27.12.1615:16

Основные внешнеполитические итоги 2016 года

2439-27-12-2016

  • en-GB1 ru-RU1

1. 2016 год был сложным для мировой политики и международных отношений.

Глобальная обстановка оставалась напряженной. Сохранялись острые противоречия между государствами и их объединениями по принципиальным вопросам мироустройства. Продолжали кровоточить целые регионы, где государственность и легитимные основы власти были подорваны внешним вмешательством или иностранной подпиткой внутренних экстремистских и радикальных сил. Террористическая угроза в поясе нестабильности от Северной Африки до границ Южной Азии приобрела системный характер. За попытки ограниченного количества стран удержать глобальное «лидерство» любыми средствами высокую цену приходится платить всему миру.

Для подавляющего большинства международного сообщества стала очевидной несбыточность однополярного гегемонизма, ущербность односторонних подходов. Возросла востребованность конструктивной, ориентированной на равноправное сотрудничество международной повестки дня.

Россия наряду с другими ответственными государствами напряженно работала, чтобы предотвратить дальнейшую деградацию международных отношений, чреватую неконтролируемым обвалом и скатыванием к полномасштабной конфронтации, подтвердила и укрепила свой статус гаранта глобальной стабильности, центра притяжения и опоры для тех, кто привержен примату международного права, здоровым традициям и ценностям, кто готов и стремится выстраивать на этой основе понятные, справедливые коллективные подходы к решению актуальных проблем современности.

2. Российское видение происходящих в мире изменений нашло отражение в обновленной Концепции внешней политики, утвержденной Президентом Российской Федерации 30 ноября 2016 г.

В документе усилены положения о необходимости активизации антитеррористической борьбы и создания в этих целях широкого международного фронта на прочной правовой основе. Значительное внимание уделено различным аспектам формирования полицентричного миропорядка, работе в таких перспективных международных форматах как ШОС, БРИКС, РИК, «Группа двадцати», развитию ЕАЭС и укреплению его внешних связей, в том числе с АСЕАН в интересах создания широкого евразийского экономического пространства. При этом Концепция подтверждает незыблемость фундаментальных основ внешней политики России, ее самостоятельность, независимость, прагматизм, многовекторность, готовность развивать равноправное и взаимовыгодное сотрудничество со всеми заинтересованными странами и группами государств.

3. Ключевым направлением приложения усилий по укреплению безопасности и стабильности в 2016 г. оставалось противодействие международному терроризму.

Гибель Посла России в Турции А.Г.Карлова в результате подлого акта террора подчеркивает беспрецедентный, не имеющий аналогов вызов современного терроризма, отражает чудовищную антигуманность его идеологии и практики. Сохраняет свою актуальность выдвинутая в ходе 70-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН инициатива Президента Российской Федерации по формированию широкой международной антитеррористической коалиции. Борьба со злом может быть успешной лишь на коллективной, честной, правовой основе при центральной роли ООН и ее Совета Безопасности.

Внимание укреплению антитеррористического сотрудничества уделялось в работе в международных организациях и объединениях, в том числе в ходе председательства России в Совете Безопасности ООН (октябрь), мероприятий антитеррористической конференции ОБСЕ в Берлине и СМИД ОБСЕ в Гамбурге, на площадках СНГ, ОДКБ, АСЕАН, АТЭС, Глобального контртеррористического форума, ШОС, а также БРИКС, где по инициативе России учреждена Рабочая группа по антитеррору.

По предложению России были внесены изменения в Стандарты ФАТФ, в соответствии с которыми впервые за 25 лет существования Группы вводится полный запрет на любую торговлю с террористами. Антитеррористическое сотрудничество было предметом многочисленных двусторонних встреч и переговоров с партнерами из ЕС, Африканского союза, Китая, Египта, Израиля, Таджикистана, Пакистана и других стран.

4. В фокусе внимания оставался регион Ближнего Востока и Северной Африки, где деятельность международных террористических группировок привела к образованию широкого пространства хаоса и насилия. Сохранение в горячей фазе вооруженных конфликтов в Сирии, Йемене, Ливии, Ираке, дальнейшее ослабление государственных институтов, ухудшение социально-экономического и гуманитарного положения населения в регионе представляет крупную угрозу международной безопасности и стабильности.

