29.03.1921:07

Выступление Главы делегации Российской Федерации на Второй Конференции ООН высокого уровня по сотрудничеству Юг-Юг Чрезвычайного и Полномочного Посла Российской Федерации в Аргентинской Республике Д.В.Феоктистова, Буэнос-Айрес, 21 марта 2019 года

654-29-03-2019

Уважаемый г-н Председатель,

Уважаемые лидеры, руководители правительств, министры иностранных дел,

Дамы и господа,

Выражаем поддержку и признание усилий Правительства Аргентинской Республики по организации и проведению Второй Конференции Организации Объединенных Наций высокого уровня по сотрудничеству Юг-Юг в Буэнос-Айресе.

Как известно, взаимодействие по линии Юг-Юг активно развивается с 70-х годов прошлого века. С тех пор оно прошло долгий путь становления. Сегодня благодаря солидному экономическому потенциалу страны формирующихся рынков и развивающиеся страны становятся ключевыми центрами глобального роста, а сотрудничество Юг-Юг позволяет им играть все более активную роль в международной политике и процессах принятия решений. Осуществляется координация политики и стратегий стран Большого Юга в области развития, поступательно продвигается институционализация этого формата на национальном, региональном и глобальном уровнях.

За последнее десятилетие он позволил существенно улучшить условия жизни миллионов людей в развивающихся странах, преодолеть диспропорции технологического и социально-экономического развития. Об интересе к этому формату свидетельствует рост количества обращений стран Юга к резидентам-координаторам ООН с просьбами об оказании содействия в налаживании взаимодействия с другими государствами глобального Юга. Сотрудничество Юг-Юг позволяет партнерам приобретать опыт проектного взаимодействия и мобилизовывать альтернативные источники финансирования.

Отмечаем конструктивную роль ООН в оказании глобальной поддержки развивающимся странам в использовании потенциала сотрудничества Юг-Юг и трехстороннего сотрудничества. Это особенно актуально в контексте искоренения бедности как главной цели Повестки дня устойчивого развития на период до 2030 г. Поддерживаем усилия оперативных программ, фондов и специализированных агентств ООН в области разработки и реализации тематических стратегий по поддержке формата Юг-Юг, в частности, по таким направлениям как укрепление национального потенциала посредством обмена опытом, налаживание стратегических партнерств в интересах реализации интересующих государства Юга программ в области развития.

Россия заинтересована в поступательном развитии этого процесса на взаимовыгодных условиях. Это связано с тем, что его география и качественное наполнение затрагивают интересы все большего числа международных партнеров. Мы поддерживаем традиционные принципы сотрудничества по линии Юг-Юг, которые впервые были зафиксированы 40 лет назад в столице Аргентины: уважение национального суверенитета, невмешательство во внутренние дела и отказ от выдвижения предварительных политических и экономических условий.

Также наша страна проявляет интерес к трехстороннему сотрудничеству, что нашло свое отражение в Концепции государственной политики Российской Федерации в сфере содействия международному развитию.

В практическом плане сотрудничество Юг-Юг и трёхстороннее сотрудничество интересуют нашу страну в контексте стимулирования регионального взаимодействия, в том числе в Евразии и Азиатско-Тихоокеанском регионе. Реализация такого сотрудничества находит своё отражение в различных форматах взаимодействия, а также в рамках многосторонних и региональных объединений, таких как БРИКС, ШОС, АСЕАН, АСЕМ, АТЭС, ЕАЭС и других. Самым успешным проектом БРИКС и важнейшим механизмом сотрудничества с нашими партнёрами стало создание Нового Банка развития (НБР) с капиталом в 100 млрд. долл. США. НБР - первый многосторонний банк, созданный исключительно  странами формирующихся рынков и ориентированный на работу не только в странах БРИКС, но и в других государствах с формирующимися рынками и развивающихся странах.

Россия входит в пятерку крупнейших соучредителей Азиатского банка инфраструктурных инвестиций, среди задач которого - развитие формата Юг-Юг, основной целью деятельности которого является стимулирование регионального сотрудничества и партнерства в решении проблем в области развития за счет тесного взаимодействия с другими многосторонними и двусторонними институтами развития, что полностью соответствует модальностям сотрудничества в формате  Юг-Юг и трехстороннего сотрудничества.

Считаем, что ЕАЭС и китайская иницатива строительства «Одного пояса – одного пути» эффективно дополняют друг друга. Гармонизация этих проектов способна заложить фундамент для формирования Большого евразийского партнерства, предложенного в 2016 году Президентом Российской Федерации В.В.Путиным.

Торгово-экономическая составляющая является одним из ключевых направлений взаимодействия в ШОС, присоединение Индии и Пакистана к которой существенно усилило внимание Организации к своему «южному флангу». Реализовывается вступившее в силу в январе 2017 г. Соглашение между правительствами государств-членов ШОС о создании благоприятных условий для международных автомобильных перевозок. Ведется работа над проектом программы развития дорог ШОС.

На соответствующих отраслевых площадках России и АСЕАН внимание фокусируется на актуальных вопросах повышения эффективности в сфере энергетики (включая использование новых технологий нефтедобычи и уменьшение зависимости от ископаемых видов топлива), внедрении методов рационального землепользования, усилиях по наращиванию транспортной и инфраструктурной взаимосвязанности. Активно развивается взаимодействие по линии Фонда Россия-АСЕАН, за счёт ресурсов которого поддерживаются программы по обмену опытом в областях, представляющих взаимный интерес.

