14.04.0514:31

Cтенограмма выступления и ответов на вопросы Министра иностранных дел С.В.Лаврова перед членами Совета Федерации, Москва, 13 апреля 2005 года

732-14-04-2005

  • en-GB1 ru-RU1

 

 

С.В. Лавров: Уважаемый Сергей Михайлович,

Уважаемые коллеги,

Хотел бы прежде всего поблагодарить руководство Совета Федерации за приглашение обменяться мнениями о работе российского председательства в Арктическом совете и его ближайших задачах.

Это обсуждение весьма своевременно. Наше двухлетнее председательство в Арктическом совете берет отсчет с 24 ноября прошлого года, но сегодня можно уже подвести первые, промежуточные итоги.

Напомню, что Арктический совет создан в 1996 году. В его составе наряду с Россией – Дания, Исландия, Канада, Норвегия, США, Финляндия, Швеция, а также представители шести организаций коренных народов Севера, в том числе Ассоциация коренных народов Сибири, Севера и Дальнего Востока Российской Федерации, съезд которой проходит сейчас в Москве. Ряд стран, международных и неправительственных организаций пользуется статусом наблюдателя в Арктическом совете. Регулярно проводятся заседания старших должностных лиц и шести рабочих групп Совета, занимающихся проблемами охраны окружающей среды Арктики, устойчивого развития, предотвращения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Главная задача нашего председательства заключается в том, чтобы, активно продолжая традиционно приоритетную для Совета работу на природоохранном направлении, наращивать его усилия в социальной и экономической областях, привлекая необходимые финансовые ресурсы и прежде всего, конечно, учитывая интересы нашего Севера. Такое направление работы Совета отвечает интересам России, открывая новые возможности для решения острых социально-экономических проблем российского Севера на основе все более полного раскрытия его хозяйственного и интеллектуального потенциала.

Именно в этом русле идут решения, принятые 6–7 апреля в Якутске, где состоялось первое при российском председательстве заседание старших должностных лиц Совета. Эти решения касаются подготовки к Международному полярному году, продвижения программ устойчивого развития, культурного измерения арктического сотрудничества. С интересом воспринята наша инициатива по заключению межправительственного соглашения о борьбе с чрезвычайными ситуациями в Арктике. Одобрены принципы функционирования так называемого "инструмента по поддержке проектов" – структуры, нацеленной на финансирование главным образом экологических программ на Севере России.

Хорошо проявили себя рабочие группы по чрезвычайным ситуациям и устойчивому развитию, возглавляемые МЧС и Минэкономразвития России. Полезную работу провел Росгидромет.

Успеху заседания во многом способствовало конструктивное, заинтересованное внимание к его работе со стороны руководства и общественности Якутии. В выступлении Президента Республики В.А.Штырова, в ходе "круглых столов" с участием якутских ученых выдвинут ряд хороших инициатив, которые вписываются в программу Совета и одновременно в полной мере учитывают интересы нашего Севера. Их реализация будет содействовать дальнейшему укреплению материальной базы сотрудничества в рамках Арктического совета.

В то же время обозначились и некоторые проблемы. В частности, в Якутске не было представителей Минприроды России, курирующих деятельность трех его экологических групп. Полагаю, что и в целом вклад российской стороны в их работу мог бы быть более весомым. Так, по сути без нашего участия, разворачивается подготовка доклада о перспективах развития морского сообщения в Арктике. А между тем, у нас здесь особые интересы, связанные прежде всего с использованием Северного морского пути для арктического судоходства, в том числе трансконтинентальных грузовых перевозок, укреплением его инфраструктуры. Наше участие в международных дискуссиях о том, как развивать морское сообщение в Арктике, безусловно, необходимо. Нельзя допускать, чтобы была пауза в нашем участии. Предстоит немало сделать во взаимодействии с партнерами по превращению этой транспортной магистрали России в интегрированный в мировую транспортную систему евроазиатский морской транспортный коридор. Тем более, что это является актуальной темой, потому что сейчас есть целый ряд проектов, т.н. "южные маршруты", которые, если будут реализованы, станут сильным конкурентом Северному морскому пути.

Заслуживает повышенного внимания развитие воздушного транспорта в Арктике. Дополнительных усилий требует продвижение сотрудничества в сфере информационно-коммуникационных технологий, включая практические шаги по формированию соответствующей арктической сети.

Российское председательство содействует осуществлению проектов в таких областях, как охрана здоровья людей, проживающих и работающих в Арктике, развитие социальной инфраструктуры, устойчивое использование природных ресурсов.

Особое значение имеет четкое взаимодействие заинтересованных министерств и ведомств, органов исполнительной и законодательной власти России по подготовке к "северному сегменту" девятого Петербургского международного экономического форума 14–16 июня 2005 года. Предполагается, что там впервые встретятся руководители пяти основных северных международных структур, в которых участвует наша страна. Это - Арктический совет, Совет Баренцева/Евроарктического региона, Баренцево региональное сотрудничество, Северный форум, Постоянный комитет парламентариев арктических стран.