В Сирии в рамках осуществляющейся по просьбе официальных властей операции ВКС России благодаря эффективным совместным действиям удалось остановить расширение сферы влияния боевиков, освободить ранее захваченные ими обширные территории. Освобожден крупнейший город страны – Алеппо. При участии российских военных из Центра по примирению враждующих сторон более тысячи населенных пунктов и около сотни группировок вооруженной оппозиции подписали соглашения о присоединении к режиму прекращения боевых действий или заявили о приверженности выполнению его условий.

Наряду с этим продолжались усилия по продвижению к мирному урегулированию в рамках политико-дипломатического процесса по запуску инклюзивного межсирийского диалога без предварительных условий на основе резолюции 2254 СБ ООН и принимая во внимание решения созданной под сопредседательством России и США Международной группы поддержки Сирии. В условиях, когда администрация Б.Обамы не смогла выполнить достигнутые договоренности по отмежеванию «умеренной» оппозиции от террористов, особую роль в осуществлении мер, направленных на прекращение боевых действий и оживление политического процесса с целью завершения сирийского конфликта, играло трехстороннее взаимодействие России, Исламской Республики Иран и Турецкой Республики, регулярный диалог с Саудовской Аравией, Египтом, Катаром, ОАЭ, Иорданией, другими странами региона.

Проводимый российской стороной курс на стабилизацию ситуации в регионе, купирование негативных последствий кризисных явлений и поиск политических путей урегулирования многочисленных конфликтов способствует росту понимания необходимости объединения усилий для противодействия общим вызовам и угрозам, а также координации подходов с целью вывода региона из состояния многоуровневого кризиса. Это касается, в частности, участия в поиске путей преодоления кризисных ситуаций в Ливии, Йемене, Ираке, а также содействия возобновлению процесса ближневосточного урегулирования, который может дать результат исключительно через прямой диалог между руководством Израиля и Палестины.

Продолжалось решение комплекса вопросов, связанных с выполнением Совместного всеобъемлющего плана действий по урегулированию иранской ядерной программы.

5. Одним из опасных факторов, имеющих непосредственную проекцию на безопасность и интересы России, оставалась ситуация внутри и вокруг Украины.

Вооруженные провокации, ответственность за которые, согласно отчетам Специальной мониторинговой миссии ОБСЕ, лежит на Киеве, вкупе с проводимой украинскими властями политикой саботажа переговорного процесса и выполнения принятых ранее решений не позволили добиться прогресса в реализации «Комплекса мер по выполнению Минских соглашений» от 12 февраля 2015 г. Эта договоренность остается безальтернативной основой урегулирования внутриукраинского кризиса. Данный тезис был неоднократно подтвержден в ходе работы Контактной группы, регулярного диалога по линии мининдел, внешнеполитических помощников лидеров «нормандской четверки», встреч с представителями администрации США, а также по итогам четырехстороннего саммита в октябре 2016 г.

6. В рамках реализации выдвинутой Президентом Российской Федерации инициативы формирования многоуровневой интеграционной модели в Евразии – Евразийского всеобъемлющего партнерства – продолжалась работа по налаживанию связей Евразийского экономического союза (ЕАЭС) с третьими странами и интеграционными объединениями, среди которых Сербия, Израиль, Иран, Египет, Индия, Китай, Сингапур, Южная Корея, МЕРКОСУР. Подготавливался переход к продвинутым форматам сотрудничества, в том числе посредством заключения меморандумов о взаимопонимании по линии Евразийской экономической комиссии, подготовки торгово-экономических соглашений и создания зон свободной торговли.

В итоговых документах состоявшегося в мае в Сочи саммита Россия – АСЕАН отражено намерение Ассоциации рассмотреть российскую инициативу о проведении совместного исследования перспектив создания зоны свободной торговли между ЕАЭС и АСЕАН.

В октябре вступило в силу Соглашение о свободной торговле между ЕАЭС и Вьетнамом, ставшее первым преференциальным торговым соглашением Союза.

Начато согласование проекта соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве ЕАЭС с Китаем, что является новым практическим этапом процесса поиска точек соприкосновения между двумя региональными интеграционными инициативами – ЕАЭС и китайским «Экономическим поясом Шелкового пути».

7. В юбилейный год 25-летия Содружества Независимых Государств усилия государств-участников были сконцентрированы на повышении эффективности Организации и ее адаптации к современным реалиям. В рамках работы по расширению договорно-правовой базы СНГ принято
12 международных документов и более 70 решений, регулирующих различные аспекты взаимодействия государств-участников в экономической, гуманитарной и правоохранительной сферах.

