• en-GB1 ru-RU1

(Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, Москва, 25 апреля 2018 г.)

 

Уважаемые дамы и господа, коллеги,

Прежде всего, хотел бы поблагодарить уважаемую Талию Ярулловну за приглашение выступить на столь представительном форуме и осветить проблематику конфликта интересов в повестке дня международных форматов антикоррупционного сотрудничества.

Очевидно, что коррупция - это исключительно пагубный феномен. Она не только подрывает основы правового государства, снижает качество жизни и уровень благосостояния населения, ставит под угрозу общественную безопасность, но и создает негативный имидж страны на международной арене. Для искоренения причин и условий, порождающих коррупцию в российском обществе, Национальная стратегия противодействия коррупции определяет в качестве одной из основных задач «повышение эффективности участия Российской Федерации в международном сотрудничестве в антикоррупционной сфере».

Министерство иностранных дел Российской Федерации совместно с заинтересованными ведомствами проводит постоянную работу по обеспечению интересов России в профильных форматах - Конференции государств-участников Конвенции ООН против коррупции, Межгосударственном совете по противодействию коррупции СНГ, тематических группах «двадцатки», БРИКС, АТЭС, Совета Европы, ОЭСР.

В последнее время на этих площадках всё больше внимания уделяется проблематике конфликта интересов. Конвенция ООН против коррупции, которой Россия отводит центральную роль в комплексе международного антикоррупционного сотрудничества, поощряет принятие мер, направленных на предупреждение конфликта интересов и формирование культуры открытого и непредвзятого предоставления публичных услуг, независимости официальных действий и решений от личных интересов.

Согласно положениям статей 7 и 8 Конвенции, «каждое Государство- участник стремится, в соответствии с основополагающими принципами своего внутреннего законодательства, создавать, поддерживать и укреплять такие системы, какие способствуют прозрачности и предупреждают возникновение коллизии интересов», «поощряет, среди прочего, неподкупность, честность и ответственность своих публичных должностных лиц», а также «стремится применять, в рамках своих институциональных и правовых систем, кодексы или стандарты поведения для правильного, добросовестного и надлежащего выполнения публичных функций».

Государства-участники должны, кроме того, «устанавливать меры, обязывающие публичных должностных лиц представлять соответствующим органам декларации, среди прочего, о внеслужебной деятельности, занятиях, инвестициях, активах и о существенных дарах или выгодах, в связи с которыми может возникать коллизия интересов в отношении их функций в качестве публичных должностных лиц». Статья 9 «Публичные закупки и управление публичными финансами» предполагает использование специальных законодательных мер и других видов практики для снижения вероятности конфликта интересов в таких сопряженных с высокими коррупционными рисками секторах, как, например, публичные закупки.

В российском законодательстве зафиксирована чёткая система антикоррупционных стандартов уголовного, гражданского и административного характера для публичных должностных лиц. Соответствие российской практики предотвращения конфликта интересов положениям Конвенции будет освещено в ходе второго цикла механизма обзора Конвенции ООН против коррупции по главам II «Меры по предупреждению коррупции» и V «Меры по возвращению активов», запущенного в 2016 году.

Россия поддержала объявленные Аргентиной и Францией (как сопредседателями Антикоррупционной группы «двадцатки» в 2018 году) в качестве одного из приоритетов предупреждение и урегулирование конфликта интересов в госсекторе. В настоящее время ведется работа над так называемыми принципами высокого уровня, которые предполагается представить на утверждение лидерам стран-членов «Группы двадцати» на саммите в Буэнос-Айресе в конце года. Они будут основываться на передовых международных стандартах, разработанных, в частности, Всемирным Банком и ОЭСР, и составлять, как сказано в концептуальной записке, подготовленной аргентинскими партнерами, набор «конкретных действий, выполнение которых могут взять на себя государства в соответствии со своими потребностями и исходя из национального контекста». Имеется в виду весьма широкий круг вопросов от выработки стандартов и механизмов предотвращения и управления конфликтами интересов до поощрения культуры честности и неподкупности, способствующей выходу из ситуации конфликта интересов, и укрепления системы отчетности со стороны публичных должностных лиц. Кроме того, планируется составить сборник передовых практик, который вобрал бы в себя рекомендации по разрешению типовых случаев возникновения конфликта интересов в госсекторе.

Несмотря на известные сложности в отношениях с Советом Европы, Россия продолжает активно работать в Группе государств против коррупции (ГРЕКО). В марте был опубликован доклад в рамках четвертого раунда оценки «Предупреждение коррупции среди парламентариев, судей и прокуроров». Его авторы обращают внимание на необходимость принятия и обеспечения соблюдения кодекса этики парламентариев с акцентом на проблематику конфликта интересов, а также рекомендуют реинтегрировать соответствующие положения в кодекс этики судей. Эксперты, кроме того, считают нужным повысить прозрачность представляемых депутатами, сенаторами и членами судейского корпуса деклараций конфликта интересов, включая раскрытие источников их доходов.

В рамках различных международных форматов значительное внимание уделяется также вопросам противодействия коррупции - в том числе коллизии интересов - в спорте. На седьмой сессии Конференции государств- участников Конвенции ООН против коррупции, состоявшейся в Вене в ноябре 2017 года, была принята отдельная резолюция о коррупции в спорте, в которой, в частности, содержится призыв к государствам - участникам использовать руководство «Стратегия планирования антикоррупционных защитных мер при проведении крупных публичных мероприятий», подготовленное Управлением ООН по наркотикам и преступности при финансовой поддержке Российской Федерации в 2013 году.

В издании содержатся практические рекомендации по профилактике конфликта интересов: раскрытие сведений в отношении руководителей и служащих органа, ответственного за подготовку крупного публичного мероприятия; защита от риска злоупотребления конфиденциальной информацией или иных попыток оказать предпочтение частным интересам; своевременное устранение потенциальных коллизий интересов в отношении партнеров, агентов, консультантов, лоббистов и политических деятелей.

Отмечу, что эти и другие вопросы будут рассматриваться в рамках международной конференции по противодействию коррупции в спорте, которую Российская Федерация проведет совместно с Управлением ООН по наркотикам и преступности 5-6 июня в Вене в привязке к Чемпионату мира по футболу 2018 года. В мероприятии примут участие представители внешнеполитических ведомств, профильных правоохранительных органов, национальных и международных спортивных организаций.

Как представляется, продуктивное участие Российской Федерации в международных антикоррупционных форматах не только способствует укреплению позитивного имиджа нашей страны на международной арене, но и позволяет развивать в соответствии с передовыми мировыми стандартами юридическую и этическую составляющие национального законодательства и правоприменительной практики в сфере предотвращения конфликта интересов.

Благодарю за внимание.

Навигация