Рассчитываем, что Петербургский форум, а в его подготовке МИД России принимает самое активное участие, поможет формированию экономической составляющей Плана действий по устойчивому развитию, насыщению его конкретикой, откроет новые направления экономического сотрудничества в Арктическом регионе. Ожидаем серьезной практической отдачи от "круглых столов" в Санкт-Петербурге по северной инфраструктуре, экологическим проблемам Севера, развитию сотрудничества в Баренцевом регионе.

На сентябрь намечена первая встреча министров культуры стран Арктического совета. Предстоит запуск финансируемой Глобальным экологическим фондом крупной российской программы по защите морской среды Арктики от антропогенного загрязнения – "Национального плана действий – Арктика". Также по линии Арктического совета ведется подготовка доклада о перспективах нефте- и газодобычи в Арктике. Намечен ряд совместных экологических программ в северо-западной части России.

Предметом особой заботы и ответственности российского председательства является формирование благоприятных условий для устойчивого развития коренных народов Арктики. Стремимся ориентировать деятельность Совета в экономической, социальной и природоохранной областях на то, чтобы обеспечить им доступ к качественным социальным, медицинским, транспортным и образовательным услугам.

Мы признательны за то большое внимание, которое уделяется Федеральным Собранием решению задач российского председательства в Арктическом совете. У нас установились хорошие рабочие контакты с профильными комитетами Совета Федерации и Государственной Думы. Российский председатель старших должностных лиц Совета, Посол по особым поручениям по вопросам участия России в Арктическом совете и Совете Баренцева/Евроарктического региона В.И.Чуркин принял участие в конференции парламентариев стран Арктического региона, заседании ее Постоянного комитета. Вы всегда можете рассчитывать на нашу поддержку любым начинаниям по укреплению парламентского измерения арктического сотрудничества, а мы рассчитываем на продолжение парламентской поддержки усилиям исполнительной власти.

Вопрос: Последняя перепись населения показала, что коренных северных народностей в России становится все меньше и меньше. Что можно перенять из практики западных стран, чтобы остановить этот процесс?

С.В. Лавров: Думаю, что это, скорее всего, вопрос нашего внутреннего развития и планирования развития территорий Российской Федерации. В процессе бюджетирования этому вопросу уделяется особое внимание, но пока явно недостаточное, и это признается. Последние репортажи, в том числе и по телевидению о том, как живут люди в некоторых наших северных районах, конечно же, говорят о том, что необходимы дополнительные усилия. Практика других стран сводится к очень простым вещам: люди должны жить комфортно, иметь доступ к образованию, к социальным услугам, медицинскому обслуживанию. Все очень просто. Необходимо понять, как эффективно вложить средства регионов и федерального центра. Надеюсь, что в отношении Красноярского края, Таймыра и Эвенкии в случае создания по итогам референдума новой региональной единицы проблемы коренных народов будут решаться более эффективно.

Вопрос: Очевидно, что в современной многосторонней дипломатии весьма актуальна проблема взаимодействия институтов этой дипломатии. Нельзя ли нам в рамках арктического взаимодействия посмотреть на что-то полезное по другим международным векторам, в частности из того, что делается ЕС?

С.В. Лавров: Безусловно, мы в рамках нашего сотрудничества с ЕС учитываем все те направления, в которых мы заинтересованы. "Северное измерение", конечно, представляет интерес для России. Единственное, чего нам не хотелось бы, это чтобы "Северное измерение" Евросоюза стало доминирующими рамками для всего нашего северного и арктического сотрудничества с зарубежными странами. Мы не думаем, что это было бы правильно, поскольку ЕС все-таки имеет свои собственные задачи. Это объединение, которое уже превращается в нечто большее, чем просто организация. Цели, Евросоюза, в рамках "Северного измерения" далеко не всегда совпадают с нашими приоритетами. Что-то перекликается, но где то мы имеем иные приоритеты, которые более эффективно реализовывать через Арктический совет, Совет Баренцева/Евроарктического региона и другие структуры, в которых мы участвуем. В то же время, безусловно, нужно использовать все то полезное, что может дать участие в контактах с Евросоюзом по "Северному измерению".

Вопрос: Планируется ли в ближайшее время расширение присутствия России на Шпицбергене: экономическое и дипломатическое? Или такое присутствие планируется сворачивать?

С.В. Лавров: Присутствие сворачивать не планируется. Мы доложили Правительству о том, что необходимо навести порядок с некоторыми аспектами деятельности "Арктикугля" на Шпицбергене. Наше дипломатическое присутствие там сохраняется и будет сохраняться. Но мы бы еще хотели, чтобы наше присутствие на Шпицбергене обретало и более научный характер. В этом заинтересованы наши ученые. Конечно, нужны средства, но потенциал Шпицбергена для научных исследований очень высок.

Мы об этом говорили на днях с Министром иностранных дел Норвегии Я.Петерсоном, который был с официальным визитом в Москве. Сохраняются некоторые вопросы относительно того, как трактуются двумя сторонами правовые аспекты статуса Шпицбергена. Расхождения преодолимы. Договорились продолжать сотрудничать. У норвежцев есть понимание, что российское присутствие необходимо и оно будет продолжено.