Важнейшим направлением оставалось развитие зоны свободной торговли в рамках СНГ. В настоящее время Договор о зоне свободной торговли от 18 октября 2011 г. действует для всех подписавших его государств. В развитие положений Договора в ходе состоявшегося в Бишкеке в июне заседания Совета глав правительств СНГ подписан Протокол между государствами-участниками о правилах и процедурах регулирования государственных закупок.

Координация усилий государств-членов была также нацелена на преодоление последствий мирового финансово-экономического кризиса для национальных экономик, противодействие террористической угрозе и организованной преступности, укрепление внешнеполитического взаимодействия.

В рамках председательства России в СНГ в 2017 г. будет продолжен курс на дальнейшее развитие многопланового сотрудничества, углубление и сопряжение разноуровневых интеграционных процессов на пространстве Содружества.

8. Дальнейшему развитию плодотворного сотрудничества государств-членов Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) будет способствовать обновленная Стратегия коллективной безопасности ОДКБ на период до 2025 года, а также принятый на высшем и высоком уровнях ряд политических документов по урегулированию в Сирии, Нагорном Карабахе, по борьбе с международным терроризмом.

Существенному укреплению потенциала Организации послужит созданный Центр кризисного реагирования, работа которого будет сопряжена с деятельностью Национального центра управления обороной Российской Федерации и другими аналогичными центрами, создаваемыми в государствах-членах ОДКБ.

На регулярной основе проводились совместные учения по совершенствованию военного сотрудничества и противодействию терроризму, реагированию на чрезвычайные ситуации, специальные операции по борьбе с незаконной миграцией и киберпреступностью. Приняты решения по реформированию Объединенного штаба ОДКБ, подготовке военных кадров, углублению военно-технического сотрудничества. Прорывным стало согласование в ходе октябрьской сессии Совета коллективной безопасности ОДКБ в Ереване Единого списка организаций, признанных террористическими в государствах-членах.

Традиционно высокий уровень был характерен для сотрудничества с Арменией по широкому кругу вопросов двусторонних отношений и взаимодействия в рамках многосторонних механизмов и организаций.

В рамках завершения процесса присоединения Киргизии к ЕАЭС Российская Федерация продолжила оказание республике существенного финансового и технического содействия, направленного на обеспечение максимально комфортной адаптации ее экономики к новым реалиям.

Близкие или совпадающие позиции России и Таджикистана по большинству ключевых проблем международной и региональной повестки дня обеспечивали взаимную поддержку инициатив Москвы и Душанбе в таких международных структурах, как СНГ, ОДКБ, ШОС, ООН и ОБСЕ. С учетом исходящих с территории Афганистана угроз особую актуальность сохраняло двустороннее военно-техническое сотрудничество, прежде всего, в плане укрепления таджикско-афганской границы.

Безвременная кончина президента Узбекистана И.Каримова, память которого Президент Российской Федерации почтил визитом в Самарканд в сентябре, не затормозила поступательного развития российско-узбекистанского сотрудничества. В октябре в Москве успешно прошел 4-й раунд межведомственных консультаций высокого уровня по вопросам региональной безопасности в Центральной Азии. В ноябре министры обороны двух стран подписали новый договор о военно-техническом сотрудничестве.

В фокусе отношений с Туркменистаном оставались вопросы развития торгово-экономического взаимодействия, сотрудничества на международных площадках, проблемы региональной безопасности и двусторонние культурно-гуманитарные связи.

9. Всесторонняя поддержка оказывалась процессам становления Абхазии и Южной Осетии как современных демократических государств, укрепления их международных позиций. Расширена договорно-правовая база отношений. Всего к концу 2016 года действуют более
90 соглашений с Абхазией и свыше 80 – с Южной Осетией, в том числе о размещении на их территориях российских военных баз и охране границ с Грузией.

В приднестровском урегулировании на основе предложений российской стороны была успешно реализована главная задача последних двух лет – возвращение сторон за стол переговоров и возобновление встреч в формате «5+2». В ходе официальных контактов в Германии в июне и июле стороны смогли обсудить наиболее острые вопросы повестки дня. Ожидаем, что состоявшиеся в 2016 году выборы на обоих берегах Днестра позволят придать позитивный импульс дальнейшему процессу приднестровского урегулирования.

