Публикатор

15.03.1913:30

Договор между СССР и США о ликвидации их ракет средней дальности и меньшей дальности

Договор о РСМД подписан 8 декабря 1987 г., вступил в силу 1 июня 1988 г. и носит бессрочный характер. Запрещает сторонам производить, испытывать и развёртывать баллистические и крылатые ракеты наземного базирования (БРНБ и КРНБ) средней дальности (1001 - 5500 км) и меньшей дальности (500 - 1000 км), а также пусковые установки (ПУ) для них.

Попавшие в сферу охвата Договора советские и американские БРНБ и КРНБ были полностью уничтожены в течение первых трёх лет его действия. Ликвидации также подверглись ПУ этих ракет, связанные с ними вспомогательные сооружения и оборудование, операционные базы. В целях контроля за выполнением Договора до мая 2001 г. сторонами осуществлялись инспекции на местах, в том числе на постоянной основе на проходных пунктах объектов по производству ракет.

После распада СССР практическое выполнение Договора помимо России и США осуществляли Белоруссия, Казахстан и Украина.

В соответствии с положениями ДРСМД для рассмотрения вопросов выполнения договорных обязательств, согласования мер повышения жизнеспособности и эффективности Договора была создана Специальная контрольная комиссия (СКК). К октябрю 2003 г. состоялось 29 сессий СКК. После этого комиссия длительное время (по 2016 г.) не созывалась в связи с завершением выполнения мероприятий, требовавших верификации по ДРСМД, а также ввиду неконструктивной позиции США, заявивших о нежелании обсуждать уже имевшиеся на тот момент у российской стороны претензии к соблюдению Вашингтоном Договора.

В результате реализации ДРСМД в арсеналах сторон исчезли два класса ядерных вооружений, что явилось весомым вкладом в процесс ядерного разоружения в контексте Договора о нераспространении ядерного оружия.

12 октября 2007 г. на встрече с министрами иностранных дел и обороны России и США Президент В.В.Путин выдвинул идею о придании обязательствам по Договору о РСМД глобального характера. Американская сторона поддержала это предложение.

25 октября 2007 г. на 62-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН было распространено Совместное российско-американское заявление по ДРСМД. В нем, в частности, содержался призыв ко всем заинтересованным странам обсудить возможность придания глобального характера обязательствам по Договору путём отказа от БРНБ и КРНБ с дальностью 500-5500 км.

На пленарном заседании Конференции по разоружению в Женеве 12 февраля 2008 г. С.В.Лавров предложил приступить к совместному поиску оптимальных путей продвижения указанной инициативы. Он также внёс на обсуждение проект Основных элементов международно-правовой договорённости о ликвидации РСМД наземного базирования, открытой для широкого присоединения.

Несмотря на усилия России, достаточной поддержки и дальнейшего практического развития данная инициатива не получила.

У России имеется ряд конкретных претензий к США в контексте выполнения ими Договора, которые либо остались неурегулированными на ранних этапах работы СКК, либо появились в последние годы в результате новых дестабилизирующих действий Вашингтона. Они заключаются в следующем:

-с 1999 г. ставим перед американской стороной вопрос об имеющихся веских основаниях подозревать, что в ходе испытаний, заявляемых как противоракетные, США осуществляют поддержание и развитие технологического потенциала в сфере баллистических РСМД наземного базирования путём его отработки на широком спектре так называемых «ракет- мишеней», которые зачастую испытываются без поражающего воздействия на них противоракет, т.е. фактически тестируются как средства доставки оружия по смыслу Договора;

- с 2001 г. ведём речь о неправомерном одностороннем выводе американской стороной из- под охвата ДРСМД ударных беспилотных летательных аппаратов соответствующей дальности, подпадающих под содержащееся в Договоре определение КРНБ и способных решать задачи, сопоставимые с возлагающимися на наземные РСМД;

- с 2014 г. указываем на являющееся прямым нарушением Договора наземное развёртывание на европейских объектах глобальной ПРО США в составе комплексов «Иджис Эшор» универсальных ПУ Мк-41, позволяющих осуществлять боевое применение крылатых ракет средней дальности «Томагавк» и других ударных ракетных средств класса «земля-земля» / «поверхность-поверхность».

Все эти годы российские претензии Вашингтоном по сути игнорировались. В совокупности рассматриваем подобные действия США как целенаправленную попытку обеспечить себе военное преимущество.