В центральноазиатском регионе и странах СНГ реализуем большое количество проектов и программ по укреплению потенциала данных стран путём налаживания сотрудничества и обмена опытом в различных областях.

Так, Россия осуществляет программы по оказанию технического содействия Армении и Узбекистану в совершенствовании системы управления государственными финансами. Программы включают в себя обучение, обмен опытом, развитие собственного потенциала данных стран в этой области на основе лучших российских и международных практик, а также оказание содействия в совершенствовании национальных законодательств (например, осуществляется взаимодействие по подготовке Налогового кодекса Узбекистана).

Одним из успешных примеров сотрудничества является проект по оказанию помощи странам СНГ в области повышения уровня финансовой грамотности населения и совершенствования их потенциала в этой области, включая подготовку национальных стратегий в области финансовой грамотности. В принципы данной работы заложен практический опыт и результаты реализации такого проекта на территории Российской Федерации, включающей в себя непрерывный процесс обучения и взаимодействия между странами региона по внедрению российских практик и подходов в области финансовой грамотности населения, признанных, по оценкам Всемирного банка и ОЭСР, одними из лучших в мире.

Одновременно Россия проявляет интерес к взаимодействию с другими регионами мира, в частности, ЛАКБ. Так, с 2014 г. функционирует Российско-кубинский Центр подготовки специалистов пожарно-спасательного профиля, где свои навыки совершенствуют, помимо кубинских специалистов, также их коллеги из целого ряда стран Карибского региона. В 2019 г. планируется обучение представителей Антигуа и Барбуды, Венесуэлы, Гватемалы, Гондураса, Доминиканской Республики, Доминики, Колумбии, Коста-Рики, Никарагуа, Панамы, Сальвадора, Эквадора и Ямайки.

На африканском направлении в рамках глобальных усилий по борьбе с вирусом Эбола в 2017 г. был открыт Российско-Гвинейский научно-исследовательский Центр эпидемиологии и профилактики инфекционных заболеваний. Центр используется для обучения и обмена опытом со специалистами-медиками из различных стран Африки и является примером успешной реализации принципов сотрудничества по линии Юг-Юг с привлечением частного сектора при решении важных социальных задач. Работы по возведению Центра выполняла Объединенная компания РУСАЛ, ставшая, таким образом, единственной в мире публичной компанией, реализовавшей капитальный проект, направленный на борьбу с распространением вируса Эбола.

Наша страна реализовала совместный проект с ВОЗ на покрытие расходов по пребыванию кубинских врачей в районе вспышки Эболы в государствах Западной Африки.

Активно ведётся работа по развитию сотрудничества Юг-Юг и трехстороннего сотрудничества по линии международных организаций, преимущественно учреждений системы ООН и Бреттон-Вудских институтов.  Успешными примерами могут служить реализуемые совместно с Программой развития ООН проекты "Управление знаниями и создание потенциала в рамках партнерства Россия – ПРООН", "Регулятивные рамки в сфере повышения энергоэффективности в странах Евразийского экономического союза», направленные на укрепление потенциала стран Центральной Азии, а также проект Климатического окна Трастового фонда «Климатическая шкатулка», объединяющий такие страны, как Армения, Казахстан, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан для обмена опытом и лучшими практиками в области образования по вопросам изменения климата.  

С 2010 г. совместно с Всемирной продовольственной программой ООН Россией реализуются инициативы по наращиванию национального потенциала для создания, повышения качества и эффективности устойчивых систем школьного питания. На данный момент соответствующие проекты осуществляются в Армении, Киргизии и Таджикистане. Каждая из таких программ предполагает постоянное взаимодействие между странами в региональном контексте. Проекты включают в себя проведение ряда мероприятий по обмену национальными практиками, опытом реализации и последующим шагам по гармонизации действий на данном направлении. Основной целью является не просто поставка оборудования и продовольствия, а содействие формированию потенциала в части разработки соответствующих национальных политик и стратегий, а также наращиванию финансирования на национальном уровне с целью полного перехода стран на самостоятельную реализацию данных проектов.

Россия поддерживает инициативу Всемирного банка по обмену опытом по линии «Юг-Юг» в области экономической и социальной политики, основными стратегическими целями которой являются повышение уровня практических знаний стран-партнеров путем стимулирования обмена опытом между развивающимися странами, а также обобщение и распространение наилучшей практики такого сотрудничества.

В завершение хотел бы подчеркнуть, что Россия готова наращивать взаимодействие с другими странами как по линии Юг-Юг, так и в формате трёхстороннего сотрудничества в рамках содействия международному развитию, достижения целей Повестки 2030 и Целей устойчивого развития. Полагаем, что целесообразно задуматься о расширении понятия данного сотрудничества, в том числе путём активного привлечения международных организаций, многосторонних финансовых институтов, неправительственных организаций и частного сектора.

Благодарю Вас, г-н Председатель.

Организация по безопасности сотрудничества в Европе (ОБСЕ)

Совет Европы (СЕ)

НАТО

Европейский союз (ЕС)

x
x
Дополнительные инструменты поиска