Благодаря энергичным действиям России в ходе встречи в Москве начальников генеральных штабов вооруженных сил России, Армении и Азербайджана удалось добиться прекращения широкомасштабных военных действий, вспыхнувших в начале апреля 2016 года в Нагорном Карабахе. Прилагали усилия к деэскалации обстановки и созданию условий для продолжения переговоров в ходе майского армяно-азербайджанского саммита в Вене с участием мининдел стран-сопредседателей Минской группы ОБСЕ и трехсторонней встречи в Санкт-Петербурге.

10. Союзные отношения с Белоруссией развивались в различных форматах: двустороннем в рамках Союзного государства, Евразийского экономического союза и СНГ. Высокий уровень сотрудничества отмечен не только в экономической сфере, но и в вопросах обеспечения коллективной безопасности, координации внешней политики, развития культурных и гуманитарных связей, обеспечения равенства прав граждан двух стран.

Дальнейшему всестороннему развитию отношений стратегического партнерства с Казахстаном будет способствовать утвержденный главами государств План совместных действий России и Казахстана на 2016-2018 годы.

11. Продолжилась консолидация Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) в интересах укрепления безопасности в регионе, углубления политической координации, экономических и гуманитарных связей между ее участниками.

Основные усилия были сосредоточены на практической реализации достигнутых в ходе российского председательства в ШОС в 2014-2015 годах договоренностей, прежде всего по вопросу о расширении Организации. В ходе заседания Совета глав государств-членов ШОС в Ташкенте в июне подписаны меморандумы об обязательствах Индии и Пакистана в целях получения членского статуса, а также утвержден План действий на 2016-2021 годы по реализации Стратегии развития ШОС до 2025 года и принята Ташкентская декларация 15-летия ШОС.

На экономическом направлении активно продвигали на площадке Организации инициативу Президента Российской Федерации о формировании Евразийского всеобъемлющего партнерства с участием стран ЕАЭС, ШОС и других стран и их объединений.

12. Под председательством Индии в БРИКС продолжалась работа по укреплению объединения и диверсификации направлений стратегического партнерства стран «пятерки».

В ходе неформальной встречи глав государств-участников БРИКС на полях саммита «Группы двадцати» в Ханчжоу 4 сентября и Восьмого саммита БРИКС, состоявшегося на Гоа 15-16 октября, лидеры государств продемонстрировали единство объединения, подтвердили реальную заинтересованность в дальнейшем развитии и углублении многопланового партнерства. В принятой на саммите Декларации Гоа и Плане действий зафиксированы совпадение или созвучность позиций государств-участников по широкому спектру ключевых вопросов мировой политической и экономической повестки дня.

Новый банк развития БРИКС и Пул условных валютных резервов БРИКС с общим капиталом в 200 млрд. долл. заняли прочное место в мировой валютно-финансовой системе и способствуют модернизации глобальной архитектуры управления. По линии Банка в 2016 году начато финансирования первых семи проектов, в том числе по строительству двух ГЭС в Карелии.

В интересах наращивания «мягкой силы» БРИКС и сплочения культурных и цивилизационных потенциалов стран объединения проведен ряд крупных форумов: парламентский, гражданский, молодежный, женщин-парламентариев, молодых дипломатов.

13. В рамках «Группы двадцати» осуществлялось активное участие в глобальных усилиях, ориентированных на обеспечение условий для скорейшего восстановления экономического роста. Отмечаем объективно обусловленное расширение повестки дня «двадцатки» за счет тем, находящихся на стыке экономики и политики (международная информационная безопасность, противодействие коррупции, борьба с финансированием терроризма, тематика беженцев). Содействие России позволило добиться достижению сбалансированных решений по этим вопросам на сентябрьском саммите Группы в Ханчжоу.

В соответствии с ранее достигнутыми в рамках «двадцатки» договоренностями в январе 2016 года официально вступили в силу решения о реформе МВФ, в соответствии с которыми доля голосов стран БРИКС увеличилась на 3,46% (до 14,18%), что приблизило их совокупный «вес» к блокирующим 15%.

14. Развитие всеобъемлющего равноправного доверительного партнерства и стратегического взаимодействия России с Китаем стало одним из ключевых факторов мировой политики, базовых составляющих глобальной и региональной стабильности.

Высокой степенью взаимопонимания и доверия отличался российско-китайский диалог на высоком и высшем уровне. В течение 2016 года состоялось пять встреч глав государств, успешно прошла 21-я регулярная встреча глав правительств. Председательство Пекина в «Группе двадцати» отмечено плодотворной координацией позиций двух стран по повестке дня работы в данном формате.

