21.12.0712:29

Интервью Постоянного представителя России при ООН в Нью-Йорке В.И.Чуркина газете «Коммерсант» 21 декабря 2007 года по проблематике Косово

21-12-2007

Вопрос: Американский постпред заявил, что предложил вам в последний раз подумать над возможностью согласиться с планом Ахтисаари. Это прозвучало как ультиматум...

В.И.Чуркин: Я не воспринял это как ультиматум. Скорее это был риторический вопрос, ответ на который заранее известен. План Ахтисаари был отвергнут Белградом еще весной, поэтому задумываться тут не над чем.

Вопрос: В чем суть предложенной РФ идеи "дорожной карты" для Косово?

В.И.Чуркин: Дорожная карта" могла бы стать дополнительным стимулом для продолжения переговорного процесса. Разработку такого документа необходимо вести на основе резолюции № 1244, норм международного права и устава ООН, что позволило бы, с одной стороны, учесть интересы сторон и приоритеты ведущих международных факторов косовского урегулирования, а с другой - обозначить вехи движения сторон к согласию, в том числе на путях их общей евроинтеграционной перспективы. Переговоры между Белградом и Приштиной надо продолжать. Мы открыты для обсуждения их формата.

Вопрос: Как Россия будет действовать дальше?

В.И.Чуркин: В ближайшее время предстоит продумать тактику дальнейших действий. Косовская тема может снова возникнуть в Совбезе уже в январе 2008 года, когда предстоит обсудить очередной доклад миссии ООН в Косово.

Вопрос: Посол США, сославшись на мнение неких европейских и американских юристов, сказал, что резолюция № 1244 не препятствует независимости Косово. Это так?

В.И.Чуркин: Такое утверждение совершенно не верно. Это логика по Оруэллу, когда черное определяется как белое. Резолюция № 1244 устанавливает международный контроль над Косово до выработки решения по будущему статусу края. В отсутствие же такого решения резолюция однозначно препятствует косовской независимости. И здесь даже никакого арбитра не нужно. Если Приштина все же пойдет на одностороннее провозглашение независимости, руководство ООН должно объявить такое решение ничтожным и потребовать от Приштины его отмены.

Вопрос: Ваши оппоненты апеллируют к волеизъявлению народа Косово, когда говорят о поддержке независимости. Насколько этот аргумент уместен с правовой точки зрения?

В.И.Чуркин: Сейчас речь идет о будущем статусе исторической провинции Сербии, провинции, где, кстати, еще полвека назад соотношение между сербским и албанским населением было примерно равным. Анализ того, почему положение так сильно изменилось, ключ к объективному, а не политически ангажированному пониманию истории края, которым грешат в особенности наши англосаксонские коллеги. Кроме того, понятие воли народа Косово должно по определению учитывать мнение как албанского, так и сербского населения. А на деле получается, что об интересах сербов забывают.

Это будет означать, что лозунг строительства в Косово многоэтнического общества обернется на практике своей противоположностью. Вспомним удручающую картину анклавов и православных святынь, остающихся за колючей проволокой, или никак не решаемую проблему возвращения в край беженцев, прежде всего сербской национальности. И где же предпосылки для восстановления там демократического общества?

Вопрос: Какова правовая аргументация России против одностороннего провозглашения независимости Косово?

В.И.Чуркин: Совбез в резолюции № 1244 четко зафиксировал приверженность всех государств-членов суверенитету и территориальной целостности СРЮ (а ныне Сербии как ее правопреемницы). Как известно, Хельсинкский заключительный акт допускает изменение границ государств, но только политическими средствами и только по согласию сторон. В данном случае одна сторона - Белград - совершенно явно против такого решения. Более того, не далее как 21 ноября Совбез в резолюции № 1785 вновь единогласно подтвердил приверженность политическому урегулированию конфликтов в бывшей Югославии, сохранению суверенитета и территориальной целостности всех находящихся там государств в их международно признанных границах.

Сколько бы ни говорилось об "уникальности" косовского случая, на деле это только для самоуспокоения тех, кто продвигает идеи односторонних решений. Отказ от диалога в Косово дал бы мощный импульс сепаратизму в самых разных частях света. Запущенная таким образом опасная цепная реакция рано или поздно может затронуть любой регион или страну, где еще сохраняются, пусть даже и латентно, проблемы сепаратизма и этноконфессиональных конфликтов. Статусная формула для края в любом случае будет иметь прецедентный характер. Только переговорное решение может быть поддержано Совбезом.

Вопрос: Запад обвиняет Россию в затягивании процесса, говоря, что из-за этого развитию Косово будет нанесен урон и что только независимость даст краю шанс.

В.И.Чуркин: Да, говорят о неприемлемости статус-кво. С этим трудно спорить. Но разве единственный способ продвижения вперед - это безропотное принятие мировым сообществом неправовой формулы, безапелляционно навязываемой одной из сторон? Говорят, что переговоры слишком затянулись. Но ведь статусная тема серьезно обсуждалась лишь под эгидой "тройки", то есть всего 120 дней. Какой хаос царил бы в мире, если бы в конфликтных ситуациях мировое сообщество через четыре месяца теряло интерес к поиску решений. Получается, что в одних случаях - когда речь идет о собственных жизненных интересах или интересах стратегических союзников - можно вести переговоры десятилетиями, несмотря на гибель и страдания тысяч людей, а в других - проявлять нетерпеливость.

Вопрос: Вы верите, что сербы и албанцы договорятся?

В.И.Чуркин: Доклад "тройки" убедительно свидетельствует, что переговорный процесс под ее эгидой, хотя и не увенчался конкретным итогом, заложил добротную основу для дальнейших переговоров сторон, которые только и вправе договариваться о судьбе Косово. Впервые с 1999 года между Белградом и Приштиной запущен устойчивый диалог высокого уровня, стороны встали на путь преодоления отчуждения, а сами переговоры стали серьезным фактором, работающим на стабильность в крае и в регионе. Результаты были бы более впечатляющими, если бы Приштину постоянно не отвлекали от переговоров обещаниями скорой независимости. По нашему твердому убеждению, шанс выхода на развязку сохраняется. Как верно подчеркнуто в докладе "тройки", Белград и Приштина будут и далее связаны воедино в силу особого характера их отношений, особенно их исторических, общечеловеческих, географических, экономических и культурных аспектов. Главное же, "тройке" удалось сузить область принципиальных разногласий между Белградом и Приштиной фактически только до одной основополагающей проблемы - проблемы суверенитета.

Вопрос: Сейчас одним из острых вопросов является отправка в Косово миссии Евросоюза. Выступит ли Россия против?

В.И.Чуркин: Настрой ЕС на увеличение вклада в решение косовской проблемы понятен. Но такой вклад должен выстраиваться в строгом соответствии с международным правом. Я имею в виду и безусловное требование о необходимости соответствующего решения СБ ООН для возможного развертывания в крае миссии ЕС.

Мы ожидаем, что ведомые НАТО силы для Косово (KFOR), равно как и миссия ООН, продолжат строго придерживаться своего мандата, зафиксированного в резолюции #1244. Эта резолюция должна выполняться в полном объеме, из нее нельзя выдергивать отдельные составляющие. Косовское урегулирование не может происходить вне рамок Совбеза - главного органа ООН, отвечающего за поддержание мира и безопасности. Любые действия, которые ставили бы под вопрос авторитет ООН, недопустимы.

x
x
Дополнительные инструменты поиска