1.07.1714:00

Выступление А.Ю.Мешкова на круглом столе «Мир, стабильность и безопасность в Юго-Восточной Европе и Средиземноморье» в рамках Форума Дубровник-2017, Дубровник, 1 июля 2017 года

01-07-2017

  • en-GB1 ru-RU1

Позвольте прежде всего выразить признательность организаторам Форума Дубровник-2017 за работу по развитию этой важной диалоговой площадки, наполнению обсуждаемой в данном формате повестки дня разноплановым актуальным содержанием. У меня остались самые приятные впечатления от участия в Форуме в 2014 году. Уверен, что сегодняшняя дискуссия окажется столь же продуктивной, будет способствовать поддержанию атмосферы сотрудничества и взаимопонимания в региональных и европейских делах.

Тема мира, безопасности и стабильности в Юго-Восточной Европе и Средиземноморье в последние годы приобрела дополнительный вес. На фоне общей турбулентности в международных отношениях, обострения конфликтов на Ближнем Востоке и в Северной Африке регион столкнулся с серьезными вызовами. В их числе – массовые миграционные потоки в Западную Европу, рост террористической угрозы, пробуксовка боснийского и косовского урегулирования, непростые внутриполитические процессы в Албании, Македонии и Черногории.

Очевидно, что преодоление перечисленных трудностей возможно лишь за счет скоординированных усилий всех стран ЮВЕ, а также участвующих в посткризисной стабилизации Балкан внерегиональных государств.

На внутрибалканском треке – и это наглядно демонстрирует Форум Дубровник – имеются определенные положительные результаты. Действуют Процесс сотрудничества государств ЮВЕ, Совет регионального сотрудничества, в целом поступательно развиваются двусторонние отношения на постюгославском пространстве. Рассчитываем, что эта формирующаяся синергия продолжит обретать необходимую устойчивость, содействовать преодолению унаследованных из прошлого политических проблем, помогать социально-экономическому развитию, сохранению и преумножению богатого и разнообразного культурного наследия стран Юго-Восточной Европы.

Что касается подходов к ситуации в регионе со стороны внешних игроков, то вынуждены с сожалением констатировать рецидивы попыток представить Балканы как сферу исключительных интересов Запада. Перед странами ЮВЕ выдвигается искусственный выбор «или дальнейшее интеграционное сближение с Евросоюзом, или взаимодействие с Россией». Считаем такую постановку вопроса в корне неверной. В том числе потому, что целый ряд государств поддерживает обоюдовыгодные отношения и с ЕС, и с Россией. Есть примеры конструктивного взаимодействия с нами, как известно, и в рядах членов Евросоюза.

В этом контексте поддерживаем наметившуюся в последнее время активизацию российско-есовских политических контактов. Настроены на обсуждение с ЕС тех сюжетов, по которым наши подходы перекликаются, включая региональные конфликты, миграционную и контртеррористическую проблематику. Полагаем, что в Брюсселе могли бы внимательнее взглянуть на возможности «наведения мостов» с Евразийским Экономическим Союзом, которыми уже широко и с отдачей для себя пользуются страны Азиатско-Тихоокеанского региона.

Приходится признать, что философия сотрудничества на данном этапе разделяется не всеми участниками международных отношений, представленными на европейской площадке. Отношения России с НАТО находятся в самом глубоком кризисе с момента окончания «холодной войны», причем курс на подрыв значительного позитивного багажа, наработанного ранее между Россией и Североатлантическим альянсом, взят именно по натовской инициативе.

Факты говорят сами за себя. В рамках абсурдной в нынешних условиях концепции «сдерживания России» НАТО предпринимаются масштабные военные приготовления, затрагивающие и Юго-Восточную Европу. В Румынии вступили в строй элементы наземной системы ПРО «Иджис Эшор», планируется создать многонациональную бригаду численностью около 5 тысяч военнослужащих. В Средиземном море усилена группировка кораблей блока, начато патрулирование авиацией альянса воздушного пространства над Черным морем. Аналогичные меры предпринимаются в Прибалтике и Польше, расширяется военная и сопутствующая гражданская инфраструктура. Всеми правдами и неправдами продолжается затягивание в НАТО новых членов, последним из которых стала Черногория.

