ВЫСТУПЛЕНИЕ

Руководителя российской делегации –
Посла по особым поручениям по вопросам международного антикоррупционного сотрудничества
А.Л.АВЕТИСЯНА

на тематической дискуссии высокого уровня
Генеральной Ассамблеи ООН по случаю 15-й годовщины принятия Конвенции ООН против коррупции

 

 

23 мая 2018 года

Уважаемый господин Председатель,

Ваши превосходительства,

Дамы и господа,

Россия последовательно выступает за центральную координирующую роль ООН в международном антикоррупционном сотрудничестве. КПК, насчитывающая в настоящее время 184 участника, представляет собой универсальную международноправовую основу для взаимодействия государств по вопросам предупреждения и противодействия коррупции. Этот уникальный международный договор охватывает весь спектр сотрудничества на антикоррупционном треке - меры по предупреждению коррупции как в государственном, так и в частном секторе, вопросы взаимодействия правоохранительных органов, меры по возвращению активов, полученных в результате совершения коррупционных преступлений, оказание технического содействия до предоставления правовой помощи и выдачи.

Как известно, в 2015 г. Россия успешно приняла в Санкт-Петербурге шестую сессию Конференции государств-участников КПК, крупнейший антикоррупционный форум под эгидой ООН. В мероприятии участвовали делегации из 162 стран, 21 международная межправительственная организация и 88 неправительственных организаций.

Хотел бы особо отметить, что, несмотря на то, что с момента принятия КПК в международном антикоррупционном сотрудничестве наблюдается положительная динамика, еще остается немало требующих решения проблем. К примеру, в сфере возвращения активов. А именно: различия в нормах материального и процессуального права разных стран по вопросам конфискации и возвращения активов, сложности в проведении расследований в условиях юрисдикции нескольких государств, недостаточная информированность о процедурах взаимной правовой помощи по делам о возвращении активов в различных государствах, трудности с отслеживанием и обнаружением международных переводов незаконных доходов в результате действий коррупционной направленности.

Полагаем, что успешному преодолению упомянутых проблем способствовала бы разработка отдельного многостороннего международноправового инструмента под эгидой ООН по возвращению активов. Новый международный договор смог бы устранить существующие в настоящее время правовые пробелы, неопределенности и различия в юридических нормах разных государств, а также четко прописать меры по распоряжению арестованными, конфискованными и возвращенными активами. Такой договор мог бы также способствовать полной реализации Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности.

Российская Федерация уделяет особое внимание механизму обзора хода выполнения КПК, который является ключевым международным инструментарием для проведения коллегиальных обзоров с целью выявления, как успешных видов практик, так и проблемных аспектов в процессе реализации антикоррупционной Конвенции ООН. Это действительно уникальный деполитизированный механизм, в рамках которого страны с разными политическими и правовыми системами, уровнем экономического развития равноправно выполняют функции как обозреваемых, так и обозревающих государств. Основа его эффективного функционирования заключается в его прозрачном, открытом, беспристрастном, несостязательном, некарательном и техническом характере. Немаловажно и то, что он реализуется в форме межправительственного процесса, на основе уважения принципов равенства и суверенитета государств, исключает любое вмешательство во внутренние дела государств-членов КПК и любое ранжирование.

Уважаемый господин Председатель,

По нашему мнению, механизм обзора КПК зарекомендовал себя эффективно и состоятельно. Полагаем, что его основные характеристики и параметры могут лечь в основу создаваемого обзорного механизма другой ооновской конвенции – против транснациональной оргпреступности.

Россия является крупнейшим донором наиболее значимых антикоррупционных проектов, реализуемых по линии УНП. В связи с неблагоприятной финансовой ситуацией с механизмом обзора хода выполнения КПК в 2014 г. Правительство Российской Федерации оказало ему весомую финансовую поддержку путем выделения единовременного добровольного взноса в фонд Управления в размере 1 млн. 126 тыс. долларов исключительно на нужды механизма. Это было сделано помимо регулярного отчисления на поддержку механизма части средств ежегодного добровольного российского взноса в фонд УНП, а также еще одного единовременного взноса России в 2014 г. в фонд Управления в размере 1 млн. долларов на его общие нужды.

В настоящее время успешно реализуются совместные антикоррупционные проекты России и УНП. Ежегодной практикой стало проведение Управлением в Москве (за счет части средств добровольного российского взноса в фонд УНП) при поддержке Генеральной прокуратуры Российской Федерации подготовительных курсов для контактных лиц и правительственных экспертов, участвующих в обзоре хода выполнения КПК. Курсы получают высокую оценку со стороны его участников, признаются в качестве существенного вклада России в механизм обзора.

Кроме этого, продуктивно развивается сотрудничество России и Управления по выполнению Санкт-Петербургского заявления о поощрении государственно-частного партнерства в деле предупреждения коррупции, в области антикоррупционного образования под эгидой Антикоррупционной академической инициативы Управления. За счет направления почти 150 тыс. долларов из добровольного российского взноса в фонд УНП в 2017 г. Россия оказала поддержку бесперебойному функционированию Антикоррупционной юридической библиотеки ООН и веб-портала «Инструменты и ресурсы для расширения знаний о борьбе с коррупцией» (TRACK).

Хотел бы привлечь внимание участников заседания к международной конференции «Предупреждение коррупции в спорте», которую в преддверии Чемпионата мира по футболу 2018 года УНП ООН и Российская Федерация при организационной поддержке стран-членов БРИКС проводят в Вене 5-6 июня. Мы придаем большое значение этому мероприятию, которое направлено на выполнение резолюции «Коррупция в спорте» седьмой сессии Конференции государств-участников КПК. Форум призван рассмотреть проблемы, связанные с коррупционными проявлениями в спорте: коррупционные риски в ходе подготовки к спортивным мероприятиям, договорные матчи, надлежащее управление в спорте, необходимость развития сотрудничества по вопросам профилактики коррупции в спортивной области.

Уважаемый господин Председатель,

В заключение хотел бы выразить признательность нашим коллегам из Управления ООН по наркотикам и преступности, которые на протяжении пятнадцати лет оказывают высокопрофессиональное экспертное содействие странам-членам в реализации положений Конвенции ООН против коррупции.

Благодарю за внимание.

Навигация