Вопрос: Лежат ли в основе нашей арктической политики какие-то концептуальные, принципиальные соображения, с которыми мы участвуем в Арктическом совете, или наша политика ситуативная? С какими национальными приоритетами других участников Арктического совета мы вступаем не только во взаимосотрудничество, но и в конфликт?

С.В. Лавров: Мне трудно давать характеристику нашего участия в Арктическом совете как "ситуативного". Из фактов, приведенных в моем выступлении, видно, что у нас есть концепция. Она направлена на то, чтобы максимально использовать участие в Арктическом совете, как и в других северных структурах, для содействия обеспечению нормальной жизни российского Севера, решению проблем коренных народов и задач государства в целом - будь то транспорт, экология или социально-экономическое развитие. Именно здесь наш подход в известной степени отличается от позиции других участников арктического процесса, поскольку они социально-экономические проблемы своих северных территорий в подавляющем большинстве уже решили. Сейчас их заботит экология, охрана природы, потенциальное влияние изменения климата на эти территории. У нас в силу объективного состояния экономики эти проблемы, хотя и считаются важными, но пока стоят на подчиненном месте по отношению к задачам социально-экономического развития соответствующих регионов. Как я уже сказал, приоритеты большинства участников Арктического совета – экология и охрана природы. Россия, являясь Председателем на текущие два года, сохранит, конечно, эти приоритеты. Мы не можем отходить от ранее принятых решений и сами заинтересованы в улучшении окружающей среды северных и арктических районов. Однако мы уже дополнили эти решения своими приоритетами, которые направлены именно на социально-экономическое развитие с упором на поддержку территорий, где проживают коренные народы, на создание максимально благоприятных условий для них. Будем содействовать и развитию транспортных проектов в рамках Арктического совета, которые учитывали бы наши интересы, прежде всего в отношении Северного морского пути, тем более, что у этой транспортной магистрали могут вскоре появиться конкуренты в виде известных "южных маршрутов". Так что наш подход едва ли можно назвать "ситуативным", в нем четко видна именно концепция.

Вопрос: В прессе пишут, что США намерены разместить в космосе ядерное оружие. Вы можете это прокомментировать?

С.В. Лавров: У нас с США ведется диалог по всем аспектам проблематики безопасности. Россия традиционно выступает против размещения ядерного оружия в космосе. Конференция Генеральной Ассамблеи ООН по разоружению регулярно принимает резолюции в поддержку именно такого подхода. Наша позиция остается в силе и разделяется подавляющим большинством государств.

Вопрос: Могли бы Вы прокомментировать назначение Д.Ф.Аяцкова послом России в Белоруссии?

С.В. Лавров: Не могу, потому что он не назначен.

Вопрос: Что Вы ждете от саммита Россия – ЕС 10 мая в Москве?

С.В. Лавров: Рассчитываем, что к саммиту будут подготовлены документы, которые смогут конкретизировать в практическом плане работу России и Евросоюза по формированию четырех пространств. Последние контакты и переговоры, которые состоялись и еще продолжаются между нами и ЕС, позволяют надеяться, что именно так и произойдет.

Вопрос: Какие темы будут обсуждаться во время визита Премьер-министра Украины Ю.В.Тимошенко в Москву?

С.В. Лавров: Визит Премьер-министра Украины Ю.В.Тимошенко позволит уделить особое внимание конкретному обсуждению направления нашего торгово-экономического сотрудничества. Вопросов здесь много. Новое украинское руководство заверило, что хочет самым внимательным образом рассмотреть прежние договоренности и дать свой ответ на те вопросы, которые пока еще остаются нерешенными в наших отношениях: как двигаться по ЕЭП и целому ряду проектов, связанных с нефтегазовой тематикой, транспортировкой энергоносителей. Ожидаем, что активизируются переговоры по решению отдельных аспектов, связанных с базированием Черноморского флота России, на основе соглашений, которые действуют до 2017 года. Много вопросов, которые с прошлых лет остались неурегулированными. Новое руководство Украины нас заверило, что по всем ним в ближайшее время будет внесена ясность. Рассчитываем на продуктивные, плодотворные переговоры с Премьер-министром Украины Ю.В.Тимошенко.

Вопрос: С чем связано, что в ряде СМИ появилась информация, что ее визит не состоится. Может ли появиться фактор, который помешал бы ее приезду?

С.В. Лавров: Не знаю, с чем это связано. Что касается нас, то Президент России В.В.Путин, находясь в Киеве, встречаясь с Премьер-министром Украины Ю.В.Тимошенко, выступая на пресс-конференции, ясно сказал, что мы ее ждем в Москве и каких-либо препятствий для ее визита не существует. Мы готовы к самому широкому, полномасштабному сотрудничеству с украинским Премьер-министром – как, разумеется, и с украинским Президентом.

* * *

На сайте МИД России в разделе "Видео" (http://new.mid.ru/press_service/video) размещена видеозапись выступления.

 

14 апреля 2005 года

x
x
Дополнительные инструменты поиска