29.10.1314:12

Выступление первого заместителя Министра иностранных дел России В.Г.Титова на 14-й министерской сессии Совета Баренцева/Евроарктического региона, г.Тромсё, 29 октября 2013 года

2130-29-10-2013

Уважаемые коллеги,

Дамы и господа,

Хотел бы, прежде всего, поздравить Министра иностранных дел Норвегии Берге Бренде со вступлением в должность и пожелать ему успехов на этом посту. Думается, что результативное проведение нынешней сессии СБЕР - это хорошее начало его деятельности во главе норвежского внешнеполитического ведомства.

Наша сессия СБЕР проходит в год 20-летия Баренцева сотрудничества. Отмечая юбилей Совета в июне в Киркенесе, руководители правительств наших стран констатировали, что историю его деятельности можно без преувеличения назвать историей успеха. Совместными усилиями нам удалось сформировать на Севере Европы зону доверия и стабильности, наладить многостороннее сотрудничество, охватывающее все направления жизнедеятельности людей региона.

Одновременно в Киркенесе были намечены ориентиры работы Совета на будущее, поставлены важные задачи. В их числе – содействие устойчивому социально-экономическому развитию региона, повышению его конкурентоспособности при рациональном использовании научно-инновационного и ресурсного потенциала. Не будем забывать, что он включает не только нефть и газ, но и другие минеральные ресурсы, рыбу и морепродукты, знания и опыт, квалифицированные кадры.

Устойчивое развитие, в нашем понимании, означает и преодоление до сих пор бытующего ограниченного восприятия Баренцева/Евроарктического региона как «сырьевой кладовой» Европы. Этим для нас его преимущества не исчерпываются. Говоря о будущем региона, мы видим его в качестве «умной» части Европы, последовательно развивающей инновационное и высокотехнологичное взаимодействие на благо проживающих здесь народов, в том числе коренного населения.

В целях содействия росту конкурентоспособности региона, привлечения инвестиций российская сторона выступила с идеей учреждения в рамках СБЕР финансового механизма поддержки проектов, которая была одобрена на саммите в Киркенесе. Сегодня сделан еще один важный шаг в этом направлении. Принято решение о создании специализированной группы для дальнейшей проработки этого вопроса. Исходим из того, что наши эксперты воспользуются имеющимся положительным опытом функционирования подобных инструментов в рамках Совета государств Балтийского моря и Арктического совета. Рассчитываем также на продуктивное участие в процессе формирования финансового механизма региональных игроков при координирующей роли Баренцева регионального совета. Предлагаем, чтобы экспертная группа представила доклад по итогам своей работы к очередной министерской сессии Совета в 2015 г., а промежуточную информацию регулярно выносила на рассмотрение Комитета старших должностных лиц.

Хотелось бы поблагодарить норвежское председательство за активный вклад в продвижение Баренцева сотрудничества в целом ряде приоритетных областей.

Приветствуем разработанный План для Баренцева сотрудничества в связи с изменением климата. Осознание значимости последствий изменения климата и необходимости учитывать их при планировании работы – важный и правильный шаг на пути к формированию устойчиво развивающегося региона.

Еще один востребованный документ, увидевший свет в период норвежского председательства – План развития транспортной системы Баренцева региона. Именно современная инфраструктура способна стать ключом к реализации многих деловых проектов, масштабных инициатив по созданию передовых производств и рабочих мест. Уверены, что развитие новых транспортных магистралей на Севере, включая Северный морской путь, будет способствовать привлечению в регион инвестиций, более полному раскрытию его потенциала, повышению объема торгово-экономического сотрудничества стран СБЕР, который все еще достаточно скромен.

Со своей стороны уделяем экологии и транспорту первостепенное внимание. В феврале этого года Президентом России утверждена Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 г., в которой сформулированы четыре российских национальных приоритета: использование ресурсов Арктики для обеспечения социально-экономического развития страны; сохранение Арктики в качестве зоны мира, стабильности и сотрудничества; сбережение хрупких арктических экосистем и защита коренных народов Севера; использование преимуществ Северного морского пути.

Считаем правильным продолжить позитивное начинание Норвегии по систематизации Баренцева сотрудничества и подумать над принятием «дорожных карт» и по другим важным направлениям деятельности СБЕР, включая экономику, энергетику, образование и научные исследования, создание общего рынка труда. Такой подход, на наш взгляд, позволил бы сделать работу в рамках Совета более нацеленной на перспективу, ориентировал бы его на конкретные действия.

Приветствуем инициативу Норвегии по учреждению награды за вклад в развитие многостороннего культурного сотрудничества в рамках СБЕР. Вместе с тем предлагаем не ограничиваться поощрением контактов лишь в данной области. Важнейшим фактором повышения конкурентоспособности региона является развитие его научно-технического потенциала. В этой связи предлагаем рассмотреть возможность учреждения Баренцевой премии в области инноваций – за передовые разработки, от внедрения которых выиграют все страны Совета и которые позволят объединить усилия для наращивания инновационного потенциала нашего региона. Рабочая группа по экономическому сотрудничеству СБЕР могла бы разработать статут такой премии и критерии отбора кандидатов.

В числе ключевых задач Совета на ближайшие два года видим создание условий для расширения контактов между людьми. Россия и Норвегия сделали важный шаг в этом направлении, подписав в 2010 году Соглашение об упрощении взаимных поездок жителей приграничных территорий. Но этого недостаточно. Интересы комплексного социально-экономического развития Баренцева региона диктуют необходимость перехода к безвизовому режиму поездок, созданию общего рынка квалифицированной рабочей силы.

Все более насущной потребностью становится синергия усилий всех участников региональной интеграции на Севере. Важным событием в этом контексте считаем предстоящую в апреле 2014 г. в Хельсинки встречу стран-председателей северных региональных советов на уровне заммининдел.

Существенная роль при воплощении в жизнь стоящих перед СБЕР масштабных задач отводится Баренцеву региональному совету. Двухуровневая структура Баренцева сотрудничества позволяет при принятии решений опираться не только на мнения центральных властей, но и прежде всего тех, для кого их реализация будет иметь самые прямые последствия. Поддерживаем в этой связи активное участие БРС во всех областях жизнедеятельности СБЕР. Уверены в том, что Архангельская область будет достойным преемником шведской губернии Норрботтен на посту председателя Совета.

В заключение разрешите еще раз поблагодарить Норвегию за результативное председательство и гостеприимство, а также пожелать успеха Финляндии на этом посту.

Благодарю за внимание.

Организация по безопасности сотрудничества в Европе (ОБСЕ)

Совет Европы (СЕ)

НАТО

Европейский союз (ЕС)

x
x
Дополнительные инструменты поиска