В двусторонней торговле растет доля экспорта отечественных продуктов высокой степени переработки, увеличиваются поставки высокотехнологичных инновационных товаров, согласованы 66 приоритетных проектов в инвестиционной сфере. Крепнет взаимовыгодное партнерство в области энергетики: китайские кредитные организации запустили финансирование проекта «Ямал СПГ», продолжается строительство трубопровода «Сила Сибири», стабильно растут объемы поставок российской нефти в КНР.

Получило развитие сотрудничество в военной сфере, успешно завершена первая совместная проверка российско-китайской государственной границы. Ключевым проектом в области гуманитарного сотрудничества стали Годы российских и китайских СМИ.

15. Развитие отношений особо привилегированного стратегического партнерства с Индией опирается на зрелый характер связей между двумя государствами, доверительный диалог по актуальным сюжетам глобальной и региональной повестки дня, общность позиций по вопросам обеспечения мира и безопасности, укрепления глобального инклюзивного и транспарентного управления. Единый настрой Москвы и Нью-Дели на дальнейшее укрепление отношений подтвержден в ходе рабочего визита Президента Российской Федерации в эту страну в октябре.

Достигнуты новые весомые договоренности в таких областях, как военно-техническое сотрудничество, энергетика, инвестиции, поступательно развиваются связи между регионами, инициированы новые гуманитарные контакты. В свете предстоящего празднования в апреле 2017 года 70-летия установления дипломатических отношений с Индией утвержден план соответствующих мероприятий.

16. Важным механизмом внешнеполитического и практического сотрудничества России, Индии и Китая остается формат РИК, в рамках которого успешно осуществляется углубленная координация трехстороннего взаимодействия. В ходе состоявшейся в Москве в апреле 14-й встречи мининдел стран РИК удалось выйти на договоренности об укреплении координации в рамках многосторонних объединений, прежде всего в ООН, БРИКС, ШОС, «Группе двадцати».

17. Руководствуясь целью обеспечения условий для ускоренного социально-экономического развития регионов Восточной Сибири и Дальнего Востока, наращивались усилия по углублению многопланового сотрудничества с государствами Азиатско-Тихоокеанского региона. В качестве важной площадки для демонстрации инвестиционного потенциала нашей страны и развития связей с АТР зарекомендовал себя Восточный экономический форум, вторая встреча которого состоялась во Владивостоке в сентябре.

Новое развитие получили отношения с Японией, прежде всего – благодаря состоявшемуся в декабре первому за 11 лет официальному визиту Президента Российской Федерации. Последовательно укреплялись всеобъемлющее стратегическое партнерство с Вьетнамом, стратегическое партнерство с Лаосом, активно развивалось сотрудничество с Индонезией, Филиппинами, Таиландом, наметились позитивные подвижки в диалоге с Австралией и Новой Зеландией.

Заметно интенсифицировалось взаимодействие с многосторонними объединениями в АТР. Крупнейшим внешнеполитическим событием года на данном направлении стал прошедший в мае в Сочи саммит Россия – АСЕАН, по итогам которого были приняты Сочинская декларация и пятилетний Комплексный план, нацеленные на выведение наших связей с «десяткой» на уровень стратегического партнерства.

В интересах формирования недискриминационного экономического пространства и обеспечения взаимодополняемости интеграционных процессов в АТР и Евразийском регионе обеспечили отражение в итоговых документах ноябрьского саммита АТЭС в Лиме российской позиции о необходимости продвижения к Азиатско-тихоокеанской зоне свободной торговли на основе учета опыта всех региональных интеграционных инициатив.

Во взаимодействии с партнерами по АТР продолжалась работа над формированием в регионе архитектуры равной и неделимой безопасности, основанной на принципах международного права и взаимного учета интересов. В развитие многостороннего диалога по данной теме выступили на площадке Восточноазиатского саммита с инициативой создания Матрицы комплексной оценки эффективности деятельности межгосударственных механизмов, занимающихся вопросами безопасности в регионе.

Принимали активное участие в деятельности механизма Совещаний министров обороны государств-членов АСЕАН и диалоговых партнеров, а также в Региональном форуме АСЕАН по безопасности, Форуме
«Азия-Европа», Совещании по взаимодействию и мерам доверия в Азии, Диалоге по сотрудничеству в Азии.

