28.01.0417:15

ВЫСТУПЛЕНИЕ ЗАМЕСТИТЕЛЯ МИНИСТРА ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ РОССИИ Ю.В.ФЕДОТОВА НА МЕЖДУНАРОДНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ В ИНДИИ «ООН, МНОГОПОЛЯРНОСТЬ И МЕЖДУНАРОДНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ» СОВРЕМЕННЫЕ ВЫЗОВЫ МНОГОСТОРОННОСТИ И ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ, ДЕЛИ, 27 ЯНВАРЯ 2004 ГОДА

145-28-01-2004

  • de-DE1 en-GB1 es-ES1 ru-RU1 fr-FR1

Международное сообщество сталкивается сегодня с самыми различными угрозами - как старыми, так и новыми, - которые подвергают испытанию на прочность существующую систему коллективной безопасности и ее механизмы. На этом фоне в последние годы обозначились серьезные разногласия между членами ООН в отношении основополагающих принципов и политики в сфере мира и безопасности, включая противопоставление односторонних подходов многосторонним.

Мы сталкиваемся с различными угрозами миру и безопасности. Достаточно упомянуть региональные конфликты, международный терроризм, распространение оружия массового уничтожения, трансграничную преступность и отмывание денег, наркотрафик, техногенные и природные катастрофы. В нашем все более взаимосвязанном мире они очень быстро и массивно приобретают универсальные масштабы и имеют глобальные последствия. Не вызывает также сомнения тот факт, что эффективное противодействие вызовам безопасности повысит способность международного сообщества продвигаться вперед в области развития.

Международному сообществу настоятельно необходимо найти общие точки соприкосновения в том, что касается modus operandi в сфере безопасности в изменяющемся мировом порядке, на котором отражаются как позитивные, так и негативные последствия глобализации. Чем же мы располагаем для противодействия современным угрозам?

Основой существующей системы коллективной безопасности и международного сотрудничества является Организация Объединенных Наций. Ее дополняют другие международные, региональные и субрегиональные организации и коалиции на временной основе. В сотрудничестве между ООН и ее партнерами в деле поддержания международного мира и безопасности необходимо руководствоваться положениями Главы VIII Устава ООН. В этой области Совет Безопасности ООН, бесспорно, по-прежнему должен нести основную ответственность и санкционировать любые действия по обеспечению мира, включая и те, что предпринимаются региональными механизмами, особенно в случаях, подпадающих под действие Главы VII Устава ООН.

События последних лет подтверждают, что в тех случаях, когда соблюдались эти базовые положения, результаты международных усилий по поддержанию мира и безопасности были, как правило, эффективными. В то же время отход от принципов Устава ООН и норм международного права приводит к обострению ситуации на региональном и даже глобальном уровне.

Сейчас стало модно утверждать, что военные действия, предпринимаемые за рамками Устава ООН, являются отражением того факта, что некоторые из предусмотренных в Уставе механизмов нуждаются в совершенствовании, с тем чтобы справляться с возникающими угрозами безопасности. Некоторые идут еще дальше и оправдывают незаконное применение силы так называемой неспособностью Совета Безопасности ООН реагировать должным образом.

Иракский кризис стал серьезным вызовом основным принципам многосторонних отношений. Россия неизменно выступала за политическое решение иракской проблемы, связанной в первую очередь с прояснением так называемых "разоруженческих досье" на основе международного права и многосторонней дипломатии, и предупреждала о негативных последствиях военных действий без санкции Совета Безопасности ООН.

Складывающаяся сегодня ситуация в Ираке четко подтверждает, что сейчас происходит как раз то, о чем мы предупреждали. Не поддающиеся контролю условия безопасности являются только одной стороной проблемы. Основная же трудность заключается в отсутствии четкого видения перспективы политического урегулирования в интересах всего иракского народа, региональной стабильности, а также в отсутствии международной легитимности.

Россия принимает активное участие в работе по возвращению ситуации в Ираке в международно-правовые рамки. Совет Безопасности ООН принял ряд резолюций, направленных на скорейшее восстановление суверенитета Ирака и обеспечение ключевой роли Организации в постконфликтном урегулировании. Эти резолюции необходимо выполнить.

Опасения по поводу "провала" и "конца Организации Объединенных Наций", которые возникли после начала войны, были явно необоснованными. Наоборот, последующее развитие событий показало, что решить иракскую проблему без всестороннего участия Организации Объединенных Наций невозможно.