С 2013 г. США выдвигают России претензии в нарушении ДРСМД. Американская сторона безосновательно утверждает, что принятая на вооружение российская КРНБ с индексом 9М729 имеет запрещённую по Договору дальность в диапазоне 500-5500 км. Однако, несмотря на наши настойчивые многолетние призывы, США отказались представить конкретные данные, на основании которых был сделан вывод о дальности данной КРНБ, что принципиально важно для предметного военно-технического разбора проблемы. Даже для чёткого указания на конкретную ракету в российском арсенале американской стороне потребовалось несколько лет.

Россия отвергает беспочвенные обвинения со стороны США. Мы неоднократно заявляли, в т.ч. на высшем уровне, что наша страна не допускала никаких нарушений ДРСМД. КР 9М729 не разрабатывалась и не испытывалась на запрещённую по Договору дальность, а значит, она полностью соответствует нашим международным обязательствам.

Озабоченности сторон являлись предметом экспертных консультаций в двустороннем формате. Они также рассматривались в рамках СКК, работа которой была возобновлена в ноябре 2016 г. Однако в результате контрпродуктивной позиции США ни по одному из проблемных вопросов прогресса не достигнуто.

Вместо совместной работы по профессиональному и деполитизированному урегулированию имеющихся проблем США в ходе многочисленных контактов раз за разом отказывались представить конкретику в подкрепление своих обвинений и проявляли полную неготовность предпринимать шаги по снятию российских озабоченностей.

Одновременно бездоказательные претензии в наш адрес были использованы Вашингтоном в качестве предлога для наращивания на Россию политического, санкционного и военного давления в рамках комплексной стратегии всестороннего «сдерживания» нашей страны.

20 октября 2018 г. Президент США Д.Трамп заявил, что в связи с «многолетними нарушениями» Россией Договора о РСМД и неучастием в нём Китая Вашингтон намерен выйти из него и начать разрабатывать вооружения соответствующего класса.

В ходе последовавших за этим двусторонних контактов российской стороне было на политическом уровне пояснено, что заявление Д.Трампа не является «приглашением к переговорам» о судьбе Договора. Была особо акцентирована озабоченность «китайским фактором», а также наличием наземных РСМД в арсеналах некоторых других стран (Иран, КНДР и др.).

4 декабря 2018 г. американская сторона в официальной ноте и соответствующем публичном выступлении Госсекретаря США М.Помпео голословно обвинила Россию в «существенном нарушении» ДРСМД и выдвинула ультиматум о «возвращении» нашей страны к «полному и проверяемому соблюдению Договора». Под этим подразумевалось необоснованное и заведомо неприемлемое требование ликвидировать все КРНБ 9М729, их ПУ и вспомогательное оборудование. США проинформировали, что в противном случае через 60 дней (со 2 февраля 2019 г.) приостановят выполнение ими Договора и начнут шестимесячный отсчёт до окончательного выхода из него. Среди причин, подталкивающих Вашингтон к денонсации, в заявлении М.Помпео вновь прозвучал фактор обладания Китаем, Ираном и КНДР арсеналами наземных РСМД.

1 февраля 2019 г. Д.Трамп заявил, что США приостанавливают выполнение своих обязательств по Договору и начинают процесс выхода из него. При этом был подтверждён курс Вашингтона на разработку запрещённых по ДРСМД ракетных систем.

2 февраля 2019 г. получена нота американской стороны с уведомлением о приостановке выполнения ДРСМД и осуществлении права на выход из него с задействованием процедуры по статье XV Договора, которая должна завершиться через 6 месяцев (2 августа 2019 г.), если Россия не согласится уничтожить все комплексы с КРНБ 9М729.

Прибегнув к подобному шантажу, Вашингтон по сути отсёк пути к нахождению рациональных взаимоприемлемых развязок.

В НАТО была выражена полная поддержка действиям США в отношении ДРСМД.

Россией предпринимались последовательные политико-дипломатические и переговорные усилия по разрешению кризиса вокруг ДРСМД.

В нескольких совместных заявлениях (от 11 июня и 6 декабря 2018 г. на уровне мининдел, а также 8 ноября 2018 г. на высшем уровне), страны-участницы ОДКБ выразили озабоченность в связи с действиями США в отношении ДРСМД и призвали обеспечить его жизнеспособность.