18. Диалог с США осложнялся проводимой Белым домом агрессивной политикой «системного сдерживания» России, в рамках которой наращивалось санкционное давление, шло развертывание компонентов американской системы глобальной ПРО, продолжалась провокационная военная активность на западных рубежах России и в Черноморском бассейне. На повышение градуса русофобии была направлена срежиссированная информационная кампания по ложному обвинению России во вмешательстве в ход президентских выборов в США.

Отвечая на эти действия в порядке взаимности, настойчиво выводили американскую сторону на необходимость нормализации диалога на основе равноправия и взаимного уважения интересов двух стран. При этом необходимо урегулировать застарелые проблемы в двусторонних отношениях: похищения наших граждан американскими спецслужбами в третьих странах, нарушения в США прав усыновленных детей из России.

Взаимодействие продолжалось по ряду направлений, отвечающих российским интересам и задачам обеспечения международной безопасности, в том числе в рамках урегулирования сирийского кризиса, а также по Договору о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений от 2010 года, десяткам других двусторонних договоренностей. США пришлось признать провал попыток «изолировать» Россию на международной арене: состоялись две встречи президентов,
14 встреч глав внешнеполитических ведомств, в том числе два визита госсекретаря США в Москву.

В связи с победой на президентских выборах в США Д.Трампа В.В.Путин направил поздравительное послание, в котором выражена надежда на совместную работу по выведению отношений из кризисного состояния.

19. Отношения с Европейским союзом по-прежнему находились в заложниках неконструктивной линии Брюсселя на «сдерживание России» под различными предлогами. Тем не менее продолжался диалог по ряду направлений, представляющих взаимный интерес, в числе которых контртерроризм, миграция, торговые и таможенные вопросы, энергетика, ближневосточная проблематика и другие.

В ходе встречи «на полях» Петербургского экономического форума 16 июня Президент Российской Федерации В.В.Путин передал Председателю Еврокомиссии (ЕК) Ж.-К.Юнкеру российские предложения по выстраиванию взаимодействия РФ – ЕС в новых условиях. Ответ пока не получен. Остаются без конкретной реакции и предложения Евразийской экономической комиссии о рабочих контактах с ЕК.

20. Несмотря на сохраняющийся курс ЕС на сокращение взаимодействия с Россией, продолжались программы приграничного и регионального сотрудничества с участием Латвии, Литвы, Норвегии, Польши, Финляндии, Швеции и Эстонии при финансовой поддержке Европейской комиссии, а также партнерств «Северного измерения» в области экологии, транспорта, здравоохранения и культуры.

21. Минувший год подтвердил значение ОБСЕ в общеевропейских делах.

На украинском направлении Организация продолжала содействовать реализации «Комплекса мер по выполнению Минских соглашений», работе Контактной группы и Специальной мониторинговой миссии ОБСЕ на Украине. Добились повышения объективности и полноты отчетов Миссии о ситуации во всех регионах Украины.

В дополнение к традиционной тематике ОБСЕ свое место в постоянной повестке дня Организации получили вопросы миграционного кризиса в Европе и совместимости интеграционных процессов. Поддерживали интерес к данным вопросам, при этом указывая на первопричины возникновения проблем с миграцией в ЕС. В рамках работы по продвижению тематики экономической взаимосвязанности содействовали участию в мероприятиях ОБСЕ представителей Евразийской экономической комиссии, ОДКБ, СНГ и ШОС.

Удовлетворены конструктивным взаимодействием между ЦИК России и БДИПЧ ОБСЕ по вопросам наблюдения за выборами в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации 18 сентября.

Россия присоединилась к новым мерам доверия ОБСЕ при использовании информационно-коммуникационных технологий, а также к принятой в ходе СМИД ОБСЕ декларации, посвященной 20-летию «Концептуальной базы ОБСЕ по контролю над вооружениями», которая приветствует запуск структурированного диалога по вызовам и рискам безопасности в целях формирования их общего понимания.

22. В год двадцатилетия своего участия в Совете Европы, который является ведущим форматом общеевропейского сотрудничества, Россия выступала активным партнером во всех «измерениях» деятельности СЕ (за исключением ПАСЕ).

В рамках политического диалога Россию с рабочим визитом посетил Генеральный секретарь СЕ Т.Ягланд, в Москве успешно прошло заседание Руководящего комитета по программам взаимодействия Российская Федерация – Совет Европы.