Иракский кризис подтверждает, что ни одно государство, каким бы сильным оно ни было, не может в одиночку справиться со сложными вызовами современности. Именно поэтому необходимо разрабатывать и увязывать с конкретными ситуациями всесторонние коллективные ответные меры. Такие ответные меры возможны лишь в том случае, когда система многосторонних учреждений разработана должным образом, правильно используется и дополняется политической волей.

Россия неизменно придерживается курса на укрепление ООН и ее ведущей роли в мировых делах. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН "Реагирование на глобальные угрозы и вызовы", представленная Россией в развитие инициативы президента В.В.Путина и принятая консенсусом на 58-й сессии Генеральной Ассамблеи, отражает преобладающее мнение о том, что ООН должна служить основой цельной системы противодействия современным угрозам и вызовам.

Группе высокого уровня по угрозам, вызовам и переменам, назначенной Генеральным секретарем ООН в свете этих чаяний членов Организации Объединенных Наций, поручено представить к следующему лету рекомендации по совершенствованию коллективных мер, принимаемых в ответ на современные угрозы, а также по функционированию основных органов ООН. Россия гордится тем, что одним из уважаемых членов Группы является выдающийся политик и ученый Е.М.Примаков.

Согласованные международные меры, принимаемые под эгидой ООН в ответ на целый ряд острых кризисов, разразившихся от Афганистана до Балкан, от Восточного Тимора до Африки, оказались в целом успешными благодаря уникальной способности Организации сочетать политическую деятельность, деятельность в области безопасности и восстановления при одновременном разделении ответственности с субрегиональными организациями, соглашениями в соответствии с положениями Главы VIII Устава ООН. Этот опыт следует развивать для обеспечения действительно легитимной и коллективной реакции на сложные чрезвычайные ситуации в условиях международных конфликтов.

Возвращаясь к вышеупомянутой озабоченности по поводу эффективности многосторонних учреждений и механизмов, необходимо сказать, что ООН, разумеется, нуждается в обновлении и реформировании. Этот процесс обновления должен быть направлен на совершенствование деятельности Организации с точки зрения укрепления ее способности более целенаправленно и эффективно реагировать на новые вызовы и служить всему международному сообществу.

Нынешний процесс реформирования Совета Безопасности ООН также является важным фактором, и нельзя допустить срыва этих усилий. Проводимая работа должна быть направлена на повышение потенциала этого ключевого органа в интересах эффективного осуществления его полномочий в соответствии с Уставом ООН.

Ввиду глубоких разногласий между государствами по этому вопросу работа должна вестись без резких движений, с необходимой осторожностью. Как отмечал президент В.Путин в своем выступлении на 58-й сессии Генеральной Ассамблеи, основным руководящим принципом в этом вопросе по-прежнему является достижение как можно более широкого согласия по всем аспектам расширения Совета Безопасности. Россия готова продолжить упорную работу для уменьшения расхождений в позициях государств, прежде всего по ключевому аспекту-будущему составу Совета.

Россия неизменно выступает за всеобъемлющее политическое урегулирование на Ближнем Востоке и настоятельно призывает принять практические меры для выхода из затянувшейся конфронтации. Сегодня важно в максимальной степени использовать позитивный политический импульс, который придала мирному процессу "четверка" международных посредников - Россия, США, Европейский союз и ООН - путем принятия по инициативе России резолюции 1515 Совета Безопасности ООН в поддержку "дорожной карты". Генеральная Ассамблея и Совет Безопасности должны и впредь оказывать политическую поддержку усилиям "четверки", направленным на достижение урегулирования.

Организация Объединенных Наций должна и дальше играть свою центральную координирующую роль в международных усилиях, предпринимаемых в Афганистане. Россия заинтересована в скорейшем возрождении мирного, независимого и нейтрального Афганистана и поддерживает усилия, прилагаемые Переходной администрацией Афганистана под эгидой ООН в целях стабилизации положения в стране, искоренения экстремизма и терроризма и построения обновленного афганского государства. Мы надеемся, что новая конституция, принятая в январе этого года, и предстоящие всеобщие выборы приведут к формированию в стране представительного многоэтнического руководства и ознаменуют собой окончательный выбор афганского народа в пользу мирной созидательной жизни.

Используя широкие возможности ООН, мы должны по-прежнему уделять основное внимание решению неотложной задачи по борьбе с незаконным оборотом наркотиков в Афганистане и эффективно соблюдать режим санкций, установленный Советом Безопасности ООН в отношении талибов, «Аль-Каиды» и связанных с ними лиц и организаций.

Сегодня позиция России по вопросу о создании широкого международного фронта борьбы с терроризмом и связанными с ним угрозами получает растущую поддержку. Сложный и многосторонний характер современного терроризма требует применения всестороннего подхода, включающего принудительные, политико-дипломатические, экономические и гуманитарные меры. С этой целью непременным требованием является координирующая роль ООН. В качестве координатора международных усилий по борьбе с терроризмом эффективно выступает Контртеррористический комитет Совета Безопасности ООН.