Распространили в Первом комитете Генеральной Ассамблеи ООН проект резолюции в поддержку ДРСМД. Однако работа над ним под процедурным предлогом была заблокирована - прежде всего, усилиями США и их союзников.

Внесли аналогичный документ на рассмотрение непосредственно Генассамблеей ООН, который был отклонён при 43 голосах «за», 46 - «против» и 78 воздержавшихся. Среди выступивших против российского проекта - все страны НАТО и ряд других союзников и ближайших партнёров США.

По нашей инициативе 15 января 2019 г. в Женеве состоялась российско-американская встреча межведомственных делегаций во главе с зам.мининдел. Представили американской стороне набор конкретных и реалистичных мер, которые вели бы к урегулированию встречных претензий. В частности, проявляя готовность к беспрецедентной транспарентности, предложили провести для специалистов из Вашингтона показ и подробный брифинг по ракете 9М729 и её ПУ, что далеко выходит за пределы наших обязательств по Договору. В ответ ожидали встречных практических шагов по реагированию на российские озабоченности в контексте Договора.

Однако все российские предложения были с порога отклонены, включая саму идею проявления сторонами транспарентности на взаимной основе. Российской стороне было также заявлено, что «никакие показы и брифинги», а также возможные пуски ракеты 9М729 в присутствии американских наблюдателей не смогут изменить мнения США.

23 января 2019 г. провели для военных атташе государств ОДКБ, БРИКС, ЕС и НАТО показ и брифинг по ракете 9М729. На основе сравнения с базовой для данной модификации ракетой 9М728 представители Минобороны России наглядно продемонстрировали, что указанная система не разрабатывалась и не могла быть испытана на дальность свыше 500 км. Из стран НАТО в мероприятии приняли участие только Болгария, Греция и Турция.

25 января 2019 г. на заседании Совета Россия-НАТО в Брюсселе представители стран альянса сослались на то, что «статичный» показ ракеты «недостаточен» для снятия имеющейся озабоченности. Однако при этом они не смогли сформулировать предметные технические вопросы к конкретной информации, представленной российской стороной 23 января 2019 г.

Несмотря на сигналы с российской стороны о целесообразности продолжить диалог, готовности к этому с американской стороны проявлено не было.

Таким образом, при поддержке союзников по НАТО ситуация была целенаправленно заведена Вашингтоном в тупик.

На этом фоне в США профинансированы и идут полным ходом НИОКР по созданию запрещённых по ДРСМД ракетных вооружений. Профильные корпорации американского ВПК активно расширяют соответствующие производственные мощности. Одновременно с этим представители Пентагона публично рассуждают о том, что перспективные наземные РСМД существенно повысят гибкость военного потенциала США и оперативного планирования применительно к региональным ТВД - прежде всего, в АТР.

В этих условиях 2 февраля 2019 г. Президент России В.В.Путин заявил, что мы будем вынуждены дать «зеркальный» ответ на действия США, включая приостановление выполнения ДРСМД и осуществление НИОКР в ракетной области для поддержания баланса сил в данной сфере.

Тем не менее, Президентом было подчёркнуто, что Россия не будет размещать подобные системы в Европе или других регионах мира, пока там не появятся американские вооружения данного класса. По существу с нашей стороны вводится односторонний мораторий на развёртывание таких средств.

В.В.Путин также дал указание не инициировать новых переговоров в данной области, пока другая сторона не созреет для равноправного и содержательного диалога. При этом все наши предложения остаются в силе.

В официальной ноте от 4 февраля 2019 г. категорически отвергли беспочвенные утверждения о несоблюдении Россией ДРСМД. Констатировали, что США так и не предприняли необходимых действий по устранению собственных многолетних и многочисленных нарушений Договора. Уведомили, что до возвращения США к неукоснительному соблюдению ДРСМД или до прекращения его действия Россия приостановит выполнение своих обязательств по Договору. Аналогичные по смыслу ноты направлены другим сторонам ДРСМД: Белоруссии, Казахстану и Украине.

4 марта 2019 г. Президентом России был подписан Указ о приостановлении Россией выполнения ДРСМД.

Попытки США разговаривать с нами на языке шантажа и ультиматумов совершенно неприемлемы. Призываем Вашингтон отказаться от контрпродуктивного и опасного курса по развалу ДРСМД и воспользоваться шансом на спасение Договора на взаимоприемлемых условиях, который сохраняется до 2 августа 2019 г., когда завершится инициированная Вашингтоном процедура выхода из данного соглашения.