Наращивание военной деятельности НАТО у российских границ несет в себе серьезные риски для безопасности, создает новые разделительные линии в Европе. Это тупиковый путь, отвлекающий внимание и ресурсы от действительно насущных задач, связанных с комплексными угрозами «с юга» (массовая миграция, терроризм). Для скорейшей разрядки сложившейся не по нашей вине напряженности считаем целесообразным вернуться к честному и открытому разговору в Совете Россия-НАТО, к духу и букве Основополагающего акта Россия-НАТО 1997 года.

Безусловно востребованным в ЮВЕ и Средиземноморье остается потенциал ОБСЕ. На наш взгляд, необходимо сосредоточить усилия этой организации в регионе на содействии входящим в него странам в борьбе с терроризмом и насильственным экстремизмом, наркоторговлей и оргпреступностью, преодолении «кризиса беженцев», контроле над запасами обычных вооружений и, наконец, в пресечении христиано- и исламофобии.

Со своей стороны подтверждаем нацеленность России на последовательное выстраивание равноправного партнерства со всеми странами ЮВЕ, заинтересованными в прагматичном диалоге и совместном разрешении международных проблем. Полагаем, что такая линия является оптимальной с точки зрения укрепления стабильности и безопасности в Европе и за ее пределами. Отрадно, что регулярный обмен мнениями на высшем и высоком уровнях осуществляется между российским руководством и представителями Сербии, Словении, Хорватии, Боснии и Герцеговины, Македонии. Исходим из того, что такие контакты будут осуществляться и впредь в интересах динамичного продвижения двустороннего сотрудничества в политической, торгово-экономической и культурно-гуманитарной сферах.

В числе наших приоритетов в ЮВЕ остается всемерное содействие процессам постконфликтной стабилизации. Применительно к боснийскому урегулированию будем и далее в Совете Безопасности ООП и Руководящем комитете Совета по выполнению Мирного соглашения поощрять передачу всей полноты ответственности за происходящее в Боснии и Герцеговине самим боснийцам, добиваться упразднения Аппарата Высокого представителя в БиГ, присутствие которого объективно тормозит внутриполитический диалог в стране. Ключевыми задачами считаем обеспечение гарантированных Дейтоном широких полномочий двух энтитетов – Республики Сербской и Федерации БиГ и подлинного равноправия трех государствообразующих народов (бошняков, сербов и хорватов), а также повышение профессионализма и беспристрастности деятельности общебоснийских институтов правосудия.

По Косово выступаем за продвижение диалога между Белградом и Приштиной. Надеемся, что достигнутые два года назад договоренности о создании Сообщества сербских муниципалитетов Косово будут, наконец, реализованы в полном объеме. Ожидаем отказа косовоалбанских лидеров от нарушающих базовую резолюцию 1244 СБ ООН попыток создать «вооруженные силы» Косово, провокационных заявлений о территориальных притязаниях Приштины, националистических устремлений. Призываем перенаправить усилия на обеспечение прав и свобод косовских сербов и других неалбанцев.

В целом рассчитываем, что нам всем удастся успешно преодолеть нынешний непростой период на мировой арене, во многом обусловленный постепенным становлением новой, многополярной системы международных отношений. В наших силах добиться, чтобы Юго-Восточная Европа и Средиземноморье стали регионами добрососедского сотрудничества и процветания, а не политизированной полемики и противостояния. Хочется верить, что именно эта высокая, но вполне достижимая цель станет для всех нас общим знаменателем.

 

x
x
Дополнительные инструменты поиска

Гуманитарное сотрудничество

Гуманитарное сотрудничество