Дальнейшему расширению российского участия в работе СЕ послужит подписание нашей страной Европейской конвенции об отмене легализации документов, составленных дипломатическими агентами или консульскими должностными лицами, Конвенции о едином подходе к безопасности, защите и обслуживанию во время спортивных мероприятий, в частности футбольных матчей, и Протокола №15 о внесении изменений в Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод, направленного на повышение эффективности работы Европейского Суда по правам человека.

23. Руководство НАТО продолжало реализовывать утвержденный на саммите альянса в Уэльсе в 2014 году комплекс мер по форсированному наращиванию военного присутствия и развитию военной инфраструктуры блока в государствах ЦВЕ, Прибалтики и в акватории Черного моря. На состоявшемся в июле Варшавском саммите альянса закреплен долгосрочный курс на усиление военной составляющей блока с целью сохранения доминирующих позиций в евроатлантическом регионе, а также для глобального «проецирования силы», подтверждена неизменность линии на военно-политическое «сдерживание» нашей страны.

Тем не менее, впервые после почти двухлетнего перерыва 20 апреля, 13 июля и 19 декабря в Брюсселе по инициативе натовской стороны состоялись заседания Совета Россия-НАТО (СРН) на уровне постоянных представителей, повестка дня которых включала в себя кризис на Украине, вопросы безопасности в Афганистане и риски, связанные с наращиванием военной деятельности НАТО вдоль западных рубежей России.

Рассматриваем СРН как востребованный механизм для консультаций между Россией и НАТО по ключевым вопросам безопасности. Открыты выстраивать отношения с альянсом с учетом степени его готовности к равноправному партнерству, неукоснительному соблюдению принципов и норм международного права, реальным шагам по обеспечению общего пространства мира, безопасности и стабильности в Евро-Атлантике на принципах взаимного доверия, транспарентности и предсказуемости, выполнению всеми его членами взятого на себя в рамках СРН обязательства по необеспечению своей безопасности за счет безопасности других государств, а также обязательств по военной сдержанности в соответствии с Основополагающим актом о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности между Россией и НАТО от 27 мая 1997 года.

24. В рамках усилий по развитию отношений с государствами Латинской Америки и Карибского бассейна (ЛАКБ) поддерживался интенсивный диалог на высшем уровне, укреплялись межпарламентские связи, осуществлялся активный межведомственный делегационный обмен. Взаимоотношения России со странами Латинской Америки лишены конъюнктурной подоплеки и выстраиваются на долгосрочную перспективу на основе дружбы, взаимного уважения и совпадения интересов.

Рассматривая развитие интеграции в ЛАКБ как важное условие повышения его профиля в международных делах, последовательно работали над продвижением сотрудничества с латиноамериканскими многосторонними объединениями. По итогам состоявшейся в ноябре в Сочи встречи С.В.Лаврова с расширенным «квартетом» Сообщества латиноамериканских и карибских государств намечены конкретные направления сотрудничества с этим представительным региональным объединением.

25. Предпринимали шаги по развитию многопланового сотрудничества со странами Африки к югу от Сахары и их интеграционными объединениями, прежде всего Африканским союзом (АС). Установленные контакты между Комиссией АС и Евразийской экономической комиссией открывают дополнительные возможности для углубления связей и наполнения их новым содержанием.

В рамках содействия Африке принято решение внести дополнительный единовременный взнос в Фонд ВПП по финансированию гуманитарной продовольственной помощи, в том числе Зимбабве и Эфиопии – по 1,5 млн. долл.; Мадагаскару и Сомали – по 1 млн. долл.

26. Активно задействовали двусторонние контакты, а также площадки международных специализированных структур для защиты интересов российского топливно-энергетического комплекса. Крупным успехом стало достижение договоренностей членов ОПЕК, России и других нефтедобывающих стран о снижении в 1-м полугодии 2017 года объема добываемой нефти на примерно 1,8 млн.барр./д. Данный шаг призван способствовать стабилизации мирового нефтяного рынка, повышению инвестиционной привлекательности отрасли, позволит компаниям реализовать новые проекты и таким образом избежать скачка цен через несколько лет.

На площадке Форума стран-экспортеров газа продвигали интересы отечественного ТЭК в том, что касается принципов ценообразования на газ, надежности поставок, стабильного функционирования газовых рынков и увеличения доли природного газа в глобальном энергобалансе.

