людей в Сербии, Черногории, Ливии, Афганистане и других странах, распаду и дезинтеграции целого ряда государств. Стоит также отметить, что нынешний этап расширения НАТО происходит в условиях беспрецедентной антироссийской кампании и однозначно нацелен против России. Учитывая же насаждаемые в этом альянсе порочные принципы блоковой солидарности и безусловное доминирование в нём узкой группы русофобски настроенных государств, втягивание Республики Македонии в эту военную организацию может даже против воли самих македонцев основательно подорвать атмосферу доверия между нашими странами, осложнить развитие двусторонних отношений во всех их аспектах. Словом, у проблемы вступления Македонии в НАТО много измерений и нелишне заранее тщательно просчитать не только цену «входного билета» в альянс, но и все иные последствия этого шага.

Вопрос: Как в России смотрят на перспективы интеграционных процессов на европейском континенте и в этом контексте каково место стран Балканского региона в них?

Ответ: Россия не видит для себя какой-либо угрозы со стороны интеграционных процессов в рамках Европейского союза и с пониманием относится к желанию балканских стран участвовать в них. Надеемся на то, что в Македонии и соседних с ней странах региона трезво оценивают не только «плюсы», но и риски членства в Европейском союзе, которые заключаются в очевидной слабости их экономик по сравнению с ведущими странами ЕС, неизбежности существенного ограничения своего национального суверенитета, а также в угрозе стать частью системного кризиса, сотрясающего в последние годы это объединение. Исходя из реалий современного мира и интересов всех стран европейского континента, мы выступаем за расширение масштабов интеграционных процессов на пространстве от Лиссабона до Владивостока. Основой для этого могло бы стать укрепление взаимодействия между ЕС и Евразийским союзом. Такая возможность всё ещё существует, несмотря на ошибочную политику санкций, которую Евросоюз практикует в последние годы, и антироссийскую риторику её руководства: мы уверены, что текущие политические сложности и узкокорыстные интересы отдельных кругов на Западе, противящихся выстраиванию конструктивных отношений с Москвой, не в силах подорвать естественную и исторически сформированную потребность в глобальных интеграционных процессах с участием всех стран «Большой Европы». В расширении интеграции за пределами границ ЕС должны быть заинтересованы и страны балканского региона: это придаст их политике по-настоящему многовекторный характер, расширит рынки сбыта, что благоприятно скажется на усилении их конкурентоспособности, перспективах социально-экономического развития и роста благосостояния их граждан.

Вопрос: Как должно, по Вашему мнению, проходить выстраивание системы безопасности в Европе? Какие принципы должны лежать в её основе? И в этом смысле могли бы Вы провести параллели между подходами к обеспечению безопасности других государств и вариантами обеспечения безопасности Республики Македонии?

Ответ: Объективно говоря, и Россию, и Македонию, и всю остальную Европу объединяет потребность в создании устойчивой системы коллективной безопасности, в которой нет места диктату той или иной страны или группы государств и которая будет базироваться на принципах честного и открытого диалога, равноправия всех стран, уважения международного права. То, что предлагает НАТО, а именно – обеспечение безопасности одних за счёт безопасности других – противоречит идее создания единой и неделимой системы коллективной безопасности. Провокационный и безответственный курс альянса на эскалацию напряжённости в отношениях с Россией ведёт к дальнейшей фрагментации европейского континента, росту взаимного недоверия, углублению разграничительных линий, что, естественно, создаёт препятствия для консолидации международных усилий в борьбе с реальными современными вызовами и угрозами – международным терроризмом, распространением оружия массового поражения, киберпреступностью и др. Нужно понимать, что НАТО – архаичная организация, идеологически застрявшая в XX веке, которая так и не смогла обрести новый смысл своего существования и потому по старой привычке эксплуатирует порочную логику поиска врага и блокового мышления времён «холодной войны». Вместо решения действительно насущных проблем заокеанское руководство альянса, руководствуясь своими геополитическими интересами, намеренно создаёт хаос и очаги конфликтов по периметру «Большой Европы», втягивает своих союзников по НАТО в конфронтацию с Москвой, что разобщает и ослабляет европейский континент в целом и чревато катастрофическими последствиями для всего человечества. Такая политика бесперспективна и опасна, и в этом контексте блоковое мышление должно уступить место поискам рациональных вариантов создания системы коллективной безопасности, гарантирующей обеспечение интересов всех – как больших, так и малых государств. Неотъемлемой частью этой системы, если на то, разумеется, будет их желание, могут стать и нейтральные в военном отношении страны, такие как Австрия, Швейцария, Финляндия и Швеция, которые, кстати, эффективно используют свой особый статус для получения весомых экономических и политико-дипломатических преимуществ, не ввергая себя при этом в затратное и опасное противостояние с другими странами. Думаю, что западнобалканским государствам, в том числе и Македонии, стоило бы присмотреться к этому прагматичному и позитивному опыту.

Общие сведения

  • Флаг
  • Герб
  • Гимн
  • Двусторонние
    отношения
  • О стране

Горячая линия

+389 2 311-71-60
Телефон горячей линии для граждан за рубежом, попавших в экстренную ситуацию.

Загранучреждения МИД России

Представительства в РФ

Фоторепортаж