Появление нового - связанного с ОМУ - аспекта международного терроризма требует принятия самых решительных мер. После решения задачи по укреплению международного правового режима и существующих многосторонних механизмов контроля и мониторинга Совет Безопасности должен сказать свое слово в обеспечении важного звена контртеррористической "цепи": в принятии государствами мер на своей национальной территории, направленных на то, чтобы не допустить приобретения негосударственными "субъектами" ОМУ, его компонентов и средств доставки. Наращивая усилия в этом направлении, мы сможем законным и скоординированным образом устранять коренные факторы, лежащие в основе проблемы распространения.

ООН вполне обоснованно уделяет особое внимание африканскому континенту, страдающему от конфликтов. Учитывая рост числа межгосударственных противоречий и обострение и без того сложных ситуаций, ООН занялась вопросами урегулирования новых конфликтов, являющихся внутренними, но оказывающих пагубное воздействие на региональный мер и безопасность и, безусловно, на развитие Африки. Хотя решением этих проблем призваны заниматься сами африканцы, ООН выполняет свою часть работы, осуществляя на этом континенте сложные и многосторонние операции по поддержанию мира.

Опыт проведенных под руководством и с санкции ООН миротворческих операций за последнее десятилетие свидетельствует о радикальном изменении характера поставленных перед ними задач - от традиционного наблюдения за выполнением соглашений о прекращении огня до полномасштабного управления территориями. Одним из главных преимуществ миротворчества ООН является то, что оно создает возможности для действительно многостороннего реагирования на угрозы международному миру и безопасности.

Тем не менее многое еще предстоит сделать для совершенствования миротворческого потенциала ООН, особенно в таких областях, как быстрое развертывание, обеспечение материальными средствами, финансирование, транспортировка, подготовка кадров и т.д. Именно этим путем мы все и должны двигаться вперед, исходя из общей заинтересованности в том, чтобы сделать миротворчество ООН "конкурентоспособным" перед лицом самых различных международных и региональных механизмов урегулирования кризисов.

Сегодня становится как никогда очевидным, что реагирование на важнейшие глобальные вызовы и угрозы в социально-экономической и экологической областях, которые могут подорвать международную стабильность и привести к конфликтам, имеет столь же ключевое значение, как и решение глобальных политических проблем. Для достижения этих целей необходимы совместные усилия всего международного сообщества по искоренению нищеты и обеспечению устойчивого развития в интересах человека. Только ООН может эффективно координировать все эти многосторонние глобальные усилия.

Растущая согласованность международной торговой и финансовой политики имеет первостепенное значение в контексте достижения целей в области развития, поставленных в Декларации тысячелетия, и выполнения решений конференций в Монтеррее и Йоханнесбурге. Для этого необходимо дальнейшее сотрудничество между ООН, бреттон-вудскими учреждениями и ВТО.

Очень важно создать возможности для укрепления роли ООН в этом процессе в качестве подлинного лидера и политически мобилизирующей силы.

Деградация окружающей среды является еще одной крупной проблемой в ряду новых вызовов и угроз. Россия предпринимает активные усилия по разрешению острых экологических проблем. Важным событием стало проведение в Москве в 2003 году Всемирной конференции по изменению климата. Мы надеемся, что ее результаты станут важным вкладом в изучение этой острой проблемы, оказав тем самым содействие созданию необходимых условий для многостороннего сотрудничества в этой области.

Мы убеждены в необходимости развития и улучшения сотрудничества в рамках ООН в борьбе с ВИЧ/СПИДом, туберкулезом и другими опасными болезнями. Это требует тесного взаимодействия с Всемирной организации здравоохранения, Объединенной программой Организации Объединенных Наций по борьбе с ВИЧ/СПИДом и Глобальным фондом по борьбе с ВИЧ/СПИДом, туберкулезом и малярией.

* * *

Перед лицом глобализации главная сила международного сообщества заключается в объединении усилий на основе права. Принцип многосторонности становится незаменимым и мощным инструментом, особенно в области поддержания мира и безопасности. Всем нам необходимо научиться эффективно им пользоваться. Для этой цели ООН обеспечивает оптимальную политическую атмосферу и наилучшие организационные структуры. Россия будет продолжать оказывать поддержку процессу поиска решений современных проблем под эгидой ООН и в полном соответствии с международным правом.

28 января 2004 года

x
x
Дополнительные инструменты поиска