Оказывалось необходимое сопровождение крупным инфраструктурным проектам («Турецкий поток», «Северный поток-2» и «Сила Сибири»), под постоянным контролем находились вопросы транзита российского газа через Украину.

27. В условиях продолжающегося санкционного давления на нашу страну со стороны США, ЕС и ряда их союзников обращали внимание инициаторов подобных шагов на их очевидную нелегитимность и контрпродуктивность, подчеркивали, что односторонние ограничительные меры способствуют дальнейшей фрагментации и разбалансировке мировой экономики, препятствуя ее выходу на траекторию устойчивого роста.

Одновременно отстаивали нашу принципиальную позицию в пользу отказа от закрытых узкоформатных торговых блоков, проводили линию о необходимости полного соответствия создаваемых интеграционных объединений общепризнанным нормам и правилам глобального торгово-экономического регулирования.

28. Историческим событием стала февральская встреча Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с Папой Римским Франциском в Гаване. В ее ходе Предстоятели Церквей подчеркнули общность задач и целей перед лицом актуальных вызовов современному обществу, выступили в защиту традиционных семейных ценностей, призвали мировое сообщество предпринять меры по защите христиан на Ближнем Востоке.

Другим важным событием в сфере межцивилизационного диалога стало участие российских представителей в 7-ом Всемирном форуме в апреле в Баку и встрече министерского уровня в сентябре в Нью-Йорке Альянса цивилизаций, проведение VII встречи Группы стратегического видения «Россия – исламский мир» в мае в Казани.

29. Важным направлением приложения усилий отечественной дипломатии оставалась деятельность по расширению российского культурно-гуманитарного присутствия за рубежом. Реализованы масштабные проекты в рамках «перекрестных» Годов, Дней и Сезонов России с иностранными государствами: в Греции, Китае, Испании, Франции, Германии, Великобритании. В Белоруссии, Казахстане, Греции, Финляндии, Австрии, Испании, Германии с успехом прошли фестивали отечественной культуры «Feel Russia» и «Цветы России».

На сохранение многовековых духовных связей с народами мира ориентирован проект Дни России в зарубежных странах, реализуемый при поддержке Московского Патриархата. В 2016 году такого рода мероприятия состоялись в Армении, Абхазии, Киргизии, на Кубе, в Бразилии, Греции, Словакии, Македонии.

За счет отделений в г.Гомель (Белоруссия) и г.Ош (Киргизия) расширена сеть российских центров науки и культуры. Площадки РЦНК активно задействовались для проведения акций культурно-просветительского, образовательного, научно-методического характера.

Продолжалась комплексная линия по наращиванию экспорта российских образовательных услуг за рубеж.

Особое внимание уделялось работе с молодежью. Проведены представительные молодежные форумы «Территория смыслов» на Клязьме, «Таврида», «Итуруп», реализуется проект «Новое поколение», благодаря которому молодые лидеры из зарубежных стран могут ознакомиться с нашей страной. Совместно с Росмолодежью ведется подготовка к XIX Всемирному фестивалю молодежи и студентов в 2017 году.

30. Осуществлялась комплексная работа по консолидации российской диаспоры за рубежом, поддержке ее в стремлении сохранить самобытность и связь с исторической Родиной. Предприняты меры по совершенствованию Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом.

Приоритетом оставалась защита прав и законных интересов соотечественников в государствах проживания. Активно задействовали ресурс ОБСЕ для привлечения внимания к положению русскоязычного населения на Украине и в Прибалтике.

Продолжались усилия по укреплению позиций русского языка в мире, подготовлена нормативно-правовая база реализации утвержденной в 2015 году концепции «Русская школа за рубежом». Также в числе приоритетов в работе с соотечественниками – сохранение исторической памяти, противодействие попыткам фальсификации истории, поддержка русскоязычных СМИ в контексте продвижения объективной и достоверной информации о нашей стране в глобальной медиа-среде.

В рамках взаимодействия с молодежным крылом русскоязычной диаспоры складывается практика ежегодного проведения Всемирных игр юных соотечественников. В ходе прошедших в Сочи в апреле Вторых Игр приняли участие 500 молодых спортсменов из 46 стран.

Благодаря проекту «Здравствуй, Россия!» более 700 представителей русскоязычной творческой молодежи из 43 стран получили возможность лично побывать на исторической Родине.

 

x
x
Дополнительные инструменты поиска